Современное состояние духовного развития неслышащих людей.



Российское общество в последние годы озабочено проблемой, появившейся на Западе 20 – 25 лет назад: интенсивным и массовым освоением асоциальными личностями такой ниши для преступной деятельности, как психика и душа человека. Происходит это в форме организации различного рода групп, обещающих своим приверженцам самые желанные и ценные для них блага – духовные, социальные, материальные – в обмен на полное подчинение и поклонение лидеру, идеологии и дисциплине культа.

Причина кризиса более всего кроется в духовной опустошенности и неосведомленности значительной части граждан нашей страны. Однако, многовековой опыт показывает, что в структуре мотивации и волевых действий каждого человека всегда есть несколько взаимосвязанных уровней: физиологический, психический, душевный и духовный. В конкретных ситуациях их приоритеты могут изменяться, но стратегически высшим остается духовный уровень. Именно в нем проявляют себя религия, мировоззрение, идеология, культура, нравственность, социальность, правопослушность.

К сожалению, состояние духовно-нравственного здоровья нашей страны, т.е. их единства, целомудрия, целеустремленности, оптимизма, самоуважения в настоящее время находится под угрозой. Симптомов разрушения много: правонарушения, наркотики, распад семьи, ухудшение психического и физического здоровья, секты, внедрение западной псевдокультуры, неразборчивость в средствах и методах достижения целей.

Меняется в худшую сторону отношение к Отечеству, идеям патриотизма, общественным структурам, семье, традиционности, этнокультуре. Это сказывается и на преступности в нашем обществе, причем в особенно опасной части – на долговременную перспективу. Естественно, что все отмеченное разрушает национальную (в том числе и религиозную) безопасность нашей страны. (7 с.9)

Понятие «национальная безопасность» зиждется на главнейших столпах жизнедеятельности общества: духовно-нравственном, политическом, экономическом, научно-техническом, экологическом, военно-оборонительном и иных. Оно опирается на всю систему национально-государственных ценностей и интересов. И здесь религиозный фактор становится весьма важным, так как смыкается с идеологией и мировоззрением, т.е. с глубинными источниками мотивации людей и общественных структур.

Деструктивные тоталитарные секты – иерархические и авторитарные организации или движения ныне нашли в России поистине благодатную почву.

Социально-экономические процессы в России способствовали возникновению сложной ситуации в сфере проблемы свободы совести. Пытаясь повлиять на эти негативные процессы, многие отечественные идеологи, политики и журналисты приветствовали и стимулировали появление массы иностранных проповедников и учителей для быстрого привлечения населения, в частности молодежи, к каким-то приемлемым принципам и правилам поведения.

Одновременно православная церковь долгое время воспринималась под влиянием многолетних штампов, как слабое, отсталое, аполитичное и консервативное учреждение. Была предана забвению роль православия в становлении и развитии России. Игнорировалось, что этнокультуры большинства наших народностей сформированы православием. Соответственно, зарубежные «стадионные» проповедники представлялись активными, красноречивыми, современными и привлекательными, способными умело общаться с массами. Таким образом, были искусственно созданы условия, когда заграничным миссионерам реально работалось значительно легче, чем отечественным православным служителям.

Мы все несем ответственность за тот разгул сектантства, который царит в России. Слишком часто мы остаемся пассивными и никак публично не выражаем наше отношение к происходящему. (8 с.2-3)

В СССР обучение глухих было всегда направлено на то, чтобы они могли свободно общаться со слышащими людьми, хорошо считывали с губ, четко произносили слова голосом. К сожалению, здесь были свои перекосы, например, вообще запрещали жестовый язык. Но сегодня уже признано значение жестового языка, как языка родного для глухих. В некоторых странах, например в Швеции, в Америке, если человек не знает пальцевой азбуки и минимального набора из 20 – 40 жестов, не умеет объясняться с глухими, он не сможет стать ни полисменом, ни стюардессой, ни муниципальным работником. Во всем мире прослеживается тенденция к тому, чтобы облегчить глухим общение со слышащими людьми, т.е. научить слышащих людей, тех, кто по роду свое профессии часто общается с глухими, говорить жестовым языком.

Кто сегодня из проповедников владеет жестовым языком, тот и собирает вокруг себя аудиторию. Сегодня самая большая аудитория в нашей стране собрана баптистской церковью. В каждом городе баптисты изучают жестовый язык и ведут работу по созданию общины из числа глухих жителей данного города. Правда, многие глухие считают себя православными, не скрывают, что ходят в Православную церковь за святой водой, освятить куличи на Пасху. Говорят, что для нас, глухих, церковь евангельских христиан-баптистов тоже как православная, но не такая красивая, икон у нас нет, но зато есть общение на жестовом языке и, главное, жестовый язык знает наш пастор.

Еще одна община, достаточно распространенная в нашей стране, активно ведущая работу с глухими – «Общество Сторожевой башни» - «Свидетелей Иеговы». По свидетельству многих глухих, иеговисты действуют очень настырно и агрессивно – они фанатичны, не понимая этого – запугивают их.

Третья крупная конфессия, работающая с глухими, которая представлена в России, это корейская христианская церковь. Существует крупный центр корейской христианской церкви в Санкт-Петербурге, в самом здании петербургского отделения ВОГ.

Что же касается Русской Православной церкви, то на настоящий момент положение достаточно трудное. В Москве успешнее всех действует приход Патриаршего подворья на Новом Симонове: при храме есть воскресная школа для взрослых, ведется работа со спецшколами для глухих, но, к сожалению, далеко не все школы хотят видеть у себя православных священников.

В Петербурге недавно начала существовать православная община глухих. Создается община в Брянске, проводится договоренность православными священниками с педагогами местного интерната о переводе службы для глухих. В Ульяновске молодой православный священник, прошедший курс сурдоперевода, организует работу с глухими.

На сегодня решением проблемы церковного окормления глухих было бы преподавание жестового языка в семинариях по желанию тех людей, которые бы потом стали работать с глухими. Здесь интересен опыт такой католической страны, как Польша, где каждая семинария ежегодно выпускает 2 – 3 клириков, владеющих жестовым языком. Может быть не все из них станут работать с глухими, но зато клириков, работающих с глухими там достаточно, и поэтому сектантов нет, практически все глухие в Польше объединены вокруг католической церкви.

В православном храме у глухих есть возможность усвоить не вербальную, а зрительную информацию о вере через икону, прикладное искусство, но этого не достаточно. Кроме того, если будет достаточное количество священников, владеющих жестовой речью, хотя бы в каждом городе по одному в православном храме, то этим мы значительно улучшим сегодняшнюю социальную среду, в которой живут глухие. Ведь не секрет, что сегодня очень многие неслышащие люди не могут найти работу, пенсии не достаточно, чтобы удовлетворить свои потребности и, к сожалению, какая-то часть глухих уходит в криминальным мир. Такое негативное явление в последнее время усилилось вследствие разрушения производственной структуры, а также профессионально-образовательной подготовки, которая проводилась в доперестроечное время, когда было достаточное количество учебно-производственных предприятий для глухих. Поэтому церковь может помочь глухим в трудное время не опуститься, не пойти по «скользкому» пути.

Нужно стимулирование вероучений, сформировавших нашу этнокультуру и поддерживающих государственную власть, общество, семью, права и здоровье личности. Поэтому перед психологами стоят задачи не только выявления причастности к сектантству как таковому, но и конкретизации секты – правонарушителя. А это требует сравнительного анализа их догматических и мировоззренческих установок, что значительно проще осуществлять опираясь на опыт традиционных культуро-творческих вероисповеданий. Эффективность контактов с адептами культов и распознавания зависит от квалификации в области психологии, сравнительного богословия и религиоведения. (7 с.3-5)

 

ГЛАВА 2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ
НЕСЛЫЩАЩИХ В СЕКТЫ


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!