Методики исследования особенностей памяти.
Память- следовая форма психич отражения, развивающаяся на основе генетич и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение пережитого/ сделанного.
1. Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников методом запоминания двух рядов слов. Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.
Первый ряд: кукла – играть, курица – яйцо
Второй ряд: жук – кресло, компас – клей
2. Методика «Исследование кратковременной памяти» А.Р. Лурии
Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов.
Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, кот. Инструкция. «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю.» Затем четко произнесите подряд 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке. Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол
3. Методика «Память на числа»
Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.
|
|
Методики исследования воображения.
Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.
Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
Продуктивное (творческое) воображение:
-с относительной новизной образов;
-с абсолютной новизной образов.
Активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение;
Пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
Методики:
1. «Придумай рассказ»
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.
Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам: Скорость придумывания рассказа. Необычность, оригинальность сюжета рассказа. Разнообразие образов, используемых в рассказе. Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.
|
|
2. «Нарисуй что-нибудь»
Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям: 10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, 8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо. 5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне. 3-4 балла — ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали. 0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
|
|
3. «Скульптура»
Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.
4. На что это похоже
Возраст: 5 – 6 лет
Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления. Оборудование: карточка, с изображёнными на ней тремя геометрическими фигурами, карандаш. Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают 3 карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа».
Анализ результатов:
Оптимальный уровень – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно
Средний уровень – ребенок выполняет задание правильно, но с помощью взрослого
Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием
5. Плохое и хорошее
Возраст: 5 -6 лет
Цель: выявить уровень развития воображения
Оборудование: 2 сюжетные картинки, рисунки с предметами, карандаш.
Инструкция. В одном и том же предмете может быть что-то хорошее и что-то плохое. Например, огонь согревает, но об него можно обжечься. Рассмотри картинки и скажи, что в каждом изображённом предмете или явлении есть хорошее, а что плохое.
6. «Несуществующее животное»
7. «Выведение следствий». Этот тест используется как в исследовании воображения, так и словесно-логического мышления. Умение правильно формулировать посылки и выводить следствия является важнейшим для успешной учебы. Этот тест используется как для младших школьников, так и для подростков. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов «Что произойдет…». Задача ребенка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы. Чем более подробно и детально отвечает ученик на вопрос, тем ярче у него развиты образность и «творческость» воображения. Для оценки результатов используйте фактор времени. Сколько времени потребовалось ученику, чтобы сформулировать ответ на вопрос? 5 минут – 1 балл, 4 минуты – 2 балла. 3 минуты – 3 балла, 2 минуты – 4 балла, 1 минута – 5 баллов.
|
|
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 749; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!