Социальное групповое давление



Если эксплуатируется присущее вам от природы чувство принадлежности к социуму, вы можете начать подавлять в себе сомнения идеям группы или сопротивление им, которые вы выразили бы в других обстоятельствах.

Вину

Учение группы о спасении подкрепляется намеренным преувеличением «грехов» вашей прошлой жизни.

Страх

Лояльность группы и подчинение ее правилам и идеологии может достигаться путем запугивания, а также угрозой серьезных духовных и физических последствий, вытекающих из различных нарушений.

Бомбардировку любовью

Чувство единой семьи и принадлежности может быть искусственно создано постоянными объятиями, поцелуями, прикосновениями и непрекращающейся лестью.

Отсутствие всего личного

Если вам не оставляют времени на самого себя, если вам нельзя побыть в одиночестве, вы можете утратить способность объективно мыслить и оценивать ситуацию «со стороны», «в перспективе».

Усталость

Если вы не получаете необходимого отдыха, вы можете утратить способность ориентироваться в обстановке и сделаться сугубо подверженным влиянию, в особенности если при этом вас постоянно ставят во все новые и новые непривычные для вас положения и предоставляют противоречивую информацию. (4 с.43)

В романе Джорджа Оруэлла «1984» описано «идеальное» тоталитарное государство, беспощадно подавляющее индивидуальность своих граждан. Этот замечательный роман написан в жанре антиутопии. На самом деле, описанная в книге атмосфера – это, прежде всего, атмосфера внутрисектантской жизни. Сформулированные автором принципы порабощения и контроля сознания и соответствующие механизмы, описанные в книге – это то, что действует внутри секты.

В числе прочего Оруэлл открыл такой закон: тот, кто контролирует язык человека, контролирует его сознание. Ведь, попав в любую секту, жертва начинает говорить на ее языке. Это может быть и русский язык, но в нем происходит тонкая подмена понятий, когда ключевые слова приобретают другое значение, и адепт не вольно начинает мыслить категориями секты. В общении с членом той или иной секты, можно обратить внимание на особенность, которую можно назвать «эффектом видеомагнитофона», когда человек совершенно не воспринимает того, что вы говорите, и только отдельные ваши слова играют роль пальца, нажимающего на кнопку. Человек выхватывает какое-то одно слово, кнопка срабатывает, и он выдает соответствующий текст. То, что вы говорите дальше, проходит мимо сознания, хотя вы и говорите с ним по-русски – на его родном языке. Он не может воспринимать вашей речи.

Многие секты изобретают и сложный собственный язык. В «лингвистически» направленных сектах есть определенные термины на русском языке (они называются «загруженными терминами»), которые несут в себе совсем иную смысловую или эмоциональную нагрузку, чем та, которая изначально в них заложена. В них сложные проблемы редуцируются – представляются коротко и очень просто. Создаются легко запоминающиеся и всеохватывающие абстракции. С этой целью некоторые секты используют различные «ключевые слова», т.е. словарь, который имеет особое, исключительное значение для адептов и который должен быть непонятным для непосвященных. В результате использования таких ключевых слов члены секты начинают чувствовать себя посвященными в исключительные и новые знания. Особый язык облегчает формирование нового, упрощенного мира. В этом упрощенном мире он и ведет свое «нереальное» существование (специфическое замещение). Выход в мир реальности становится все более трудным и неприятным. Кроме того, языковые структуры, усвоенные в измененном состоянии сознания, практически не воспроизводятся в нормальном; зато если вернуть человека вновь в измененное состояние, то не только весь материал будет легко, точно и автоматически воспроизведен, но и реализованы действия, ему отвечающие. Скажем здесь слово «традиционный» – плохое, оно как бы нажимает определенную кнопку в сознании сектантов, вызывая цепь определенных негативных ассоциаций. Умело манипулируя такими «загруженными терминами», сектантский лидер добивается полной покорности и беспрекословного повиновения своей жертвы. (4 с.46)

Часто задают вопрос о количестве членов сект. Ответить на этот вопрос трудно, так как можно говорить как минимум о трех уровнях членства, которые можно условно изобразить тремя концентрическими кругами с единым центром.

Внутренний круг – это «профессиональные сектоводы», т.е. люди, которые зарабатывают на жизнь этой своей деятельностью. Руководители, высшее звено, целители, экстрасенсы, преподаватели восточных боевых искусств и т.п. Таких людей гораздо больше, чем обычно кажется многим: западные источники сообщают, что количество таких людей в полтора – два раза превышает количество священников, пасторов традиционных церквей.

Следующий круг состоит из сектантов, которые все время проводят в секте, живут там; они полностью посвятили себя сектантской деятельности. В отличие от первого, этот круг уже, чем можно предположить: таких «полноставочных» сектантов сравнительно не так уж много, к тому же они часто перетекают из одной секты в другую. Почти все современные тоталитарные секты наносят более или менее тяжелые повреждения сознанию человека, и тот делается неспособным к самостоятельной жизни. Нужен длительный период реабилитации, чтобы вывести человека из этого состояния, излечить, привести в норму, адаптировать социально. Многие люди, по той или иной причине оказавшись вне секты, которая их покалечила, не могут найти себе места в жизни, не знают, куда приложить свои силы: все социальные связи оборваны, принимать самостоятельные решения они разучились, а навыки, которыми обладали, утратили. Этот феномен описан психологами.

Пути в эти секты многообразны, но вернуться к прежней жизни удается немногим. Западные социологи, на основе значительных материалов и опыта, посчитали, что это соотношение одного к четырем.

Самый широкий круг членов секты – третий: люди, отчасти затронутые сектой. В нашей стране к нему принадлежит большинство населения. Это те солдаты, которые при необходимости восполнят сектантские офицерские полки. (4 с.45)

Кто же эти люди? Это те, кто иногда похаживает какие-нибудь лекции по йоге, а в случае болезни обращается к экстрасенсам и целителям, идет к гадалке, составляет гороскопы, может ходить на собрания одной секты, но зайти и на другие, послушать лекцию по эзотерике, почитать оккультную книжку и т.д. Эти люди создают фон, благоприятный для приживания секты, ту минутную оккультную среду, питательную для различного рода духовных извращений, в которой секты могут плодиться и размножаться. И нашу разъяснительную и просветительскую работу мы должны вести в первую очередь именно среди этого круга, чтобы не давать возможность сектам черпать оттуда новые «кадры».

Существенное значение имеют выяснения характеристик сект, их содержанием, характером «вживания» в общественную и личную жизнь человека. Их общие черты:

1) Если религии сохраняют приверженность своей традиции в догматике и обрядовой практике, то секты не имеют такой традиции. Их создатели эксплуатируют идеи, сюжеты, представления разных религий, искусственно и произвольно соединяют их, сплетая экзотическую ткань своих учений. Характер, содержание этих учений зависят от личности создателя секты, его фантазии, прагматических установок и уровня образованности. Используются религиозные идеи конца мира, бессмертия души, загробного мира, спасения, очищения, перевоплощения душ, имена, божественные образы Христа, Богородицы и т.п. Чем экзотичнее содержание, тем привлекательнее якобы становиться «Новое учение», разрешающее все проблемы бытия.

2) Для большинства сект характерна практика поклонения живому богу, т.е. создателю «Новой религии» и организации.

3) Активное миссионерство – главная и типичная черта всей неконфессиональной религиозности. Миссионерством занимается не только руководство сект, но оно вменяется в обязанность и своим последователям. В каждой секте разработана и функционирует своя система привлечения, представляющая собой тонкий механизм психологической обработки (внимательность, любезность, услужливость, обещания), красочно оформленную рекламу, бесплатную раздачу специальной литературы.

Но, почти ни одна из тоталитарных сект не считает своей главной целью ту вербовку на улицах, которую мы все видели. Эта вербовка необходима сектам в первую очередь для того, чтобы занимать время молодых адептов и канализировать их энергию. Руководство каждой данной секты хорошо представляет себе, что уличная вербовка не принесет им глобального прорыва в увеличении численности адептов. Поэтому главной целью сект является заполнение тех влиятельных позиций, которые помогут им навязать свою организацию, свое вероучение области, стране, миру.

4) Содержание учений сект претендует на обладание абсолютной истиной в познании мира, человека и путей разрешения всех проблем бытия и главной из них – обретением бессмертия (спасением через служение божеству, обретение божественной сущности и т.п.). Они предлагают пути самопознания и самосовершенствования, самореализации, самовыздоровления души и тела – «Никто, ни мама с папой, ни доктор, ни подруга, ни твоя собака не могут тебе помочь».

У разных религий свое учение, свое «лицо»; своеобразие сект состоит в том, что они не имеют своего «лица», это псевдорелигиозное творчество, «синкритический суррогат» из разных религий с характерной псевдонаучной терминологией и враждебной направленностью в отношении к знанию и просвещению, науке, прогрессу.

5) Все секты роднит продуманная агрессивно-эффективная система воздействия на человека с момента «приглашения», систематической обработки уже приобщенного к новой духовности до окончательного превращения в «просветленных», «в единую семью». (10 с. 13-15)

После соответствующей обработки адепты живут в мире иллюзий, двигаясь к вечности, пытаясь увидеть облик вечности и себя в ней, т.е. живут с деформированным сознанием. Система секты приводит к закрепощению сознания адепта, лишает его критичности мышления, вторгается в область подсознания, погружая в состояние антимира («по ту сторону добра и зла»).

В отличие от многообразия форм проявления религиозности в традиционных конфессиях, для сектантов характерно единообразие. Если христианину свобода воли позволяет самому решать как верить, что дает основания выделить определенные типы верующих (фанатики, убежденные, традиционалисты, колеблющиеся и т.д.), то адепты сект лишены такого права выбора. Поэтому сектанты формируют и поставляют один тип верующих, который можно было бы сравнить с типом фанатиков в христианстве (вера сильная, но слепая). Но и это сравнение поверхностное. В действительности это новый, особый тип верующего. Сектант – это верующий бездумный, бездушный робот (зомби), лишенный собственных убеждений и воли. Он целенаправленно создается, формируется, «лепится» всей системой практики секты с учетом физиологической и психической природы человека.

Для этого типа верующего характерны:

- единомыслие, безоговорочное принятие доктрины;

- слепое почитание Бога, служение ему;

- фанатичная преданность организации, учителю, наставнику, лидеру-посреднику;

- безусловное выполнение требований – предписаний секты.

В результате для верующего это означает потерю себя как личности, отказ от личной жизни.

Формирование одного типа верующего всеми сектами достигается такими же общетипичными требованиями практики секты (с небольшими различиями). К ним относятся различные предписания, запреты и ограничения.

 

Вовлечение людей в секты.

Первое и главное, на что направлены требования сект, вытравить в человеке социальное начало, превратить его в асоциальный или антисоциальный индивид. Это достигается требованием разрыва всех связей с обществом и семьей, его ухода из дома, увольнения с работы, прекращения учебы. Порицаются и отвергаются привычные нормы жизни, обычное поведение и человеческие отношения (родство, товарищество и дружба), внушается пренебрежение к общественному мнению, окружающим людям, национально-культурным традициям, уничтожаются гражданские и патриотические чувства.

В сектах широко практикуется контролирование сознания адептов. Для успешного контролирования сознания необходимы четыре элемента: контроль организации над поведением адептов, контроль над их эмоциональной жизнью, контроль над языком и контроль над информацией.

Для подготовки к контролированию сознания сектантские вербовщики стараются затащить потенциальную жертву на свою территорию: в незнакомом окружении человек наиболее внушаем, здесь на него легче всего подействовать. Человек, оторванный от привычной обстановки, наиболее беззащитен. (11 с.17)

Как это происходит у иеговистов?

Когда человек попадает в организацию «Сторожевая башня», его, прежде всего, встречают один или два его сверстника – сама любезность, сама любовь, сама доброжелательность, сама вежливость. Это называется «бомбардировка любовью». Обычно, сектанты ищут людей молодых и переживающих какой-то кризис в жизни. Затащить к себе человека с улицы бывает достаточно непросто, но если он с кем-то поссорился или у него сложности с родителями, или он учится в чужом городе, где еще не успел завести новых знакомств – тут-то самая пора сыграть на этом и привести новичка в эту организацию.

У молодого человека часто идет ломка характера, его обуревает масса юношеских комплексов, а тут встречаются люди, которые, как ему кажется, искренне хотят с ним пообщаться. На самом деле эти достаточно опытным членам секты поручается его опекать. Для иеговистов очень важно, чтобы новопришедшие не могли обмениваться впечатлениями. Опекающим иеговистам поручается следить, чтобы они, по возможности, вовсе не разговаривали друг с другом.

«Бомбардировка любовью» – это грубая лесть и попытка сыграть на тщеславии, которое есть у каждого человека. Новичку постоянно льстят, делают комплименты, охотно смеются каждой его шутке, все время говорят, какой он умный и замечательный, как хорошо он сделал, что снова пришел. Это нравится почти всем, особенно неуверенному в себе молодому человеку или закомплексованной девушке.

У иеговистов поначалу царит атмосфера некоего капустника: вот наш новый брат, который, оказывается, умеет сочинять стихи; сочините нам, пожалуйста, куплет! Человек неумело, неуклюже рассказывает куплет, и ему дарят такие комплименты, награждают такими аплодисментами. Те, которые его опекают, проходят специальную подготовку и умеют быстро определить, к какому психологическому типу относится любой новопришедший. К нему прикрепляют тех, кто может влиять на него соответствующим образом, и обычно это дает эффект.

Главное в этом – очаровать человека. Обменяться впечатлениями новичку не с кем, вся информация идет от опытных сектантов, опекающих его. Юноша чувствует, что им кто-то искренне заинтересован, что у него наконец-то появились настоящие друзья, о которых он так долго мечтал.

И вдруг, через несколько дней после того, как человек привык к своим новым друзьям и нуждается в них, он допускает какой-то промах: ведет себя невпопад, задает какой-нибудь «не тот» вопрос. «Лучшие друзья» сразу же становятся хмурыми, резкими, сухими; отворачиваются от него, ссылаясь на множество дел. Чтобы вернуть их первоначальное расположение, человек готов отказаться от своих вопросов и сомнений, только бы вновь обрести этих людей, без которых мир теперь кажется ему пустынным. Этот простой психологический механизм прекрасно работает среди молодежи и не только.

В дальнейшем процессе контролирования сознания психологи выделяют три общих для разных сект этапа.

Первый – отказ от всего прошлого: человек должен признать сплошной ошибкой все, что было до того, как он попал в секту. Все, что он считал белым, на самом деле было черным; все, что он считал хорошим, на самом деле плохим. Он неотвратимо шел к погибели, и никакой надежды на спасение не было. Люди, которые его любили, на самом деле желали ему только зла. Его друзья – это на самом деле его враги, потому что уводили его от тропы спасения. Его родители – это злейшие его недруги. На этом сектанты особенно любят наживать капитал, то есть давать идеологическую подоплеку тем трениям с родителями, которые в определенном возрасте бывают практически у каждого молодого человека. Почуяв это, сектанты начинают ему внушать, что плотские родители – это не настоящие родители, ведь настоящая семья – тут, в нашей организации.

Человек сразу же попадает в новый круг, оказывается среди новых людей, которые абсолютно убеждены, что он попал в самое нужное место. Они внушают новоприбывшему новую информацию, новое учение, а ему не с кем поделиться сомнениями, не с чем сравнить предлагаемые адепту ценности. Все старое резко оборвано. Человеку вновь и вновь напоминают, что оно осталось позади и ведет к погибели. Таким образом, человек делается TABULA RASA – чистой доской, на которой можно записывать совершенно новое содержание.

Второй этап – разделение сознания и воли человека. Достигается это в разных сектах различными способами. Часто это делается посредством мантры, то есть посредством некоего предложения или слова, которые адепт должен постоянно ритмически повторять, не вдумываясь в его содержание. Когда голова адепта постоянно занята этой мантрой, ему очень трудно сосредоточиться, трудно управлять своей волей. Так он постепенно утрачивает эти навыки и становиться послушным инструментом, роботом организации. Задуматься адепту некогда и потому, что он крутит в сознании данную ему мантру, и потому, что у него физически нет времени – нужно постоянно работать и очень мало спать, нужно все время находиться на людях. В подавляющем большинстве, члены секты живут в общежитиях, где у рядовых адептов никогда не бывает отдельных комнат. Нет ни времени ни места, чтобы остаться одному и задуматься. Человек постоянно испытывает мощное групповое давление.

Третий этап: на фоне того, что новый адепт полностью стер прошлое из своего сознания, а нормальное функционирование мозга у него уже нарушено, включается тотальная индоктринация – внушение нового учения, новой веры. Он не только много работает, мало спит и мало ест, но и посещает молитвенные собрания и занятия, на которых ему все время внушаются новые идеи. А когда он не посещает собраний, то он обязан изучать книжки, которые ему дали в секте. И задания эти таковы, что нужно целый день читать, чтобы их выполнить. На следующий день его экзаменуют: сколько он прочитал, сколько усвоил?

На семинарах у различных сект есть такое правило: все вопросы задавать в конце. Начинается лекция, она состоит, скажем, из десяти пунктов. Предположим, у адепта возникает вопрос по первому пункту, а десятый будет только через три дня. Вся лекция идет в таких прекрасных терминах: наша цель – объединение человечества, всеобщий мир и любовь. Просто неудобно придираться к мелочам: вот мол в первом пункте он сказал то-то… На адепта тогда посмотрят, как на человека мелочного. Таким образом, не соглашаясь с самым первым постулатом, он все же принимает всю цепочку. Это то же самое групповое давление, которое действует на него бессознательно, но очень эффективно. А если адепт все-таки задаст вопрос, ему скажут: «Отличный вопрос! Спасибо, что вы его задали. Как раз завтра мы про это будем говорить». Психологически он удовлетворен, хотя ему ровно ничего не ответили. А назавтра речь пойдет уже совсем о другом.

Существует и другой прием, когда адепт задает «не тот» вопрос: его стыдят. «Ну, брат, как же тебе не стыдно такое спрашивать? Значит, у тебя сердце еще не очистилось. Значит, ты плохо работал или мало прочел мантр». Таким образом, виноватым оказывается не учение, а новообращенный. (4 с.76)

Вообще, длительные групповые «выволочки», когда вся община под руководством лидера самозабвенно обличает одного «козла отпущения» во всевозможных грехах, также как и обязательные публичные исповеди с обнажением самого сокровенного, являются весьма эффективными способами по ломанию человека и абсолютному, на рефлекторном уровне, подчинению его организации.

К сожалению большинство неслышащих состоит в организации секты «Сторожевая башня», в которой существует принцип монолитного единства. Их общество разработало жесткую тоталитарную систему законов и норм внутри сектантской жизни. Иеговистам запрещено проводить какие-либо сборы, собрания и мероприятия подобного рода, не разрешенные руководством секты.

Запрещено делать какие-либо комментарии к любым религиозным проблемам, исходящие из собственных суждений. Комментировать можно лишь научные статьи, написанные им. Запрещено иметь независимое мнение и делать заявления типа: «Я так считаю» или «Я так думаю».

Секта строго ограничивает связи своих членов с внешним миром, «внешними» людьми, даже если они близкие родственники сектантов, исходя из принципа, что «все нечистое – от мира». Общество ввело строгую отчетность о проделанной работе (служении), через которую можно эффективно осуществлять контроль над жизнью и деятельностью любого члена секты.

Не поощряется любое светское образование, ибо оно, по мнению руководства, лишь затуманивает мозги ложными знаниями и ослабляет усилия по изучению Священного Писания. Утверждается негативное отношение к любой мирской работе, если она мешает полной отдаче члена секты служению Иегове, которое важнее всего остального, и поэтому для этого служения должно использоваться все свободное время.

Учреждается строгий контроль за тем, чтобы каждый из братьев и сестер настойчиво самоутверждался в знании доктрины организации и ее активной пропаганде. Тотальная слежка и контроль осуществляются не только за действующими членами секты, но и за теми, кто исключен из организации, и теми, кто, по мнению руководства, для нее опасен.

«Свидетели Иеговы» исповедуют настоящий культ своей организации, объявляя ее детищем Иеговы, его видимой небесной организацией. Поэтому от каждого сектанта требуется безусловное подчинение воле и целям организации. Вне организации невозможно постичь правильное учение Бога, Священное Писание. «Библия – это книга для организации, и она принадлежит христианскому собранию, как организации, а не отдельным лицам, как бы искренне они не верили в свою способность истолковывать Библию. Поэтому Библию невозможно понять правильно, если не помнить о видимой организации Иеговы».

Изучение Библии – дело коллективное, а не индивидуальное, и изучать ее можно только под руководством организации. Не признается и ценность индивидуальной молитвы, ибо Иегову интересует организация, а не отдельные лица: личных молитв бог иеговистов не принимает. Все должно быть на виду, все должно быть под контролем. Молитва тут не исключение – она тоже должна быть коллективной, на виду и слуху у всех.

Никто не должен давать индивидуальных оценок по тем или иным вопросам, определять, что есть добро и что – зло, истина и ложь, кого прощать, а кого наказывать, за что и почему. Все это может делать лишь организация.

Никто не может просто так покинуть организацию, он может покинуть ее только как отлученный, как проклятый ею.

Быть членом этой «божественной организации» – значит принадлежать к категории избранных Богом Иеговой. Эта избранность очень ко многому обязывает: сектанты должны придерживаться единообразия во всем – в мышлении, в поведении, в одежде. Все до мелочей у них регламентируется и все контролируется. Ни о какой свободе личности для сектанта не может быть и речи.

Одним из основных требований к членам секты является лояльность по отношению к организации. Она должна проявляться: в присутствии и активности на проводимых собраниях, активности в «полевом служении», в выборе супруга (супруги) из членов секты, в избежании контактов с исключенными из секты, даже если это близкие родственники, в чистосердечном отчете члена секты своему старейшине по всем пунктам своих (и чужих) обязанностей. А обязанности непросты и обширны.

Каждый член секты обязан точно и искренне отчитываться перед соответствующим органом (лицом) о проделанной миссионерской работе (количестве посещенных квартир, отданных журналов, количестве людей, с которыми изучалось учение).

Он обязан также:

- не обсуждать данные ему старейшиной распоряжения и приказы;

- докладывать старейшине о грехе, совершенном другим членом секты, помня о том, что иначе он возьмет этот грех на себя;

- не сомневаться в учении Иеговы, ибо сомневающимся нет места в его организации;

- не задавать вопросов об организации, так как сомнение в ней – есть сомнение в Иегове;

- помнить, что только организация переживет Армагеддон, но это не дает никому гарантии на спасение;

- быть всегда удовлетворенным всем, что делается в организации, и продолжать с энтузиазмом работать на нее дальше;

- никогда не по каким вопросам не вмешиваться, и не мнить о себе слишком много;

Каждый должен знать при этом, что:

- вне организации истинной жизни нет;

- любая информация, исходящая не от организации, ложна и вредна, поэтому читать надо только свое, дабы не замутнять сознание ложью сатаны;

- если обнаружится, что опыт не соответствует учению, то помнить, что это происки дьявола. (4 с.159)

Общество определенно говорит о негативном влиянии на человека наркотиков или алкоголя, но о духовных наркотиках оно мало информировано, а между тем молитвы-наркотики также ведут к деградации личности. Такой человек не может мысленно выстроить разумно свое поведение, предвидеть его последствия, осознавать свои интересы и соотносить их с интересами и потребностями общества, осуществлять волевые акты, переживать и налаживать свои отношения с людьми и миром, воспринимать нужную для науки информацию. (11 с.69)

В технологии организаций разработаны системы сильных нервных потрясений. Через многочисленные каналы общество воздействует на человека. Даже животные, чтобы выжить в определенных условиях, вынуждены усваивать опыт поведения своей популяции. У человека программа поведения намного сложнее – это социальное наследование, включающее в себя систему социально апробированных программ, составляющих мировую и национальную культуру народов. Они позволяют выжить человеку в конкретной географической и этнической среде, приспособиться к природе своего региона, овладеть культурой своего народа, осознать себя как его часть. Для человека большую значимость приобретают такие понятия, как родина, государство, народ, история и культура, его семья, его дом и земля.

Технология тоталитарных сект понуждает адептов разрывать связи со своими родителями. Это требование болезненно переживается человеком и оказывает губительное действие на его физическое состояние и нервную систему. Первую социальную программу ребенок усваивает в своей собственной семье. В его сознании осуществляется большая работа, он учится жить в обществе себе подобных. Задавая свои вопросы и получая на них ответы, ребенок постоянно корректирует свою линию поведения. Он приспосабливается к жизни вначале в маленьком коллективе – в семье.

Родители являются носителями определенной национальной культуры, которую постепенно передают ребенку, рассказывая ему сказки, мифы и легенды своего народа, напевая колыбельные и другие песни. Именно в этот период жизни, попадая в привычные ситуации и запоминая их как однотипные, ребенок не только закрепляет их в своем сознании, но и осмысленно руководствуется ими в своем поведении. Постепенно однотипные ситуации накапливаются, соединяются с другим подобными ситуациями, возникают функциональные системы, которые осознаются и лежат в основе поведенческих актов. Ребенок благодаря многочисленным «можно» и «нельзя» усваивает существующие в обществе правила поведения, нравственные оценки и критерии. Так приобретается первый собственный опыт поведения.

В детском коллективе ребенок встречается с более сложным социальным общением. Здесь он знакомится с другими людьми: детьми и взрослыми, с правилами поведения в учреждении, получает представление об ответственности, узнает о других семьях, о новых человеческих отношениях и т.п. Программа социального поведения усложняется в процессе участия в различных играх, совместных прогулках, чтения, декламациях, рисовании, лепке, при выполнении физических упражнений, элементарных трудовых обязанностей: дежурство, помощь другим детям, раздача пищи и т.д.

Как свидетельствует история человечества, при всех индивидуальных особенностях, человек через систему воспитания и образования усваивает жизненный опыт предыдущих поколений, овладевает культурой своего народа.

Школа – место более сложной социализации человека, где начинается усиленный процесс приобретения знаний, приобщения к науке и культуре. Каждый народ имеет не только свою географическую среду обитания, но и свой опыт, типы хозяйствования, орудия труда, земледелия и ремесла. Благодаря собственной культуре формируется склад мышления, специфический национальный характер и самосознание, рождаются представления и понятия, эмоциональный мир, развивается национальное достоинство, что и составляет духовный облик нации. На протяжении истории ее социальный опыт передается потомкам, что облегчает жизнь новых поколений и сохраняет жизнеспособность нации.

Среднее и высшее звено воспитания и образования формируют личность, приобретающую профессию и социальную зрелость. Окончив техникумы и ВУЗы, молодые люди включаются в социальную сферу производства и общения, строят свою семью, растят детей, занимаются общественно полезной деятельностью, следуют социально-значимым ориентирам своего народа.

Когда на этом пути, секты начинают внушать молодым людям, что родители неправильно их учили и воспитывали, а сам процесс воспитания и образования не нужен, то это воспринимается действительно как стресс. Постоянно внушается, что родители – демоны, ибо сами не понимают простой вещи, что надо стать членами сект и спасать себя и своих детей.

Однако, не так просто сделать выбор. Способные на компромисс долго хотят быть в хороших отношениях и с родителями, и с общиной; бескомпромиссные действуют по альтернативе – или родители, или община. Ситуация выбора вызывает нервно-психический стресс, который тяжело отражается на здоровье. (11 с.95)

Страшно, когда ломаются, рушатся семьи, судьбы взрослых людей. Еще страшнее, когда в сети ловцов душ попадают дети. Оказывается, это родители, состоявшие в сектах, и водят своих детей на собрания сект. Это – разрушение механизма психологической защиты, насилие над неокрепшей детской душой. (10 с.26)

Причины обращения в эти организации связаны с общим кризисом, переживаемым страной, и с экологической обстановкой. Социально-экономическая нестабильность, ухудшение материального положения и уровня жизни, отсутствие надлежащей государственной системы духовного и физического оздоровления непосредственно отражаются на физическом и психическом здоровье народа. В последнее десятилетие отмечается увеличение заболеваемости, смертности населения, рост числа алкоголиков и наркоманов. При этом резко ухудшается медицинское обслуживание, преобладание платного лечения, дороговизна лекарств, нехватка их в больницах, несостоятельность медицины в лечении ряда грозных болезней и т.п. Все это вынуждает многих обращаться к экстрасенсам, всяческого рода врачевателям, применяющим методы восточной медицины, в различные лечебные центры, под рекламной вывеской которых развернули свою деятельность секты. Применяя авантюрные методы, они, по существу, усугубляют болезнь, вредят здоровью. Состав обращающихся неоднороден, но психологическая мотивация одинакова и очевидна – желание получить исцеление от своих недугов.

Все перечисленные разноплановые условия, факторы, причины, так или иначе создают в обществе благодатную почву для обращения людей к религии вообще и для вживания «новых религий». Кроме того, специфичность сект не исключает своих особых причин внедрения, при которых каждый может оказаться в этих новых духовных организациях. Это – агрессивно-тоталитарный характер многих из них, благодаря чему эти секты, сами по себе, без особых на то условий, завоевывают страны, куда проникают. Это происходит в силу созданной и отработанной в каждой секте своей системы воздействия на людей – от момента привлечения, до их закрепления в общине. Триединая сущность сект – новые идеи, характер вербовки и методы тайного («скрытого психонасилия» – по терминологии Дуброу) воздействия на сознание, чувства, волю – одна из основных специфических причин распространения тоталитарных сект в мире, а не только в России. Ни одна из мировых религий и ни одна из христианских конфессий не обладает такой системой обработки человека, какая существует в сектах, которая не оставляет за ним права выбора. Поэтому, от возможности оказаться в рядах сектантов не застрахован ни один человек. (11 с.129) 

Рассмотрим содержание составных частей системы воздействия, чтобы в целом представить этот триединый механизм тоталитарного влияния на человека – доктрины, характера вербовки и методов обработки.

1. Псевдорелигиозные заезжие миссионеры и проповедники в своих лекциях и красочной рекламе знакомят с новыми идеями, абсолютными «истинами», которыми обладают. Ищущим и интересующимся они предлагают свою помощь в осуществлении жизненных программ – обретения высшего смысла жизни, абсолютного счастья на земле, избавления от страдания и зла и т.д. Основной упор делается на «терапевтический» смысл – оздоровление человека и общества путем развития «сверхчувственных сил человека», раскрытия их, ибо, как считают лидеры, в каждом человеке скрыта единая божественная сущность. Рекламная информация, новые идеи, цели и обещания являют собой одновременно и первый этап в системе вербовки, этап знакомства.

2. Сама система вербовки включает различные способы привлечения в объединения. У каждой секты существуют свои приемы, они не одинаковы в конкретных формах, но идентичны по существу и характеру – активны, агрессивны, многообразны и эффективны. У каждой секты отработана своя система подхода. Общей установкой сект на этой стадии вербовки является обращение к чувствам, настроению, к миру эмоций, чтобы понравиться, затронуть сокровенное в душе человека. На этой эмоциональной основе легче усыпить бдительность разума, его критическую способность и внушить веру в абсолютную ценность их новых идей и истин.

3. Третья часть системы воздействия – методы и способы дальнейшей обработки вступившего в общество, в результате которой происходит изменение личности привлеченного. Комплексная система влияния показано подробно в начале главы.

Такая система обработки в тоталитарных сектах действует эффективно, так как всем своим содержанием осуществляет завуалированное, психологическое насилие над человеком, незаконный контроль его сознания. Под влиянием применения к адептам этой тонкой психотехники и происходят те радикальные изменения личности, которые видят родители, близкие, окружающие, но не сами сектанты. Как указывают многие исследователи, человек доводится до различной степени «психологической, интеллектуальной и социальной недееспособности, чрезмерной зависимости, аналогичным трансовым, бессознательным и наркотическим состояниям».

При эффективности воздействия системы нет гарантированного иммунитета от тоталитарных сект. Тем не менее, необходимо и возможно определить главные направления уязвимости человека перед ними. Основными условиями уязвимости следует считать различные жизненные конфликты и критические ситуации, факты биографии, вызывающие стрессовые состояния, напряжения душевных сил, снижение положительных эмоций, депрессию, апатию и безразличие, равнодушие к окружающим.

Не менее существенным фактором уязвимости человека перед сектами является психологическая предрасположенность для принятия абсолютных истин и многообещающих перспектив в жизни. Это такие душевные качества и состояния, как доверчивость и открытость, внушаемость, застенчивость, разочарованность, подавленное настроение, эмоциональная усталость от однообразия жизни, неудовлетворенность, неспособность постоять за себя, поиск нравственно-мировоззренческих ценностей и др. В этих состояниях люди оказываются открытыми в отношении пропаганды и рекламы сект, у них появляется интерес и желание «попытать счастья». Именно соотношение неблагоприятных жизненных ситуаций с соответствующей психологической настроенностью является условием поиска выхода из данных коллизий, который обещает та или иная секта. (2 с.131)

В своем большинстве, в секты вовлекается молодежь, но приводят их туда разные причины. В качестве первой группы выделим тех, кто идет в секту в связи с некоторыми особенностями психического развития или страдает психическими заболеваниями. Обращаясь к специфике развития, что в целом здоровые молодые люди, находящиеся в кризисном периоде полового созревания, часто бывают странными и внушающими опасения. Однако все эти особенности представляют собой обычную возрастную попытку поиска своего пути. Что касается больных, то еще П.И.Мельников-Печерский, обдумывая причины общих черт людей, обнаруживающих тягу к сектам, писал: «В хлыстовские корабли по большей степени попадают люди нервные, раздражительные, потерпевшие в жизни, кто от житейского горя, кто от обид и огорчений. Забитые мужьями жены, обманутые или потерявшие надежду на замужество девушки, люди мечтательные, склонные к созерцанию, юроды, страдающие падучей болезнью. Такими людьми скорее, чем другими, овладевает восторг на радениях, им скорей являются призраки и видения, им громче и яснее слышаться неведомые голоса». Вследствие повышенной внушаемости их легко сделать слепым орудием в умелых руках и демонстрировать новичкам как особо «продвинутых духовно». Кроме того, ими пользуются для усиления психического заражения в группе, т.е. для наведения индуцирования религиозных переживаний на окружающих.

Какие виды психических отклонений способствуют уходу в секты? Здесь важно обратить внимание на то, что рост религиозности обладает буферным влиянием на стресс. Л.Френсис и Дж.Беннефт установили связь экзальтированной религиозности с психозом и неврозом. Как утверждает В.Мисснер, иррациональные формы религиозного опыта, включающие транс, экстаз, мистические переживания, чаще привлекают истериков, а культы, исповедующие переживания жертвенности, гипертрофии мотива страдания – депрессанты, в то время как идеи ненависти к врагам данного вероисповедания сильнее влекут к себе параноиков, нередко превращающихся в фанатиков. Каждому из упомянутых типов психических отклонений секта предоставляет подходящий тип разрядки напряженности.

Вторая группа представлена психически здоровыми людьми, но чаще всего неудачниками, т.е. с серьезными проблемами в семейной жизни или профессиональной деятельности. Можно сказать, что они страдают, прежде всего, от «престижной неудовлетворенности». Им остро не хватает внимания, уважения и любви близких. Такие нуждаются, прежде всего, в поддержке, превращающей их опять в детей. За эту поддержку (покровителя, учителя) они готовы на уважение и повиновение ему. Представители этой группы чаще всего приходят в секты из тех семей, где отсутствует душевное тепло, и царит жесткий, авторитарный стиль воспитания. Поскольку они бегут от боли, которую им причинил внешний мир, то ищут те формы поддержки, которые вновь делают их детьми, т.е. предпочитают организации близкие к структуре семьи, обеспечивающие внутригрупповое доверие и веру в определенные идеалы.

К факторам, влияющим на попадание в секты лиц данной группы, относятся возрастные кризисы развития, критические ситуации и переломные моменты личной биографии: первый год вне семьи, обстановка смены работы или ее потеря, влияние внезапной болезни или смерти близкого. К ситуационным факторам относят также развод, безработицу, переезд, отъезд на учебу. Возникший дефицит общения провоцирует у них возникновение и расцвет надежды, что не лучшая реализация себя в одном социальном окружении, не противоречит успехам в другом. Нарастает стремление нормализовать самоуважение, которое растет по мере того, как человек приближается к стандартам, установленным им для самого себя.

Третью группу наполняют самые полноценные и духовно развитые люди, стремление которых к высшим целям (весьма идеализированным), моральным и этическим ценностям остались невостребованными в обществе. Ведь даже самые прекрасные идеи и идеалы могут быть несвоевременными или нереалистичными. Так возникают социальная инфантильность, незрелость, вера в волшебные преобразования к лучшему, вызревающая в результате «типичных условий» воспитания. В условиях преднамеренного ограждения подростка и юноши от всяких обязанностей, от самостоятельных усилий по достижению каких-либо жизненных целей формируется инфантильность. Тогда появляется идея, что «здесь» (в этой семье, в этом обществе) воплощение идеалов невозможно, но есть люди и общества, где «эти идеи» уже воплощаются. Уже на этом этапе начинается построение “Модели Мира”, близкой к иллюзии, противостоящей неприемлемой реальности. Такая позиция толкает человека к поиску группы людей, понимающих и разделяющих его высокие стремления.

Вообще говоря, крах надежд на быстрое, легкое, почти волшебное воплощение своих надежд ставят человека перед выбором из четырех возможностей. Первое и наиболее бесповоротное решение - это самоубийство, в той или иной форме. Второе – это изоляция от общества вместе с другими отчаявшимися людьми. Третье – избавление от людей, которым приписывается ответственность за крах надежд. И, наконец, четвертое, и самое трудное решение означает излечение от иллюзий и полный отказ от помощи всемогущих волшебников, т.е. начало новой жизни в реальном мире. Понятно, что если молодой человек не решился на отчаянный шаг и еще не набрался мужества пойти по четвертому пути, то дорога в секту совмещает в себе вторую и третью возможности облегчения душевного состояния.

Здесь одна из значимых групп риска – подростки. Они еще относительно свободны от серьезной ответственности и обязательств, подобных наличию семьи или работы с полным рабочим днем. Недостаток личного опыта часто сопровождается у них наивностью и идеализмом, оставляя их открытыми для напыщенных обещаний и упрощенных ответов, предлагаемыми сектами. Для них это весьма действенный механизм достижения желаемого уровня социализации, особенно на фоне отсутствия собственного жизненного опыта в подростковом и юношеском возрасте. Как правило, это «домашние», чистые и добрые молодые люди. Они весьма неравнодушные, повышенно эмоционально чувствительные к чужой боли. Для снятия напряженности, возникающей от созерцания окружающей несправедливости, они видят один путь – быть приобщенными к чему-то самому главному, имеющему целью искоренение этого зла. И они с легкостью становятся на этот путь, двигались к возвышению себя («как деятеля, улучшающего мир») через причастность к «великой идее», за счет идентификации с лидером, воплощающим данную цель. (2 с.271)

Таким образом, у приходящих в каждую из трех групп обнаруживается существенный дефицит в психическом или физическом здоровье, мешающий обрести социальное признание, либо дефицит в тепле человеческого общения, либо в условиях, позволяющих надеяться на воплощение идеалов. В своем исходном состоянии и при текущих обстоятельствах они или уже потеряли надежду состояться, или близки к этому состоянию. Возникшее психическое напряжение, глубинный конфликт провоцирует включение системы психологической защиты, побуждающей их изменить свое поведение и свою трактовку этого поведения.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!