Государственно-правовые взгляды Н.Макиавелли.
Никколо Макиавелли (1469 — 1527) (семья юриста; Флоренция; пережил власть Медичи, республику Савонаролы, просвещенную светскую республику (ему покровительствовал глава исполнительной власти; занимался внешними сношениями и обороной; участвовал в посольствах), восстановление тирании Медичи (отправляют в ссылку в деревню — shpora.su).
Главные труды «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «история Флоренции».
Происхождение государства.
«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» (сначала люди жили разрозненно, подобно животным; размножившись, объединились, сделали самого храброго своим главой и стали ему повиноваться; совместная жизнь привела к осознанию того, что плохо и что хорошо (установлены законы и наказания); появилось правосудие; при последующих выборах государя предпочтение стали отдавать мудрости и справедливости — полный рационализм (нет теологии)).
Характеристика государства (определение государства).
«Государь» (содержит советы и наставления как установить, сохранить и расширить государство, как завоевать и удержать политическую власть; ставится задача объединения Италии, ее освобождения от иностранного вмешательства).
Политика для Макиавелли — самостоятельная область знания (исследует ее исходя из реальности, исторических фактов) (в его мышлении содержались элементы интеллектуальной и моральной революции).
|
|
Скептическое отношение к идее божественного предопределения (верит в возможности человека; судьба предопределяет половину действий людей, другой управляют они сами; религия — политический факт, который нужно учитывать, анализировать и использовать; его интересует роль религии в общественной жизни; критикует христианство за проповедь оторванности от мирских интересов, призывы к терпению и покорности).
Религиозным догматам противопоставляет в качестве основы политики природу и интересы человека (влияние социальной структуры и социальных противоречий на политику и формы государства, которые определяются борьбой народа и аристократии (массы не хотят, чтобы ими командовали и угнетали их, а знать стремится властвовать и порабощать народ)).
Ссылался на время древних (думал, что достаточно следовать их примеру, чтобы достигнуть тех же результатов; пренебрегает историческими условиями).
Для определения государства применил термин «stato» (более широк, абстрактен и точен, чем полис или королевство; позволяет отличать государство от страны, общества, лица или органа, осуществляющего высшую власть, от формы правления).
Впервые употребил слово «республика» в его современном значении формы государства, противоположной монархии (до него употреблялось как синоним полиса или государства в современном понимании слова).
|
|
Формы государства (идеальное государство).
«Государь» (формы правления подразделяются на 2 группы — республики и принципаты, где власть принадлежит одному человеку).
Наилучшая форма — принципат, единовластие (пригодна для Италии начала XVI в.).
Много говорит о преимуществах республик (народ во всех делах судит лучше, чем государь; республика обеспечивает стабильность, свободу, гражданское равенство, величие государства) (монархия ведет к неравенству, рабству, распущенности и упадку).
Наилучшая форма (смешанная, сочетающая элементы монархии, аристократии и демократии; отличается прочностью; не входит в 6 форм) (книга носит более общий, теоретический, абстрактный характер).
Не может быть единого подхода к формам правления (определяются реальными условиями и соотношением сил; реальные условия могут сделать идеал неприемлемым и оправдать установление формы правления, далекой от совершенства).
Республиканская форма предпочтительнее монархической во всех случаях (исключение — когда надо ввести новые порядки, законы и институты (преобразовать общество)).
|
|
Особенности теории.
Соотношение политики и морали (макиавеллизм; имморализм , безразличие к добру и злу; цель оправдывает средства; государь должен, когда обстоятельства не дают выбора, прибегать к безнравственным средствам, стараясь доказать, что его поведение безупречно и добродетельно; следует казаться хорошим, но не бояться быть плохим).
Нельзя одновременно добиться любви и боязни подданных (необходимо предпочесть страх; любовь слаба и неустойчива, а страх всегда эффективен).
Два требования следования целям (правильно избранная, высокая цель и невозможность ее достижения без покушения на нравственность).
Заслуги Макиавелли в развитии политической теории:
— отбросил схоластику, заменил ее рационализмом и реализмом;
— заложил основы политической науки;
— выступил против феодальной раздробленности, за создание единой Италии в форме абсолютной монархии;
— продемонстрировал связи политики и форм государства с социальной борьбой, ввел понятия государства и республика в современном смысле;
— осудил политику папского престола и духовенства;
— сформулировал принцип «цель оправдывает средства».
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!