Анализ природы художественного восприятия.



    Эстетическое восприятие является необходимой основой художественного, которое признается одним из важнейших приобретений личности в контексте художественно-эстетического развития. Однако, художественное восприятие по-прежнему остается наиболее трудным и наименее изученным процессом.

    Исследователи подчеркивают, что художественное восприятие является самостоятельной проблемой, имеет свой объект и свою сущность. В работе В. Блудовой [6] отмечено, что восприятие искусства должно приносить субъекту информацию о том, что лежит за рамками чувственно отражаемого объекта (например, результаты познания и оценки действительности автором произведения). Художественное восприятие доставляет не чувственный материал, а результаты осмысления художником другого чувственного материала – его жизненных наблюдений, предшествовавших созданию произведения. Итог художественного восприятия – особые субъективно-значимые художественные образы действительности ("смыслы"). Изучение художественного восприятия, по мнению Б.С. Мейлаха [71], нельзя отрывать от изучения творчества как целостного процесса. Ведь общение художника с теми, для кого он создает произведение, начинается не только после того, как оно стало достоянием публики. Общение, пусть с воображаемым зрителем, происходит у художника с самого начала зарождения замысла и до его претворения. В произведении искусства, даже при самом высоком мастерстве автора, есть не только устойчивые элементы, но и такие проблемные ситуации, которые зрителю самому приходится разрешать в акте восприятия, размышлений, "додумывания". Сочетание устойчивых и вариативных элементов в любом произведении позволяет подвергнуть сомнению встречающееся в научной литературе утверждение, что идеальной нормой восприятия является его адекватность произведению. Не стоит забывать, что художественное произведение отражает действительность сквозь призму авторской индивидуальности с ее эстетическими оценками. Поэтому, нельзя под нормами восприятия подразумевать их подчинение какой-либо жесткой схеме.

Процесс художественного восприятия протекает в сознании зрителя то в слитном, то расчлененном виде и предполагает неоднократное обращение то к произведению искусства в целом, то к его частям и деталям, то к замыслу художника. Именно на основе понимания целостности произведения (его частей, их связи друг с другом, позиции автора) у зрителя возникает постепенно углубляющееся многоаспектное понимание произведения искусства, которое рождает широкий круг субъективных переживаний, устремлений, мыслей.

Так по мнению Л. Казанцевой [42] восприятие художественного произведения "предполагает адекватность постижения художественного замысла автора". Проблема состоит в том, чтобы определить ту степень трансформации авторского текста, которая допускает "адекватность" постижения художественного замысла и ту грань, за которой восприятие становится "не адекватным". Одним из критериев "адекватности" может стать образ автора – художественно-содержательный феномен, отражающий базальные особенности творческой личности. Образ автора является необходимым элементом художественного содержания. Он соприкасается с системой, в которой существуют автор – творец и автор-человек (эмоции, мировоззрение и т.п.). Л. Казанцева подчеркивает, что образ автора становится одним из стержней художественной коммуникации, поскольку авторское начало вместе с опусом передается зрителю. Сознательная или интуитивно-бессознательная (эмпатийная) реконструкция образа автора обеспечивает адекватность восприятия. Однако, избыточная творческая активность зрителя может искажать и даже разрушать образ, что влечет к "неадекватности", субъективному толкованию содержания художественного произведения.

Необходимым условием восприятия является и наличие у зрителя художественного вкуса. Этой проблеме посвящено исследование Е. Кравченко [49]. Она пишет "... художественный вкус является одной из категорий анализа процесса эстетического освоения человеком мира. Проблема исследования художественного вкуса состоит в том, что эмоциональное состояние реципиента обычно выпадает из предмета исследования.

Динамика эмоционального состояния реципиента (в процессе художественного восприятия) предполагает три этапа:

-непосредственное впечатление, где зритель, фиксируя свою оценку, фактически оценивает не произведение, а собственную эмоцию;

-рефлексию художественной структуры – на этом этапе эмоциональное состояние обусловлено рациональной оценкой качества организации произведения;

-выделение элемента структуры художественного произведения, наиболее близкого данному реципиенту, соотнесение его с "идеальным" представлением о переживании этого элемента.

Возникшая в этом случае эмоциональная реакция приводит к оценке, характеризующей качества рефлексии реципиента".

По мнению автора, наличие художественного вкуса свидетельствует о высшей характеристике личности зрителя (определенной степени рефлексии), важнейшим отличительным свойством человека.

Д. Леонтьев и Д. Ломакина [62] выделяют следующее условие, определяющее специфику художественного восприятия - художественная компетентность зрителя. "... Характер протекания и результат взаимодействия личности с художественным произведением зависит от ряда факторов, относящихся к самому произведению, к личности реципиента и к ситуации их взаимодействия. Среди этих факторов особое место занимает художественная компетентность (ХК) личности (как операциональная основа взаимодействия). ХК – это способность зрителя, читателя, слушателя вычерпывать из художественной ткани произведения различные по глубине и наполненности содержательно-смысловые слои. Эта характеристика отражает общий уровень эстетического развития личности, ее опыт общения с искусством. К ХК можно отнести:

способность к восприятию многомерности и альтернативности произведения искусства (опосредованная когнитивной сложностью мира зрителя);

степень владения зрителем специфическими языками разных видов, стилей и жанров искусства, позволяющая дешифровать информацию, заключенную в художественном тексте и "перевести" содержание языка искусства на язык человеческих эмоций и смыслов;

степень овладения личностью системой операциональных навыков и умений, определяющих способность к осуществлению адекватной тексту деятельности по его распредмечиванию".

    По мнению авторов, можно с уверенностью говорить, что процесс и результат художественного восприятия произведений искусства будет существенно зависеть от художественной компетентности.

Из чего следует вывод о том, что художественная культура человека может повышаться только в результате многократного общения с произведениями искусства, в процессе которого первичная эмоциональная реакция превращается в устойчивое переживание, связанное с «открытием» личностного, эмоционально-значимого содержания (смысла) воспринимаемого.

Наиболее важным аспектом, определяющим специфику художественного восприятия, является изучение природы и механизмов эмоциональных переживаний, сопровождающих этот процесс. О специфике художественных эмоций размышлял Л.С. Выготский: "Основой эстетической реакции являются вызываемые искусством аффекты, находящие разряд в той деятельности фантазии, которой требует от нас восприятие искусства; моторная сторона аффекта подавляется и кажется, что мы испытываем сильное чувство – эстетические эмоции" [24]. В процессе художественного восприятия с помощью воображения возникают новые эмоциональные состояния, опирающиеся на опыт обыденных эмоций. Образуется механизм слияния тех и других, и в результате рождаются так называемые "высшие эмоции" или художественные.

По мнению М. Афасижева [3], искусство как предмет восприятия продуцирует и/или возбуждает эмоции трех типов (или уровней). "Первый, или, условно говоря, нижний уровень эмоциональных переживаний обусловлен изображением в искусстве предметной среды - природы, общества, персонажей в их внешних характеристиках и поступках. Этот уровень воздействия искусства можно определить как эстетический, поскольку предметом восприятия является материальная (внешняя) форма природных и общественных явлений. Следовательно, и возникшие на этом уровне эмоции являются эстетическими.

Второй уровень эмоционального восприятия искусства связан со способностью к «проникновению» во внутренний, духовный мир персонажей и героев. Содержание произведения, переданное в чувствах, мыслях, переживаниях персонажей и героев, может быть выражено лишь во внешнем проявлении (в словах, мимике, действиях и поступках). В контексте обозначенного уровня, происходит семантизация эстетического в искусстве, или наполнение эстетической формы духовным содержанием. Эта целостная взаимообусловленность духовного и эстетического определяет сложность, специфику эмоций и чувств второго уровня.

И, наконец, третий, или высший уровень эмоционального воздействия искусства на зрителя инициируется наличием в нем эмоциональной рефлексии художника, поэта, писателя на явления природы, общества, поступки и мысли героев. Содержанием этой рефлексии может быть восхищение, любовь, ирония, сарказм и даже ненависть", переживаемые зрителем вместе с автором.

В анализе литературы психологического характера наиболее важным для нас явилось положение о ведущей роли эмоций в художественном восприятии (о роли ассоциаций, эмоционального состояния реципиента и качественной характеристики стимульного материала). В исследовании восприятия искусствамы исходили из предположения о различной характеристике эмоциональных переживаний, зависящих от уровня развития способностей к эстетическому и художественному восприятию. При внешней похожести существуют качественные различия в характере эмоциональных переживаний, сопровождающих эти процессы. Первый вариант эмоциональных переживаний (в художественном восприятии) – ассоциативный. Подобные переживания предполагают воспроизведение и актуализацию обыденных и эстетических эмоций пережитых и накопленных в витальном опыте зрителя. Второй вариант эмоциональных переживаний – практический. Он предполагает переживание состояний, возникающих на основе эмоциональной идентификации с героем, художественным образом искусства. Речь идёт о "практическом или социальном варианте эмпатии", где механизм эмоционального переживания возникает на основе "считывания" и воспроизведения слабого варианта эмоционального состояния героя, с включением опыта личных переживаний зрителя. Третий вариант эмоциональных переживаний - "эстетический". Он предполагает переживание совокупности эмоций, возникающих на основе идентификации с героем художественного произведения (или автором – художником) и собственно творческих эмоций ("эстетический вариант эмпатии" [65]). В процесс восприятия активно включается воображение. Возникает состояние «проживания» эмоций, настроения, чувств героя или автора, не связанное с опытом прошлых переживаний реципиента. Подобный вариант эмоциональных переживаний, возникающих в процессе восприятия художественного произведения, связан с активной работой творческого воображения и зависит от уровня его развития.

По мнению Л.А. Абрамян "эмоциональная основа процесса восприятия произведений искусства, определена целым комплексом взаимодействующих эмоций, выполняющих разные функции: инициации, активизации, избирательности, смыслообразования. Именно эмоции ориентируют воспринимающего на определение субъективной ценности художественного произведения, в этом случае «смысл» надо понимать как психологический эквивалент ценности.

В основе восприятия искусства лежит особая, обладающая необычной природой художественная эмоция – сопереживание художественному образу, которая непроизвольно вызывает возникновение другой особой эмоции – сопереживание самому себе. Возникновение сопереживания свойственно восприятию всех без исключений видов искусства. В процессе восприятия эмоции непроизвольно актуализируют наиболее интимные и значимые для личности переживания, в проживании (преобразовании) которых данный человек, возможно неосознанно, испытывает нужду. Актуализировав их, эмоции сопереживания начинают двояко взаимодействовать: житейская эмоция обогащается переживанием художественного образа, т.к. начинает выступать как одновременное сопереживание самому себе, своим самым глубоким и значимым чувствам. Второй вид взаимодействия – это преобразование житейских эмоций средствами проживания эмоциональных состояний художественного образа, творение "новой, эмоционально-чувственной реальности", переживаний, отсутствующих в жизненном опыте. Эти два вида взаимодействия становятся ядром психологического механизма восприятия искусства.

Представляя художественные эмоции как психические состояния, настроения, аффекты, возникающие в представлении, а не в результате реальных событий, следует остановиться на роли воображения и его взаимосвязи с эмоциями. Их взаимосвязь актуализируется в результате возникновения воображаемой картины жизни. Ее развертывание, опосредованное творческим воображением зрителя, усиливает действие эмоции, выступающей во многих функциях, и порождает новые образы. Ребенок ставит себя на место другого, входит в воображаемую ситуацию, уподобляется герою и т.п. В результате возникает эмоциональный узел, комплекс эмоций, где ядром является эмоция сопереживания" [1]. Именно такие эмоции можно обозначить как «"художественные". Художественная эмоция возникает в процессе творческого акта ее "сотворения" в воображаемом мире, в мире «моих отношений» с художественным образом или автором. Возникновение художественных эмоций обусловлено механизмом "вчувствования" (или "эмпатии"). Проживание художественных эмоций способствует возникновению эмоционально-оценочного суждения, позволяющего выразить зрительскую позицию по отношению к художественному произведению и его автору, именно они делают произведение искусства субъективно-значимым, глубоко пережитым источником субъективного смысла, своеобразной практикой познания жизни средствами художественных образов.

Таким образом, при внешней похожести, объективной единоприродности, универсальности возникновения механизма эмоционального переживания в процессе художественного восприятия эмоции могут носить качественно различный характер: ассоциативные эмоции, практический вариант эмоций, художественно-творческие эмоции, возникновение и развитие которых в большей степени зависит от уровня развития воображения.

Обобщая вышеизложенное можно говорить о том, что

различие между художественным и эстетическим восприятием определено, прежде всего, эмоциональным переживанием, его спецификой, характером и природой возникновения, степенью его осмысления и интерпретации субъектом;

художественная эмоция детерминирована уровнем развития эмоционально-чувственной сферы (эмоционального опыта обыденных и эстетических переживаний, способностью к эмоциональной идентификации и эмпатии); достаточно высоким уровнем развития творческого воображения;

художественное восприятие основывается на художественно-творческих эмоциональных переживаниях человека и способствует формированию его личности, т.е. обогащению палитры отношений с действительностью, рожденных, сотворенных через призму художественного образа искусства;

познание в художественном восприятии определено "открытием" нового, субъективно-значимого "смысла" в произведении искусства, т.е. приобретения знания, ценного для самого реципиента, и, прежде всего, не своей объективной новизной, а процессом "открытия" себя через новый субъективно-значимый смысл художественного образа. Вступив в равноправный "диалог" с художественным образом искусства, с автором-художником, зритель "открывает" себя в новом мире, в системе новых, еще не опосредованных его жизненным опытом отношений, что делает произведение искусства значимым, субъективно окрашенным для зрителя.

Исследование уровней художественного восприятия детей дошкольного возраста.

Основания определения уровней художественного восприятия.

Художественное восприятие не дано от рождения и, формируясь как специфический вид человеческой деятельности, проходит в своем развитии несколько уровней, начиная от элементарного освоения сюжетной, видимой стороны произведения, до способности проникновения в скрытый замысел и художественно-выразительные особенности образов.

    Модель становления художественного восприятия предложила И.С. Левшина [61]. Она полагает, что приобщение к искусству начинается с "нулевого цикла" и проходит три ступени. Первая ступень – восприятие "фасада" произведения искусства (обстоятельств действия), вторая – отождествление себя с персонажем, сюжетными поворотами его судьбы. Третья ступень – постижение авторского мира, замысла, идеи произведения, отождествление себя (согласное или конфликтующее) с автором-художником.

Исследование, проведенное Петровой Ю.Н. [95] выявило факт совпадения уровней становления художественного восприятия под влиянием обучения у взрослого и у ребенка дошкольного возраста. При различной качественной наполняемости уровней художественного восприятия, у взрослых и детей они совпадают. Начальный уровень восприятия взрослых характеризуется:

· отсутствием навыка общения с искусством;

· отсутствием системы специальных знаний по искусству;

· непониманием "языка" искусства.

Этот уровень можно назвать "наивно-реалистическим", т.к. содержание искусства воспринимается как явление живой жизни. По данным Н.М. Зубаревой [33,34] самый низкий уровень восприятия живописи детьми также носит житейский, предметный, утилитарный характер. Дети эмоционально реагируют, радуются изображению узнанных предметов, а не образу. Если этот уровень восприятия не становится объектом внимания педагога, то дети остаются на нем, как отмечает Н. Зубарева, и в более старшем возрасте.

Второй уровень восприятия взрослых Ю.Н. Петрова характеризует следующими показателями:

· освоение феномена искусства, увеличение объема знаний о нем;

· частичное использование "языка" искусства;

· повышение активности потребления искусства;

· противоречивость эстетической позиции.

    Применительно к дошкольному возрасту следует отметить, что дети этого уровня осознают некоторые элементарные эстетические качества художественных произведений; мотив их выбора и оценки связан с вычленением отдельных средств выразительности – цвета, формы, композиции.

Третий уровень (по материалам исследования Ю.Н. Петровой) характеризуется способностью зрителя к целостному художественному восприятию и отличается:

· избирательностью художественных предпочтений;

· необходимым объемом знаний в области искусства;

· представления отличаются полнотой, а избирательность носит осознанный концептуальный характер.

    В этом случае эстетические знания создают условия для осознания чувств, а не заменяют живую реакцию. По данным исследования Н. Зубаревой дети этого уровня поднимаются до способности переживать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Они способны улавливать внутреннюю характеристику художественного образа. Частично дети могут понять художественный смысл произведения, пережить часть замысла художника. Этот уровень доступен детям старшего дошкольного возраста при условии целенаправленной педагогической работы.

Таким образом, анализ и сопоставление исследований показали, что путь развития художественного восприятия и у взрослых и у детей проходит ряд стадий от наивно - реалистического уровня к истинно художественному. В исследованиях Н. Зубаревой и Ю. Петровой выявлен факт, что взрослые и дети могут находиться на одной и той же ступени низкого художественного развития, вследствие отсутствия целенаправленной педагогической работы.

Поэтапное становление уровней восприятия зависит от многих факторов: от психофизиологических особенностей человека, от жизненных ситуаций, от художественно-эстетической культуры зрителя. Известно, что человек, не получающий определенных знаний и умений воспринимать искусство, "застывает" в своем художественном развитии, что является огромной потерей, как для общества в целом, так и для каждой личности. Поэтому очень важно развивать у детей эстетическое и художественное видение мира, как основу для становления полноценной гармонично развитой личности.

В проведенном (автором публикации) исследовании, основанном на анализе ряда теоретических посылок и результатов экспериментальной работы, определено 5 возможных уровней художественного восприятия:

· "Нулевой" – человек не выделяет предмет искусства в окружающей среде.

· "Наивно-реалистический" – зритель воспринимает искусство с опорой на личный, жизненный опыт знаний и эмоциональных переживаний. На этом уровне происходит восприятие "фасада", видимой части произведения. Характерным для этого уровня является отсутствие у зрителя понимания "языка" искусства; отсутствие эстетических суждений и оценок; отсутствие навыка общения с искусством. В процессе восприятия нет сопереживания с содержанием (фиксация изображения на уровне обыденного восприятия, возникшие эмоции являются рефлекторной реакцией на яркие раздражители или узнавание объектов и ситуаций); отсутствует потребность в общении с искусством, избирательность и предпочтения.

· "Эмпатийный уровень" – зритель способен сопереживать с героями, их судьбами, состояниями. Характерными проявлениями этого уровня являются ситуативное использование "языка" искусства, наличие элементарных оценок и суждений эстетического характера, способность к эмоциональной идентификации, эмпатии с героями, художественными образами произведений. Формируется навык анализа выразительных средств изображения, очевидны умения воспринимать искусство (особенно доступные возрасту жанры и виды); возникает потребность в общении с искусством, проявляется избирательность, но предпочтения неустойчивы, суждения не всегда аргументированы и концептуальны. Очевидна способность любоваться отдельно выделенными осознанными выразительными средствами.

· "Целостное восприятие". Этот уровень предполагает восприятие не только внешней, видимой части художественных произведений, но и понимание скрытого замысла, идеи художественного произведения, выделение, осознание "главного" художественного образа. Для этого уровня характерно возникновение способности к определению своей личной позиции по отношению к замыслу и средствам его реализации, позиции согласной или конфликтующей с автором. Зритель владеет "языком" искусства, использует развернутые эмоционально-образные оценки и суждения. Очевиден навык рассматривать, анализировать произведение искусства; эмоции, сопровождающие процесс восприятия, носят художественный, творческий характер. Очевидна потребность в общении с искусством (не только с видами искусства музыкой, литературой и др., но и с авторами). Налицо предпочтения, избирательность, эстетический и художественный вкус. Предпочтения устойчивы, аргументированы, концептуальны.

· Уровень "созерцания" – зритель без видимых условий определяет истинную ценность произведения искусства. В случае необходимости убедительно доказывает свою оценку (уровень высокого профессионализма).

Результаты экспериментальной работы убедили нас в том, что дети дошкольного возраста способны легко подняться на 2-й уровень восприятия и успешно овладеть отдельными элементами 3-го уровня.

Художественное восприятие детей дошкольного возраста обусловлено наличием способностей:

4.  к познанию окружающего мира средствами художественных образов искусства;

5.  к "открытию" субъективно-значимого смысла произведения;

6.  к определению собственного эмоционально-окрашенного отношения к замыслу автора и содержанию изображения.

 

На основании выделенных в исследовании характеристик уровней художественного восприятия были определены следующие показатели:

"нулевой" уровень:

7.  неумение выделять предмет искусства в окружающей среде;

8.  отказ от ответа на вопросы, безотносительными к содержанию вопроса ответами "да", "нет".

    "наивно-реалистический" уровень:

· ограниченное использование "языка" искусства (специальной терминологии);

· целостное описание "фасада";

· ассоциативное определение эмоционального настроения (пафоса) изображения;

· эстетическое высказывание (суждение, оценка):

а) односложного характера;

б) развернутое высказывание эмоционально-образного характера;

· эмоциональные реакции – жесты, мимика, движения.

"эмпатийный" уровень:

· частичное оперирование "языком" искусства;

· выделение отдельных эмоционально-пережитых, осознанных выразительных средств;

· понимание эмоционального (пафоса) настроения картины в целом, отдельных образов – в частности;

· эстетические суждения, оценки, их аргументация:

а) развернутое суждение эмоционально-образного характера с аргументацией, (без аргументации);

б) развернутое оценочное высказывание эмоционально-образного характера с аргументацией, (без аргументации);

· эмоциональные реакции – жесты, мимика, движения.

    Уровень "целостного восприятия":

· свободное оперирование языком искусства;

· выделение средств композиционного решения (центр, ритм, общий характер композиции и др.);

· выделение и аргументация колористического решения;

· понимание (целостное или частичное) замысла автора;

· определение своей позиции по отношению к авторской;

· эстетические суждения и оценки, их аргументация

а) развернутое суждение эмоционально-образного характера с аргументацией (без аргументации);

б) развернутое оценочное высказывание эмоционально-образного характера с аргументацией, (без аргументации);

· эмоциональные реакции - жесты, мимика, движения.

· наличие предпочтений.

    Диагностика исходного уровня художественного восприятия осуществляется в три этапа. На каждом этапе ребенку предлагается ответить на вопросы, соответствующие показателям нулевого, первого, второго и третьего уровней. Эксперимент проводится в форме беседы, сопровождающей рассматривание произведение искусства.

Критерии оценки ответов детей:

9.  нет ответа – 0 баллов;

10.  односложный ответ – 1 балл;

11.  развернутое эмоционально-образное высказывание без аргументации – 2 балла;

12.  развернутое эмоционально-образное высказывание с аргументацией – 3 балла.

Вопросы к беседам


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!