Политические концепции развития современного российского государства.



Первый этап – 1992–1993 гг., который обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е. Гайдар, А. Чубайс, А. Шохин и др.) стремились вытеснить государство, прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять саморазвивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулирования экономики, началось ее разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, создание институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих банков и др.) должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов.

Второй этап – 1994–1998 гг. В эти годы выявилась иллюзорность намерений реформаторов ограничить вмешательство государства в экономическую сферу. Опыт реформ свидетельствует о том, что государство не ушло из экономики, изменились лишь характер и способы его влияния на экономические процессы. Причем некоторые специалисты отмечают, что эти изменения имели крайне негативные последствия, как для государства, так и для общества.

В современной России для формирования правового государства необходимо:

1) создать соответствующее правовое пространство;

2) достичь необходимый уровень правовой культуры как населения в целом, так государственных чиновников в частности.

Важная роль в становлении современной российской государственности отводится формированию национально-государственной идеи, задающей «общее дело» и консолидирующей российское общество.

 

Вариант

Развитие науки о государстве и праве

Наука под названием «Теория государства и права» в своей истории не всегда называлась так, как она называется в сегодняшних образовательных стандартах. Нельзя здесь не сказать и о том, что эта наука появилась в нашей стране как марксистско-ленинское учение о государстве и праве. В советское время во всех учебниках по теории государства и права однозначно утверждалось, что К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И. Ленин являются основоположниками научной теории о государстве и праве.[1] Название «Марксистско-ленинская теория государства и права» эта наука подтвердила по результатам известного «Совещания по вопросам науки советского государства и права», состоявшего 16-19 июля 1938 года.[2] Соответственно духу этого Совещания стали выходить первые учебники по теории государства и права.[3]

Несмотря на то, что наука под названием «Теория государства и права» сформировалась только в советское время, само по себе правоведение и его отрасли, в том числе и под названием «философия права», «общая теория права», «социология права», «энциклопедия права» и т. д. в России известны давно. Да и не только в России. Однако, вряд ли мы разберемся в истоках науки о государстве и праве, если не проведем принципиальную границу между наукой о государстве и праве, сложившейся в нашей стране и в зарубежном мире. Эта граница проходит между марксистско-ленинском представлением о государстве и праве, которое сложилось у нас, и цивилизационным подходом к природе государства и права.

Понятие «Теория государства и права» в нашей стране берет свое начало с того периода, когда право рассматривалось как «государственное выражение воли господствующего класса».[4]С тех пор у нас принято подчеркивать и органическое единство государства и права. Но сводить право только к государственному выражению вряд ли будет правильным. Сегодня государствоведение и правоведение все больше и больше рассматриваются как самостоятельные ценности. Более того, отдельные авторы уже небезуспешно доказывают наличие самостоятельной науки под названием «Государствоведение».[5]

В условиях, когда представление о праве как веление государства, как его приказ очень существенно переосмысливается нам и в России необходимо вписаться в общечеловеческое представление о науке, изучающей государственно-правовые явления. Однако и на вопрос о том, когда же именно появилась наука, изучающая государственно-правовые явления, ответить также не так просто.

По одним источникам наука, изучающая государство и право, появилась еще в античное время. Так, проф. В.М. Сырых считает, что «первые системные знания о государстве и праве были изложены в работах величайших мыслителей Древней Греции-Платона(427-347г.г. до н.э.) и Аристотеля(384-322г. г. до н.э.).

Наиболее интенсивно юридическая наука начинает развиваться в XVII веке, в эпоху разложения феодализма и начала буржуазных политических революций, в связи с потребностью буржуазии разработать принципы нового буржуазного государства и права и обосновать правомерность борьбы с феодальными порядками и феодальным государством и правом»[6].

Такое удревнение истории науки о государстве и праве допускают и другие авторы.[7]

Вникая в суть таких утверждений, хотелось бы сказать следующее.

Во-первых, относя труды античных авторов к числу научных, авторы затем не очень-то утруждают себя вопросом о том, как же все-таки развивалась эта наука после античного периода до начала Нового времени? Ведь получается очень большая, размером около тысячи лет, пустота отсутствия каких либо сведений о состоянии науки о государстве и праве. Такой большой разрыв невольно заставляет поставить вопрос: а была ли вообще наука о государстве и праве до новой эры?

Во-вторых, наука однозначно относится к светской сфере деятельности людей. Между тем государство и право в период до Нового времени, в основном, рассматривались как божественные творения. Тот же Платон, прежде всего, был представителем божественного происхождения власти и правил, обеспечивающих ее функционирование. Что касается средневековья, то там буквально царствовали представления о божественном происхождении и теократическом объяснении всего, что тогда было на свете.

В-третьих, и это самое главное. Любая наука, научная дисциплина имеет объект и предмет своего интереса, своего исследования. Что касается объекта науки о государстве и праве, то вполне можно согласиться с его наличием всегда и везде, где есть государство и право. Однако как же быть с предметом науки о государстве и праве в античное время и в средневековье?

« Предметом юридической науки,- пишет академик В.С.Нерсесянц,- являются понятие права, понятие государства, поскольку сущностные свойства объекта в соответствии с требованиями научного (теоретического) познания можно адекватно выразить лишь в такой высшей познавательной форме, как понятие. Это означает, что надлежащее (логически последовательное, согласованное и непротиворечивое, системно полное) раскрытие теоретического содержания понятия права и понятия государства, а вместе с тем и адекватное научное их обоснование представлены в юридической науке в целом и составляют ее предмет».[8]

Или тот же проф. В.М. Сырых, который определяет начало появления науки о государстве и праве во времена Платона, дает следующее определение понятия правовой науки: «Правовая наука- это система полных всесторонних знаний о государстве и праве, в основе, которой лежит совокупность понятий, категорий и законов, отражающих закономерности возникновения и развития данных явлений»[9]

Глубоко осмысливая эти понятия предмета науки о государстве и праве приходиться засомневаться относительно того, что истоки правовой науки уходят в античные времена. Ведь античное время - это время зарождения государственно-правовых явлений, их становления. Обобщать, сравнивать почти, что ничего не было. Даже такие выдающиеся мыслители- одиночки как Платон и Аристотель, с учетом общего мировоззрения тогдашних людей, вряд ли смогли вникнуть в сущностные свойства государства и права светского толка. Их добрые знания о наблюдаемых объектах (государстве и законов), мудрые даже рассуждения о внешних проявлениях законов еще явно не могут быть признаны научными.

Достаточно прочитать труды Е.Н. Трубецкого, под названием «История философии права (древняя)»[10], чтобы убедиться о явной еще не научности государственно-правовых трудов Сократа, Платона, Аристотеля. Рассуждения этих философов о государстве, о законах слишком субъективны, утопичны и теократичны. Там нет ничего похожего на науку, как по предметным, так и по методологическим параметрам.

Нельзя не сказать и том, что Платон и Аристотель были античными философами, и они, возможно, рассматривали окружающий мир с точки зрения предмета философии, а точнее религиозной философии. Даже такой известный и более современный, по сравнению с Платоном и Аристотелем, философ как Гегель, по справедливому мнению проф. С.С.Алексеева, в своей знаменитой работе «Философия права» изучал предмет философии, а не права[11].

По мнению Г. Еллинека, античные философы «не различали строго учений о государстве и о праве» потому, что в то время «все вообще человеческое общежитие имело государственный характер»[12]

Поэтому мы полностью соглашаемся с теми представителями науки «Теория государства и права», которые, не опуская так низко планки научности вопросов государства и права, считают, что наука теории государства и теории права, как специфическая сфера человеческой деятельности, могла получить развитие с периода Нового времени. Об этом же пишет и известный специалист по теории государства и права проф. М.Н.Марченко[13].

Действительно, до появления науки теории государства и теории права происходило накопление государствоведческих и юридических знаний, обобщения их в рамках отдельных отраслей права. По мнению С.С.Алексеева, «с развитием правовых знаний со временем потребовалось возведение обобщений (понятий) о праве на более высокую ступень- формирование общей теории права, которая свела бы воедино общезначимые, повторяющиеся в отраслевых науках положения о законе, праве, правоотношениях, юридических фактах и т. д. Появление такого направления в юридической науке связано с именами Бентама и, в особенности, Д. Остина, с его книгой «Чтения по юриспруденции»(1832)[14].

Сюда еще нужно добавить и то, что даже в Новое время речь, в основном, шла о появлении науки о государстве и отдельно науки о праве. Лишь в тридцатые годы ХХ века, да и то только в нашей стране, теория о государстве и праве стала рассматриваться как одна единая правовая наука. Интересным в этом отношении являются исследования латвийского ученого А.А.Плотниекс, который пришел к выводу о том, что: «Вплоть до начала 30-х гг. марксистско-ленинская общая теория права и общая теория государства развивались как две самостоятельные области науки[15]. Переход к единой теории государства и права, в нашей стране, произошел в соответствии с подготовкой и проведением, упомянутого уже, первого общесоюзного Совещания по проблемам юридической науки в 1938 году[16]. После этого Совещания стали выходить и учебники под названием «Теория государства и права». В частности, первый такой учебник вышел в 1940 году[17]

С учетом сказанного, нам сегодня необходимо вплотную заняться существенной модернизацией нашей теоретической правовой науки, соответственно цивилизационному подходу, и вписаться в параметры науки о государстве и праве, сложившейся в большинстве продвинутых странах.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 604; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!