Риторика и Логика. Композиция.



Риторика – наука, изучающая отношение мысли к слову. Античная риторика включала в себя пять частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение. То есть она охватывала все стороны словесного высказывания, устного и письменного.

Риторика сегодня – одна из филологических дисциплин, внимание которой обращено на прозаические высказывания и публичную аргументацию. Она изучает правила построения речи (вступление, тезис, изложение, завершение); принципы аргументации, стилистические приёмы (выбор слов, построение фразы, фигуры речи и т.п.). Обобщает опыт великих мастеров слова, указывая на трудности и опасности, подстерегающие всякого пишущего или говорящего публично.

Ритор – человек, создающий влиятельные публичные высказывания.

Владение интеллектуальными ресурсами аргументации. Эмоциональное восприятие произведения переходит в осмысление, гармония поверяется алгеброй. Выбор аргументов, процесс их изложения имеет конечной целью воздействия на читателя своими умозаключениями. На первый план выдвигается логика – наука о мышлении. Такие логические операции как утверждение, оценка, доказательство, опровержение и др. играют важнейшую роль в художественно-критической деятельности. В центре: исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. Иначе – продуманная последовательность рассуждений.

Вывод:

Процесс развёртывания критического текста предполагает двойную профессиональную задачу, каждый раз стоящую перед автором. 1. – текст должен быть выразительным, экспрессивным, будучи отражением художественного образа, преломлённого через призму индивидуального художественного восприятия критиком. 2. текст должен убеждать логикой подачи предлагаемых умозаключений. На это направлено композиционное решение.

Композиция.

Автор каждый раз сам решает задачу, как будут начинаться и соотноситься между собой абзацы – связно или монтажно, где и каким образом подать главную мысль, как выделить смысловую кульминацию, чем начать и чем закончить изложение.

 

Разновидности художественно-критических жанров.

Хроника художественной жизни. Хроникальная заметка.

Хроникальный обзор. Корреспонденция.

       Хроника – от греч. «хронос» - время; «хроникос» - относящийся к времени.

       Хроника – запись событий в хронологической последовательности. В периодической печати Х. называют отдел, в котором помещают материал чисто информационного характера, освещающий текущие события. Соответственно художественная хроника фиксирует факты текущей художественной жизни.

       В прессе, как правило, существует специальный раздел хроники под разными названиями: «Нам пишут», «В театрах страны», «По концертным залам», «Наш календарь», Юбилейная хроника» и т.д. – О новых постановках, программах, вышедших из печати нотах, книгах, юбилейных датах, календарных событиях. Хроникальные заметки не дают критического освещения и оценки излагаемого факта, в их задачу входит только его констатация. Заметки от редакции.

       При видимой простоте работа хроникёра требует предельной полноты, тщательности и точности в изложении событий, фактов, имён и дат. Ведь через сравнительно короткое время после публикации малозначительная на первый взгляд, хроникальная заметка становится источником ценнейшей информации для искусствоведов-историков, социологов, для всех. занимающихся вопросами эволюции художественной культуры.

       От хроникёра требуется умение отобрать из массы всевозможных фактор наиболее важные, типичные, заслуживающие фиксации в печати. Порой эти факты не лежат на поверхности, их надо уметь найти, выявить.

       Более развёрнутой формой хроники является хроникальный обзор, предполагающий изложение большого количества событий, происходящих за некий отрезок времени или намечаемых в ближайшем будущем в некоем центре, учреждении и т.д. Хроникальный обзор предполагает не только исчерпывающую полноту и точность в изложении избранных событий, но и определённую их систематизацию: от более крупных, циклических событий – к разовым: от более важных дат к менее значительным. Подобный обзор призван дать стройную и организованную сумму сведений, а не беспорядочный набор фактов.

       К хронике примыкает несколько более развёрнутый жанр корреспонденции. Это небольшие заметки, присылаемые в прессу с мест, где обрисовывается работа конкретного учреждения искусства или культуры, коллектива, деятеля, в общих чертах намечается картина художественной жизни города за какой-то отрезок времени.

       В корреспонденции, в отличие от хроники, события излагаются детально и обстоятельно, вводится значительное число подробностей и элемент характеристики. Последнее обстоятельство придаёт им в известной мере индивидуальный облик, что и обуславливает авторскую подпись. В журналах корреспонденции часто сопровождаются фотоиллюстрациями.

       Корреспонденции, в которых присутствует более или менее углублённый анализ и оценка описываемых событий, приближаются к жанру рецензии.

 

РЕЦЕНЗИЯ

       Рецензия (от латинского recensio) – «рассмотрение», «обследование» как вид научной и литературно-художественной критики – это работа, дающая анализ и оценку научной работе или художественному произведению. (событию), преимущественно новому (спектаклю, фильму, книге, музыкальному сочинению или художественному полотну). Это – наиболее распространённый и гибкий жанр, не требующий длительных и углублённых предварительных размышлений и исследовательской работы (но предполагающий высокий уровень профессионализма пишущего), и потому позволяющий мобильно откликнуться на знаменательные и животрепещущие события художественной жизни во всём её многообразии.

       Рецензия, как правило, сравнительно небольшой, но многофункциональный опус. Она может быть устной и письменной. Несёт богатую и многостороннюю информацию (что, где, когда происходило, об авторе, об исполнителях, о значении события, о содержании и ценности и т.д.). Имеет познавательное значение. Благодаря наличию аксиологического (оценочного) фактора, рецензия решает просветительские и воспитательные задачи, устанавливает двустороннюю связь между автором работы, исполнителем и публикой, выполняет коммуникативную роль. Язык, его сложность или простота зависят от издания и адресата.

В зависимости от объекта критического освещения существует много видов рецензий:

По виду искусства

В рамках одного вида, в частности, музыкального:

по жанрам

концертные, оперные, балетные и т.д., а в рамках каждого из этих видов имеются более частные подразделения;

монографические, коллективные

изобразительного искусства:

по жанрам

живопись, графика, рисунок и др.

по материалу:

керамика, фарфор, глина

по характеру персонификации:

творчество одного автора, выставка ряда авторов, любителей и т.д.

Общие условия, которым необходимо следовать рецензенту:

  1. основательное предварительное знание произведений, подвергающихся рецензированию (пьеса в драматическом спектакле, партитура или клавир в музыке, текст литературного произведения и т.д.). Наслушанность, насмотренность трактовок, рассмотрение в контексте. Только тогда возникнет серьёзность и убедительность суждения. Оценивается работа режиссёра, дирижёра.
  2. в поле рецензента должно быть и само исполнение, и программа, сценарий (там, где есть посредники – театр, музыка). Концерт интересе не только тем, кто и как в нём выступает, но и тем что в нём звучит. Ибо концерт – не только экспозиция исполнительского мастерства, но и музыкальных сокровищ прошлого и настоящего, отобранных по определённому принципу и расположенных в некой последовательности. В задачу автора рецензии входит определение – убедителен и оправдан ли избранный принцип, логична ли предложенная последовательность.
  3. рецензия должна воссоздать общую атмосферу события, охарактеризовать восприятие публики, то есть обрисовать событие как некое художественное триединство: автор, исполнитель. Слушатель (публика). Осуществить это нелегко, но стремиться надо.

 

В том случае, когда представляются новые произведения, ранее неизвестные, рецензент вправе ограничиться общей характеристикой прослушанных или просмотренных новинок и высказать своё впечатление от их художественного впечатления.

 

Серов как-то сказал, что в рецензии на концерт «должно быть принято за правило… высказывать те мысли по искусству, на которые наводит исполненная пьеса. Если же она… не служит поводом ни для каких критических замечаний…то лучше не говорить о такой пьесе 9концерте) ни слова». Молчание критики (при условии её активности и отзывчивости на всё, заслуживающее внимания) также является формой критики и притом, негативной.

 

       Рецензировать художественные события можно не только «пост  фактум», но и 2впрок». Там где есть примечательная программа, исполнитель, режиссёр, полезно заранее сообщить в прессе и дать им краткую характеристику. Такой метод стимулирует интерес публики, служит делу массового художественного просвещения и воспитания.

       Пример обрамления: перед и после концерта – Луначарский и Асафьев – о гастролях испанского гитариста Анреса Сеговии.

       Богданов-Березовский – рецензия-заметка о фортепианном концерте Шостаковича (всего 11 фраз).

 

Рецензия на концерт инструментального или вокального ансамбля.

Внимание к каждому члену исполнительского коллектива. Необходимо показать единство индивидуальностей. В этом трудность.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!