Психолого-педагогические условия обогащения художественно-эстетической компетенции детей дошкольного возраста



Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей

    На наш взгляд специфика художественно-эстетического развития детей определена следующими концептуальными положениями

1. Стратегической целью любой педагогической системы, реализуемой в дошкольном учреждении является формирование базиса культуры личности дошкольника. Базис культуры личности предполагает активность ребенка в процессе гармонизации отношений с миром, самим собой как частью мира.

2. Ключевой категорией формирования базиса культуры является "отношение". Система отношений человека с миром (человечеством, природой, рукотворным миром, культурой) может носить оценочно-разрушительный (дисгармоничный) или оценочно-созидательный (гармоничный) характер.

3. Отношение ребенка к миру проявляется в преобразовательной практической деятельности, доступной возрасту. Оценочно - созидательное отношение можно рассматривать как проявление творческости, как личностную характеристику, как путь реализации ребенком собственной индивидуальности. Характеристики творческости не всегда предметны (продуктивны), а чаще процессуальны. Творческость личности проявляется, прежде всего, в процессе поиска и выражения собственной индивидуальности (самоактуализации, самореализации).              

4. Проявление творческости индивидуальности связано с "открытием" субъективно-значимого смысла как в содержании, так и в процессе деятельности. Субъективизация отношения является основным механизмом становления взаимоотношений личности с миром.

5. Опосредующим звеном, детерминирующим становление и проявление субъективного отношения в дошкольном возрасте является палитра "детских" видов деятельности (изобразительная, театрализованная, музыкально- пластическая, конструктивная и др.). Приоритетным компонентом любой деятельности является эмоционально-мотивационный компонент. Обязательным условием освоения деятельности является процесс трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. При этом наиболее значимым становится не выполняемое задание, а эмоциональное отношение к нему. Любого рода знания усваиваются эффективно тогда, когда ребенок эмоционально реагирует на предложенное содержание и включает в процесс познания не только интеллектуальный, а и витальный опыт. В этом случае можно говорить о личностной включенности ребенка в образовательный процесс.

6. Целью эстетического воспитания является оптимальное содействие становлению эстетического отношения к миру. Духовно-творческий потенциал каждого человека проявляется, прежде всего, в эстетическом отношении к окружающей действительности. Эстетическое отношение необходимо рассматривать как оценочно-созидательное, творчески-преобразующее отношение, которое проявляется:

· в способности к переживанию единоприродности себя с миром (анимистическое мышление, эмпатия);

· в способности к выделению (само) ценности любого объекта;

· в познании мира средствами "переживания состояния, внешнего облика любого объекта" как самого себя;

· в способности к полноценному "диалогу" с искусством;

· в потребности преобразования мира по принципам гармонии.

11. Изобразительная деятельность дошкольников (как аналог художественного творчества) является не самоцелью (где достижение продукта является главным результатом ее освоения), а эффективнейшим средством формирования эстетического отношения к миру, развития художественно-творческих способностей, формирования двух взаимосвязанных путей познания дошкольниками мира (формально-логического и эмоционально-образного) и, наконец, средством формирования субъективно-ценностного отношения к продуктивному, созидательному труду

12. В ряду общеизвестных средств эстетического воспитания искусство и эстетическое познание мира являются наиболее приоритетными. Эстетическое восприятие как специфическое познание окружающего мира, должно осуществляться не только в форме специально организованной деятельности (любования), но и пронизывать повседневную жизнь детей с самого раннего возраста.

13. Важнейшим средством становления эстетического отношения в дошкольном возрасте является художественное восприятие искусства, как эмоционально- образный путь познания окружающей действительности и сотворения себя в мире художественных образов.

    Выделенные положения детерминируют поиск, определение форм и методов, разнообразных средств эстетического и художественного воспитания детей дошкольного возраста.

    Наряду с общеизвестными дидактическими принципами разработки и реализации педагогических систем необходим учет специфических принципов, обеспечивающих реализацию целостного педагогического процесса в ДОУ.

2. Принцип научности содержания методов педпроцесса должен быть реализован с учетом последних достижений науки в области эстетического, художественного развития и воспитания дошкольников. Исследование А.Мелик-Пашаева, Б. Неменского, Е. Яковлевой и др. Позволяют по-новому взглянуть на цели, задачи, технологию организации эстетического воспитания; на процесс становления базиса культуры личности; на воспитание творческой созидательной личности, способной гармонизировать отношения с миром посредством художественно-творческой деятельности.

3. Принцип системности и последовательности в овладении достижениями культуры, приобретении опыта деятельности реализуется с учетом следующих моментов организации и руководства педагогическим процессом:

1. в пределах одновозрастной группы осуществляется от простого к сложному, от отдельных ярких представлений, чувственных впечатлений до системной (репрезентативной) структуры знаний, доступной возрасту.

2. в практике изобразительной деятельности этот путь предполагает динамику от изображения к выражению, от шаблона – к образу;

3. в освоении умений – соблюдение четкой последовательности типа занятия (этапа обучения), учета возможностей возраста детей и индивидуальных способностей каждого.

Этап обучения определяет тип занятия, специфику его подготовки, организации проведения. Первый этап обучения: тип занятия – "на тему". Жестко обозначенная тема предполагает реализацию задач обучающего, изобразительно характера; репродуктивный характер деятельности детей (по показу). Второй этап обучения: тип занятия – "на тему по замыслу". Тема занятия предполагает совершенствование изобразительных умений ребенка и его право на определенную свободу творческой интерпретации темы. Третий этап обучения: тип занятия – "по замыслу" решает задачи контроля усвоения знаний, умений, творческого (самостоятельного) решения детьми знакомой темы средствами разных видов деятельности. На занятиях такого типа можно проследить динамику становления образа темы, мотивов деятельности, отношения к познанному явлению, факту действительности.

· Принцип наглядности применительно к эстетическому воспитанию предполагает формирование культуры обыденного, эстетического и художественного восприятия. Известно, что зачастую применение большого количества наглядности не обеспечивает достижения желаемых результатов. Причина, прежде всего, в том, что мало показать малышу объект, важно научить видеть, познавать, «открывать» ценность, особенность объекта. В этом случае повседневная целенаправленная работа по формированию культуры рассматривания, любования объектами действительности становится залогом успеха в отражении и преобразовании детьми знаний в разных видах творческой деятельности. Помимо обеспечения культуры восприятия принцип наглядности требует использования всех наглядных приемов и методов (вариативности наглядного материала: картин, иллюстраций, игрушек, специально организованной натуры, вариантов показа, исполнения и т.д.).

- Принцип доступности предполагает не только ориентацию воспитателя в специальных знаниях по эстетике и искусству, но и способность адаптировать знания возрасту и возможностям детей, владение эмоционально-образным языком изложения с целью донесения специфика эстетических знаний до ребенка (часто в практике работы отсутствие именно этой способности затрудняет решение задач эстетического воспитания).

- Принцип прочности результатов обучения предполагает обязательное планирование занятий и упражнений, в процессе которых ребенок мог бы совершенствовать полученные знания и умения. К одной и той же теме необходимо обращаться несколько раз в течение года, что обеспечивается блочно-тематическим планированием содержательного компонента педагогической системы.

- Принцип развивающего и воспитывающего обучения реализуется следующим образом. Изобразительную деятельность детей необходимо рассматривать не как самоцель, а как средство формирования личности, эстетического отношения к окружающей действительности, как вариант трудовой (продуктивной) деятельности, требующей освоение культуры ее организации и выполнения; как средство развития формально-логического и эмоционально-образного мышления, и, наконец, как средство развития художественно- творческих способностей.

- Принцип целенаправленности предполагает точное обозначение целей и задач реализуемой системы. При многообразии выпущенных и предложенных к реализации альтернативных программ практически не возможно определить единую цель эстетического воспитания дошкольников. Вбирая в себя самые разнообразные направления воспитания и развития ребенка, предложенные системы часто страдают однобокостью, узостью или неоправданным распылением задач и содержания раздела; поэтому концептуально определенная цель эстетического воспитания – формирование эстетического (созидательно-активного) отношения к миру может стать определяющей и дать основания для точного определения стратегических и тактических задач педагогической системы.

- Принцип комплексного подхода в разработке и реализации педагогической системы обеспечивается учетом целостности эстетического воспитания как подструктуры всестороннего воспитания и развития детей; концептуальным выбором совокупности всех возможных средств художественно-эстети­ческого воспитания и форм организации деятельности детей; единством взаимодействия и взаимовлияния всех компонентов реализуемой системы; учетом выявленных путей художественного освоения действительности детьми дошкольного возраста, обучение их разнообразным способам передачи образного содержания знаний.

- Принцип трансформации когнитивного в эмоциональное [137]. В соответствии с этим принципом целью становится не выполняемое ребенком задание, а его эмоциональное отношение к содержанию и процессу выполнения. Выражение эмоционального отношения принимается за самодостаточное проявление индивидуальности. Эмоциональность рассматривается как ключевой фактор, обуславливающий жизненный успех более существенно, чем интеллект. В работе необходимо реализовать следующие функции эмоций: когнитивно-оценочную, адаптационную, побуждающую, смыслообразующую, ценностно-оценочную. Эмоциональные реакции и состояния ребенка являются безошибочным индикатором, указывающим на истинные отношения к происходящему. С целью трансформации когнитивного содержания в эмоциональное можно использовать следующие приемы: диалог, проблемные ситуации, обеспечение права выбора ребенком форм (средств) выражения эмоционального отношения (рассказ, рисунок, пантомимика и т.п.).

- Принцип проблемности обучения реализуется в часто используемых, специально организованных ситуациях. Проблемная ситуация требует соблюдения ряда условий: решение проблемы должно быть ориентировано на познавательную активность ребенка; вопросы (используемые в ситуации) должны соответствовать интересам детей; обеспечение динамичности в ходе развёртывания ситуации (от простого к сложному, от одного к другому и т.д.).

- Принцип безоценочной организации педагогического процесса (так называемое "право на ошибку") обеспечивает свободу эмоционального самовыражения, поиск оригинальных путей и средств решения детьми проблемно- поисковых ситуаций; открытость, доверчивость, желание активно сотрудничать с педагогом и сверстниками. На материале литературных произведений, игр-драматизаций, жизненных ситуаций дети учатся распознавать и выражать свои состояния, ломая стереотипы сформированных ранее поведенческих реакций. Основными формами выражения эмоционального состояния, настроения, чувств должны стать художественные образы, создаваемые детьми в разных видах деятельности, где детей не ограничивают ни в выборе изобразительных средств, ни в формах выражения.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!