ДО И ПОСЛЕ ОТМАХА ЧЕРЕЗ ГОЛОВУ
Наиболее трудные и, в свое время, самые престижные большие обороты на перекладине — ныне почти забытые «итальянские» (14) — обычно начинаются отмахом «через голову», то есть махом вперед переворотом назад из упора сзади в одноименный вис. Но и названный элемент — не первый в связке традиционных движений, обслуживающих эти обороты. Стандартная связка обычно такова: из виса хватом сверху перемах согнувшись — полумах дугой назад — подъем назад в упор сзади — отмах через голову — большой оборот (обороты) назад в висе сзади — подъем махом вперед в упор сзади и т. д.
Несмотря на то, что все эти движения ныне вышли из моды, их высококлассное исполнение может украсить комбинацию любого мастера, а анализ техники этих движений поучителен и интересен.
40
_____________ 13. До и после отмаха через г олову
Коснемся вначале полумаха дугой назад.
Даже тогда, когда это движение делалось часто, редко можно было видеть его грамотное исполнение. Наиболее типичной была его трактовка не как «полумаха дугой назад», а как «полуподъема вперед» (рис. 10-а). Можно, разумеется, действовать и так, но подобное движение гораздо менее амплитудно и не так энергично, как движение дугой; выглядит оно вяло, грешит задержками темпа в конце подъема, перебоями ритма и, надо признать, выглядит тяжело и не стильно.
Гораздо эффектнее и мощнее полумах дугой назад (б). После акцентированного перемаха согнувшись с ударным сгибанием тела гимнаст резко «выстреливает» вверх-назад, смело оттягиваясь до положения, почти равного высокому вису сзади. Немедленно после этого (на фоне уже начинающегося спада), гимнаст быстро втягивает тело обратно в вис согнувшись, получая благодаря такому движению мощное вращение назад в вис согнувшись.
|
|
От техники исполнения полумаха назад (или полуподъема вперед) чувствительно зависит и дальнейшее течение связки. Важно уже то, как сгибается гимнаст в висе согнувшись. Если ноги с началом разгибания в подъеме отстают в движении (в), к упору сзади испол -нитель может придти с замедленным вращением, но в сильно прогнутом положении с натянутыми мышцами живота, что весьма важно для мощного исполнения отмаха через голову. Если же он акцентирование «ударяет» себя ногами, удерживая таз приподнятым (г), то последующий подъем назад будет форсированным, но закончится, скорее всего, приходом в закрытое положение упора сзади, из которого полноценный отмах затруднителен, и движение будет выглядеть как быстрое «сваливание» назад. Таким образом, крайности плохи.
41
ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________
Лучше всего некий средний вариант, когда гимнаста и вверх выносит достаточно быстро, и мышцы передней поверхности тела успевают натянуться и изготовиться для отмаха. Меру этого движения гимнаст должен сам найти для себя в процессе освоения движения, сообразуясь со своими возможностями и симпатиями.
|
|
Далее — главное. Отмах через голову—движение, которое совсем не трудно сделать в примитивной форме, но очень трудно выполнить по-настоящему.
Самое простое—движение «сваливанием», когда самого отмаха, в сущности, и нет {рис. 77-й). Гимнаст переходит в вис сзади после сильного наклона назад плечами (к.к. 1—2), и не столько благодаря активной работе, сколько за счет силы тяжести и оттягивающего действия центробежной силы инерции, когда тело уже получает некоторое вращение вокруг грифа.
42
____________________ 14. Так называемые « и т альянские»
Идеальной была бы техника, при которой действительно делается мощный отмах всем телом из высокого упора сзади с сильным акцентированным подготовительным прогибанием (б). Но, как всякий идеал, такое исполнение труднодостижимо; мало кто владеет отточенными подготовительными действиями и совершенно необходимой в этом случае идеальной растяжкой в плечах.
Компромиссный, но вполне достойный характер носит отмах в. Его особенность в том, что, начинаясь как и предыдущий, из упора сзади с хорошими темповым прогибанием тела и высоко расположенными плечами (к. 7), он в дальнейшем делается не всем телом, как на фиг.б, а последовательным сгибанием-разгибанием. Вначале, делая мах ногами высоко вверх-назад, гимнаст сильно сгибается и поднимает таз до уровня плеч (к.к. 1—2), и лишь позже, активно оттягивая и нажимая руками вниз-назад на гриф, выпрямляется (к.к. 2—5). Такое построение действий позволяет выйти в высокое исходное положение для последующего спада, но действовать более экономно (сравните этот прием со многими другими движения через «складку», например, с подъемом вперед в вис сзади и т. п.).
|
|
Наконец, выполнив отмах через голову, гимнаст начинает спад в висе сзади хватом сверху. Этим движением далее делается подъем в упор сзади или полный большой оборот. Движения сложные, и мы уделим им ниже особое внимание.
ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ «ИТАЛЬЯНСКИЕ»
Это наиболее характерный, скажем даже классический образец больших оборотов в висе сзади, а именно обороты назад в висе сзади хватом сверху. Их классичность, помимо прочего, в том, что вис сзади хватом сверху нельзя «подделать»5. В отличие от виса хватом снизу, который легко переходит в полувкрученное положение (ныне используемое под видом виса сзади) или — с полным выкрутом — в вис обратным хватом. Эта «чистота жанра» и определяет основные про-
|
|
5 Речь о том, что взрослый гимнаст, имеющий сформировавшийся и достаточно «жесткий» мышечно-связочный аппарат плечевого пояса, как правило, не способен делать выкрут из виса сзади хватом сверху; это анатомически предельное положение, из которого дальнейшее вращение плеча ни при разгибании, ни при пронации не доступно и травмоопасно. Исключение из этого правила — юные гимнасты и некоторые гимнастки, которые способны выкрутом переходить из виса сзади в вис с запредельно пронированными кистями. Но на эти рекорды подвижности в плечах вряд ли стоит ориентироваться, всему есть своя разумная мера (см. также 16).
43
ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________
блемы освоения и исполнения данных оборотов и вообще движений втаком же рабочем положении. Главная же проблема в том, что гимнаст должен быть хорошо подготовлен к подобным махам, о чем уже
говорилось выше (12).
Сейчас трудно сказать кто был пионером обсуждаемых оборотов и кто вынес их в широкую международную практику. Почему-то за ними утвердилось название «итальянских», хотя можно с уверенностью сказать, что наши лучшие гимнасты, блестяще работавшие на перекладине еще в 30-е годы, по меньшей мере не отставали отитальянцев... Техника «итальянских» прямо зависит от достигнутой гимнастом подвижности в плечевых суставах. В идеале, если гимнаст очень хорошо «висит», техника больших оборотов назад в висе сзади должна идти по следам обычных оборотов назад, хотя специфика рабочего положения, безусловно, наложит на них свой отпечаток.
44 |
На рис. 12-а — примерная схема «итальянского», выполняемого при наличии высокой активно-пассивной подвижности в суставах. Примерно так делал эти обороты блестящий советский турнист 50-х годов Виталий Столбов. После отмаха через голову гимнаст быстро и полно оттягивался в висе сзади, удерживая эту оттяжку стабильней на протяжении всего спада (к.к. 2—7). В идеале, у нижней вертикали (к. 7), можно добиться предельного выпрямления тела (у гимнастов с мягкими и хорошо разработанными плечами этот вис — по степени выпрямления тела — мало отличается от обычного). Более того — возможно введение и детальных подготовительных действий по типу «кипа — расхлест», предшествующих маху вперед ногами
Плечом вперед или назад ?
(показано пунктиром на к.к. 5—6), но это уже удел особо виртуозных исполнителей таких движений, которые были прежде и которых ныне, увы, почти нет.
Далее, в начале подъема гимнаст делает посыл ногами вперед, который одновременно содействует вполне уместному здесь одновременному притягиванию в плечах (к.к. 7—10. Заметим, что в обычном бросковом обороте назад в аналогичной фазе плечевой угол не меняется, см.рис. 3, к.к. 6—7). Приближение масс тела к оси вращения достигающееся в этой фазе движения, должно быть взвешенным. С одной стороны, сильное притягивание тела к опоре облегчает подъем, с другой — провоцирует слишком сильное опускание таза в конце оборота, и тогда переход на повторный оборот затрудняется. В обороте нарис. /2-я гимнаст удерживает таз на расстоянии, позволяющем в высшей точке движения (к. 1) выйти в эффектное положение с высоко расположенным тазом. Нужно заметить, что в последней четверти оборота (ориентировочно с к. 10) происходит важная перестройка в действиях гимнаста: если до этого он активно притягивался к опоре, то позже должен работать, особенно в плечах, на поддержание высокого положения тела над опорой.
Но описанный оборот ныне исключительная редкость. Большинство гимнастов не подготовлены к такой работе и должны выстраивать технику «итальянского» по-другому. Один из таких технических вариантов показан нарис. 12-6. Оборот начинается из более низкого исходного положения (к. /). Поскольку гимнаст в данном случае испытывает затруднения с оттяжкой в плечах, она лишь постепенно увеличивается по ходу спада, достигая некоторого максимума лишь к нижней вертикали (к.к. 2—5). Здесь происходит самое важное: гимнаст не просто висит в достигнутом положении, а быстро проходит его с ударными нагрузками на плечи, которые должны отработать здесь в качестве рессоры. При этом мышцы-сгибатели плеча, резко натянувшись у нижней вертикали (к.к. 4—5), немедленно после этого начинают работать, содействуя притягиванию тела к опоре (к.к. 5—8). Далее оборот сходен с предыдущим, с той лишь разницей, что общая активность подъема здесь заметно меньше, и выход в эффектное высокое положение тут маловероятен.
ПЛЕЧОМ ВПЕРЕД ИЛИ НАЗАД ?
В гимнастическом обиходе и в терминологии издавна использовались определения поворотов вокруг руки по направлению движения «плеча». Так, поворот в висе вокруг левой руки в одноименном
45
ПЕРЕКЛАДИНА _______________________________________
направлении мог быть назван поворотом «плечом вперед», а направо (вокруг той же левой руки) — поворотом «плечом назад». Такие же определения использовались и во многих других случаях—для описания поворотов в стойке, в упорах (в том числе на коне) и т. д. Казалось бы, логика здесь вполне определенная, и всё стоит на своих местах. Но... Вот одна подлинная история.
.. .Однажды гимнасты-мастера получили из ПО новую обязательную программу, где начало комбинации на перекладине было записано так: «из виса хватом сверху мах дугой с поворотом кругом плечом вперед» ... И далее — описание связки. Казалось бы — все понятно. Но вот мастера начинают разучивать комбинацию и, естественно, стремятся сделать «дугу» повыше, «к стойке на руках». И немедленно стало ясно, что поворот-то получается в точности такой, как в «келеровском», то есть в большом обороте назад с поворотом кругом в хват снизу. А ведь всегда считалось, что поворот в келеровском это, конечно же, поворот «плечом назад»... Получалось, что те, кто стремится сделать его лучше, действуют неправильно! Не по записи!
Началась сумятица, поскольку никакие попытки научиться делать движение согласно записи, но — с высоким подъемом к стойке, не давали результата: поворот получался только «плечом назад». Деле дошло до техкома РЮ и, наконец, скандал был улажен росчерком пера: слова «плечом вперед» были просто убраны.
Но, однако, в чем здесь дело, почему всем известный поворот, исполняемый «плечом вперед», при высоком движении превращается в свою противоположность?
А дело в том, что в действительности никакого превращения, конечно, не происходит.
Обратимся к схеме на рис. 13. Это фрагмент матрицы, показывающей как связаны между собой опорные положения на перекладине (или на любой другой продольной жесткой опоре), если от одного из них переходить к другому поворотом вокруг опорной руки или движениями типа прямого перемаха, возможными вкручиваниями или выкрутами в плечах. Схема иллюстрирует собой морфологический закон, определяющий свойства названных движений с переходом от одной позы-положения к другой, и отступлений от этого закона не бывает в принципе.
Посмотрим на верхнюю «строку» схемы. Это связанные друг с другом известные положения в висе или, если угодно, в стойке на руках, а также в любом промежуточном между ними положении.
Из трех положений, указанных в этой строке, наиболее употребительное — вис-стойка хватом сверху («2»). Из этого положения мож-
46
_______________ 15. Плечом вперед или н а з а д ?
но повернуться вокруг руки на 180° в двух противоположных направлениях.
Каких, эти направления, назвать? Странно, скажет читатель, как же еще! — Налево да направо. Логично? Да, на первый взгляд логичного... — не годится, ничего не получается. И по очень простой причине. Попробуйте взять в висе хват сверху и повернуться из него вокруг левой руки в хват снизу (на нашей схеме это переход от цифры «2» к цифре «1»). Получится поворот налево или, как было сказано выше, «плечом вперед». Но представьте себе или прямо сделайте такой же (в смысле изменения хвата) поворот в стойке на руках. И будет очевидно, что движение происходит «плечом назад» и, по впечатлению, явно направо! Выходит, что морфологически один и тот же поворот дает — в зависимости от положения тела относительно снаряда — совершенно разные движения!
Не убедительно? Что ж, давайте возьмем еще один пример: поворот кругом из виса-стойки хватом снизу в хват сверху (это переход «1» — «2», обратный предыдущему). В висе этот поворот (если он делается вокруг левой руки) совершенно явно определяется как поворот направо и, соответственно, свободным плечом назад. Но вспомните хорошо из-
47
ПЕРЕКЛАДИНА
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!