КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ИСКУСНОЙ ПОДДЕЛКИ
Info-centre SDA
Дэвид Маршалл
"Новый век" против Евангелия
Или
Величайший вызов христианству
David Marshall
NEW AGE
against
THE GOSPEL
Chrisfianty's Greatest Challenge
Несовместимые Евангелия. Предисловие Дж. Р. У. Стотта
Введение
Глава 1. Как отличить истину от искусной подделки
Глава 2. Век Водолея
Глава 3. Связь с оккультизмом
Глава 4. Век абсурда
Глава 5. Ваша судьба в звездах?
Глава 6. Ситуация в Америке
Глава 7. Случай с Давидом Иком
Глава 8. Пилигримы “Нового века”
Глава 9. Сконструированная религия
Глава 10. Соблазны оккультизма
Глава 11. “Жесткий” оккультизм и что за его пределами
Глава 12. Тени во мгле
Глава 13. “Новый век” и новый фашизм
Глава 14. Величайшая сила во Вселенной
Глава 15. Дверь надежды
Глава 16. Когда вы желаете найти выход
Глава 17. Последние минуты, отсчитанные временем
Глава 18. Благодатное пробуждение
Примечания
Дэвид Маршалл с отличием окончил Гулльский университет по специальности “Современная история и политика”. Затем он учился в аспирантуре и провел под руководством профессора Дж. П. Кеньона ряд исследований' в Гулльском, Кембриджском и Лондонском университетах, получив за них ученую степень доктора исторических наук.
Первая книга д-ра Маршалла, “Дьявол прячется”, посвященная проблемам оккультизма, стала бестселлером по обе стороны Атлантики. “Где ступал Иисус” и “Битва за Книгу” уже считаются классикой.
|
|
Международно признанный христианский журналист, д-р Маршалл широко известен в евангельских кругах. Кроме того, он редактор, преподаватель и пользующийся широкой известностью лектор. Живет в Линкольншире со своей женой, являясь представителем большого семейного клана из трех поколений.
НЕСОВМЕСТИМЫЕ ЕВАНГЕЛИЯ Предисловие
Само название движения “Новый век” вводит в заблуждение, поскольку оно не является ни организованным движением, ни провозвестником нового века, несмотря на все свои притязания. По сути, это странная смесь восточного мистицизма и западного материализма, науки и суеверий, физики и метафизики, древней мудрости и современного мышления, и в таком виде этот конгломерат просачивается в нашу культуру через средство массовой информации, через научную фантастику, школы, колледжи и курсы бизнесменов. Рискуя впасть в чрезмерное упрощение, я все же попытаюсь обозначить те три фундаментальные концепции, которые связывают воедино эти столь разные системы верований.
Первая концепция
Все сущее едино, общее равно личному. Одно из фундаментальных положений индуизма состоит в том, что индивидуальная сущность или душа есть вселенская сущность или душа. Движение “Новый век” заимствовало эту идею. Иными словами, невзирая на кажущиеся свидетельства о противоположном, не существует никаких различий между Богом и людьми, между мной и другими людьми, между людьми и предметами и даже между добром и злом. Напротив, все это проявления одной и той же реальности.
|
|
Вторая концепция
Все есть Бог. Ширли Маклейн, которую считают “первосвященником” движения “Новый век”, пишет о существовании “единого основополагающего духовного закона”, который сделает мир “более счастливым и здоровым”, и суть этого закона в том, что “каждый человек есть бог, - каждый!”
Итак, “евангелие” движения “Новый век” заключается в следующем: “Ты бог и я бог, и каждый человек - бог”. В своей книге “Танцующая в свете” Ширли Маклейн говорит: “Я знаю, что я существую, поэтому я есть. Я знаю, что источник божественного существует, поэтому он есть. Поскольку я являюсь
частью этой силы, я есть то, что я есть”. Таким образом, она присваивает себе титул божественности.
С точки зрения движения “Новый век”, основная проблема человечества лежит не в нравственной сфере (грех и вина), но в метафизической (незнание своей истинной сущности). Переживаемое людьми отчуждение - это не отчуждение от Бога, но отчуждение от своей истинной сути. Поэтому мы нуждаемся не в прощении, но в просвещении. Спасение (хотя они и не применяют этого слова) исходит не извне - не от Того, Кто приходит к нам на помощь, - но изнутри. Иными словами, спасение - в обретении собственного “я”.
|
|
Третья концепция
Все - хорошо. Ее последователи убеждены в том, что “Новый век” принесет эру покоя, гармонии и счастья. Они рассматривают себя стоящими на самом пороге тысячелетнего царства. Поскольку сами люди — боги, каждый человек обладает безграничными возможностями преобразования своего “я”.
Казалось бы, что для христиан проще всего было бы отмести мышление “Нового века” как наивное и безвредное заблуждение. Но к нему следует отнестись серьезно. Движение “Новый век” насквозь пронизано идеей человеческого превосходства, даже самовлюбленности. Его адепты ставят личность на место Бога и даже заявляют, что “мы есть Бог”. Последователи этого движения поддались древнейшему искушению уподобиться Богу. Они “развенчивают” Бога. Движение “Новый век” отрицает триединую сущность Бога. Прежде всего, они отрицают Бога Отца, трансцендентального Творца, отождествляя Его со Вселенной. Но для нас чрезвычайно важно отличать творение от Творца и признавать свою зависимость от Него как сотворенных Им. Во-вторых, движение “Новый век” отвергает Бога Сына, нашего единственного Искупителя. Наша основная проблема как людей заключается не в незнании, а в грехе. И ее решение лежит не в нас самих, но вне нас. Истинная Благая весть заключается не в том, что я должен искать в себе божественную суть, но в том, что Христос Иисус пришел в мир для того, чтобы спасти грешников. В-третьих, движение “Новый век” отвергает Бога Святого Духа, пребывающего в нас и освящающего нас.
|
|
Согласно последователям “Нового века”, “преображение” никак не связано с нравственностью или поведением человека. Для них это скорее преображение сознания, раскрытие и развитие собственного потенциала.
Поэтому нам предстоит выбор между двумя несовместимыми евангелиями. С одной стороны, лжеевангелие движения “Новый век”, центром которого является мое “эго”, моя сущность, мои внутренние человеческие ресурсы. С другой стороны - истинное Евангелие, в центре которого Бог - любящий нас Бог Отец, умерший за нас на Голгофе Бог Сын и Дух Святой, Который пребывает в нас и преображает нас. Компромисс между этими двумя евангелиями невозможен. Истинный новый век начался с Первого пришествия в мир Иисуса Христа. Так называемое движение “Новый век” является обманом и подделкой.
Джон Р. У. Стотт
ВВЕДЕНИЕ
Гуру летят на Запад, покупая билет лишь в одну сторону. Молодые люди Запада летят на Восток в поисках гуру. Индия, богатая природными и людскими ресурсами, в то же время являющаяся страной, где миллионы человек находятся на грани голода и нищеты, стала одновременно источником и центром движения, претендующего на роль новой всемирной религии. Работающий в Лондоне индийский журналист характеризует свою страну, как “больную цивилизацию, парализованную собственными религиозными верованиями”. Вместе с тем вот уже четверть века, как ее религиозные догмы и “богочеловеки”, индуистские гуру, распространяющие их, а также ассоциированная с ними атрибутика йогомедитации оказывают неотразимое воздействие на пораженный радикальным материализмом западный мир.
Рабиндринаф Махарадж, бывший гуру, которому поклонялись огромные толпы, снимает покров тайны, с нового движения в своейавтобиографии “Спасения нет”. Он же является главным действующим лицом великолепного документального видеофильма “Боги "Нового века"” (Риверсайдфилмз, 1984). Почести, возносимые гуру, говорит он, сопоставимы с богопокловением. Ивдуисгы обращаются к гуру за спасением.
В своем интервью для телевидения бывший последователь гуру Махараджи Махеш Йоги сказал: “Я почитал его за бога. Поэтому я считал правильным все, что он делал и говорил”.
На момент своей депортации из США гуру Бадван Радж Нииш владел ранчо площадью 100 квадратных миль в Орегоне и огромным автопарком роллс-ройсов. Его последователи, облаченные в мрачные одежды, тысячами стекались к нему и называли его “верховным духовным Учителем, господином Вселенной, досточтимым Владыкой и Царем”.
На Западе быстро растет число индийских общин-ашрамов, в которых семьи разрушаются, а дети разлучаются с родителями. Английский авторитетный эксперт по движению “Новый век” Керил Матрициана в своем интервью сказал: “Самым печальным результатом вторжения гуру на Запад является тот вред, который они приносят детям... Согласно учению гуруизма, вы должны умереть для голоса совести”. С того времени, когда лет двадцать тому назад горячее дыхание Востока впервые
ощутилось на Западе, движение обрело массовый характер. В середине 90-х его основная идея звучала так: “Единый мир и единый всемирный правитель Господь Майтрейя”. Один из ведущих пропагандистов движения “Новый век” д-р Бенжамин Крим в одном из последних номеров журнала “Имердженс” (издаваемого одновременно в Лондоне, Голливуде, Ванкувере, Токио, Цюрихе, Брюсселе, Париже, Мюнхене, Мехико и Маниле) в статье, озаглавленной “Всемирный Учитель”, провозглашает: “Многие поколения последователей всех основных религий ожидали его. Христиане знали Его как Христа и ожидали Его скорого пришествия. Евреи ожидали его как Мессию, индуисты ждут в его лице пришествия Кришны, буддисты ждут Его как Майтрейю Будду; для мусульман Он - Имам Махди. Имена могут быть разными, но все они относятся к одной и той же личности: Всемирному Учителю, имя которому - Майтрейя. Ныне, в начале Века Водолея, он возвращается как наставник и проводник для представителей всех религий и для тех, кто вне религии...”
На Западе по-разному смотрят на движение “Новый век”. Христиане реагируют крайне наивно и имеют смутное представление о нем. И это несмотря на множество книг, написанных религиозными деятелями и содержащих резкую критику движения “Новый век”. Печально осознавать, что большинство из них написано не разумом, а эмоциями. Лишь немногие попытались серьезно вникнуть в публикации “Нового века” или побеседовать с его последователями.
Мы здесь попытаемся внести соответствующие коррективы. С какой целью? Чтобы избежать дезинформации, показать истинный размах этого движения и угрозу, которую представляет собой “Новый век”, и предложить решение этих вопросов с позиции Библии. Мы пишем для того, чтобы лучше подготовить христиан к встрече с угрозой для их веры, которая отчасти придет извне Церкви, а отчасти придет в форме проникновения в Церковь...
Движение “Новый век” многогранно и многоцентрично. У него множество форм, проявлений и фаз. Некоторые из них - холистическая медицина, “Гринпис” - несут в себе множество доброго и полезного, что не выглядит откровенно деструктивным.
Гуру уже не занимают первые позиции, хотя их догматы лежат в основе всего. Подобно этому оккультизм не главенствует в современной социальной модели “Нового века”; как и в случае с порнографией, есть “мягкий” и “твердый” “Новый век”.
“Новый век” обрел особую привлекательность в результате уникального сочетания обстоятельств. Эти обстоятельства подготовили миллионы людей к тому, чтобы отбросить все рациональное в своем характере и принять иррационализм гуру. Величайшей проблемой Запада является не научный скептицизм, но общественное легковерие. Люди готовы уверовать во что угодно, если это говорится с уверенностью и убедительностью. Все было бы не так плохо, если бы речь шла о простой наивности. Но за легковерием современного западного общества лежит куда большее зло, угрожающее как образованным, так и необразованным людям.
Разными способами - иногда просто через безответственную красивую болтовню, иногда обращаясь к более насущным человеческим нуждам - “Новый век” увлекает в призрачный мир ужасающего, лишающего здравого смысла оккультизма в его самых откровенных формах. Незаметно проникая в Голливуд, в телекомпании, издательства, мир бизнеса и коммерции, “Новый век” приобретает контроль над средствами, формирующими наши взгляды и отношения, обеспечивающими наше благосостояние и безопасность. Это движение имеет возможность распространять свои идеи, одновременно подрывая и высмеивая христианство. Оно может оказывать влияние на ваше служебное положение и карьеру. Журнал Бенжамина Крима “Имердженс” не делает тайны из того, какие цели преследует “Новый век”. Оно претендует на установление “нового всемирного порядка”, который будет олицетворять собой “единый мир” под руководством всемирного вождя, которого они называют господом Майтрейей. Последователи “Нового века” говорят, что на грани столетий Век Рыбы (христианство) сменится Веком Водолея (“Новым веком”). Этот “сдвиг парадигмы”, говорят они нам, будет даже более радикальным, чем Возрождение или Реформация. Он перевернет все традиционные представления о жизни, о природе реального мира и о будущем планеты. То, что начиналось со многих гуру, завершится одним Великим Гуру, или Наставником для всех религий.
И здесь возникает проблема: а готовы ли христиане “уступить дорогу” в таком фундаментальном вопросе, как религия Иисуса Христа? Разве мы не можем по мере приближения к концу столетия найти в Христовом Евангелии элементы, которые приведут к величайшему духовному пробуждению со времен Уэсли, Лютера, апостола Павла, Пятидесятницы?
Я наблюдал за развитием “Нового века” с 60-х гг., с университетских лет. Поэтому в этой книге описывается история движения с отделением всего нового, что есть в “Новом веке”, от старого, как мир; исследуются писания гуру и суперзвезд; анализируются те тенденции, которые сделали “Новый век” массовым движением; исследуются основные причины, приведшие к его возникновению. В этой книге, однако, в равной мере представлены как евангельский аспект решения человеческой проблемы, так и верования “Нового века”, которые, по сути, представляют собой полную противоположность Христову Евангелию.
КАК ОТЛИЧИТЬ ИСТИНУ ОТ ИСКУСНОЙ ПОДДЕЛКИ
Лето 1992 года, воскресенье, площадь ораторов в Гайд-парке. Мне предстояло убить целый час до “великого открытия”, о котором я должен был подготовить репортаж в газету. В стороне от громкоголосых выступающих, но недалеко от Мраморной Арки сидел, скрестив ноги, гуру, который обращался к пестрой толпе “учеников”. Ему не хватало хотя бы кратких курсов постановки голоса, до меня смутно доносились лишь обрывки фраз: “Углубитесь в себя... Ищите свое высшее "я"... Медитация приведет вас в область духа... Бог не вверху, он здесь, - гуру показывал на свою грудь, - Бог внутри вас... Смысл вашей жизни заключается именно в том, чтобы найти его... Это единственная реальность; йога прерывает те отношения, которые существуют между душой и телесным миром... Дайте выход змеиной силе...”
На следующий день я был на приеме у дантиста. Он запаздывал. Мне предстояло удалить зуб мудрости. Заглушая в себе беспокойство, я судорожно просматривал лежащие на столике журналы. В глаза бросилось название одной из статей: “Как отличить истину от искусной подделки”. Автор писал о гуру, причем так, что при иных обстоятельствах я бы расхохотался. Однако последовавшие за этим сто минут пыток, которым меня подверг мой друг-дантист, выветрили из памяти все содержание этой статьи, кроме ее названия.
Как отличить истину от искусной подделки? Это тонкое мастерство, которым всем нам сегодня следует овладеть. Всяческий вздор обрушивается на нас со всех сторон. Это и изощренная, вводящая в заблуждение искусная ложь, которая звучит интригующе и подчас приправлена загадочным ароматом Востока, это и абсурд, который не поддается логическому объяснению. Но зачастую эта бессмыслица преподносится довольно умно и логично, так что если вы не знаете, от каких мастеров она исходит, на каких ложных посылках она основывается, вы вполне можете принять этот абсурд за железную логику. Тысячи людей попались на этом и были ввержены в такую пучину ужаса, по сравнению с которой удаление моего зуба мудрости, который пришлось распиливать пополам, а затем извлекать из челюсти, вполне может показаться пикником, ожидаемым с нетерпением.
Требуется детектор лжи или эталон, с которым можно сверять аргументы, чтобы отличить истину от лжи.
Поколение 60-х
Поколение 60-х - особенно те, которые учились в высших учебных заведениях, - не было причастно к изобретению подобного рода подделки. Мы просто набрались больше положенного разного идеологического мусора. В то время, когда Соединенные Штаты воевали во Вьетнаме, мое поколение становилось пацифистами, хиппи или просто равнодушными, уставшими от жизни людьми. Мы говорили о сексе, будто мы только что изобрели его. Мы говорили о доминанте цвета и одевались так, что наши родители тянулись к нюхательной соли. (Ко мне, впрочем, это не относилось. Самое большее, в чем я преуспел, следуя за модой, был коричневый плисовый пиджак. Мы в старых университетах жили более абстрактными идеями...) И лишь когда мы получили свои дипломы и сменили фольксвагены-жуки и ситроены-2 на кортины и БMB, а сумки через плечо - на портфели и нашли время подстричься, обнаружили, что происходит нечто тревожное. Та наивная чепуха, которую мы городили, зная, что это просто бессмыслица, зная, что это вздор, была воспринята следующим поколением. И весь этот мусор был не только воспринят новым поколением, но воспринят настолько серьезно, что они и вообразить себе не могли. Все это происходило на моих глазах, когда я толкался в университетских коридорах в своем коричневом плисовом пиджаке и мокасинах, работая над докторской диссертацией.
Жертвы субкультуры
Наше поколение впитало в себя целый мир всяческого вздора. Целую культуру. Таким образом абсурдность “шестидесятников” превратилась теперь в обретаемую мудрость.
Пробираясь ночью по мху, заменявшему газонную траву, в общежитие аспирантов, я обнаружил, что мне приходится переступать через тела. Неподвижные тела. Это были не пьяные. Это была не демонстрация сторонников общества вседозволенности. Люди просто окаменели, лишившись разума, унесенного в неведомые дали.
Я никогда не забуду, как вместе с профессором Дж. П. Кеньоном впервые столкнулся с наркокультурой тогда, когда, спустившись по истертым каменным ступеням, мы прошли с ним через низенькую дверцу на заросшую мхом лужайку. Будучи сильным человеком, он обычно поднимал провинившегося, крепко схватив его за воротник правой рукой. А затем опускал ему в карман официальное уведомление, извещавшее о том, что на следующее утро в неправдоподобно ранний для бедняги час тот должен предстать перед профессором и без всяких оговорок выплатить штраф ъ виде определенной (обычно довольно крупной) суммы денег. Но поднять на ноги эти тела даже профессору Кеньону было не под силу. Их неподвижные, широко открытые глаза были устремлены в пустоту, а лицо своим выражением напоминало рыбу, каким-то образом ускользнувшую с лотка торговца. Тела же хозяевам совершенно не подчинялись. Вскоре после этой первой встречи с наркокультурой профессорудовелось наткнуться на тело, которое было действительно мертвым... Полдюжины других, испытавших “глюки” или “уехавших не туда”, пришлось срочно направлять в психиатрические больницы или специальные клиники. Больше всего профессора поразило не то, что такое происходит, но что это происходит здесь, под самым его носом. Он моментально перевелся в другой университет, в Шотландию, где, как ему представлялось, атмосфера будет почище. Когда же спустя совсем немного времени там возникла та же проблема, он стал профессором истории в университете штата Канзас, где за дисциплиной следили вооруженные полицейские, а не ректор колледжа и не деканы.
Перемены в мыслях
Те из психоделического поколения, кто, сумев скрыть употребление наркотиков, избежал исключения, много говорили. Те, кто не принимал наркотики сам, но испытывал тайное уважение к принимавшим, говорили еще больше. Было много разговоров на семинарах, которые я вел, в студенческих общежитиях, иногда даже - и в этом надо признаться - и в комнатах преподавателей, куда теперь, имея диплом, я был допущен. “Психоделическое поколение” превратилось в приманку, на которую клюнуло немало преподавателей, жаждавших “остаться в струе” в этой резкой смене образа мыслей (а в некоторых случаях и надеявшихся, что они еще не слишком стары, чтобы купить билетик в общество вседозводенности). Иногда эти разговоры выливались в более или менее связные дискуссии или дебаты. Однажды в ходе таких дебатов, проходивших в точности как в палате общин парламента, высказанные аргументы показались мне столь абсурдными, что, поднявшись, я указал на некоторые из наиболее очевидных нелепостей и выдвинул довод, который назвал “христианской альтернативой”.
По окончании дебатов всем захотелось выйти из зала заседаний одновременно. Протискиваясь в толпе к выходу на улицу через узенькую арку, я почувствовал, что ноги мои оторвались от земли. Несколько метров меня пронесли под руки. А затем, когда толпа несколько поредела, меня швырнули на булыжник. Парнишка, вскочивший мне на спину, прорычал: “Так, значит, вот какие у тебя мысли?”
В хлынувшей вниз по улице толпе пели песню “Это рассвет Века Водолея...”, ставшую популярной благодаря супер-рокопере “Волосы”. И тогда мне пришло в голову, что это новое поколение куда менее терпимо, чем поколение “шестидесятников”. Насколько я помню, тогда, отряхивая с себя грязь, я безуспешно пытался утешиться мыслью о том, что просто стал жертвой нелепицы.
ВЕК ВОДОЛЕЯ
Даже когда я получил в середине 70-х докторскую степень и, покинув университетские коридоры, вышел в реальный мир, мне еще только предстояло услышать то слово, к которому ныне прибегают для описания нового образа мыслей. Я использую выражение “образ мыслей”, поскольку, назвав это явление “системой мышления”, я наделил бы его той связностью и последовательностью, которой у него не было и нет. А термин “религия” слишком бы возвысил его, придав ему видимость внутреннего единства, которого у него нет и в помине. Тем не менее к середине 70-х основные элементы этого образа мыслей проявились достаточно отчетливо, хотя в них, в сущности, вовсе не было ничего нового.
Горячее дыхание Востока
В начале 70-х университетские городки Запада ощутили горячее дыхание Востока. Проникло оно и за пределы университетов. Манящее благоухание восточных религий смешалось с затухающими угольками хиппи-культуры и с гедонизмом поп-культуры, “приготовив” весьма крепкий коктейль.
Иногда мне приходилось даже щипать себя, когда я в ходе спора вдруг обнаруживал, что вокруг меня собрались последователи дзен-буддизма. Какое-то время мне казалось, что невозможно и шагу ступить, не наткнувшись на буддиста.
Но расцветал и индуизм. С моей точки зрения, этим мы обязаны “Битлз”, чьи восточные увлечения 60-х вернулись на Запад в 70-е в “интеллигентном” виде. Широкую известность приобрело посещение ими в 1969 г. общины Махариши Махеш Йоги в Индии. Вскоре трансцендентная медитация (сокращенно ТМ) придала “битломании” новый смысл. Миллионы поклонников “Битлз” по обе стороны Атлантики стали называть ТМ “научной йогой”. В мгновение ока на Западе возникло три миллиона ее поклонников. ТМ, по словам Джорджа Харрисона, “оказалось еще более действенным средством достижения блаженства, чем наркотики”.
После распада “знаменитого квартета” Джордж Харрисон и Джон Леннон продолжали поддерживать контакты со своими гуру. В их стихах отражалась эзотерическая “мудрость” Востока. Харрисон принес мантра-йогу на Запад со своей песней “Мой
дорогой Господь”, в которой хвала индуистскому богу Харе Кришне соединялась с христианским восхвалением “Аллилуйя!” В своем интервью воскресной программе Би-Би-Си Харрисон пояснил, что стремился показать, что христианство и индуизм, по сути своей, - одно и то же, тем самым сделав индуизм более приемлемым на Западе.
Но одновременно с мантра-йогой пришли сидхи-йога и тантра-йога вместе с левитацией и различными оккультными феноменами. Вскоре станции лондонского метро были сплошь обвешаны огромньши плакатами, на которых были изображены, мягко говоря, не совсем фотогеничные гуру. Над изображениями были напечатаны зашифрованные надписи, смысл которых заключался в том, что пришла пора выбросить христианство на свалку истории. Гуру огромным потоком хлынули на Запад в поисках славы и богатства. В Америке я видел плакат, вывешенный накануне приезда гуру Махараджи Джи. Он называл себя “божественным светом” и был невероятно богат. “Он грядет в облаках, - гласил плакат, - и с великой силой и славой. Его серебряный конь спустится вниз...” Далее шел более прозаический текст: “...в 16.00 в международном аэропорту Лос-Анджелеса, рейсом TWA 761”. Когда самолет приземлился, таможенники обнаружили среди вещей гуру чемодан, полный бриллиантов и других драгоценных камней, а также иностранной валюты на 65000 долларов.
Отныне начались осознанные поиски названия для этого нового движения. Мерилин Фергюсон писала о нем как о “Движении, у которого нет имени”. Она говорила: “Оно, кажется, говорит о чем-то очень древнем. И, может быть, в соединении магии, науки, искусства и технологии оно преуспеет там, где потерпела неудачу вся королевская конница и вся королевская рать”.
К середине десятилетия всем стало очевидно, что Век Водолея есть нечто большее, чем дзен-буддизм с западным лицом.
“Новый век” и восточная религия
Для того, чтобы уяснить для себя образ мыслей моих коллег и понять наконец то, что так завлекло их, я откопал в библиотеке Сената несколько серьезных, заслуживающих
внимания трудов, чтобы обстоятельно разобраться в том, о чем они толкуют.
В кратком виде это можно сформулировать так.
Индуизм.
Индуизм зародился в районе долины Инда примерно в 1500 г. до Р. Хр. Почитавшиеся священными ведические писания возвышали человеческий опыт, делая упор на поиски “внутреннего знания” и на “карму” (в течение жизни душа накапливала сделанное ею добро и зло, и они и определяли, в каком виде произойдет ее воплощение в следующей жизни). Весьма существенной частью, поисками “внутреннего знания”, или “просвещения”, былайогомедитация. Цель индуизма - растворение в “абсолюте”. Но на пути к абсолюту предстоит пройти множество перевоплощений (что особенно важно для представителей низших каст). Индуизм постигал духовную истину через миф. Наиболее известный миф - “Бхагават Гита”, история Кришны, воплощения Вишну. Многие индусы ожидают наступления золотого века, который придет через мировое потрясение, которым будет сопровождаться последнее перевоплощение Вишну.
Буддизм.
Буддизм появился на свет около 500 г. до Р. Хр. Его основателем был индийский князь Сидхарта Гаутама (позднее получивший имя “Будда”). Как и индуизм, буддизм концентрирует внимание на поисках истины через внутреннее просвещение. Своему быстрому распространению буддизм обязан способности приспосабливаться к любому религиозному и культурному окружению. Эта приспособляемость и является, вероятно, основной причиной наиболее сильного влияния буддизма на движение, условно названное “новым образом мыслей”. Гибкость и широта его концепций облегчали задачу его западным апологетам адаптироваться в религиозно-культурной обстановке Запада.
Для буддиста суть просвещения заключалась в отказе от эгоистичных желаний через восемь ступеней развития: праведной веры, целей, речей, поведения, занятия, усилия, мышления и созерцания. В буддизме нет богов. Предполагается, что наивысшей цели, нирваны, можно достигнуть без божественного
содействия. Нирвана достигается в результате повторных перевоплощений, каждое из которых является вознаграждением за предыдущее. Суть нирваны - в освобождении от себя и от страдания. Одна из буддистских концепций отводит некоторым последователям этого учения роль просветителей для других, как, например, Будде.
Дзен-буддизм оказался наиболее привлекательным для Запада, поскольку в нем основной акцент делается на спасение собственными силами, на достижение совершенства в этой жизни сугубо личными усилиями.
“Новый век”: утверждение движения
В связи с вышеизложенным представляется удивительным, почему в таких странах, как США, Великобритания и Германия, где сильны христианские традиции, восточные религии оказались столь привлекательными. Бесспорен тот факт, что интеллектуальные лидеры нового движения редко упоминали индуизм или буддизм, если вообще это делали. Они прибегали к эклектическому методу. Выбрав из восточных религий те концепции и методы, которые казались им привлекательными, они отбрасывали остальное без всяких объяснений. Необходимо также учесть, что если силы широко разрекламированной сексуальной революции и левые тенденции в движении шестидесятников олицетворяли собой осознанный бунт против христианства в предыдущем поколении, то новое движение 70-х стало реакцией против христианского прошлого. Безымянным новым бунтовщикам в их увлечении Востоком было не важно, что этого христианского прошлого, по сути дела, не существовало, что приверженность христианству пока ни разу не подвергалась серьезной проверке.
Ежедневно на Оксфорд-стрит можно увидеть несколько десятков учеников Харе Кришны с выбритыми головами. Если они углублялись слишком далеко в свою мантру, вопросы задавать было бессмысленно и разговаривать невозможно - разум их был пуст. Но если удавалось перехватить их достаточно рано, можно было узнать массу вещей о перевоплощении или, как они предпочитали его называть, о “трансмиграции души”. Нет спасения, говорили мне они, от бесконечного колеса
“самсары” - жизни и смерти. В отличие от христианства, в индуизме нет прощения, поскольку нет греха. Я говорил им: “Но если нет прощения, то нет и надежды...” По их лицам видно было, насколько это верно.
Впервые я услышал название “движение "Новый век"” весной 1971 г. и понял, что переплетение колдовских идей обрело свое имя. Запад приобрел запатентованную смесь индуизма и дзен-буддизма, завуалированную терминологией из области психологии. Проведенные исследования выявили, что еще в 1966 г. на международной конференции индуистов разрабатывались планы некоего рода крестового похода для обращения мира. В качестве первых крестоносцев были избраны гуру. Председатель проходившего в 1979 году всемирного конгресса индуистов заявил: “Наша миссия на Западе увенчалась фантастическим успехом. Индуизм превращается в доминирующую мировую религию, и конец христианства близок”. В конце 70-х гг. были проведены представительные встречи последователей “Нового века”. Первая встреча была организована в Лондоне в 1977 г. Грэмом Вильсоном, который дал ярко выраженное западное истолкование идее перевоплощения: “Перевоплощение представляет собой прогрессивную эволюцию к более высоким видам человечества”. Затем аналогичные конференции прошли в городах Европы и Северной Америки. Наиболее крупной из них был проведенный в Лос-Анджелесе фестиваль “Разум, Тело и Дух”. Каждый из этих фестивалей сопровождался участием гуру, обучением ТМ, распространением различных форм йоги наряду с астрологией, хиромантией, спиритическими чтениями, исцелением и медитацией.
В 80-е годы были проведены многочисленные глубокие исследования движения “Новый век”. Их результаты наилучшим образом отражены в двух документальных видеофильмах под названием “Боги "Нового века"”. К тому времени, когда в 1989 г. Кен Уэйд опубликовал в издательстве “Ревью энд Геральд” свою книгу “Тайны "Нового века"”, христианский читатель стал постигать сложность этого движения, но не исходящую от него угрозу. Священнослужитель из Ланкшира Кевин Логан в серии напечатанных в христианской прессе статей обсуждал эту угрозу. Однако в опубликованной Лотаном книге “"Новый век" вблизи” острота проблемы была снята. Он провел неделю в учебном центре “Нового века” в Финдхорне, в Морей Ферте. В описании своих дискуссий в Финдхорне он, как и Уэйд, акцентировал внимание на личных качествах последователей “Нового века”, на их обаянии, терпимости. Однако должен сказать, что те из нас, кто сохранял трезвость в то время, когда в 70-х гг. движение начало набирать скорость, не были зачарованы этой “доброжелательностью” и “терпимостью”. Рискуя быть слишком циничным, все же выскажу предположение, что т. н. “обаяние” и “терпимость” представляются прекрасным тактическим ходом, чтобы привлечь на свою сторону, по их же собственному признанию, как можно больше приверженцев, с тем чтобы занять место христианства к концу нынешнего века.
Во всех публикациях “Нового века” христианство однозначно трактуется как олицетворение Века Рыбы, а “Новый век” - Века Водолея, который должен наступить в начале следующего столетия. Кроме того, ни один сторонник “Нового века”, за исключением разве что совсем свежих новичков (или тех, кто решается на преднамеренный обман), ни в одной из публикаций “Нового века” не отрицают связи, которая существует (и существовала изначально) между “Новым веком” и оккультизмом.
СВЯЗЬ С ОККУЛЬТИЗМОМ
Как-то раз, негодуя от возмущения, мне позвонила одна женщина, прочитавшая мою книгу “Дьявол прячется”. В этой книге я прослеживал связь между “Новым веком” и оккультизмом. Она вовсе не отрицала наличие такой связи. Ее выводило из себя то, что, с ее точки зрения, я увязал “Новый век” с колдовством и сатанизмом. Если бы она хоть на секунду остановилась, я объяснил бы ей, что такая связь была сделана в цитате, взятой из “Chrictian Weekly”, и, более того, автором цитируемой статьи был Роберт Ранчи, бывший в то время архиепископом Кентерберийским. Хотя я вовсе не возражал против причисления себя к столь возвышенному обществу.
Проклятие
Прежде чем прервать разговор, она прокляла меня во имя того, чье имя я не расслышал и упомянула при этом “духов” и “учителей”.
Спустя десять дней я впервые в своей водительской практике попал в аварию, когда неподалеку от Хартфильдского туннеля на шоссе образовалась пробка и. произошло столкновение огромного числа машин. Было темно, но остальные условия на дороге были идеальны. По крайней мере двух молодых людей пришлось извлекать из их автомашин с помощью специального оборудования. Пожилой мужчина, вдребезги разбивший свою вольво-истейт за моим пежо, был отправлен в больницу с острой болью в грудной клетке. Из восьми-девяти участников аварии двух увезли с места происшествия на носилках, и только двое были отправлены не в больницу, а домой. По милости всемогущего Бога, одним из них был я, вторым же был водитель машины, за которой я ехал. Обследовавший меня врач удивился, что у меня не было ни следов повреждения грудной клетки от ремня безопасности, ни повреждения шеи от удара, ни явных следов шока. Тогда и после этого мне все время приходили на ум два текста из Писания. Первый из них из Чис. 23:23, в котором Бог обещает защиту от “волшебства” и “ворожбы” для своего народа. Второй - Пс. 33:8, 9: “Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их... Блажен человек, который уповает на Него!”
Суть “Нового века”
А что же звонившая мне дама? Ее проклятия показали мне существование той связи, о которой говорил архиепископ и, позднее, религиозный журналист Тони Хигтон, - связи между “Новым веком” и наиболее мрачными формами оккультизма, той связи, которую она пыталась отрицать.
“Последователи "Нового века" зачастую действительно очень милые люди. Они ратуют за заботу о человеке, за охрану природы. Термин "Новый век" ассоциируется с горными ландшафтами, панорамой лесов, закатов, планетой Земля и другими привлекательными образами. Не следует недооценивать этого момента. Связь данного движения с оккультизмом вначале хорошо маскируется чисто внешними завораживающими приемами. Но оно на самом деле тесно связано со спиритизмом, колдовством и находится лишь в одном шаге от сатанизма”1.
У “Нового века” множество лиц и множество фаз развития. Среди них целый ряд движений, связанных с экологией и различными формами альтернативной медицины, а также более откровенный сплав восточной религии (приспособленной к западным вкусам) и спиритизма. Некоторые люди, считающие себя приверженцами “Нового века” и входящие в движение “зеленых” или занимающиеся акупунктурой, склонны отрицать наличие какой бы то ни было связи между “Новым веком” и оккультизмом. Но их участие в деятельности “Нового века” находится на ранних фазах. “Контактерство” и другие образцы оккультной практики придут позже.
“Новый век” обычно включает две фазы. Первая - квазигуманистическая. Вторая - оккультная. Многие гуманистические фасады “Нового века” выглядят достаточно невинно. Но звонившая мне женщина уже прошла путь от гуманизма к открытой форме оккультизма. Ее выдали ее собственные проклятия! (Хотя сверхъестественная сила, вызванная ее проклятиями, не смогла преодолеть бесконечной любви и всемогущества Божия.)
Процесс перехода от гуманизма к оккультизму был хорошо продемонстрирован Джоном Алдертоном и Паулиной Коллинс в телевизионной драме “Вечнозеленый”. История, которая
началась с увлечения чистой деревенской жизнью, с “зеленых” забот и человеческой мудрости, далее развилась в увлечение “шиатсу”, а затем перешла к общению с привидениями, контактерству и даже к “духоописанию”. Возможно, мостом между этими двумя фазами послужило увлечение “шиатсу”, которое многие богатые и знаменитые люди рассматривают как одну из форм “альтернативной медицины”.
Йога
На Западе йогой вначале занималось только небольшое число оккультистов. В настоящее время ее практикуют тринадцать миллионов американцев и еще больше людей в Европе. “Новый век” превратил идею перевоплощения в привлекательное на Западе верование, обладающее позитивным имиджем. На Востоке эта идея, несомненно, является наказанием. В индуистской религии единственный путь спастись от бесчисленных циклов жизни и умирания лежит через йогу. На Западе же йога выглядит совсем иначе.
Мантра-йога включает в себя упражнения по дьканию и медитации, направленные на “растворение разума”. “Мантра” - это бесконечное повторение имени одного из индуистских богов до тех пор, пока разум не очистится от всяких мыслей. Вариации этой практики использовались в конце холодной войны в качестве приема промывания мозгов в странах тоталитарного режима.
Раджа-йога названа “высочайшей формой индуизма”. “Радж” означает “царский”. Эта интенсивная форма медитации также преследует цель - очистить разум, а также и более высокую цель - “соединиться с Высшим существом”. Раджа-йога - одно из средств впасть в одержимость духами.
Тантра-йога в настоящее время распространяется по западным странам подобно лесному пожару. Как и все виды йоги, она нацелена на одержимость индуистскими духами, чтобы прервать цепь перевоплощений. Тантра, однако, практикуется более “продвинутыми” учениками и вызывает оккультные силы в полной их мощи. Она может привести к ужасным результатам - от дегенеративного поведения до сатанинских обрядов и убийства.
Все виды йоги блокируют силы разума, опустошают мозг и позволяют духам овладеть им. Несколько лет тому назад на
про-ходившей во Франкфурте книжной ярмарке я имел возможность взять интервью у Иоханны Михаелсен, автора книги “Красивая сторона зла” и бывшего преподавателя йоги. Йоханна, ныне христианка, сказала: “Цель медитации во всех формах йоги заключается в том, чтобы сделать разум пустым. Это очень опасно. Это все равно, что настежь распахнуть дверь в комнату. Все, что проходит через нее, находится вне вашего контроля”.
Величайший обман состоит в том, что в наши дни йога подается исключительно как психотренинг и не более того. Ничего не говорится об индуизме или о значении слов, повторяемых в мантрах. Для большинства из тех, кто приходит в это движение, йога является переходной фазой между гуманистической и оккультной стадиями “Нового века”.
Оккультный “хэппенинг”
Мое первое знакомство с оккультной фазой “Нового века” произошло примерно в то же время, когда Запад был поражен рок-оперой “Волосы”. В университете Баттери я участвовал в вечерней дискуссии в разношерстной компании дзен-буддистов, поклонников ТМ и старшекурсников богословского отделения. Тогда среди университетского богословского братства было модно давать Богу определение, впервые сформулированное Джоном Робинсоном, впоследствии епископом Вулвичским, в книге “Честен перед Богом”: “основа нашего бытия”, “находящийся в глубине сознания каждого человека”, т. е. то, что сейчас в значительной своей части используется в жаргоне “Нового века” . Когда я уходил спать, спор был еще в полном разгаре. Спустя какое-то время меня разбудила толпа старшекурсников, направлявшаяся в комнату рядом с моей. Некоторое время было тихо, а потом за стеной послышался мелодичный речитатив. Он состоял в бесконечном повторении слова “Ом”. Я знал, что мои соседи повторяют мантру в стремлении очистить разум и достигнуть того, что, как они говорили мне, называется “космическим сознанием” (единением со Вселенной и “богом”; но это не был Бог в библейском иудейско-христианском понимании). “Ом” - слово, обозначающее бога Брахму.
Я проснулся в два часа ночи от дикого шума под дверью. Создавалось впечатление, будто в комнате летала массивная
казенная мебель. Слышались истерические вопли. Сердце мое билось так, что готово было выскочить из груди. Накинув халат, я открыл дверь, и в это время с грохотом орудийного выстрела упала соседняя дверь, разбудив все общежитие. Студенты-участники вечерней дискуссии, смертельно бледные, один за другим выскакивали из комнаты, толкая друг друга, чтобы как можно быстрее покинуть это место. Последним - с дикими воплями - выскочил аспирант, хозяин комнаты. Он никогда больше в нее не вернулся.
Лишь на следующий день во время обеда в одном небольшом ресторане я смог увидеть всех виновников этих ночных беспорядков. Человек шесть из них сидели за столиком; думаю, они выглядели тогда не лучше, чем больные на последней стадии рака. Прошло больше десяти часов после того, что с ними случилось, но двоих из них все еще продолжало трясти. Нервно затягиваясь сигаретами, не притрагиваясь к еде, они нехотя отвечали на мои вопросы.
Финдхорн. Трансцендентная Медитация и “коченнеллинг”
То, что произошло в соседней комнате, было больше, чем трансцендентная медитация, или ТМ. Во время длинных летних каникул один из членов группы присоединился к Финдхорнской общине в Морей Ферте, в Шотландии. Там он узнал, что ТМ - это лишь предварительное упражнение для “контактера”. В эволюционной схеме всего сущего одни люди могут достичь более высокого уровня, чем другие. Эта элита “просвещенных” обладает определенным преимуществом перед остальными, включая способности экстрасенсов. Живые “просвещенные” могли выступать в качестве медиумов для “освященных” (учителей или христов), которые “ушли на другую сторону”.
Накануне вечером студенты попытались применить на практике опыт контактерства, с которым познакомились в Финдхорне. Используя мантру, они хотели полностью очистить свой разум, сделав его своего рода “вакантным местом”. Им сказали, что после этого у кого-то из них, а может быть, и у всех появится одержимость духом и возможность стать каналом для передачи мудрости какого-то умершего “учителя”. Любопытно отметить,
что “умершим учителем”, которого они стремились вызвать, был ни много ни мало, как апостол Павел, автор большей части Нового Завета. .
Забыв о своем обеде, они рассказывали мне, что даже не предполагали, что их может ожидать. Будет ли это говорящий через них чужой голос? Или это будет эктоплазма (которая обычно проявляется как некая, подобная туману, субстанция, изливающаяся из отверстий тела медиума и, предположительно, обозначающая присутствие бестелесного духа), как в обычном спиритическом сеансе?
Давящая атмосфера
Тем временем, после длительного повторения мантры, каждый из членов группы начал испытывать беспокойство, глубокую депрессию и ощущение, будто “что-то давит на тебя”. Некоторые из них позднее говорили, будто в комнате присутствовало Абсолютное Зло. Среди тех, кто это почувствовал, был и тот аспирант - хозяин комнаты. Но кульминационный момент сеанса наступил, когда несколько участников одновременно ощутили удары по голове, а мебель вдруг стала двигаться (без всякого вмешательства человека). Сеанс завершился, когда в комнате появилось “нечто” (что не поддается описанию), а дверь, сорвавшись с петель, вдруг упала сама по себе. “Остальное вы знаете”, - закончили студенты свой рассказ.
Нужно ли говорить о том, что явление апостола Павла не состоялось!
Этот сеанс никак нельзя назвать типичным сеансом контакта. Однако, без всякого сомнения, налицо было проявление оккультных сил. Некоторых из свидетелей этого происшествия я больше никогда не встречал. Другие же, в том числе и те шестеро, с которыми я беседовал, с того дня держались как можно дальше от “Нового века” и оккультизма. Однако двое из участников того сеанса справились со своими нервами. Их стали как бы в шутку называть “гуру”, причем в этой шутке была большая доля правды. Конечно же, у них не было недостатка в слушателях. Вполне очевидно, что им импонировало то ощущение силы, которое появилось через соприкосновение со сверхъестественным.
ВЕК АБСУРДА
В конце 70-х под знаменем “Нового века” говорилось и писалось множество всяческого вздора. И не только среди образованных, интеллигентных людей. “Новый век” распространялся с быстротой молнии, и его речения зазвучали и в кабинетах людей, пользующихся солидной репутацией, и в модных кафе, где за чашкой кофе собирались “молодые лидеры”, и в телевизионных беседах, и в среде преуспевающих бизнесменов. Трудно было обсуждать какую-то проблему без того, чтобы кто-нибудь обязательно вступал в разговор с замечаниями вроде:
“Есть Сила, которая объясняет смысл всего этого” или: “Обратитесь к самым глубинам своего внутреннего "я" и вы узнаете, что понятия "правильно" и "хорошо" бессмысленны...”
Меня всегда поражало, когда весь мир больше увлекался изучением капель моросящего дождя, прекрасно зная при этом, что ответы на все вопросы лежат в сфере ирригации. Мы вступали в век абсурда, в котором незаурядные люди с умным видом провозглашали абсолютную бессмыслицу.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!