Идеи свободы, справедливость, равенства и право.  



Справедливость и свобода - извечные идеалы, к которым всегда стремилось человечество. Справедливость развивалась вместе с обществом. Первой ее исторической формой была справедливость воздающая, когда за удар платили ударом, возмещаемый вред равнялся вреду причиненному. Именно эта форма справедливости лежала в основе принципа древних правовых систем талиона - "око за око, зуб за зуб". Справедливость воздающая сменилась со временем справедливостью уравнительной и распределительной. Уравнительный аспект справедливости в праве выражается в равенстве граждан перед законом, а распределительный - в учете всех обстоятельств личности при распределении материальных и иных благ (возраст, пол, способности, семейное положение, государственные и общественные заслуги и т.д.).

Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Если брать внешнее проявление человека -- его поведение, то справедливым будет такое поведение, которое отвечает критериям справедливости в обществе.

Эти критерии и соответственно оценки наиболее значимого поведения сначала складываются в сознании людей, затем получают закрепление в законодательстве. К определению и смыслу таких критериев обращались лучшие умы человечества. О них говорили Платон, Аристотель, вели речь почти все крупные философы. Ограничусь двумя высказываниями. По словам Гегеля, "справедливость касается уважения мною прав других людей

Ф. Ницше -- немецкий философ прошлого века, отнесенный ранее официальной советской доктриной к безнадежно реакционным, видел первоначальный характер справедливости в характере обмена: Справедливость есть, следовательно, воздаяние и обмен при условии приблизительного равенства сил"

Преобладал такой подход до последнего времени и в отечественном правоведении. Критерии справедливости зависят от многих факторов - экономических, классовых, национальных, демографических, культурных и др. Они могут меняться у разных народов в зависимости от конкретно-исторических условий и уровня развития цивилизации. Древние народы и государства, как известно, вели длительные и ожесточенные войны друг с другом, считая их оправданными, а проявляемую при этом исключительную жестокость (убийства пленных, женщин, детей, обращение в рабство) признавали делом вполне справедливым. В качестве примера - лишь две заповеди из Ветхого Завета: "А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души... Но предай их заклятию" Ветхий Завет. Второзаконие. 20.16, 17.. "Итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте" Ветхий Завет. Числа. 31.17. .

В основе критериев справедливости должны быть общечеловеческие начала, выражающие суть идей справедливости и свободы. Такие критерии вполне определенно сформулированы теорией естественного права, о чем уже шла речь. Отношение к естественным правам человека, их защита со стороны государства характеризуют состояние справедливости в обществе, природу власти и государства. "Если мы обратим внимание на природу какой-либо власти,- писал известный русский дореволюционнный государствовед Л. А. Тихомиров,- то можно сказать, что чем более чутка она к естественному праву человека, тем более она склонна охранять личные правав государстве" Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 610.. Закрепляются естественные права человека и соответствующие им юридические обязанности в конституциях государств и важнейших законодательных актах. Для России знаменательна в этом отношении принятая Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г. "Декларация прав и свобод человека и гражданина", установившая в ст. 1, что "права и свободы человека принадлежат ему от рождения". Закрепленные в законодательстве общечеловеческие начала можно считать реальными только при наличии благоприятных экономических, политических, духовных и иных условий. Принцип социальной справедливости в различных отраслях права проявляется по-разному, поскольку речь идет о различных сферах общественных отношений. В трудовом праве он выражается в адекватной количеству и качеству труда заработной плате (пока она еще не адекватна), в сфере бизнеса - в получении адекватного вознаграждения за творческие и предпринимательские способности, в гражданском праве - в соответствии возмещаемого ущерба причиненному имущественному вреду и упущенной выгоде, в пенсионном обеспечении, - в зависимости размера пенсии от трудового вклада и продолжительности трудовой деятельности, в административном, уголовном праве и других отраслях -- в соразмерности наказания совершенному правонарушению.

О последнем случае выражения справедливости в праве хорошо сказал знаменитый римский оратор Цицерон в трактате "О законах": "Кара да соответствует преступлению!" - дабы каждый нес наказание в соответствии со своим проступком: чтобы самоуправство каралось утратой гражданских прав, алчность - пеней, искательство почетных должностей - дурной славой"

Свобода - неотъемлемое свойство человека, только при ее наличии возможно нормальное существование личности, раскрытие всех ее творческих возможностей. Истории известны законы, ограничивающие свободу, например, законы, разрешающие рабство. "Однако последние,- по словам Гегеля,-- являются лишь позитивными законами и правами, и притом такими, которые противны разуму и абсолютному праву"

Нормативные установки, не соответствующие идеям справедливости и свободы, правом не являются, это бесправие и произвол, хотя законодательно и оформленные.

Про равенство и право

Понятие "равенство" представляет собой определенную абстракцию, т.е. является результатом сознательного, (мыслительного) абстрагирования от тех различий, которые присущи уравниваемым объектам. Уравнивание предполагает различие уравниваемых объектов и вместе с тем несущественность этих различий (т. е. возможность и необходимость абстрагироваться от таких различий) с точки зрения соответствующего основания (критерия) уравнивания.

Правовое равенство не столь абстрактно, как числовое равенство в математике. Основанием (и критерием) правового уравнивания различных людей является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме его правоспособности и правосубъектности. В этом и состоит специфика правового равенства и права вообще.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 2065; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!