Искусство как средство формирования



Художественно-эстетической культуры

«Две формы познания человеком мира».

 

    Сегодня остро ставится вопрос об истинной роли искусства в развитии общества и в жизни отдельного человека. "Наверное, мы единственное государство, – пишет Б.М. Неменский, – где изобразительное искусство, музыка фактически изжиты из общего образования. Даже наступающая гуманитаризация предусматривает без изменения "остаточную роль искусства". [90]. Одну из причин он видит в господствующем принципе научности: "Всюду, во всех педагогических документах, говорится лишь об овладении научным методом познания, усвоения научных знаний и умений, формировании научного мировоззрения". [90].

Вторая причина – искаженное, неверное представление об отсутствии значимой связи художественного развития, во-первых, с нравственностью человека и общества, и, во-вторых, с самим развитием человеческого мышления. «Человеческое мышление изначально двусторонне: его составляют рационально-логическая и эмоционально-образная сторона как равноправные части. В основе научной и художественной деятельности человека лежат разные формы мышления, вызвавшие их развитие, совершенно неидентичные объекты познания и проистекающее отсюда требование принципиально разных форм передачи опыта. В чем же разность этих путей познания? Бытует представление, что эмоционально-образное мышление, исторически расцветшее раньше, является более примитивным, чем рациональное, чем-то не вполне человеческим, полу-животным. На таком заблуждении основано отвержение этого пути познания как недостаточно развитого, недостаточно научного» [90].

    По мнению Б.М. Неменского "нет человеческого мышления, состоящего лишь из рационально-логического, теоретического сознания. Такое мышление выдумано. В мышлении принимает участие целостный человек – со всеми его "нерациональными" чувствами, ощущениями и так далее. Развивая мышление, нужно формировать его целостно. Фактически в развитии человечества сложились две важнейшие системы познания мира. Процесс мыслительной деятельности протекает в их постоянном взаимодействии, хотим мы того или нет" [90]. Сопоставляя две стороны мышления как две отличные формы познания человеком мира, Б.М. Неменский раскрывает очевидное различие не только в предмете познания, в сфере деятельности, путях освоения человеком жизненного опыта, но и, что наиболее значимо, различие в итогах освоения опыта. Рационально-логическое мышление обеспечивает освоение знаний, понимание законов природных и общественных, тогда как эмоционально-образноеосвоение мира приводит человека к определению субъективных, эмоционально-ценностных критериев жизнедеятельности, которые выражаются в поступках, желаниях и стремлениях каждого отдельного человека (с их неповторимо-ценностной индивидуальной особенностью).

Научная деятельность развивает сферу теоретического мышления активнее, чем любая иная. Чем точнее, независимее от изучающего будут данные и выводы наблюдения, тем они ценнее, тем научнее. Художественная деятельность развивает свою сферу мышления. В художественном наблюдении итоги принципиально иные. Они не только объективные, они обязательно личностные (мои). Результат составляет личностное отношение (к человеку, природе, предмету) – вызывающее наслаждение, нежность, грусть, удивление. Эмоции не могут быть внеличностными.

Именно поэтому нельзя передать новым поколениям опыт эмоционально-образного мышления путем теоретического познания. Этот опыт бесполезно лишь изучать. При таком изучении нравственные чувства (нежность, ненависть, любовь) превращаются в правила морали, в общественные законы, не имеющие отношения к субъективно-значимыми переживаниям. "Будем искренни, – пишет Б.М. Неменский, – все нравственные законы общества, если они не пережиты личностью, не содержатся в чувствах, а присутствуют только в знаниях, часто являются объектом антинравственных манипуляций" [90].

Осознание сопричастности, уподобления, сопереживания – это сила именно человеческого мышления. Смысл человеческой жизни – совершенствование взаимоотношений с миром, гармонизация этих отношений. При целостности двух путей познания, "научное" дает средства к гармонизации объективных отношений, художественное же включает введение этих средств в систему действий и определяет формирование субъективных желаний человека, как стимулов к активной жизнедеятельности. При искажении эмоционально-ценностных критериев знаний, они часто направляются на античеловеческие цели. "При угнетенности, недоразвитости эмоционально-образной сферы и происходит сегодняшний перекос в нашем обществе – примат средств, спутанность целей". [90].

 

Искусство как форма познания.

Деятельность, в которой наиболее проявляются функции эмоционально-образного мышления – создание произведений искусства. Искусства полифункциональны, но главная их роль в жизни общества – анализ, обобщение, конкретизация и передача в образной форме опыта эмоционально-ценностных отношений (к тем или иным явлениям, связям людей между собой, природе и т.п.) следующим поколениям. "Искусство ... – одна из важнейших форм самосознания и самоорганизации человеческого коллектива, ... проявление выработанной за миллионы лет человеческого существования, ничем не заменимой формы мышления, без которой человеческое общество вообще не могло бы состояться", – делает вывод Б.М. Неменский.[89]

Подтверждение этому мы встречаем у З.Н. Новлянской и А.А. Мелик-Пашаева. По их мнению, отличие художественного отображения жизни от нехудожественного состоит в том, "что во втором случае целью является фиксация объектов и их свойств, а в первом – изображение объектов внешнего мира (предметов, явлений, событий) становится средством выразить мысль и чувства художника". Это – отражение явлений "в человеческом к ним отношении". Причем внутреннее содержание выражается в непосредственно воспринимаемой (зрителем, читателем, слушателем) материальной ткани произведения, определяя собой все ее элементы, то есть все конкретные художественные средства.

Своеобразие (сущность) искусства состоит в том, что оно есть концентрированное выражение человеком в разнообразных видах художественного творчества (в художественных образах-обобщениях) своего эстетического и нравственного отношения к действительности.

Форма художественного произведения "прозрачна" только для того, кто умеет видеть в ней непосредственное воплощение внутреннего духовного содержания, т.е. для человека, обладающего развитым эстетическим восприятием. И если мы хотим, чтобы растущий человек мог присваивать духовное богатство, хранимое искусством, мы обязаны позаботиться о развитии у него способности воспринимать содержательность формы художественного произведения, тем самым "распредмечивать" его, и входить в непосредственное общение с идейно-эмоциональным содержанием, которое вложил в него автор – индивидуальный носитель мироощущений своей эпохи.

На пути в глубину художественного произведения человек сталкивается с постоянным взаимопереходом содержаний и форм друг в друга, т.е. с тем, что каждый уровень произведения содержателен (по отношению к нижележащим, более конкретным уровням), и формален (по отношению к высшим, более обобщенным). Способность к постижению всех уровней образной формы как содержательных, способность восхождения от низших уровней к высшим – это и есть цель, к которой нужно стремиться в процессе ознакомления детей с искусством.

По мнению Л.Н. Столовича, " ... основная задача художественного творчества – создание художественного произведения, способного оказать духовное воздействие на того, кто его воспринимает. Интегративная функция искусства обуславливает все функции освоения художественных ценностей" [107]. Автор подчеркивает, что произведение искусства, прежде всего, направлено на человеческую личность. Эстетическое преобразование мира в разных видах и жанрах искусства обусловлено, прежде всего, целью повышения эстетического потенциала личности, от которого во многом зависит характер ценностного отношения человека к окружающей действительности.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!