Представители критической мысли ХХ века



Музыкальная критика.

Введение в курс.

Художественная критика и профессия культуролога:

- отражает проблемы культуры, является одним из каналов информации

- даёт оценку явлениям культуры и искусства

- прививает навык правильного прочтения и оценки качества критического материала

- является материалом для социологических исследований (контент-анализ)

- позволяет рассмотреть объект культуры с исторической точки зрения, в исторической плоскости

- может стать образцом для подражания (написания критических статей)

Место критики в структуре художественной культуры общества.

(Рассмотреть на примере таблицы А.Н. Сохора)

 

Художественная критика, наполнение термина; ведущие имена

 

Критика – от греческого – судить, суждение. Более глубокий смысл – осмысление больших научных и общественных проблем. Один из факультетов Московского университета включал такие дисциплины: философия, ораторское искусство, поэзия, физика, история древностей, история критики. Критика в одном ряду с важнейшими отраслями знания. Понималась под этим научная полемика, блестящим мастером которой был М.В. Ломоносов. Тогда ещё не было выделения, дифференциации между трудом журналиста и литературного критика, а тем более, художественного.

       Отечественная художественная критика начинает складываться к середине 18 века (общие рассуждения о современном искусстве, о необходимости образования и воспитания художника, суждений об отдельных видах (мозаике, фарфоре), изредка о жанрах (о портрете). Первые шаги шли в русле Просвещения, критика утверждала его идеи, нравственно-философское миропонимание. Художественная критика этого времени ещё не дифференцирована по направлениям. Люди, соединившие в одном лице разные «специализации»: поэты, писатели, мыслители, эстетики, теоретики литературы и литературные критики (Ломоносов, Сумароков, Козицкий и др.) с присущей им широтой мышления приняли в круг свои интересов также и искусство. Прежде всего, потому, что видели огромную нравственно-воспитательную возможность искусства. На эту его миссию обращали особое внимание. Чисто профессиональные вопросы мастерства почти не стояли. Утверждали не только рационалистическую, но и эмоциональную сущность искусства, его воспитательную патриотическую роль. В литературной и художественной критике это шло по-разному. На литературную критику влияла теория, где классицизм оформился в цельную систему (Ломоносов, Сумароков и т.д.). Ничего подобного нет в мире изобразительного искусства. В этом одна из причин некоторой теоретической «рыхлости», меньшей нормативности в оценках. Здесь более ощутима известная широта интересов, «терпимость» к иным, чем в классицистическом искусстве, нормам. Сумароков к примеру, - наряду с Рафаэлем, признанным авторитетом для классицистов, - восхищался также Рубенсом и Тицианом.

 

Сущностные характеристики литературно-художественной критики

Семь правил для журналиста Ломоносова были сформулированы с той мерой высочайшей нравственной ответственности человека перед обществом и собственной совестью, какие составляют пафос Просвещения. Применимы не только для  ХУ111 века, но и для сегодняшнего дня.

  1. Всякий, кто берёт на себя труд уведомлять публику о том, что содержится в новых сочинениях, должен, прежде всего, взвесить свои силы. Ведь он затевает трудную и очень сложную работу, при которой приходится докладывать не об обыкновенных вещах инее просто об общих местах, но схватывать то новое и существенное, что заключается в произведениях, создаваемых часто величайшими людьми. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения, - значит сделать себя предметом презрения и насмешки; это значит уподобиться карлику, который хотел поднять горы (Итак: схватывать новое и существенно; докладывать не об обыкновенных вещах и не просто об общих местах).
  2. Чтобы быть в состоянии произносить искренние и справедливые суждения, нужно изгнать из своего ума всякое предубеждение, всякую предвзятость и не требовать, чтобы авторы, о которых мы берёмся судить, рабски подчинялись мыслям, которые властвуют над нами, а в противном случае не смотреть на них как на настоящих врагов, с которыми мы призваны вести открытую войну (издержки субъективистской критики).
  3. Нет сочинений, по отношению к которым не следовало бы соблюдать законы справедливости и благопристойности.
  4. Прежде чем брать и осуждать, следует не один раз взвесить то, что скажешь для того, чтобы быть в состоянии, если потребуется, защитить и оправдать свои слова. Малейшие упущения и невнимательность могут повести к опрометчивым суждениям, которые уже сами по себе постыдны, но становятся ещё гораздо более постыдными, если в них скрывается небрежность, невежество, поспешность, дух пристрастия и недобросовестность.
  5. Пусть журналист усвоит, что для него нет ничего более позорного, чем красть у кого-либо из собратьев высказанные последним мысли и суждения и присваивать их себе, как будто он высказывает их от себя.
  6. Не следует журналисту воображать, будто бы чего не понимает и не может объяснить он, является таким же для автора.
  7. Журналист никогда не должен создавать себе слишком высокого представления о своём превосходстве, о своей авторитетности, о ценности своих суждений. Ввиду того, что деятельность, которой он занимается, уже сама по себе неприятна для самолюбия тех, на кого она распространяется, он оказался бы совершенно неправ, если бы сознательно причинял им неудовольствие и вынуждал их выставлять в свет его несостоятельность.

 

       «Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы. Она основана на совершенном знании правил, коими руководствуется художник или писатель в своих произведениях, на глубоком изучении образцов и на деятельном наблюдении современных замечательных явлений. Не говорю о беспристрастии – кто в критике руководствуется чем бы то ни было, кроме чистой любви к искусству, тот уже нисходит в толпу, рабски управляемую низкими, корыстными побуждениями.

       Где нет любви к искусству, там нет и критики»

                                                                                          А.С. Пушкин

 

«Критиковать – значит искать и открывать в частном явлении общие законы разума, по которым и чрез которые оно могло быть, и определять степень живого, органического соотношения частного явления с его идеалом».

                                                                                           В.Г. Белинский

 

«Критика, как и самоё искусство, есть служение правде и красоте»

                                                                                           А. Серов

         

       Выдающиеся критики ХIХ века

Виссарион Григорьевич Белинский: 1811 - 48 (Речь о критике, Сочинения Александра Пушкина, Взгляд на русскую литературу 1847 года, О книжной иллюстрации);

Александр Иванович  Герцен: 1812 - 70 (издавал альманах «Полярная звезда», печатался в газете «Колокол», обличал самодержавие; письма, автобиографический роман «Былое и думы»)

Николай Гаврилович Чернышевский: 1828 - 89, публицист, лит. критик, писатель, один из руководителей журнала «Современник», последователь в критике идей Белинского (Об искренности в критике, Очерки гоголевского периода русской литературы). Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Романы «Что делать» и «Пролог».

Николай Александрович Добролюбов: 1836 – 61, русский лит. критик, публицист; разработал метод реальной критики. Развивал принципы Белинского Чернышевского  (Что такое обломовщина?, Тёмное царство, Луч света в тёмном царстве, Когда же придёт настоящий день?)

Аполлон Александрович Григорьев: 1822 – 64, русский литературный и театральный критик, поэт (Критический взгляд на основы, значение и приёмы современной критики искусства, Стихотворения Некрасова)

Владимир Васильевич Стасов: 1824 – 1906, музыкальный и художественный критик, историк искусства. Идеолог и участник «Могучей кучки» и передвижников. (по поводу выставки в Академии художеств, Новая русская статуя «Иван Грозный» Антокольского, Передвижная выставка 1871 года, Портрет Мусоргского, Двадцать пять лет нашего искусства. Наша живопись)

Иван Николаевич Крамской: 1837 – 87, русский жи вописец (портрет Л.Н. Тостого, Неутешное горе и др); один из создателей Товарищества передвижничества и Артели художников (письма, Судьбы русского искусства, За отсутствием критики, О портрете Достоевского) и т.д.

В.Ф. Одоевский  (1804 – 1869), писатель, учёный, философ, сочинял музыку, организовал Русское музыкальное общество, крупнейший общественно-музыкальный деятель в культуре России той поры; первый профессионал в истории русской музыкальной критики.

Представители критической мысли ХХ века

Анатолий Васильевич Луначарский: 1875 – 1933, политический деятель, писатель, критик. Член редакций ряда большевистских газет. Организатор системы советского образования. . Статьи о русской и западно-европейской литературе, изобразительном искусстве, музыке (Монументальная агитация, Фотография и искусство, На выставках, Социалистический реализм);

Анатолий Васильевич Бакушинский: 1883 – 1939, историк искусства, художественный критик, педагог. Разрабатывал методику музейных экскурсий, принципы эстетического воспитания, способствовал возрождению худож. промыслов Палеха  (Современная русская скульптура, Заметки о графике)

Я.А. Тугендхольд (Наша скульптура, Пути станковой живописи, Советская карикатура)

Константин Федорович Юон: 1875 – 1958, живописец, театральный художник: пейзажи, портреты, оформление спектаклей – «Хованщина» М.П. Мусоргского 1940, большой театр, Москва   (К выставке «Техника стенописи»)

Игорь Эммануилович Грабарь: 1871 – 1960, живописец и историк искусства. Один из основоположников российского музееведения, реставрационного дела, охраны памятников искусства и старины. (Портретное мастерство Репина, О колорите в живописи, Упадок или возрождение?)

Илья Григорьевич Эренбург,: 1891 – 1967, русский писатель, публицист, автор эссе о художниках и писателях, худ. мемуары «Люди, годы, жизнь» (О судьбе наших художественных ремёсел)

А.Н. Тихомиров (Батальная живопись)

Д.Е. Аркин (О Вере Мухиной, авторе скульптуры  «Рабочий и колхозница», ВДНХ)

И.О. Сосфенов (Проблема синтеза в метро)

В.И. Мухина (О скульптуре Дворца Советов)

А.В. Прахов (Шестая передвижная выставка в доме Общества поощрения художеств)

Письма И. Репина, П.Г. Антокольского (1896 – 1978), статьи Л. Толстого, В.В. Верещагина (1842-1904), М. Горького, В.Г. Короленко, В.М. Гаршина и др.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 306; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!