Взаимосвязь права и правосознания.



Право как социальное явление вызывает то или иное отношение к нему людей, которое мб положительным (человек понимает необходимость и ценность права) или отрицательным (человек считает право бесполезным и ненужным).

Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей на право, именуемой правосознанием. Правосознание - неизбежный спутник права. Это обусловлено тем, что право - регулятор отношений людей, наделенных волей и сознанием. Достаточно очевидно, что процесс создания права (правотворчество) связан с сознательной деятельностью людей, что право есть продукт этой деятельности. Ясно и то, что процесс воплощения права в жизнь есть обычно осознанная, волевая деятельность людей.

Правосознание – это совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в том числе к действующему и желаемому праву, к дея-ти юр. органов и учреждений, а также к действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере. (Морозова)

Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм-ленинизм понимает право как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон - как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности полностью понять его сущность и роль в жизни общества. В нашей юридической науке и юридическом образовании необходимо стремиться к деполити-зации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества. Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами.

От уровня, качества, характера, содержания правосознания , каким будет поведение человека в обществе - правомерным, социально полезным или неправомерным, социально вредным и опасным.

Основные черты правосознания: · является одной из форм общественного сознания; · состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов; · носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права; · обращено не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему; · в отдельные периоды развития общества является формой права; · ориентирует субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т. е. выступает своеобразным «внутренним механизмом» регулирования дея-ти людей.

В юр. литературе принято выделять в структуре правосознания правовую психологию и правовую идеологию.

Правовая психология - отношение к праву на эмоциональном уровне, т. е. в виде настроений, переживаний, чувств. Например, чувство страха перед уголовным наказанием, чувство протеста против беззакония. Правовые эмоции формируются под влиянием правовых знаний и общения с другими людьми: чем выше уровень правовых знаний, тем более адекватные чувства возникают по поводу тех или иных государственно-правовых явлений.

В правовой психологии можно выделить более устойчивые и менее устойчивые компоненты. К устойчивым компонентам обычно относятся знания права (даже на обыденном уровне), соблюдение обычаев, традиций, привычных стереотипов поведения, самооценка личности, т. е. способность критически оценивать свои поступки с точки зрения соответствия их праву.

Правовая идеология - систему идей, правовых взглядов, научных концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и оценку ее. По сравнению с правовой психологией правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, поскольку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоционально окрашенным его восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов, методов обеспечивается его эффективность. Можно сказать, что правовая идеология содержит в себе систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, различных групп и слоев населения (проф. Н.Л. Гранат).

Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодействуют и не могут существовать друг без друга.

Отдельные ученые, помимо названных, выделяют еще один компонент правосознания – поведенческий- он рассматривается применительно к правосознанию личности и включает в себя: правовую установку, ценностную ориентацию человека, готовность к деятельности в правовой сфере, цель, мотив, привычку, убеждение, правовую активность. На поведенческий элемент правосознания большое влияние оказывают социальная среда, взаимодействие больших и малых социальных групп, практическая деятельность индивида.

Для понимания того, что есть правосознание, имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его как бы качественную характеристику. По данным критериям правосознание делится на три уровня.

Первый уровень - обыденное правосознание-основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования.

Второй уровень - профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юр.учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности.

Третий уровень - это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследойателей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное.

Массовое - это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе.

Групповое отражает правосознание определенных социальных слоев населения (например, студенчества, школьной молодежи, военнослужащих, вузовских работников и т.д.). Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

Индивидуальное правосознание - суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. У конкретного человека представления о праве могут быть и неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем, и групповое правосознание, как правило, не идеальное.

54. Содержание права как конкретизированная обогащенная его сущность.

Органическим продолжением сущности права является его мо­бильное содержание, находящееся с ней в единстве. Если под сущно­стью права понимаются наиболее главные качества, определяющие его природу, то под содержанием — конкретное выражение сущно­сти предмета, проявляющееся во всех его элементах, взаимодейст­вующих друг с другом, а также с окружающей средой (обществен­ными условиями, в которых действует право). Сущностные свойст­ва права развертываются, конкретизируются в его содержательных свойствах, которые вместе с ними раскрывают его единую природу.

Содержание права представляет собой совокупность внутренних элементов, но это единство — не зеркальное отражение его компо­нентов: отдельные стороны этой сущности расчленены, выделены и перегруппированы по новым закономерным свойствам, носящим уже другой, содержательный характер. Содержание права как конкретизированная обогащенная его сущность вбирает в себя процес­сы, связанные с его воздействием на общественные отношения. Рассматривая проблему содержания права с философских позиций, Д.А. Керимов правильно отмечал, что конкретизация сущности права в его содержании состоит в том, что государственная воля получает строгую и четкую определенность в конкретных правовых правилах поведения.

В отечественной науке было общепризнано, что содержание права определяется рядом факторов, среди которых воля и интере­сы политической, экономической, религиозной, расовой, нацио­нальной или другой элиты (верхушки общества) играют заметную, порой решающую роль. Но содержание права может выражать ин­тересы разных социальных групп, их компромиссы, прошлогоднюю волю господствующего класса, которая ныне изменилась, прихоти и произвол правителей и т.п. Некоторые нормы могут вообще не выражать ничью волю, а быть ошибкой, заблуждением или невы­полнимым правилом (нормы средневекового права о «нечистой силе» и т.п.). Изучение факторов, определяющих содержание права, пред­ставляет значительный интерес для историка и социолога. Для юриста первостепенное значение имеет то, что, собственно, делает право пра­вом, уже не зависящим в своем существовании от меняющихся инте­ресов социальных общностей и их воль. С этой точки зрения, правом становятся те нормы и отношения, которые официально признаны, охраняются и поддерживаются государственной властью.

Следовательно, можно сделать вывод, что если сущностью пра­ва является выраженная в нем государственная воля, обусловленная всей реальной жизнью общества, то содержанием — нормативное выражение этой воли. Возвести волю общества во всеобщий ранг можно только путем издания или санкционирования публичной властью правил поведения. Тем самым содержание права конкрети­зирует сущность права данного общества во всем многообразии со­ставляющих его правовых норм.

В содержании права необходимо различать социальные, государ­ственно-волевые и собственно-юридические компоненты. Подобный структурный анализ позволяет более конкретно выяснить смысл общетеоретической категории «содержание права». Социальное содержание права меняется в процессе развития об­щества. Оно состоит в определении правовой структуры общества, привилегий или повинностей различных сословий либо в утвержде­нии всеобщего равенства перед законом, в закреплении разных форм собственности, в охране и регулировании семейных, хозяйственных, корпоративных, коммерческих, производственных, религиозных, политических и других общественных отношений. Будучи бесконечно разнообразным, обслуживая разные общества в их тысячелетнем раз­витии, социальное содержание права имело конкретно-исторический характер. В связи с этим оно вполне закономерно составляет увле­кательный и многокрасочный предмет истории права.  Однако социальные проблемы получают нормативно-правовое решение, только пройдя через государственную волю. Государство берет на себя ответственность за порядок в обществе. Если это не удается, сначала меняется верховная власть государства, а затем уже содержание права или способы его осуществления. Конечно, правотворческую дея-сть государства направляют социальные силы, но непосредственным источником права является государственная воля, выраженная в виде правовых норм. У политических деятелей, которые могут влиять на развитие и изменение права, при подго­товке и издании законов «свобода выбора различных вариантов пове­дения» значительно больше и шире, чем, скажем, при санкциониро­вании обычаев или создании прецедентов. Юр. содержание права состоит в том, что посредством правовых норм определяются субъекты права, их юридические ста­тусы, условии вступлении в правоотношения; права, обязанности, запреты, юридические факты, виды правоотношений, составы пра­вонарушений; процессуальный порядок решения споров и рассмот­рения дел о правонарушениях, назначения и применения санкций. Именно оно разворачивает и конкретизирует признаки права, су­ществующие во все времена его истории. Это общетеоретическое понятие необходимо для выявления социального и государственно-­волевого содержания права и обозначения направлений правового воздействия на общественные отношения. Таким образом, в содержательном плане право представляет из себя систему формально определенных, общеобязательных и специально обес­печенных норм, установленных или санкционированных государством для регулирования тех или иных общественных отношений в социальных интересах.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 833; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!