Школы позитивистского правопонимания.



3. Классический позитивизм. Классический (этатический) позитивизм (легизм) был разрабо­тан в XIX веке. Создателями легистского позитивизма были: в Англии - Д. Остин, в Германии - П. Лабанд, К. Бергбом, в России - Г. Ф. Шершеневич. Суть теории состоит в следующем: право в научном понимании - это закон (НПА), поскольку только законы как официально установленные законод. тексты объективны, именно они и только они представляют собой доступное для науки явление. Содержание закона в соответствии с данной теорией раскрыва­ется через набор формальных признаков: законы содержат абстракт­ные общеобязательные нормы, установленные и подкрепленные прину­дительной силой государства; содержательная сторона закона не берется во внимание. Данная концепция понятие права определяет через понятие госу­дарства: государство первично, право вторично, право есть продукт правотворческой дея-ти государства, без государства право невозможно. Эта теория правопонимания отличается гипертрофированным отношением к государству, власти, закону. Для ее сторонников характерна убежденность в том, что власть и закон могут решить любые общественные проблемы. Классический позитивизм отрицает естественные и неотчужда­емые права человека, в том числе права человека по отношению к государству, его постулатом является утверждение о том, что есть только основные права и свободы граждан, установленные законо­дателем, одновременно же законодатель устанавливает основные обязанности граждан, т. е. правовой статус гражданина. Государство может отменить основные права человека в любой момент, поскольку соблюдает их по своей доброй воле.

4. Марксистская теория права. Эта теория приобрела завершенную форму в XIX – XX вв. в трудах Маркса, Энгельса, Ленина и др. Право здесь рассматривалось как возведенная в закон воля господствующего класса. Право, как и гос-во трактуются как надстроечные образования по отношению к экономической структуре общества. Под содержанием права понимается прежде всего его классовая сущность. Для марксистской теории характерно рассмотрение понятия права в тесной взаимосвязи с понятием государства, которое не только его формирует, но и поддерживает в процессе реализации. В содержательном аспекте происходит четкое разделение правомерного и неправомерного. Преувеличивается роль классовых начал в праве в ущерб общечеловеческим началам, жизнь права рассматривается в ограниченных рамках исторического, классового общества, жестко обусловленная материально-производственными факторами. Содержание права носит узкоклассовый характер.

5. Нормативистская теория права. (Неопозитивизм). Данная теория получила распространение в XX в. Представителями данного направления являлись Новгородцев, Штаммлер, Кельзен и др. В рамках данного учения государство отожествлялось с правом, с правовой формой, с результатом действия права. Само право- совокупность общеобязательных норм, содержащих правила должного поведения. Общеобязательность права выводилась не из нравственности, а из авторитета верховной нормы, как нормы, исходящей от суверена (государства). Нормы права при этом выстраиваются в определенную пирамиду, на вершине которой находится основная, верховная норма. Все остальные нормы как бы берут силу от нее. Каждая последующая норма занимает свое определенное место в данной системе в соответствии с принципом юр. силы. В данной теории указывалось на такие существенные качества права, как нормативность, общеобязательность, юридическая сила, формальная определенность, обеспеченность действия права принудительной защитой государства. Недостатком данного понимания является рассмотрение права отдельно от экономики, политики, социальной системы. В рамках данного учения фактически происходит отожествление государства и права, а государство рассматривается с точки зрения организации правопорядка, т.е. под государством понимается государственный режим. Под правом понимается в основном – порядок должного поведения, так как право по Кельзену принадлежит сфере должного, а не сущего. Представители данного направления стремились изучать «чистое» право, свободное от нравственных и других ценностных характеристик. Признаются широкие возможности гос-ва влиять на общество, его развитие и недооценивается роль последнего, в том числе в правотворческом процессе.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 2703; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!