Проект идеального государства Платона.



Nbsp;

VIII. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

 

 

Предмет ИППУ.

Предмет ИППУ - представления о формах государства, структуре и функциях законов, типах политической власти и механизме функционирования государств на различных этапах развития человечества.

Под учениями имеются в виду различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений. Поэтому вне предмета ИППУ остаются различные фрагментарные, не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения различных мыслителей.

Правовая мысль прошлого освещается в ИППУ не в виде истории юриспруденции (с отраслями, приемами юридического анализа), а в виде теоретических концепций права и законодательства. Проблемы отраслевого профиля (относящиеся к отдельным отраслям права) изучаются лишь в том случае, если они имеют общеправовое значение, значение для понимания всего политического состояния общества.

Древняя Индия.

 Брахманизм.

"Веды" - ряд источников 2-го тысячелетия до н.э., а не единый труд. Деление общества на 4 варны (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры), которые созданы богами из разных частей Пуруши (мирового тела и души). Варны подчинены мировому закону.

"Упанишады" - источник IX-VI вв. до н.э. Конкретизация и развитие Вед. Все люди должны следовать своей божественно предустановленной дхарме (закону, обычаю, долгу, правилу поведения).

Правовые сборники: дхармасутры и дхармашастры. "Законы Ману" - законодательное закрепление положений "Вед" и "Упанишад"; большая роль отводится наказанию; у людей не должно быть политической воли.

Египет.

1) Древний Египет:

- "Поучение Птахотепа": представление о естественном праве всех свободных, обосновывается необходимость соответствия поведения человека критериям добродетельного и справедливого поведения;

- "Поучение гераклеопольского царя своему сыну": только справедливым и законным поведением возможно добиться милости богов в загробной жизни; правитель характеризуется как человек, "творящий правду";

2) Древний Шумер и Вавилон:

- представление о боге Шамаше как о покровителе справедливости и права;

- "Законы Хаммурапи": представление о божественном характере власти и законов; справедливость подразумевает деление людей на свободных и рабов, а свободных - на сословия.

Древний Китай

 Буддизм.

С критикой основных положений Вед, Упанишад и брахманистской идеологии выступил Будда. Он отвергал мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят от собственных усилий людей. Буддизм критиковал систему варн и принцип их неравенства. Брахман для буддистов - это не член варны, а просто человек, достигший совершенства.

"Дхаммапада" ("Стезя закона"): критика системы варн; человек должен быть активен, познавать естественный закон; непротивление злу насилием; ограничение роли и масштабов наказания. Дхарма - это управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Гуманистические воззрения: непротивление злу насилием, ненависть не прекращается ненавистью. Роль и мысштабы наказания ограниченные.

Даосизм.

Древний Китай.

Основатель - Лао Цзы, IV в. до н.э. "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ"). Дао - это независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественная закономерность. Дао определяет законы природы и общества, олицетворяет естественную добродетель и справедливость; все недостатки (социально-полит. неравенство, бедность) происходят из-за отклонения от дао. Дао способно восстанавливать справедливость, если все пустить на самотек. Существенная роль в даосизме отводится принципу воздержания от активных действий. Властителей Лао Цзы призывает воздержаться от притеснения народа; критика насилия и войн - все это является нарушением дао. Естественность - это отказ от культуры. Нет пути для совершенствования государства в соответствии с дао.

Конфуцианство.             

Древний Китай, государственная религия.

Конфуций, 551-479 гг до н.э. "Лунь юй" ("Беседы и высказывания"). Патриархальная концепция государства; государство трактуется как большая семья, где император уподобляется отцу. Обосновывается неравенство людей, Конфуций выступал за аристократическую концепцию управления (но это должна была быть аристократия добродетели и знания, а не аристократия богатства). Требование соблюдать в гос.управлении принципы добродетели (причем добродетель подданных состоит в преданности правителю); ненасильственные методы управления. Отрицательно относился к войнам, выступал за гражданский мир и стабильность. Основные добродетели - подчинение "старшим", правила ритуала, долг, подчинение правителям, человеколюбие. Добродетель противопоставляется закону, управлять надо не при помощи законов и наказаний, а посредством добродетели и ритуала (не через страх наказания, а через стыд).

Проект идеального государства Платона.

Идеальное государство трактуется Платоном (в диалоге "Государство") как максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни. Конструируя идеальное государство, Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трем началам души (разумному, яростному и вожделеющему) соответствуют три начала государства (совещательное, защитное и деловое). Эти начала-части должны заниматься своим делом и находиться в определенной иерархии: разум (философы) господствует над яростным началом (воинами), а вместе они господствуют над вожделеющим началом (ремесленниками, земледельцами).

Полис по Платону - это совместное поселение, обусловленное общими потребностями. Для наилучшего удовлетворения потребностей требуется разделение труда. Для поддержания сословного неравенства государство должно распространять миф о том, что в людей разных сословий бог при создании бог добавил разные металлы: правят те, в кого добавлено золото; стражами становятся те, в кого добавлено серебро; к третьему сословию (производителям) относятся те, в кого добавлено железо или медь.

Стражи должны жить на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Никто из них не должен (без крайней необходимости) обладать частной собственностью, прикасаться к золоту и серебру им запрещено. Необходимые припасы они получают от третьего сословия. Для первых двух сословий существует общность жен и детей. Семьи в обычном смысле для них не существует. Женщины уравнены в правах с мужчинами. Жизнь третьего сословия Платон не регламентирует.

Платон против крайностей богатства и бедности. В идеальном государстве преодолен раскол на богатых и бедных. Лучшим типом государственного устройства является аристократическое, однако если среди аристократии выделится один, то это правление будет царским.

Платон верит в возможность практического осуществления проекта идеального государства. Но если оно и будет создано, оно не м.б. вечным из-за порчи человеческой натуры. Пять форм государственного устройства (аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания) сменяются циклически, они соответствуют пяти видам душевного склада людей. Каждая форма гибнет из-за внутренних противоречий, злоупотребления основным принципом данной формы (демократия опьяняется свободой и т.д.).

Политика (в диалоге "Политик") - это царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. При наличии такого умения неважно, правят ли по законам или без них. Там, где нет сведущих правителей, должен главенствовать закон. Также в этом диалоге Платон выделяет три вида правления (власть одного, власть немногих и демократия), каждый из которых имеет законную и противозаконную разновидность (власть одного м.б. монархией или тиранией, власть немногих - аристократией или олигархией).

В "Законах" Платон рисует "второй по достоинству" (после идеального государства) государственный строй. 5040 граждан по жребию получают земельные участки во владение (право собственности остается за государством); участок переходит по наследству лишь к одному из детей. В зависимости от величины имущества, граждане делятся на четыре класса. Запрещено владение серебром и золотом, ростовщичество, роскошь. Земледелием, ремеслами и торговлей занимаются неграждане (иностранцы и рабы).

Быт второго государства пронизан стремлением повсюду насаждать единомыслие и коллективизм. Семья не обладает монополией на воспитание. Женщины равноправны с мужчинами, но не входят в число высших правителей.

Политическими правами обладают только граждане. Во главе государства стоят 37 выборных правителей от 50 до 70 лет. Существуют также Совет из 360 членов и народное собрание. Надгосударственным органом является "ночное собрание" из 10 самых мудрых и престарелых стражей. Но основная ставка делается не на власть правителей, а на детальные и суровые законы, которые регулируют публичную и частную жизнь вплоть до распорядка дня и ночи людей. На страже законов стоит правосудие, под которым понимается и вся совокупность правителей, и все граждане государства. Большое значение имеет идеологическая обработка жителей государства - внушение им представлений о божественности и незыблемости законов, суровых загробных карах за их нарушение и т.п.

Классификация форм государства Платона.

Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, характеризуя их в порядке прогрессирующей порчи государственности. Вырождение идеальной аристократии приводит к появлению частной собственности на землю и дома, делению людей на свободных и рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Это - тимократия, под которой Платон имеет в виду критско-спартанский тип государственного устройства. Такое государство будет вечно воевать. Между тем война, по Платону, “главный источник частных и общественных бед”. Особенно ненавистны ему войны между эллинами.

Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит - в результате скопления значительного богатства у частных лиц - к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в правлении. В неимущих зреет ненависть против алчных и никчемных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

В целом демократию Платон расценивал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и неравных.

То, что в порочном государственном строе считают благом и к чему ненасытно стремятся (в тимократии - военные успехи, в олигархии - богатство, в демократии - свобода), именно это и губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним. Демократия опьяняется свободой, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность - тирания. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Тиран добивается власти как "ставленник народа". Тирания - наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 311; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!