Другая скорость - другая техника



Nbsp; Ю. К. Гавердовский

ТЕХНИКА

ГИМНАСТИЧЕСКИХ

УПРАЖНЕНИЙ

Популярное учебное пособие

Москва 2002


ББК 75.6 Г12


ОГЛАВЛЕНИЕ


 


Издательство «Терра-Спорт» —

член Международной ассоциации издателей

спортивной литературы

Рисунки автора

Гавердовский Ю. К.

П 2  Техника гимнастических упражнений. Популярное учебное пособие. — М.: Терра-Спорт, 2002. — 512с.

13ВК 5-93127-158-9

Популярное пособие по актуальным вопросам техники гимна­стических упражнений на основе подготовки сборных команд страны и сборных ведущих зарубежных стран мира.

ББК 75.6

© Гавердовский Ю. К., 2002
I8ВN 5-93127-158-9                                  © Издательство «Терра-Спорт», 2002


От автора............................................................................... 9

ПЕРЕКЛАДИНА...................................................................... 15

1. Кто «хорошо висит»....................................................... 15

2. Гриф рисует узоры.......................................................... 16

3. Когда кисти разгружаются.............................................. 19

 

3. Когда кисти разгружаются.............................................. 19

4. Тянуться!.......................................................................... 21

5. Другая скорость —другая техника................................. 23

6. Оборот по-японски.......................................................... 26

7. Бросок по-китайски или «шило на мыло»...................... 28

8. Мощнее мощного............................................................ 31

9. Оборот наизнанку............................................................ 33

 

10. Бросок назад: аристократ или работяга? ..................... 34

11. Оборот накатом: учат одному, а получается............... 36

12. Висы сзади: утраченная культура................................. 39

13. До и после отмаха через голову................................... 40

14. Так называемые «итальянские».................................... 43

15. Плечом вперед или назад?............................................ 45

16. Сколько можно поворачиваться вокруг руки?............. 48

17. Требуются мягкие руки................................................. 51

18. Санжировки —витаминный концентрат турниста....... 53

19. Отходы и траектории.................................................... 55

20. Отход и крутка............................................................... 57

21. Тактика наката............................................................... 60

22. Отходы со срывами и без.............................................. 62

23. Щучьи уроки.................................................................. 65

24. Сальто выпрямившись. Но как выпрямляться?............ 67

25. Что такое «профилирующее сальто»?.......................... 69

26. Двойной бланш: эрзац и экстра..................................... 72

27. Бойко, Марченко... Ковач!............................................. 74

28. На этажах мощности...................................................... 77

29. Одно равно двум, а два.................................................. 80

3


ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


Оглавление


 


30. Уплотненное сальто....................................................... 82

31. Низкое начало —не помеха........................................... 84

32. Для чего нужна люфтпауза............................................ 86

33. Капризные пируэты........................................................ 88

34. Лунная история.............................................................. 91

35.Андриановскиеигры ...................................................... 92

36. От «делчева» к «гингеру».............................................. 93

37. Полет стоя...................................................................... 95

38. Задернутое сальто.......................................................... 97

39. Поворот сгибанием или разгибанием?.......................... 99

40. Питомцев — Якунин — Ткачев — Люкин —

Маринич — Георгадзе...................................................... 101

41. «Ткачевский»: клубок противоречий.......................... 103

42. «Ткачевский»: проблема спада.................................... 105

43. «Ткачевский»: тонкости контртемпа........................... 107

44. «Ткачевский»: в полете................................................ ПО

45. Обратный лёт —прототип «ткачевского».................. 114

46. Соскок лётом: из 50-х —в 2000-е?.............................. 117

47. Лёт без кипы бывает?................................................... 119

48. Воздушный кроль......................................................... 122

49. Прихотливая «вертушка»............................................ 124

50. Дуга — сальто. Прерванная песня.............................. 127

51. Срыв без срыва............................................................. 130

52. Когда инерция — помеха............................................ 133

53. Подъем разгибом —без разгиба.................................. 137

54. Подъем разгибом —тоже оборот................................ 139

55. «Хип-хап» —старая задачка........................................ 141

БРУСЬЯ.................................................................................. 143

56. Размахивания: верхом на тигре................................... 143

57. Плечи-рессоры............................................................. 146

58. Замок для локтей......................................................... 148

59. Спад, сотворивший революцию.................................. 149

60. «Поздний» спад: тема с вариациями........................... 152

61. Неизвестные размахивания......................................... 154

62. Таз —индикатор........................................................... 156

63.Дуга«по-шахлински»................................................... 158

64. Подъем разгибом — дело тонкое!............................... 159

65. Тупик или свет в тоннеле?........................................... 162

66. Отдовиг—суррогати «Н1-Р1»...................................... 165

67. Жерди —коварный трамплин...................................... 167

4


 

68. Когда стаскивает вдоль жердей.................................. 169

69. Странности подъема махом вперед............................ 172

70. Подъем «в протяжку» и «в складку».......................... 175

71. Как делать поворот? ...................................................  175

72. Это подъем или кувырок?........................................... 178

73. Асимметричные неожиданности................................. 180

74. Поворот махом назад: тьма нюансов.......................... 183

75. Один элемент? Два?..................................................... 186

76. Перемахи мелкие неприятности................................. 188

77. Спичаг —тест на культуру гимнаста.......................... 189

78. Бланш на прямых: трудно и неэффектно?.................. 191

79. Сальто назад —конфликтующие родственники......... 194

80. Руки от опоры до опоры.............................................. 197

81. Сальто с прямым телом —за и против....................... 199

82. Руки стопорят............................................................... 200

83. Два «темпа» на «оберучныи»: по теории и «против» 201

84. Смелый мах —враг перекосов..................................... 203

85. Сальто вперед: спор двух «темпов»........................... 206

КОЛЬЦА................................................................................. 209

86. Еще один штрих к «броску»....................................... 209

87. Эта однобокая опора................................................... 211

88. Подкачните!................................................................. 213

89. Обрывы и «обрывчики»............................................... 216

90. Как вы действуете кистями?........................................ 218

91. Как на перекладине?!................................................... 220

92. Сила симметрии........................................................... 223

93. Совсем как в баттерфляе............................................. 225

94. Метаморфозы выкрута................................................. 227

95. Кольца против перекладины........................................ 230

96. Забытый «темп»........................................................... 232

97. Вторая ступень ракеты................................................ 234

98. Опять о «контртемпах»............................................... 237

99. Обороте поворотом?.................................................... 240

 

100. Простые махи — не просты...................................... 243

101. «Сальто» над кольцами............................................. 246

102. Бланш не устарел!..................................................... 249

103. И сила не поможет..................................................... 252

104. Крест: и техника тоже................................................ 254

105. Настоящий обратный крест...................................... 256

106. Тонус тонусу рознь.................................................... 258


ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


Оглавление


 


КОНЬ...................................................................................... 261

107. Совсем особенный...................................................... 261

108. Микрокосмос коня...................................................... 263

109. Что есть «перемах»?.................................................. 265

110. Двухопорный старт.................................................... 266

111. «Элементы» не элементарны..................................... 269

112. Кому конь — «конек»?............................................... 271

113. Плечевой «насос»....................................................... 274

114. «Обманка» Мирослава Церара.................................. 277

115. Главная нога................................................................ 280

116. Падать, не падая......................................................... 282

117. Ошибка диссертанта................................................... 284

118. Бросок боком тоже бывает......................................... 286

119. Конь-хронометр.......................................................... 288

120. Круг: правило и его исключения................................ 291

121. Чудо-симбиоз скрещения и круга.............................. 294

122. «Лунный» круг прогнувшись..................................... 296

123. Поворот против течения............................................ 298

124. Повороты разбавленные и концентрированные........ 299

125.0 правилах ходьбы .................................................... 302

126. И, всетаки, сальто! ..................................................... 304

127. Эквилибр на коне........................................................ 305

ПРЫЖОК.............................................................................. 309

128. Тактика разбега........................................................... 309

129. Секрет Фурмана......................................................... 311

130.0 древнегреческом стиле........................................... 314

131. Диалоге мостиком...................................................... 316

132. Как в него «попасть».................................................. 317

133. Руки мешают или помогают?..................................... 320

134. Прыжковые ритмы...................................................... 322

135. Полеты в мечтах и наяву........................................... 324

136. Уходящее понятие...................................................... 327

137. История «лёта»: рождение — расцвет — забвение.. 328

138. История переворотов:

рождение — расцвет — перерождение............................... 331

139. Не только руками....................................................... 332

140. Скрытый порок или достоинство?............................. 334

141. Накат + курбет + группировка................................... 337

142. Идея есть, но............................................................... 340

143. Хорошо забытый хороший прыжок.......................... 343

6


 

144. Тот самый «цукахара»............................................... 345

145. И «цукахара» ложный................................................ 347

146.1'/2 — \х— утопия или реальность?...................... 350

АКРОБАТИКА....................................................................... 355

147. Можно ли подкрутить себя в полете?....................... 355

148. Сальто вперед: руки, туловище, шея........................ 358

149. Через темп или в одно касание?................................ 362

150. Опять люфтпауза!...................................................... 366

151. Пируэты и пируэтчики............................................... 368

152. Ниша для поворота.................................................... 371

153. От полпируэта к пируэту или наоборот?.................. 372

154. Иногда полезно обманывать...................................... 377

155. Спор о махе руками................................................... 380

156. Прыжок в золотой век................................................ 384

157. Больше, чем название................................................ 387

158. Курбет, толчок, отход................................................ 390

159. Стрикоссат —не виноват........................................... 394

160. Фляк набирает скорость............................................. 397

161. Еще раз фляк и разные разности............................... 401

БРЕВНО................................................................................. 405

162. Быть в тонусе. Но в каком?........................................ 405

163. Про кошачий стиль и эскалатор................................ 407

164. Чувствовать самого себя!........................................... 410

165. Переполох с румынским фляком............................... 413

166. Центробежный момент: коготок увяз........................ 416

167. Перешагивая через стандарты................................... 419

 

168. Как схватиться за соломинку.................................... 423

169. «Она по проволоке ходила...»................................... 426

170. Трудный синтез статики и динамики........................ 428

171. Поперек и продольно................................................. 431

172. Хорошо для отталкивания —плохо для баланса..... 434

173. Уметь руку приложить.............................................. 437

174. «Спичаговые» нюансы............................................... 439

БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ................................................. 442

175. Уроки большого оборота........................................... 442

176. Перемах о себе напоминает....................................... 444

177. Помесь «броска» с «накатом» .................................. 447

178. Прокрустово ложе брусьев........................................ 449

7


ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


179. Срывное? Задернутое? Китайское?........................... 451

180. От Ткачева к Шушуновой и обратно......................... 454

181. Река? — Волга. Подъем? — Разгибом....................... 456

182. «Простой» отмах........................................................ 460

183. Непростые отмахи...................................................... 464

184. Когда «развязаны» руки............................................. 467

185. Бесполый перешмыг................................................... 469

186. Клан движений «не касаясь»...................................... 471

187. Дуга —сальто... вперед?............................................ 474

188. Дуга Бурды —техническая энциклопедия................. 477

189. Тайны дуги назад........................................................ 482

190. С жерди на жердь........................................................ 485

191. Петушиное словцо..................................................... 487

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ................................................ 490


Памяти внука Илюшки

ОТ АВТОРА

Эта книга — об актуальных вопросах техники упражнений, со­ставляющих основное содержание современной спортивной гимнас­тики. Она адресуется, прежде всего, активно практикующим трене­рам и наиболее пытливой части действующих спортсменов, то есть тем, у кого в процессе регулярной, конкретной работы постоянно возникают вопросы, остающиеся без убедительного и своевременно­го ответа.

Замысел книги возник еще много лет назад, когда автор регуляр­но работал в сборных командах страны в качестве научного консуль­танта.

Наблюдая тренировочный процесс с участием лучших отече­ственных тренеров, выдающихся гимнастов и гимнасток мира, не­трудно было еще и еще раз убедиться, что одна из главных проблем, постоянно встающих перед любым тренером и его учеником, это — проблема постоянного, часто мучительного преодоления техничес­ких затруднений, требующих и от наставника и от его подопечного не только верных практических действий, но и — прежде всего — правильного понимания сути движения, связанных с этим двига­тельных задач и, самое главное — способов их решения; задач, число которых неумолимо расте^ по мере того, как спортсмен совершает свое трудное восхождение к высотам мастерства.

Такова уж гимнастика, этот прекрасный и странный вид спорта, сделавший своим преДметом движения, не известные в повседнев­ном, «разумном» обиходе, совершенно далекие от естественных ло-комоций и, казалось бы, вообще от здравых человеческих целей. Вид спорта, целиком сотканный из искусственных телодвижений, по­добно тому, как музыка слагается из звуков, не известных живой природе...

Издания, посвященные технике гимнастических упражнений, выходили и прежде. Но особенность книги предлагаемой в данном случае, заключается в том, что, в отличие от других публикаций, по­свящавшихся этой проблеме, (впрочем, довольно редких), в ней чи-


9


ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


От автора


 


татель не найдет систематизированного описания упражнений раз­личных структурных групп1. Здесь основное внимание уделяется проблемным ситуациям в истолковании техники упражнений, тем «болевым точкам», которые чаще всего становятся причинами воз­никновения затруднений в практической работе, источником ти­пичных ошибок и погрешностей в упражнении, находящемся в рабо­те или уже заученном.

Вместе с тем, в материале, отобранном нами для книги, отражены упражнения, очень разные и по структуре, и степени сложности, так что некоторые из них наиболее радикальному читателю могут пока­заться либо слишком «элементарными», либо чрезмерно трудными, либо, наконец, попростуустаревшими.

Однако этот отбор носит принципиальный характер.

Во-первых, мы убеждены, что гимнастика, взятая во всем потен­циальном объеме и подлинном значении, неизмеримо шире и богаче ее сиюминутного, текущего состояния, диктуемого временны­ми тенденциями, модой на те или иные упражнения и причудами судейства.

Во-вторых, «излишне простые» упражнения, которые могут выз­вать скепсис у читателя, убежденного, что это для него — «пройден­ный этап», на самом деле, как правило, имеют массу тонкостей, не­знание которых сплошь и рядом становится (автор в этом множество раз убеждался на примерах с мастерами высшей квалификации) при­чиной пробелов в технической подготовке гимнастов и безнадежно­го снижения их класса.

Главное же заключается в том, что вдумчивый, непредвзятый (и, надо было бы добавить — не высокомерный) подход к анализу более или менее простых упражнений помогает в понимании самых важных, базисных закономерностей, от которых зависит освоение и исполнение даже самых малодоступных трюков. Нужно вновь и вновь подчеркнуть, что гимнастические упражнения — независимо от их сложности и трудности! — представляют собой единую систему двигательных действий и движений, в которой всё чрезвычайно тесно связано и взаимообусловлено. Если тренер недостаточно глубоко и тонко понимает каковы на самом деле структура и механизмы «про­стого» упражнения (которое кажетсяшу таким, только потому, что

1 Как это было, в частности, в двух изданиях «Гимнастического многоборья» под ред. Ю. К. Гавердовского, содержащее самое полное из известных специали­стам изложение техники гимнастических упражнений (М.,ФиС, 1975-1980, 10 книг; М.,ФиС, 1986-1987, 2 тома).


им легче овладеть), то это вне сомнения означает, что он совсем уж слабо разбирается в более сложных движениях, в которых, как пра­вило, кумулируются разнообразные биомеханические эффекты, свойственные более доступным упражнениям.

Впрочем, в книге достаточное внимание уделяется именно слож­ным, рекордно трудным, проблемным элементам, биомеханическим моделированием которых автор занимается много лет. Так что люби­тели гимнастических «изюминок» не должны быть в этом смысле слишком уж разочарованы.

Что касается «анахронизмов», то есть упражнений, якобы навсег­да вышедших из употребления и могущих показаться иному читате­лю ненужными, то здесь мы придерживаемся того же принципиаль­ного мнения: все новое — суть хорошо забытое старое и — нет плохих элементов, а есть плохие и недальновидные реализаторы.

В книге мы многократно и настойчиво повторяем мысль о том, что такие, например, упражнения, как виртуозные соскоки и прыж­ки сгибаясь-разгибаясь, соскоки и прыжки лётом, прыжки «ямаси-та», подъемы и соскоки дугой, усложненные подъемы и кувырки на брусьях, скрещения на коне и проч., и проч., что всё это — не устаревший материал, а богатейшая почва для постоянного обновле­ния, освежения действующего гимнастического репертуара, кото­рый во все времена имел унылую склонность к рациональному единообразию, усыханию до общепринятого «джентльменского на­бора», считающегося на данном этапе гимнастической жизни «при­личным» и поощряемого неразумным судейством. Как если бы все взрослое население, повинуясь диктату моды, вырядилось сплошь в красные пиджаки...

В заключение — несколько замечаний о текстах и структуре книги.

Если не считать собственного опыта автора как гимнаста и тренера (необычайно важного для понимания и истолкования многих вопро­сов), то материал книги основывается на следующих основных ис­точниках.

Первый из них — исследования по биомеханике, технике и дидак­ тике гимнастических упражнений, в разные годы осуществленные автором и его сотрудниками — более чем 30 аспирантами и соискате­лями из стран СНГ, Германии, Болгарии, Северной Кореи, Китая, Туниса, Египта, Иордании и др. Эти исследования составляют дока­зательную основу всего, что утверждается в тексте книги.


 


10


11


ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


От автора


 


Второй — многолетняя, с 1962 года, деятельность автора по науч­ ному обеспечению сборных команд страны в качестве сотрудника и руководителя КНГ по гимнастике, консультанта по вопросам техни­ки и прогностики гимнастических упражнений, обучения и специ­альной технической подготовки. Большая часть наблюдений и раз­ного рода казусов, изложенных в книге, обязаны своим происхожде­нием именно этой работе.

Третий источник — работа на семинарах тренеров, курсах повыше­ ния квалификации в разные годы проходивших как в СССР, России, так и за рубежом (Германия, Греция, Испания, Дания, Италия, Болгария, Чехия, Венгрия, Венесуэла, Боливия и др.). Суждения тренеров разной квалификации, воспринятые автором на этих заня­тиях, и всесторонний обмен мнениями, включая разного рода дис­куссии, лучше всего помогают в поисках общего языка, позволяю­щего наладить продуктивную связь между теоретиками и практика­ми спорта.

Наконец, еще один источник — преподавательская работа в ГЦОЛИФК-РГАФК, начавшаяся в 1959 году и продолжающаяся до настоящего времени. Этот род работы как нельзя лучше показывает насколько велика разница (подчас — пропасть) между двигательным опытом спортсмена и его способностью грамотно истолковать как чужие, так и свои собственные действия.

Одной из задач, поставленных перед собою автором, было пре­дельно простое, доходчивое изложение материала. Это вызвано, ко­нечно, не стремлением развлекатьчитателя,анастоятельной необхо­димостью сразу дать тренеру или гимнасту в доступной форме то, что может понадобиться ему в деле — не заставляя его вспоминать зако­ны физики и физиологии. Отсюда и избранная автором разговорная интонация. Теми же соображениями продиктовано решение исполь­зовать в тексте обиходную гимнастическую терминологию и расхо­жие определения, принятые в широкой среде тренеров и гимнастов; такие как «бросок»2, «накат», «курбет», «крутка», «спичаг», «бланш», «фляк», «вертолет», «самолет», «перешмыг», именные и др. термины и определения. Автор совершенно уверен, что читатель с готовнос­тью примет эти «вульгаризмы», так как нормативная гимнастичес-


кая терминология хороша для точной записи движени й, но для жи -вого обсуждения вопросов, составляющих предмет книги, слишком тяжеловесна.

Краткие исторические экскурсы, которые автор подчас себе по­зволяет, носят вовсе не мемуарный характер, а вынуждены необхо­димостью сопоставления эволюционных форм техники гимнасти­ческих упражнений.

В книге восемь глав, охватывающих все виды гимнастического многоборья.

Опорные и акробатические прыжки даны без разделения на муж­ской и женский материал, так как он в принципе един. Глава «Брусья разной высоты» также является лишь дополнением к материалу гла­вы «Перекладина», так что специалистам по женской гимнастике нужно, без всякого сомнения, обращаться, по необходимости к обе­им этим главам (как и вообще ко всем остальным!).

Материал книги излагается в виде относительно кратких сюже­тов, имеющих сквозную нумерацию: от номера 1 в главе «Перекла­дина» до номера 191 в главе «Брусья разной высоты». Это позволяет более просто делать разнообразные ссылки в тексте, подчеркивая тем самым смысловую связь между самыми различными упражнениями и давая дополнительную информацию по тому или иному вопросу. Ссылки на сюжеты даются, как правило, в скобках полужирным шрифтом (95).

Ссылки на рисунки даны курсивом —«(рис. 115)». Части рисунка, выделенные буквенными обозначениями, по необходимости имену­ются в тексте фигурами «(фиг. а)». Отдельные изображе­ния («человечки»), иллюстрирующие движение, названы кадрами (к.к.З-5)\

Книга заперш&ется,Предметным указателем. Такого рода слу­жебный аппарат не типичен для популярных книг, но мы соч­ли уместным это сделать, чтобы читатель мог, при желании, выбо­рочно находить в тексте интересующие его разделы и темы, опираясь не на заголовки сюжетов, носящие образный, подчас шутли­вый характер, а на общепринятую гимнастическую и биомехани­ческую терминологию. Кроме того, в каждом сюжете, как пра-


 


2 Ради упрощения фактуры текста, большая часть таких наименований дается без кавычек. Кавычки иногда сохраняются лишь по соображениям ясности кон­текста.


3 Автору пришлось воспользоваться воспроизведением собственных рисун­ков, за что он заранее просит извинения у читателя. Но это, по крайней мере, гарантирует полную аутентичность изображений и текста, так что автору не на кого будет свалить вину за все возможные несуразности.


 


12


13


ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


вило, встречаются аспекты, вообще не нашедшие отражения в за­головке.

И последнее. В книге часты не вполне раскрытые ссылки на неко­торые наиболее общие закономерности построения гимнастических движений, такие как биомеханика отталкиваний, бросков, поворо­тов, структурность движений и др. Это объясняется тем, что, по за­мыслу, настоящему изданию должна была предшествовать аналогич­ная популярная книга по общим основам техники гимнастических упражнений. Однако этот проект остается пока что неосуществлен­ным, хотя, быть может, придет и его время.


ПЕРЕКЛАДИНА

КТО «ХОРОШО ВИСИТ»

Существует старое гимнастическое правило: чтобы хорошо про­висать, «оттягиваться», нужно уметь расслабляться.

Действительно, новичок, впервые попавший в вис, не умеет даже как следует выпрямиться. Он «зажат», скован ненужными мышеч­ными напряжениями, особенно в плечевом поясе. Поэтому первое к нему требование: успокойся, расслабься, провисни. И это, конечно, верно. Более того: особо непонятливых заставляют висеть подольше, чтобы по мере нарастания усталости бедняга перестал бы, наконец, бесполезно напрягаться, невольно расслабился и, наконец, — про­вис, почувствовав, что же это такое — «расслабиться».

Это правило — «висеть — значит расслабляться» — всегда счита­лось незыблемым и традиционно распространялось не только на но­вичков. Да и то сказать, если вспомнить, что в зоне виса, близкого к вертикали, на тело гимнаста действует значительная «автоматичес­кая оттяжка» (2), то зачем же гимнасту трудиться? Самое время, каза­лось бы, расслабиться и отдохнуть!

Но всё не так просто.

Вспомнив наиболее общие закономерности работы мышечного аппарата, можно отметить одну кардинальную закономерность: хо­ рошо (то есть быстро и мощно) работает только оптимально натяну­ тая мышца, а особенно эффективно сокращаются лишь те из них, которые были не просто предварительно натянуты, а натянуты в на­пряженном состоянии. Напряженном, а не расслабленном!

Особо подчеркнув это, вернемся к перекладине и, в первую оче­редь, к махам в висе. Ведь у нижней вертикали (где «самое время расслабиться и отдохнуть!») практически всегда выполняются самые ответственные, решающие и — самые мощные, в частности «броско-вые», действия.

Как же тут можно расслабляться?!

И действительно, если глубже вникнуть в то, как работают луч­шие турнисты, можно убедиться, что об излишне свободной, рас-


15


ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________

слабленной манере движения здесь нет и речи: настоящие мастера работают «сухо», сохраняя высокий тонус на протяжении всего дви­жения. И это далеко не только требование стиля или моды: «жесткая» техника позволяет держать мышечный аппарат в состоянии высокой готовности к энергичной работе. Это, в частности, означает способ­ность мышц действовать мощнее, т. е. развивать большие усилия за короткое время и быть более реактивными, то есть скорее и точнее отвечать на управляющие импульсы.

Кое-кто удивится сказанному: какже можно, мол, хорошо про­виснуть, если ты напряжен?

Еще как можно! Более того: только тогда и можно по-настоящему «оттянуться», удлинить тело, если вы это делаете активно, а не про­сто расслабляетесь в висе, подчиняясь внешним силам. Не забудем, к тому же, что оттягиваться-то нужно не только в висе (где за вас вре­менно могут работать сила тяжести и центробежная сила инерции), но, всущности, во всех фазах движения, в том числе в зоне стойки на руках, где вы работаете против тяготения и вынуждены силой под­держивать рабочую осанку с оттяжкой.

Но главное даже не «оттяжка», хотя и она очень важна и нужна. Главное — это высокая степень готовности мышечного аппарата к активным действиям и, как следствие, высокая эффективность его работы. Гимнаст, владеющий такой техникой, более других способен освоить и саму работу на предельной «оттяжке», с максимально вып­рямленным телом, и другие элементы техники, которые выполняют­ся в этом случае с минимальными, порой как бы незаметными для глаза действиями в суставах; движения такого турниста быстры, лег­ки, он — «порхает»!

ГРИФ РИСУЕТ УЗОРЫ

Наблюдая за гимнастом, работающим на перекладине, нетрудно заметить как гриф снаряда непрерывно реагирует на движения спортсмена, то упруго прогибаясь, то выпрямляясь. Деформация грифа особенно видна в те моменты, когда идет быстрое движение в висе; здесь стрела прогиба в центре опоры может достигать (особенно на «мягкой» перекладине) 25—30 сантиметров. Между тем, если вы просто повиснете на ней, деформация будет гораздо меньше.

Собственно говоря, перекладина ведет себя как упругая система, подобная пружинным весам: если есть сила, приложенная к пружине извне, то она вытягивается или сжимается пропорционально этой внешней силе.

16


______________________________________ 2. Гриф рисует узо р ы

Но почему реакция перекладины на нагрузку особенно сильна при наличии движения?

В принципе, это, конечно, всем известно, так как мы знаем, что существуют силы, зависящие именно от движения. Но давайте уточ­ним некоторые моменты, для нас — небезынтересные.

Ограничимся пока что действием двух важнейших сил, прило­женных к телу гимнаста, например, при больших оборотах, так как именно в таких движениях, особенно типичных для перекладины, реакция грифа наиболее показательна.

Первая из этих сил — сила тяжести.

Представим себе постепенное изменение положения тела гимнас­та на снаряде по ходу оборота {рис. 1-а) и то, как сила тяжести будет действовать на тело по радиусу. Несложные выкладки показывают, что весь оборот можно будет в этом случае поделить как бы на две «полусферы» — верхнюю и нижнюю. В верхней части кругового движения гимнаста прижимает к опоре, и чем ближе к вертикальной

17


ПЕРЕКЛАДИНА


Когда кисти разгружаются


 


стойке, тем сильнее; максимальное давление там равно полному весу тела спортсмена. Нижняя, висовая полусфера это зона оттяжки: чем ближе гимнаст к отвесному положению, тем больше его оттягивает за счет сил ы тяжести.

Но тяготение — лишь одна из сил, действующих на тело гимнаста во время движения. И не самая большая! Ведь мы уже заметили, что при статическом висе гриф проседает гораздо меньше, чем в движе­нии.

Итак, вторая сила, которую мы должны учесть, это центробежная сила инерции, которая действует только по радиусу, и направлена от оси вращения кнаружи. В отличие от силы тяготения, которая на по­верхности Земли присутствует везде и всегда, центробежная сила инерции существенно зависит от целого ряда факторов, главный из которых — скорость вращения (или криволинейного движения) тела. Нет вращения — не будет и силы. Есть угловая скорость — зна­чит будет и названная сила, пропорциональная по величине квадрату скорости. Как, примерно, это сказывается на взаимодействии с опо­рой, схематически показано на фиг. б. Видно, что в зоне стойки гим­наста несколько приподнимает от опоры вверх, а в висах — по той же причине — оттягивает кнаружи, причем тем сильнее, чем ближе гим*-наст к отвесному положению. И не трудно заметить, что величина этой оттяжки в висе значительно больше, чем под действием силы тяжести (сравните а и б).

Но обе силы действуют не отдельно, а одновременно! Они сумми­ руются, а именно это и определяет реальные эффекты движения. Что получается в результате такого сложения сил показано на фиг. в.

Оказывается, в общем случае, гимнаста, как правило, все же не­сколько прижимает к опоре в зоне стойки на руках (обычно, с силой, заметно меньшей веса тела гимнаста), тогда как в большей части обо-ротового движения — оттягивает от опоры. Особенно мощной может быть насильственная оттяжка у нижней вертикали, где сила тяжести и центробежная сила инерции действуют сообща в одном направле­нии. Говоря конкретно, эта суммарная сила может превышать 300— 350 килограммов, а порой и больше, то есть в 4—5 раз превышает собственный вес тела спортсмена.

Вернемся в заключение к поведению упругого грифа переклади­ны. Если проследить или как-то записать его движение по ходу боль­шого оборота, мы увидим довольно любопытную картинку (г). Эту фигуру, известную в математике под названием «улитки Паскаля», гриф и рисует в пространстве. Причем внутренний узелок рисунка здесь соответствует зоне сжатия, внешний обод — зоне оттяжки.


Но какое всё это имеет значение для практики, резонно спросит читатель? Нужна ли вся эта теория?

Это не теория, ответим мы, это — самая что ни на есть практика. Но подробнее об этом — в другом сюжете.

КОГДА КИСТИ РАЗГРУЖАЮТСЯ

Выше мы говорили о силах, действующих на тело гимнаста по его продольной оси. Вернемся к рис. /и обратим внимание нате моменты движения, когда гимнаст переходит из зоны сжатия в зону оттяжки. Эти моменты, а по сути дела тоже зоны, очень интересны и практи­чески важны.

Поскольку на границе сжатия и оттяжки гимнаст не испытывает ни того, ни другого, это значит, что он — свободен от действия дефор­мирующих сил, которые в это время уравновешивают, нейтрализу­ ют друг друга.

Что это значит практически?

Любой гимнаст, делавший обороты и подобные им упражнения,
хорошо на себе ощущал эти моменты движения, даже если не заду­
мывался над их технической ролью. Например, просто соскакивая в
разминке с оборотов назад, обычно отпускают руки не где попало и
не точно в стойке, а несколько после нее (если не считать, конечно,
ухарской манеры с грохотом бросать гриф у нижней вертикали и ухо­
дить с перекладины сбеганием; но это, скорее, из области гимнасти­
ческого эпатажа, а не техники...). Гимнаст выбирает этот момент
потому, что именно тогда кисти освобождаются от давления на
опору, да и все тело не испытывает на себе абсолютно никаких пере­
грузок. И это — самая благоприятная фаза для разного рода пере­
группировок, то есть — помимо схода со стоек — перехватов и кор­
ректировки положения кистей на грифе, поворотов, усиления от­
тяжки и т. п.      *

Отметим, что зона такой «невесомости» в каждом оборотовом движении существует по обе стороны от верхней вертикали (в). Так, при любом обороте гимнаст входит в нее, сначала приближаясь к вер­хней вертикали, а потом — пройдя ее. Именно поэтому, например, повороте «келеровском» (большом обороте назад с поворотом кру­гом в хват снизу) должен делаться как раз на взлете, а не в самой стойке; это не только позволяет завершить оборот эффектным выхо­дом с поворота прямо в высшую точку подъема, но и облегчает сам поворот как технически (тут есть и другие нюансы, связанные с ро­лью разгибания тела при повороте), так и физически. Тем более это


 


18


19


                     
 
   



ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________

справедливо для более сложных и трудных поворотов, таких как «ке-леровский» в обратный хват и т. п.

Но обратимся еще раз к рис. 1-е. Там показаны две границы между зонами сжатия и оттяжки — до вертикали и после нее (отмечены стрелками). Эти же границы соответствуют моментам движения с полной разгрузкой кистей и тела. Впрочем, слово «момент» несколь­ко смущает. Не означает ли это, что этот момент, в силу его мимолет­ности, нужно как-то ловить с риском опоздания?

Конечно, в каждом движении есть соответствующие фазы, наи­более благоприятные для «перегруппировок», но это вовсе не значит, что с перехватами, поворотами и подобными действиями нужно ли­хорадочно торопиться. Дело в том, что на подходе к этим положениям и вскоре после них давление на опору (сжатие или оттяжка) хоть и есть, но уже мало выражено, и поэтому условия работы гимнаста в таких фазах все равно достаточно благоприятны. Именно по этой причине мы обмолвились выше, что речь идет, в сущности, о зонах, а не о моментах движения, и у гимнаста есть достаточное время, чтобы сорганизоваться и сделать все, что нужно, хотя, конечно, и зевать не следует.

И еще одно. Иногда возникает естественный вопрос: где же, кон­кретно, находятся эти замечательные положения и зоны; под каким, если угодно, углом к горизонту или стойке на руках они располага­ются?

Вопрос резонный, но... Точного ответа на него — нет.

Дело в том, что упомянутая «невесомость» — результат сложения двух основных сил, о которых мы говорили выше — силы тяжести и центробежной силы инерции. А последняя, как мы уже знаем, боль­ше всего зависит от скорости оборота. Скорость же, в свою очередь, может быть разной. Таким образом, при движении на разной скорости удобные зоны перегруппировок соответственно сдвигаются. Как?

Общее правило здесь такое: чем медленнее движение к стойке и через нее, тем шире зона сжатия и тем дальше от стойки моменты полной разгрузки кистей. И наоборот: при быстрых, динамичных оборотах зона сжатия сужается, а благоприятные моменты перегруп­пировок (по обе стороны от вертикальной стойки) сближаются. При этом и величина сжатия по всей зоне стойки на руках становится ми­нимальной.

Из сказанного вытекает несколько полезных практических сооб­ражений. Например, гимнаст, разучивающий перехват типа «скрест­ного» и идущий на него из почти статической стойки, может перево­дить руку относительно поздно и работать замедленно; при быстром

20


4. Тянуться !

же обороте наиболее благоприятное время перехвата наступает сразу после стойки, так что нужно действовать поживее (да и повышенный темп движения сокращает время, отпущенное для действий перехва­та); не случайно мы видим, что мастера, которым пришлось делать это или подобное движение, освобождают кисти рано, иногда прямо в стойке на руках или даже на подходе к ней.

Аналогичные соображения должны быть интересны и для пред­ставителей женской гимнастики, хотя брусья разной высоты имеют, конечно, свою специфику.

4. ТЯНУТЬСЯ !

Поговорим еще раз об «оттяжке».

Слово это давно и прочно вошло в гимнастический лексикон. Под ним обычно подразумевают степень удлинения тела на опоре, позво­ляющего работать более эффективно и эффектно. С оттяжкой тесно соседствуют и понятия осанки, так называемой «линии» и т. п.

Насколько нужна оттяжка и что она вообще такое?

С физической точки зрения это дополнительное удаление масс тела от опоры, достигающееся за счет использования подвижности звеньевтела относительно друг друга — при формальном сохранении одного и того же рабочего положения.

21


Стремясь к возможно большей оттяжке, гимнаст использует как бы два приема. Один из них — «усиление позы». Так, в стойке на руках и висовых положениях на перекладине (рис. 2-а) это, прежде


ПЕРЕКЛАДИНА


Другая скорость - другая техника


 


всего, выпрямлениетела. В висах согнувшись (б) — сгибание, «склад­ка» ; в упоре продольно (в) — удаление тела от опоры за счет анатоми­ческого сгибания в плечах.

Но одного такого приема недостаточно. Мало, например, фор­мально выпрямиться в стойке на руках, необходимо еще очень ак­тивно растянуть тело по его продольной оси за счет особой мышечной работы. И гимнаст располагает на этот счет изрядными ресурсами. Можно дополнительно уплощить естественные изгибы позвоночни­ка, как бы растаскивая мышечной тягой позвонки. Можно очень за­метно поднять плечи за счет подвижности лопаток. Эти возможнос­ти, будучи хорошо использованными, дают гимнасту среднего роста увеличение длины тела в висе-стойке на 10—15 см. И это очень суще­ственное приобретение! Гимнасты, способные постоянно работать на такой оттяжке, много выигрывают: они не только выглядят более стильно, элегантно, строго, но и физически работают гораздо рацио­нальнее. Чем большей оттяжкой в нужных фазах движения гимнаст владеет, тем меньше ему нужно энергетически вкладывать в каждый мах. Именно такие турнисты лучше других владеют изящным, «су­хим» броском, при котором гимнаст, минимально сгибаясь или при­гибаясь (1), достигает быстрого, легкого движения. Манипулируя оттяжкой, можно вообще сделать большой оборот практически с прямым телом!

Из сказанного видно, что совершенная оттяжка требует, таким образом, не только активной, но и хорошо координированной рабо­ты, требует навыка работы на оттяжке, и этот непростой навык дол­жен нарабатываться настойчивой технической подготовкой.

Но тут скептик может сказать: да какой там навык! Гимнаста так «тянет» в висе, что самому и делать-то ничего не нужно; автор и сам только что (2) с цифрами доказывал, что перегрузки достигают чуть ли не четырех центнеров!

Да, ответим мы, перегрузки могут быть большие. Но где?

Взгляните еще раз на рис. 1-е. Во-первых, в зоне стойки на руках гимнаста вообще прижимает к опоре, и очень активная оттяжка здесь не только желательна, но и абсолютно необходима. Во-вторых, с на­чалом «центробежной оттяжки» величина внешних сил, действую­щих на тело гимнаста, довольно долго остается не слишком большой (скоростьвращения еще невелика). Представьте себе, что гимнаств стойке очень старательно «тянулся», а уже в начале зоны оттяжки — расслабился. Что получится? А получится то, что может быть с пру­жиной, которую вначале насильственно растягивали, а затем взяли, да и отпустили. — Пружина сожмется! То же самое произойдет и с


телом гимнаста, если он изо всех сил вытягивался в стойке, а при прохождении горизонтали перестал это делать. При этом тело не только немедленно сократится (ведь мышцы, удлинявшие тело, были перед этим натянуты), но и наверняка возникнут нарушения рабочей осанки, тело не будет двигаться вниз прямым.

Вывод: даже в зоне преобладающего действия центробежной силы инерции гимнаст должен продолжать активно тянуться.

Ну хорошо, скажет придирчивый читатель. Но внизу-то, где 400 килограммов, можно, наконец, расслабиться?

Ну что ж, согласимся, наконец. Это можно. Можно, но ...не нуж­но. Почему?

Об этом мы уже говорили в сюжете «Кто хорошо висит» (1), от­крывающем главу о перекладине.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!