Развитие теоретической науки о государстве и праве.



( взяла вопрос Инны из 1 кт, у нее очень подробно по каждому этапу формирования, + 2 вариант –краткий )

Этапы становления истории политических и правовых учений:

1) Древний мир – эпоха зарождения первых политических правовых учений (до V в. н. э);

2) Средние века (V– сер. ХII вв. н. э) – феодализм;

3) Возрождение (ХIV–ХVII вв.) – возврат к античной философии, поиск новых основ развития человека и государства;

4) Буржуазная революция (ХVII–ХVIII вв.) – господство разума, появление естественного права человека и общественного договора;

5) Свободная конкуренция (ХIХ в.) – рождение либеральных идей и течений, «движение свободной буржуазии», борьба за политическую и экономическую власть буржуазии. Свобода рассматривается с точки зрения вынужденной необходимости;

6) Эпоха монополистического капитала (ХХ в.) – подъем в национал-социалистическом движении, появление революционеров.

Политические и правовые учения в строгом и специальном смысле этого понятия появились лишь в ходе долгого существования раннеклассовых обществ и государств.

В своем возникновении политико-правовая мысль повсюду у древних народов на Востоке и Западе – у древних египтян, индусов, китайцев, вавилонян, греков, римлян и др. – восходит к мифологическим истокам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире.

Политические и правовые учения в Древнем Египте

Самые ранние представления о государстве и праве возникают в Древнем Египте. Эти взгляды не носят теоретического характера и не оформлены в политико-правовые концепции, являются органической частью религиозно-мифологического мировоззрения. Первоисточником всего земного, общественного и политического устройства является божественное, сверхъестественное начало. Правила поведения в древнеегипетском обществе также определялись божественными установлениями. Мифология была призвана легитимировать власть фараонов, внушить представления о справедливости и неизменности существующего порядка.

Работы: «Мемфисской богословский трактат», «Поучение Птахотепа», «Книга мертвых»

Юридическая мысль Древнего Египта оказала существенное влияние на политико-правовые воззрения древнегреческих мыслителей.

Политические и правовые учения в Древней Индии

Первые источники зарождающейся политико-правовой мысли в Древней Индии – священные тексты веды. Из них наиболее интересной является Ригведа – сборник религиозных гимнов (16-6 вв. до н.э.). Считалось, что человек является частью общества и пользуется благами не по праву индивида, а в виде награды за свое нравственное поведение. Благодаря праведной жизни душа человека после смерти может переродиться к лучшей жизни.

Политико-правовые учения в Древнем Израиле

В Ветхом Завете отсутствует единая последовательная теория государства. Составленные из разных книг, которые написаны в разных условиях и разные времена, ветхозаветные книги образуют различные взгляды на государства и народы. На всем протяжении библейской истории прослеживается одна тенденция, которая расходится с правилами политической лояльности по отношению к государству и власти.

Библейские придания изображают еврейский народ как богоизбранный: правит ими бог, наместники и пророки. Царская власть является институтом, который основывается на национальных основах.

Создать государство (поставить царство) – это по Ветхому Завету лишится самых высоких святынь и благ. Создание государства – это уход от Бога. Соответствующим государственным строем признается только теократия – такая форма правления, когда Бог властвует над народом при помощи своих пророков, но не царей, а священников (по Флавию).

Политико-правовые учения в Древнем Китае

Основные направления политико-правовой мысли Древнего Китая:

5. Конфуцианство – Основатель – Конфуций. Государство он уподоблял гигантской семье, правителя – отцу. Целью государства и правителя является благосостояние всей этой семьи. Главными принципами поведения подданного, по идеалам конфуцианства, являются почитание предков, родителей, вообще старших, честность.

2. Даосизм. (основатель – Лао-цзы)- Центральное понятие философии даосизма – дао – закон развития Вселенной. Подчинение этому закону обеспечивает человеку духовное совершенство в единстве с природой. Лао-цзы говорил, что «лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует». Таким образом, главным принципом управления является недеяние, бездействие правителя, который целиком отдается воле дао и не принимает деятельного участия в государственных делах.

3. Моизм (основатель – Мо-цзы) – В поисках единого образца справедливости Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления.

4. Легизм (Основатель –Шан Ян): 1. Управление должно опираться на законы и суровые наказания. 2. Взаимоотношения между обществом и государством носят антагонистический характер по принципу «кто кого». 3. Внедрение принципа «коллективной ответственности», при котором за преступления отвечали не только близкие, но и дальние родственники правонарушителя.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 594; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!