Художественная ценность и художественная оценка



Художественное произведение есть результат художественного творчества и как художественная ценность имеет духовный характер («пища для души»). Потенциальная ( воплощает достоинства творческой деятельности художника) и реальная (отражает конкретные запросы данных членов социума, значимость для них) художественная ценность

Произведения актуальной ценности – те, которые выставляются, читаются, звучат, Актуально всё то. Что известно, желанно, востребовано, существует реально в людском представлении.

Важно для критики – актуализация потенциальных ценностей, до времени пребывающих в латентном состоянии. В этом – просветительская миссия художественной журналистики.

Диалектика объективного и субъективного в художественной ценности. Переосмысление ценности, основываясь на реальной значимости художественного воздействия. Оценочный подход изначально опирается на законы художественного восприятия, которое в основе своей субъективно, но есть признак всякого вообще понимания. Профессиональный подход ищет объективное обоснование субъективному восприятию. Необходимость подвести базу под свои субъективные суждения, объективизировать их с помощью а) широко развёрнутой аргументации – системы доказательств, опирающейся на научные знания; б) подчинения эмоционального, чувственного восприятия логике рационально оформленного законченного суждения. Чем шире круг знаний – специальных, эстетических, исторических, философских, технических, тем полноценнее может оказаться результат: убедительное, яркое и неповторимое критическое суждение.

Ценностные критерии

Исторически обусловлены, изменчивы и относительны в своей истинности. Они определяются духовными потребностями своего времени и складываются под воздействием многих факторов. Ц.к. ориентированы на индивидуализацию творческой личности, творческого процесса и его результатов.

Высшая ступень – критерий уникальности (оригинальное, неповторимое, несравненное, нестандартное). Антонимы – стандартное, банальное, тривиальное, вторичное. Личности - талантливый, одарённый, способный, бездарный

 Талантливо – бездарно

Ярко – серо

Выразительно-бледно, блекло

Интересно - скучно

Дискуссия

О дискуссии как методе художественной критики (Е. Бронфин О современной музыкальной критике)

       При ограниченности эстетического кругозора, авторитарности мышления и нетерпимости к другим мнениям «вирус» ортодоксальности может проникнуть незаметно (приятно думать, что ты – «истина в последней инстанции»). Надежным средством в данном случае является живой и откровенный обмен мнениями, особенно если он облекается в форму открытых критических выступлений.

       Продуктивность дискуссии зависит от ясного понимания того, что может быть объектом спора, а для чего достаточно опровержения. В. Белинский писал:

       «Парадокс или явная ложь не могут возбудить критического спора (ибо критика есть суждение, сравнение явления с его идеалом), но могут возбудить опровержение; критические споры могут возбуждаться только мыслями. Опровергают то, что считают ложью; спорят о том, что обе стороны, несмотря на их противоречие, уважают. Опровергающий мнение считает себя безусловно правым; спорящий старается быть правым. Но почитает победу столь же возможною для противной стороны, как и для самого себя. Суд победы предоставляется обществу и времени».

       Обязательной предпосылкой плодотворности полемики по эстетическим вопросам является основательность владения спорящими сторонами предметом дискуссии, равноправность и откровенность её участников, обмен не заранее заготовленными выводами, а доводами. В процессе спора. Т.е. соревнования различных, даже противоположных точек зрения и суждений, определяется ценность выдвинутых аргументов; одни отбрасываются как несостоятельные, другие оттачиваются и развиваются. В итоге неважно, кто кого победил или не победил, а важна польза, которую спор принёс искусству. Выдающийся немецкий дирижёр В. Фуртвенглер писал: «…ошибаются те, кто думает, будто критика существует для того, чтобы выносить безошибочные суждения. Критика существует для того, чтобы дискутировать. Там, где дискуссия исключается, не может возникнуть ценного суждения» (Гинзбург Л. Оркестр из Сан-Франциско // «Советская музыка», 1973, 311, с.75)

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 251; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!