Юр.понятия, которым вновь придается общепринятое значение в результате их терминологического очищения.



Подобное определение следует отнести к терминологии, имевшей двусмысленное значение и избавленной от доп. смысловой нагрузки, от идеологических и политизированных наслоений.

В условиях господства социалистической идеологии правовая доктрина включала в понятия и категории обязательную классовую атрибутику. Закреплялись словосочетания «социалистическое правосознание», «социалистическая законность», «социалистическое правовое го-во». Когда эра социализма в России потерпела крах, это привело к избавлению юридический понятий от навязанных ценностей и идеалов.

5)Возрожденные юр. понятия, вновь вошедшие в лексикон права после многолетнего забвения (губернатор, мировой судья, суд присяжных и т.п).

Юр. понятия, заменяющие традиционно использованную терминологию, кот. ныне противоречит международным требованиям.

В качестве примера можно привести понятие «сильнодействующего вещества», доставшееся российскому праву от старой нормативной системы. Сейчас в связи с требованием МП появился новый статус "психотропных" или «наркотических».

Юр. понятия, которые закрепляются в процессе отражения в праве современных отношений и связей.

Они фиксируются в нормативных правовых источниках в основном в силу возрастающего значения для общества и государства тех действий, которые составляют их содержание. Конкретный пример можно привести изучив уголовное законодательство (ст.358 УК РФ), которое закрепляет термин «экоцид» как совокупность действий, способных вызвать экологическую катастрофу, непосредственно соотносится с актуальностью создания юридических преград массовому уничтожению растительного и животного мира и т.п. Компьютерное право оперирует понятиями, которые еще несколько лет тому назад вообще отсутствовали в каком либо лексиконе (например «хакер», «кракер», «кардер» и т.п.).

Устаревшие юр. понятия.

Они уже не отражают действующее право, но остаются в юридическом языке как исторический феномен.

Примером может служить «спекуляция», входившее некогда в уголовно-правовую терминологию.

Развитие юридической науки привело к вычленению ряда фундаментальных поня­тий, которые приобретают категориальный смысл («государственность», «федерализм», «гражданское общество», «демократия», «правовая система» и др.). В категориальной форме конденсируется опыт не только по­знания, но и практической деятельности людей, их культуры.

Идеологический плюрализм при изучении государственно-правовых явлений

Идеология является сложным духовным образованием. Она включает в себя определенную теоретическую основу, которая представляет собой систему правовых, философских, политических, религиозных взглядов на социальную действительность, общество и отношения между людьми.

Плюрализм в сфере идеологии означает право каждого человека, группы людей, их объединений свободно развивать свои воззрения и научные теории идеологического хар-ра; распространять и защищать их с помощью всех существующих технических средств; активно работать также над практическим осуществлением своих идей путем разработки программных док-в, законопроектов, представления их на рассмотрение общественных и гос. органов, участия в поддержке и реализации уже принятых этими органами предложений и т.д.

Принцип плюрализма говорит о том, что ученые не дб связаны какими-то строго определенными философско-мировоззренческими подходами при исследовании государственно-правовых явлений. Кроме того, принцип плюрализма требует учитывать взгляды различных исследователей на те или иные явления действительности, независимо от того, на каких философских идеях они основаны. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же гос. или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития.

Принцип плюрализма закрепляет возможность существования различных идейно-теоретических подходов, школ, концепций, возможно отстаивающих различные точки зрения. Можно рассмотреть плюрализм на примере разнообразных подходов к происхождению государства.

1) Теологическая теория (Фома Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. При этом и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину. Согласно данным воззрениям, государство будет результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2) Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это ϲʙᴏеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), кᴏᴛᴏᴩый заботится о членах ϲʙᴏей семьи и обеспечивает их послушание.

3) Патримониальная (А. Галлер). Представители ϶ᴛᴏй теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом оббазируется феодальный сюзеренитет.

4) Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению данных мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Стоит заметить, что они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ϲʙᴏими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность.

5) Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К Каутский). Сторонники ϶ᴛᴏй теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, – в племенах, кᴏᴛᴏᴩые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из данных племен создается государство. Стоит заметить, что они и только они предшествуют государству».

6) Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется ϲʙᴏйствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями кᴏᴛᴏᴩого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Стоит сказать, для обоснования ϲʙᴏей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

7) Органическая теория. Ее возникновение связывают с успехами естествознания в XIX в. хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III вв до н. э.), сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.

В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).

8)Историко – материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития прежде всего экономи-ческого, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 467; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!