Секты и вовлечение в них людей.



Международный Университет семьи и ребенка

Имени Рауля Валленберга

Институт специальной педагогики и психологии

Дипломная работа.

Особенности воздействия членов религиозных сект на личность неслышащего.

Выполнил:

Студент группы 42/с

Фирсов Сергей Александрович

                                                              Научный руководитель :

К.п.н., доц. Михаленкова И.А.

Санкт-Петербург

2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................... 3

ГЛАВА 1 СЕКТЫ И ВОВЛЕЧЕНИЕ В НИХ ЛЮДЕЙ......... 6

1.1 Особенности сект................................................. 8

1.2 Вовлечение людей в секты................................. 16

1.3 Современное состояние духовного развития неслышащих людей.......................................................... 34

ГЛАВА 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСЛЫЩАЩИХ В СЕКТЫ............................................. 39

2.1 Приемы, разрушающие личность при вовлечении в секту.................................................................... 39

2.2 Особенности вовлечения неслышащих в секту. 49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................... 56

ЛИТЕРАТУРА................................................................ 59

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Десять лет назад мы с распростертыми объятьями встречали зарубежных гостей. Да не только мы! А Москва! Вся Россия…

Но не из религиозных чувств. Всем так хотелось увидеть товарищей по несчастью из далекой, богатой Америки; узнать, как живут, учатся, работают, отдыхают глухие в этой заокеанской стране… Кинозал, в день встречи с приезжей делегацией, был забит до отказа.

Гости не разочаровали – так мило все рассказывали, показывали, отвечали на вопросы, дарили книги… Они радужными красками расцветили жизнь неслышащих Америки. И когда говорили о том, как разумно и хорошо она устроена, не забывали добавлять: «С Божьей помощью!». С улыбкой, щедро одарили всех книжечками «Нового завета»; брошюрами, толкующими Библию и призывающими поверить в Бога, чтобы обрести вечную жизнь; листовками с объяснениями американских религиозных жестов.

Гости уехали. Но тут свои баптисты, иеговисты и т.п., воспользовавшись ажиотажем, пригласили желающих на молитвенные собрания. Любопытные нашлись…

В периоды острых общественных кризисов массами овладевают настроения отчаяния и безысходности. Обостряются проблемы: «Кто Я?» и «Зачем?», осознается неполнота, ложность, иллюзорность традиционных советов на важнейшие жизненные вопросы. Нарастающие недовольство и разочарование, в надежде на быстрые перемены к лучшему, усугубляются чувством социального дискомфорта, обеспокоенности и тревоги. Личности, переживающие упадок, повышенно восприимчивы к религиозным движениям, обещающим возрождение индивидуальной духовной способности. Актуальность этого направления, адаптации связана с переживанием невыносимой тяжести от диссонанса, спровоцированного чрезмерным для многих бременем выбора, - либо оставаться в прошедшем времени, лелея переживания несправедливости и неудовлетворенности, либо двигаться вперед, реагируя на новые требования жизни, становиться более гибким, искать новые сферы применения своих способностей, знаний, опыта.

Непосильность требуемых усилий приводит к трагедиям и ухудшению психического здоровья. Общим результатом является то, что человек оказывается в состоянии той или иной степени дезадаптации, сопровождаемой страхом, отчаянием, желанием найти выход. Это повод рассматривать ее как следствие манифестации разнообразных психологических защит. Разочарование и служит побуждающим фактором, толкающим человека к поиску группы, восстанавливающей его внутреннее равновесие и душевный комфорт. Одной из таких групп ему представляется секта. Она обладает особой притягательностью для тех, кому свобода представляется тяжким бременем и кто стремится избавиться от необходимости самостоятельно принимать решения. Таким людям включение в жизнь секты дает возможность обретения нравственной опоры, которая представляется им намного более прочной, чем шаткое основание индивидуальной свободы. (2. c.269)

Мы всегда с радостью и радушием раскрывали двери наших школ, домов культуры, наши сердца зарубежным гостям, часто не задумываясь: «С чем они к нам едут? Кто едет? И какой они след оставят после себя?»

Неслышащие люди, как члены общества, не остались в стороне от этого течения.

Число инвалидов по слуху постоянно растет. Так, сегодня, в Санкт-Петербурге около 5% всего населения – неслышащие. (9. с.7)

Многие люди считают себя православными, но, к сожалению, мало знают о вере, о Боге. В этой ситуации на сцене появляются различные секты.

Целью нашей дипломной работы являлось изучение психологических механизмов вовлечения неслышащих людей в секты.

Объект исследования: Изучение личностных качеств человека, приходящего в секту.

Предмет: Психологические механизмы вовлечения неслышащих людей в секты.

Задачи: 1. Изучение литературных данных о вовлечении людей в секты.

2. Выявление механизмов воздействия на личность адепта.

3. Изучение особенностей вовлечения неслышащих людей в секты.

ГЛАВА 1 .

Секты и вовлечение в них людей.

 

 

Слово секта, обозначающее организацию, в отличие от ереси, как правило, обозначающее учение, имеет 2 возможности этимологии. Либо оно происходит от латинского слова SECARE – «отсекать» (часть от целого), либо от латинского же SEQUI – «следовать» (за лидером, задающим самопроизвольное направление). Каждая из этих этимологий по-своему раскрывает смысл понятия сектантства, если первая из них более подходит к сектам историческим (менониты, молокане, баптисты), то вторая – к сектам новоявленным, тоталитарным.

Принцип тоталитарной секты – затащить человека к себе прежде, чем он что-нибудь о ней узнал. По мнению канадской просветительской организации «Инфо-Калт»: «Тоталитарная секта – это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов; может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов; использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена”. (3 с.24)

Секты считают, что они сами или их лидер обладают особым статусом, который выносит их за рамки общества или семьи и противопоставляет им.

Секты скрывают свою истинную природу и цели от потенциальных или новообращенных адептов. Они пользуются обманными методами для вербовки и привлечения новых членов.

У тоталитарных сект есть определенные характеристики, которые отличают их от других групп, не до такой степени манипулирующих сознанием своих членов.

Например:

Члены беззаветно преданно служат лидеру группы и не подвергают сомнению ни одно его слово или действие.

Решения относительного того, как члены должны мыслить, действовать или чувствовать, принимаются руководством группы: члены должны получить разрешение, чтобы пойти на свидание, переменить работу или вступить в брак; существуют правила, определяющие, что носить, как воспитывать детей, где жить, и так далее.

Группа уделяет чрезвычайное внимание тому, как добыть побольше денег. Определенные приемы, например, сбор средств для фальшивой благотворительности, оправдываются как методы для достижения высших целей. Лидер группы ни перед кем не несет ответственности ни за что и не подвластен никаким властям и авторитетам.

Члены часто порывают связи с семьей, близкими и друзьями, они отказываются от целей жизни и личных интересов, которые были у них.

Руководство группы поощряет адептов, чтобы они жили совместно с другими адептами и общались только с ними, а зачастую и требуют этого от них.

Вопросы, сомнения и недовольство искореняются или даже наказываются. Для подавления сомнений относительно группы и ее лидера используются отупляющие разум приемы (произнесение мантры, говорение языками, обличение отдельных «виноватых» членов в присутствии всего собрания и т.д.).

 

 

Особенности сект.

Обыкновенно люди не ищут секту чтобы в нее попасть. Секты ищут людей, чтобы завербовать их. Вовсе не обязательно переживать состояние потерянности, депрессии или неуверенности в себе, чтобы попасться на вербовочные приемы секты.

Люди обычно попадают в секту потому что:

- они не знают, чем эта группа является на самом деле;

- вербовщики не говорят им честно и искренне об истинной природе секты;

- вербовщики не сообщают им обо всех требованиях, которые будут предъявляться к члену группы;

- вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным;

- вербовщик является другом или членом семьи, и вы не верите, что он может обмануть вас.

Сектантское мышление является способом биполярного видения мира: черное и белое, спасенное и осужденное, добро и зло.

В сектантском мире нет места для полутонов. Лица и движения с таким типом мышления автоматически воспринимают себя в «белой, спасенной, доброй» категории. Они ищут «козлов отпущения» для объяснения собственных сложностей и проблем общества. Сектантское мышление может привести к нетерпимости и экстремуму. Особенно часто оно встречается во времена личных, социальных или экономических кризисов.

Методы по регулированию поведения могут быть чрезвычайно эффективными и приводить к состоянию глубинной зависимости. Эти методы базируются на двух основных принципах:

1) Если вы можете заставить человека вести себя так, как вы этого хотите, вы можете заставить его поверить в то, что вы хотите.

2) Внезапные, резкие перемены среды могут сделать человека особенно подверженным влиянию и привести его к неожиданным глубоким переменам мироощущения, системы ценностей и веры.

Движение может длительно контролировать своих членов, используя:

Изоляцию

Если вы физически отделены от общества и привычного окружения, вы можете утратить собственное ощущение действительности.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!