Закономерности возникновения позитивного права



Право – это система общеобязательных, нормативных предписаний или правил поведения, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляет субъективные права и возлагает юридические обязанности.

Социальная ценность права определяется:

1) общественной востребованностью, т. е. состоянием права в качестве определенного достижения цивилизации, проявления культуры и развития мысли отдельного человека; 2) инструментальной востребованностью – использованием права как инструмента механизма, который с помощью юридических средств регулирует общественные отношения и обеспечивает их правильность и определенность.

Позитивное право- это система норм, содержащих опреде­ленные права и обязанности, исходящих от государства и об­щества, выраженные (закрепленные) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исп. власти).

Т.е. позитивное право - это за­к-во и другие источники юр.норм, в ко­торых получают официальное гос.е признание социально-правовые притязания граждан, организаций, соци­альных групп.

При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной сте­пени основаны на естественном праве, содержат естественно-правовые начала.

Позитивное право исходит от государства, его властных структур: оно сконструировано по образу и подобию государства, отражает интересы и волю тех групп и слоев общества, кот. оно преимущественно представляет и охраняет; позитивное право имеет официально-документальную форму выражения, воплощается в законах, иных нормативных правовых актах; позитивное право — это право, сведенное исключительно к закону.

 

Право как особая система социального регулирования возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства. Право знаменует собой качественно новый способ регулирования общественных отношений и является необходимым условием существования государственно-организованного общества.

Исторически праву как основному регулятору общественных отношений предшествовали в их собирательном значении – обычаи.

Обычаи при первобытнообщинном строе закрепляли выработанные веками необходимые, наиболее рациональные и полезные для общества варианты поведения людей в определенных ситуациях. Изменялись обычаи очень медленно и передавались вместе с иным опытом выживания рода, племени, общины из поколения в поколение, а главное, выражали в равной степени интересы всех членов общества. Осмысление обычаев основывалось на доверии к предкам, на вере в сверхъестественное и в то, что «так было всегда».

С изменением религиозных представлений, связанных с созданием новой религии (в отличие от «тотемной»), объединявшей родовые общины, идеологическая сила обычаев резко возрастает. Для земледельческих общин такой новой религией во многих регионах стал культ Солнца (ему поклонялись все древнейшие народы Месопотамии, Передней Азии, Индии, долины Нила, индейцы Америки, Горного Перу).

Проведение работ сельскохозяйственного цикла требовало обязательного исполнения. религиозных обрядов поклонения Солнцу. Даже у древних греков и римлян, у славянских народов, кельтов и германцев, у которых не было развито поливное земледелие, религиозные ритуалы сельскохозяйственных работ поддерживались языческими государствами этих народов. Жрецы, носители новой религии, создали первые агрокалендари, которым были подчинены все правила общественных работ и быта. Нарушения этих правил наглядно влекли «кару божью», включая величайшие беды: неурожаи, засухи или наводнения, голод, болезни, мор и иные тяжкие последствия.

Наряду с религиозным осознанием обычаев начинается их осознание с нравственных позиций общего блага, добра и справедливости, должного поведения в усложнившихся общественных отношениях. Поскольку нормы, вытекающие из обычаев, расценивались как ниспосланные свыше, а потому заведомо правильные, у многих народов за их содержанием стали закрепляться такие наименования как «правда», «право».

К IV-III тыс. до н.э. самоорганизационные процессы взаимодействия человека и природы, поддержание равновесия между ними сменяются стремлением к сознательному регулированию организации сельскохозяйственного производства, ремесла, скотоводства, мореплавания, ирригационного строительства, а также раннеклассовых отношений внутри общества. Мононормы присваивающих обществ под воздействием социально-экономических и политических условий классового общества перерастают в нормы права и морали производящих обществ как путем «расщепления» на эти нормы, так и путем появления новых, позитивно-обязывающих норм. Заметную роль здесь сыграло создание агрокалендарей. В соответствии с ними государство предписывало должное поведение не только в производственной, но и общественной, а также в личной жизни членов раннеземледельческой общины; упорядочивало социальный уклад всего раннеклассового общества. Таким образом, появляются правовые способы, регулирующие поведение человека путем государственного указания на то, что обязательно надо делать («должно»), что разрешено делать («можно»), что запрещено делать («нельзя»), наконец, что безразлично для общества (государства), то есть в каких случаях можно поступать по своему собственному усмотрению.

Переход к производящей экономике привёл к появлению качественно новых общественных отношений: на смену отношениям рецепроктности и редистрибуции первобытного общества приходят отношения присвоения, собственности и обмена (сначала натурального, а в дальнейшем и товарно-денежного). Появление новых экономических отношений потребовало и новых способов их регулирования.

Отношения собственности необходимо было закрепить и защитить от возможных нарушений. Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов и социальных групп, в руках которых оказалась не только собственность (общественная или частная, а нередко и та, и другая), но и создаваемая ими публичная власть. Отражающие интересы этих социальных групп и классов правила одобряются (санкционируются) от имени государства, обеспечиваются и охраняются всеми его средствами. Для установления отношений обмена необходимо было выработать его (обмена) эквивалент, то есть установить формально равную меру, одинаковую для одних и тех же предметов независимо от места, времени и субъектов обмена. Такую формально равную меру обмена могло установить только право как универсальный внешний социальный регулятор. Например, законы Хаммурапи, определяющие справедливые цены, выбивали на каменных стелах и устанавливали возле рынков

В связи с социальным расслоением на разноимущие классы и проявлениями их несовпадающих, а то и резко антагонистических интересов убыстряется процесс «расщепления» мононорм родового строя на правовые и иные социальные нормы. Новое, предписываемое правом и обеспечиваемое государством, поведение все чаще и заметнее не совпадает с прежними представлениями о справедливости, с иными его нравственными оценками, опирающимися на общественное мнение. Складывающееся общественное мнение господствующего меньшинства все больше и больше противостоит общественному мнению эксплуатируемого большинства населения. Все это усиливает и делает теперь постоянной социальную напряженность в обществе, требует все возрастающих усилий государства по обеспечению исполнения всем населением норм права. В этих условиях возникает необходимость выработки и закрепления таких правил поведения, которые в большей или меньшей степени удовлетворяли интересы всех социальных групп. [Внимание] Право, будучи универсальным социальным регулятором, тем самым обеспечивает сохранение общества от саморазрушения, устанавливая и закрепляя «формальное юр. равенство в условиях фактического социального неравенства».

 Во всем этом многообразии можно выделить два основных пути формирования и развития права. Там, где господствующее положение занимает гос. собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений: Поучение Птахотепа – в Древнем Египте, Законы Ману – в Индии, Коран – в мусульманских странах и др. Исключение составляют законы шестого царя Вавилона Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), которые в отличие от восточных кодификаций не содержат специальных положений религиозного или морализующего характера.

В обществе же основанном, главным образом, на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственника, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью юридической формализации и определенности зак-во, прежде всего гражданское, регулирующее усложнившуюся систему имущественных отношений. Некоторые из этих древнейших правовых положений (напр, частного римского права) на многие века пережили время своих создателей.

Наконец, следует отметить, что гос. объединение племен способствовало правовой защите их интересов и во внешнеполитических связях с населением других государств. С процессами становления государственности и юр. внутригосударственного права возникают и зачаточные нормы и отношения МП.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 956; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!