Особенности вовлечения неслышащих в секту.



В соответствии с целью исследования нами было организовано изучение причин , условий вовлечения неслышащих людей в секты. Исследование проводилось в 2000-2001 годах. Основными методами исследования были: наблюдение, беседы, анкетирование.

В процессе исследования нами были поставлены задачи:

1. Выявить причины, побуждающие неслышащих людей идти в секты. 

2. Определить, что удерживает глухих людей в сектах.

3. Определить, какие из приемов вовлечения людей в секты оказывают наиболее эффективное воздействие на неслышащих.

Для решения первых двух задач было приглашено 15 неслышащих людей с разной степенью потери слуха, различного возраста.

Респонденты имели возраст от 22 до 40 лет. Образование: 8 человек учатся в политехникуме, 1 человек в высшем учебном заведении, остальные имеют среднее образование. Работа: 2 человека работают неполный рабочий день, остальные не работают. Семейное положение: одинокие – 13 человек, имеющих семью – 2 человека.

Основной способ общения у всех испытуемых – жестовая речь. Рассматривалось также время пребывания в сектах неслышащих (таблица 1).

Из таблицы видно, что стаж пребывания в секте различный. Большая часть опрошенных нами неслышащих людей находятся в сектах от 3-х и более лет. Это позволяет предположить, что выйти из секты достаточно трудно по многим причинам.   

 

 

Таблица N1

Время нахождения в секте.

От 22 до 30 лет От 31 до 40 лет
От 1 года 2 1
От 1 до 2 лет 2 2
От 3 до 4 лет 2 1
От 5 и более лет 2 3

 

 Неслышащим людям, попавшим под влияние секты, были предложены вопросы:

1. Почему Вы пошли в это общество?

2. Что проповедует это общество?

3. Что Вас там привлекает?

4. Что Вам нравится (не нравится ) в этом обществе?

5. Что Вы знаете о православной церкви?

6. Если бы в церкви был переводчик Вы бы пошли в церковь?

7. По Вашему, что такое добро и человеколюбие?

8. Как быть с традицией?

9. Есть ли у Вас свободное время?

10. Как Вы его проводите?

 

 

Наряду с анкетированием, проводилась беседа, с теми из них, кто согласился ответить на вопросы.

Беседовать было очень трудно, на все вопросы давали стандартные ответы из Библии: «Богу - богово, кесарю – кесарево; нельзя - грех!»; и весь разговор поворачивали в сторону вербовки в свое общество.

Согласившиеся на беседу или анкетирование не работают или работают неполный рабочий день: «Чтобы было время для изучения Библии». Есть студенты техникумов, высших учебных заведений. На вопрос, где думают работать после окончания учебы: «Если Богу будет угодно, найду хорошую работу»…

По внешнему виду – бледные, неулыбчивые, чувство юмора отсутствует, заторможенность, делят все на «зло – добро», повышенная впечатлительность, слабость логического мышления.

Примитивная логика опирается на разделение человечества на группу «посвященных» и «чистых», с одной стороны, и группу «нечистых» профанов – с другой. Формируется и закрепляется дуалистический способ мышления «или – или» и связанная с ним контрастная черно-белая логика.

На все вопросы из анкеты отвечают цитатами из своих учений, одинаковых по смыслу у каждого, не имеют критичности в своих суждениях. Есть основания рассматривать феномен зависимости: обнаруживается несостоятельность, беспомощность в решении любых бытовых вопросов, полное подчинение своих потребностей общине.

Они «зомбированы», не признают научные факты и исследования: «Все от Бога!».

Повинуясь учениям своей секты, отвергают Православную Церковь, традицию, которая существует у каждой семьи, критикуют своих родителей и родственников, которые не с ними.

На все мои вопросы: «Отчего? Почему? Как?», в конце концов, получил весьма исчерпывающий ответ: «Мне трудно с Вами спорить. Мы друг друга не понимаем. Я – раба Бога, а Вы – раб дьявола».

Так, отвечая на вопрос: ”Что проповедует это общество ?”- рессподенты отвечали стандартными фразами : “О небесном Царстве ”, “О Боге”, “О Иисусе” и “Что такое добро и человеколюбие?”- отвечали цитатами из своих учений, чисто механически.

Можно считать, что это особый тип верующих, бездумный и бездушный робот, лишенный собственных убеждений. У этих типов характеры:

- единомыслие;

- безоговорочное принятие доктрины;

- слепое почитание Бога;

Результат этого означает потерю себя как личности, нарушение естественного баланса связей человека с его физическим и социальным окружением .

Для нас наиболее интересным был вопрос о том, что привлекает их в секте. Ответы, которые мы получили, следующие:

- “Внимательное отношение ко мне”

- “Понимание”

- “Наставления и проповеди”

- “Атмосфера в обществе людей”

Получается, им не хватало в жизни внимания, уважения и любви близких. Такие люди нуждаются, прежде всего, в поддержке. Они приходят в секту от равнодушия внешнего мира к себе. Возникший дефицит общения правоцирует у них возникновение и расцвет надежды, что не лучшая реализация себя в одном социальном окружении, не противоречит успехам в другом. Нарастает стремление нормализовать самоуважение, которое растет по мере того, как человек приближается к стандартам, установленным им для самого себя. Недостаток личного опыта сопровождается наивностью и идеализмом.

Можно утверждать, что глубокого понимания сути секты и своего положения в ней, не наблюдается.

Их можно разделить на три группы:

1. Те, кто идет в секту в связи с особенностями психологического развития .

2. Здоровые люди, но с различными проблемами в жизни, в семье, т.е. “неудачники”.

3. Психологически здоровые и амбициозные, но невостребованные в обществе люди.    

Таким образом, изложенное позволяет рассматривать целесообразность коррекционных мероприятий, исходя из того, что члены тоталитарных сект являются жертвами психофизического насилия с глубоко деформированной структурой личности.

При решении третьей задачи дипломной работы мы опирались на знание приемов, описанных в предыдущей главе и на собственные наблюдения.

Беседуя с неслышащими, посещающими секты, анализировалось, какие из выявленных приемов вовлечения в секту, наиболее эффективны.

Вовлекают неслышащих в секты по-разному. Самый распространенный способ – посещение квартир. Едва войдя, подчеркнуто вежливый сектант, одетый тщательно чисто, по моде американских клерков, начинает сразу «обрабатывать» адепта, делая это довольно назойливо и напористо. Под видом проповеди о Христе адепту четко и кратко излагается вся сектантская «премудрость», сопровождая набор цитат из Священного писания и обличением грехов современного мира. Если адепт заслушался или проявил какой-то интерес, то ему вручают пропагандистскую брошюру, и объясняют суть писания в журнале и обещается новое посещение в самом скором времени. После нескольких посещений и задушевных бесед адепта приглашают на собрание местной общины. Там все сектанты знакомятся с адептом вежливо, с вниманием, и проводят к наставнику, начинается задушевная беседа. Адепту в этом месте становится легко и приятно – кому не понравится, если в реальном обществе обделен вниманием, видит равнодушие к его проблемам.

Наиболее важным условием, на наш взгляд, оказывается достаточно изолированное положение глухого в обществе, ведущее к замкнутому образу жизни, а это, в свою очередь, форматируется чувственный и эмоциальный голод. 

Большинство неслышащих живут в своем замкнутом мире: спецдетсад, спецшкола, специнтернат… Очень немногие имеют хотя бы среднее специальное образование, а это значит, что рассчитывать на хорошо оплачиваемую и интересную работу никто из неслышащих не может. Театры, музеи, выставки без переводчиков недоступны. Что же остается, как самореализоваться в жизни, куда податься?

Тут им на помощь приходят сектанты. Неслышащие часто имеют недостаточно высокий уровень развития, о православии что-то знают, но разобраться, что к чему, не могут. А тут с ними ведут доверительные беседы на жестовом языке, сопоставляя изречения секты с реальной жизнью. Не понимая, что к чему, многие из неслышащих вольно или невольно становятся противниками Православной церкви. Ведь в массе своей, они очень доверчивы: “вот нашлись люди, которым я небезразличен, которые заинтересованы мной, которым интересны мои мысли”.

Большое значение в деле духовного развития неслышащих может и должна иметь Православная Церковь.

Думается, если бы в каждой Православной церкви был хотя бы один священнослужитель, владеющий жестовым языком, глухие не оказались бы в такой необычной ситуации, когда они чувствуют себя отверженными обществом, нуждающимися в посторонней помощи.

Приходя в православный храм, глухие вынуждены бы были общаться со слышащим миром, а это бы помогло им разорвать то состояние своего замкнутого мира, в котором есть свой Дом Культуры, своя пресса, свой круг общения, свой язык.

Мы живем в атмосфере современного мира, который не способствует духовному росту человека, а лишенного слуха тем более, ему нужна помощь.

Мы не знаем, будут ли специалисты для неслышащих вести уроки Закона Божьего и истории религий. Этот урок может привить неслышащим любовь и уважение к своей Родине, уважение традиций и сохранение менталитета. Этот урок поможет им не пойти на скользкий путь сектанта. «Тайна и сила России в православии»: как сказал сербский преподобный Иустин Попович.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В Санкт-Петербурге сегодня неслышащие люди состовляют 5% всего населения. Многие из них оказываются вовлеченными в различные секты.

Причины здесь могут быть самыми различными. Прежде всего, это определенная изолированность неслышащих от общества слышащих людей. Это и социально-экономическая нестабильность, ухудшение уровня жизни, что отражается на психическом и физическом здоровье людей.

Следует сказать о недостаточно активной роли Православной Церкви в привлечении неслышащих. Священников, владеющих жестовой речью, практически единицы. Многие неслышащие считают себя православными, иногда ходят в Православную Церковь, но служба им оказывается недоступной, так как нет переводчика.

Создается, в результате, благоприятная почва для сектантов, которые очень активны. Получая информацию о месте проживания неслышащих, они посылают к ним сектантов, владеющих жестовой речью.

Секта всесторонне вскрывает психологическую защиту личности, изменяя внутренний мир и подчиняя себе человека. Вместе с тем, нельзя забывать и того, что секта позволяет человеку справиться с кризисами жизни и заменить формой религиозного статуса отсутствие у него чувства достойного социального положения. Поэтому, стремясь оказать действенную помощь, надо предложить взамен ценностям секты нечто достойное – новые ценности и мотивы поступков. При этом нельзя упускать из виду, что религия может быть различной. Или это религия, способствующая развитию человека, помогающая раскрытию его собствен

ных человеческих сил, или такая, которая эти сила парализует. В тоталитарных сектах мы имеем дело с последней ситуацией.

Таким образом, тех кто вовлекается в секты, можно разделить на три группы:

1. В качестве первой группы выделим тех, кто идет в секту в связи с некоторыми особенностями психического развития. Это в целом здоровые молодые люди, находящиеся в кризисном периоде полового созревания, часто бывают странными и внушающими опасения. Однако все эти особенности представляют собой обычную возрастную попытку поиска своего пути.

2. Вторая группа представлена психически здоровыми людьми, но чаще всего неудачниками, т.е. с серьезными проблемами в жизни общества или профессиональной деятельности. Можно сказать, что они страдают, прежде всего, от “престижной” неудовлетворенности. Им остро не хватает внимания, уважения и любви близких. Такие нуждаются, прежде всего, в поддержке, превращающейих опять в детей.

3. Третью группу наполняют самые полноценные и духовно развитые люди, стремление которых к высшим целям (весьма идеализированным), моральным и этическим ценностям остались не востребованными в обществе.         

Из бесед с неслышащими и собственных наблюдений можно заключить, что основными способами вовлечения в секты являются:

- Умение “обработать” адента, используя его достаточно изолированное положение в обществе;

- Использование достаточно ”беспомощного” положения неслышащего, трудности получения работы и т.д.;

- Окружение “любовью” и вниманием, в котором неслышащий нуждается;

- Создание жестко контролируемой системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя плохо, подталкивая их к мысли, что они врожденно неполноценные;

- Отсутствие в школьных программах курсов по истории религии;

Таким образом, секты приносят огромный ущерб нашему обществу.

Противостоять их влиянию можно, если серьезно подходить к проблеме духовного развития неслышащих.

В первую очередь это повышение уровня психического развития неслышащего, развитие его логического мышления, умения критически осмыслить реальность.

Также, гораздо большую роль должна играть Православная Церковь в деле духовного окормления глухих.

 

  

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. 5-ый том     /Основы дефектологии. - М. 1983 г.                                                         

2. Грановская Р.М. Никольская Н.М. /Защита личности -СПБ. 1999 г.

3. Дарвин Ч. /Воспоминание о развитии моего ума и характера. Дневник работы и жизни.- М. 1957 г.

4. Дворкин А. /Сектоведение - Н. Новгород 2000 г.

5. Дворкин А. /10 вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. - М. 1995 г.    

6. Жариков Н.М., Урусова Л.Г., Хритинин Д.Ф./Психиатрия- М. 1989

7. Интернет We_badmin@yandex.ru/

8. Интернет deaf.ru

9. Кокин Б. Труднейший путь глухого к Истине // Волна N 34(94).

10. Могилевская Г. Беда пришла // В едином строю N 3, 1994 г.

11. Неокульты: ”Новые религии века / под ред. А.С. Майхровича Минск 2000 г.)

12. Психология глухих детей /под ред. И.М.Соловьева, Ж.И.Шиф, Т.В.Розановой, Н.В.Яшковой - М. 1971 г.

13. Скродумов А.А. /Сектанство как социальное явление -СПБ. 1995 г.

14. Соловьев В.С. /Кризис культуры или свет в конце туннеля- Киев 1994 г.

15. Соловьев Д. /Сладкий Баба с берегов Невы // “Известия” 4 октября 2000 г.

16. Тесля О. /Секта + западная разведка // “Контакт” 13 августа 1998 г.

17. Фромм Э. /Психоанализ и религия /под ред. А.А.Яковлева.- М. 1989 г.

18. Харрис Д. /Тайна культа убийц// Ридерз Дайджест- 2/1998 г.

19. Чалдини Р. /Психология влияния- СПБ. 1999 г.

20. Человек и общество. Выпуск 29-й /составитель В.Г.Лисовский СПБ. 2000 г.

21. Религия и Философия/под ред. Р. Баландина- М. 2000 г.   

22. Юрченко А. /Охота на ведьм // АиФ -СПБ N26 1998 г.

 

Отзыв

На дипломную работу студента группы 42/с Фирсова С. А.

на тему «Особенности воздействия членов религиозных сект на личность неслыщащего».

  Выбор темы исследования продиктован глубокой заинтересованностью дипломника данной проблемой.

  Несмотря на трудоемкость исследования, а именно отсутствие литературы по данной теме, нежелания членов сект беседовать с исследователем, Фирсов С. А. упорно продолжал работать над дипломным проектом.

  Высоко оцениваю его работоспособность, серьезное отношение к работе, стремление добиться результата.

  Следует также отметить, что несмотря на сложные бытовые условия, Фирсов С. А. своевременно выполнил и оформил дипломную работу.

 

Научный руководитель

кандидат психологических наук,

доцент Михаленкова И. А.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!