Политико-правовое учение Г. Гроция.



Гуго Гроций (1583-1643) - основатель рационалистической доктрины естественного и международного права. Для Гроция характерна последовательная критика схоластических взглядов. У Аристотеля он берет деление права на естественное ("предписания здравого разума") и волей установленное. Источник естественного права - разумная природа человека как социального существа. К естественным он относит общение, стремление не красть, стремление трудиться и т.п. Волей установленное право является правом лишь когда оно не противоречит естественному.

Гроций является сторонником договорной теории (вслед за Аристотелем и Цицероном). Государство - это совершенный союз свободных людей, заключаемый ради общей пользы и реализации права. До Гроция право трактовалось либо как проявление божьего суда, либо как результат договора людей; Гроций считал, что право - это результат природы человека. Философским основанием естественно-правовой теории является рационалистическое мировоззрение. Разум является верховным судьей. Но в учении Гроция есть и элементы схоластического мировоззрения: он говорит о двойственной истине (существует и божественное, и естественное право).

Догосударственная жизнь людей - естественное состояние, при котором нет частной собственности. В ходе развития ремесел и искусств имущественное равенство исчезает. Возникают противоречия, начинается борьба внутри общества. Люди, опираясь на разум, заключили договор о владении тем, что каждый успел захватить. Государство - это союз слабых и угнетенных (большинства) против сильных и могущественных (меньшинства). Подданные имеют право сопротивляться верховной власти, но государство может наложить запрет на это право ради сохранения общественного мира и порядка.

Учение Б. Спинозы о праве и государстве.

Баррух Спиноза (1632-1677) создал работы "Богословско-политический трактат" и "Политический трактат", в которых разрабатывал теорию естественного права. Он делит развитие общества на естественное и государственное состояние. Разум толкает человека на создание государства. В естественном состоянии доминируют вражда, войны. Чтобы сочетать интересы разных людей, составляется договор. Ради самосохранения человек вынужден подчиняться договору, т.е. из двух зол выбирается меньшее. Каждый человек, заключивший договор, передает свою волю и естественные права властям. Власть обладает высшим естественным правом, и каждый должен подчиняться власти добровольно или под страхом наказания.

В отличие от Гроция, Спиноза считает, что в гражданском состоянии естественное право каждого не прекращается, т.к. и в этом состоянии человек действует по законам своей природы. Различие между естественным и гражданским состоянием: наличие высшего естественного права государства. Функции государства очень широкие: суд и толкование законов, война и мир, регулирование общественных отношений. Наряду с этим существует частное гражданское право - свобода каждого сохранять себя в своем состоянии при соблюдении указов верховной власти, и при условии, что эта верховная власть охраняет права каждого. Частное гражданское право - это разрешенные в условиях гражданского состояния естественные права индивида (дозволенная гос.властью часть естественных прав).

Спиноза выступает за формирование представительских институтов во власти. В вопросе о сопротивлении власти он говорит, что народ может изменить форму государства, если нарушается общественный договор.

Политико-правовое учение Т. Гоббса.

Томас Гоббс (1588-1679) создал произведения "Философское начало учения о гражданине" и "Левиафан". Он считал, что в естественном состоянии все были равны, имели равные права. Человек - существо эгоистическое, склонное к порокам, и потому в естественном состоянии происходили постоянные войны. Над человеческими пороками доминируют страх смерти и инстинкт самосохранения. Естественное состояние, помноженное на разум (предвидение последствий), приводит к тому, что в обществе начинает действовать главный естественный закон - стремление к миру.

Тогда в силу вступает 2й естественный закон - отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Люди заключают договор, и вступает в силу 3й закон - люди обязаны соблюдать заключенные ими соглашения. Далее следуют еще несколько законов, и в итоге человек приходит к следующему естественному закону: не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе (основной принцип гражданского общества).

Однако претворить в жизнь естественные законы может лишь сильная абсолютная власть государства. Абсолютная власть ограничивает стремления людей, принуждает человека соблюдать естественные законы.

Учение Локка о ГП.

Джон Локк (1632-1704) после англ. революции занимался теоретической деятельностью, был сподвижником Вильгельма Оранского. Произведения: "Два трактата об управлении государством" и "Письма о терпимости". Критиковал взгляды Гоббса, исходя из естественных прав общества. Считал, что период естественного состояния - это не борьба всех против всех, а состояние равенства. И в естественном состоянии человек не имеет полной свободы - ее ограничивает естественный закон (никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье и имуществе).

Локк считал, что власть правителя, полученная на основе договора, не может быть абсолютной; она ограничена естественными законами. К естественным правам относил равенство, личную свободу, свободу предпринимательства. Среди принципов государства называл опору на законы, разделение властей, оптимальную форму правления, право народа на восстание. Закон - это документ, который предписывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общественному благу. Кто бы ни управлял государством, он должен управлять согласно законам, провозглашенным народом и известным ему. Ничто не может не подчиняться закону (предвосхитил идею правового государства).

В целях предотвращения тирании полномочия государства надо поделить между различными органами. Законодательную власть должен осуществлять парламент, исполнительную - монарх и кабинет министров, федеративную (иностр. дела) - также особый орган. Полит.власть должна представлять собой систему сдержек и противовесов.

Локк отдавал предпочтение конституционной монархии, т.к. она обеспечивает соблюдение прав человека. Но у народа существует право на сопротивление власти, т.е. суверенитет народа выше.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!