Диалектика форм чувственного и рационального познания.



В современной философии процесс познания предстает как сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия чувственного и рационального. Чувственная форма - это ощущение, восприятие, представление. Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предметов. Ощущения, как отмечал Л.Фейербах, это субъективный образ объективного мира. Ощущение включает субъективный и объективный образ мира(познавательная деятельность). . Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека,, физиологии его высшей нервной деятельности, и даже от его жизненного опыта. Образ - это то, как объект познания является субъектом познания. Восприятие -это результат систематической комбинаторной деятельности нашего сознания, это происходит на определенной базе наших знаний, при опр. навыков ценностной деятельности, опытов и способности целостной духовной деятельности субъективного сознания. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект. Представление - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти. Объект уже получил не только категориальную определенность, но и значение. Представление свойств приобретает значение, систематизируется, комбинируется. Представление всегда значимо для субъекта. Органы чувств - это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Они дают тот минимум первичной информации, который необходим и достаточен для познания того или иного объекта. Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Чувственное познание - это непосредственное знание. Но чувственное отражение и ограниченно - оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности. Практика требует перехода от чувственного отражения к абстрактному мышлению или рациональному познанию. Мышление - это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей. Формы рационального - понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Суждение - это образ, связи об отношении образов, выраженных в понятиях. Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Формы чувственного и рационального внутренне противоречивы, т.е. формы чувств включают в себя формы рационального в снятом виде, а формы рационального - формы чувств тоже в снятом виде. Вместе с тем автономность двух сторон познания лишь относительна: чувствуя, ощущая, мы уже теоретизируем. размышляем, и, мысля, не отрываемся начисто от чувственных образов, опираемся на них. Следовательно, эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без угон работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, са'мо по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения. Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания - реальный путь к постижению истины. Лекторский В.А. «Субъект, объект познания»Арефьева Г.С. «Общество. Познание. Практика»

 

 

27. Проблема истины в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.

Непосредственная цель познания - постижение истины, т. е. действительного знания о мире и человеке.

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и всей целостной картины мира в динамике ее развития. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть будущее. Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс познания - нелегкий путь. По словам Д. И. Писарева, для того чтобы один человек открыл плодотворную истину, надо, чтобы сто человек испепелили свою жизнь в неудачных поисках и печальных ошибках.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - это содержание сознания, несоответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем. Гёте: «Кто ищет, вынужден блуждать». В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ложность которых выявляется ходом дальнейшего развития науки. Итак, заблуждения имеют и гносеологические, и социальные основания. Но их следует отличать от ЛЖИ как нравственно-психологического феномена.

ЛОЖЬ - это искажение действительного состояния дел. имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. Но познание не сплошное блуждание в потемках вымыслов. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету. Сказанное верно в основном по отношению к естественно- научному и социальному познанию.

КРИТЕРИИ ИСТИНЫ. Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для отличения истины от заблуждения и ошибок? Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Пример- «квадрат имеет 4 стороны». Такое понимание критерия истинности опирается на веру в силу логики своего мышления, достоверность восприятия им реальности. Однако этот критерий не гарантирует надежности. Со временем оказалось, что ясность и отчетливость- субъективные состояния сознания, они явно нуждаются в опоре на нечто более «прочное». Это уверенность в достоверности мыслимого. Но и уверенность в истинности мысли способна ввести в заблуждение. Выдвигался такой критерий истины, как общезначимость. Истинно то, что соответствует мнению большинства. Принцип прагматизма , определяющий значение истины ее практической полезностью. Критерий истины заключается в практике: «Вопрос о том. обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,- вовсе не вопрос теории, а вопрос практический. В практике человек должен доказать истинность, т. е. действительность и мощносторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть вопрос оторванный от жизни»(Маркс, Энгельс, сочинения, т. 42).Но и практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было знание...

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - ограниченно верное знание о чем-либо; форма выражения объективной истины, зависящая от конкретных исторических условий, характеризующая ее степень точности, строгости, полноты, которая достигнута на данном уровне познания. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо предмете или явлении, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. (УЧЕБНИК. СПИРКИН)

 

28. Научное познание, его специфические признаки. Лит-pa: Рузавин Г. И. «Методы научного исследования»

Научное познание представляет исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное- методами получения и проверки новых знаний. Науч. Зн. предполагает наличие некоторых необходимых условий, при которых осуществл. фактическая реализация различных методов и форм научного познания. Важно наличие самой проблемы, фактов, научных описаний и объяснений... Отсутствие какого-либо из этих элементов делает науч. Позн. Либо невозможным, либо бессмысленным(Кочергин А. Н. «Методы и формы научного познания»). Есть особенности, которые отличают научное знание от обыденного, а утверждения науки- от мнений «здравого смысла»:

1. Науч. Зн. Всегда отличается последовательным и систематическим характером;

2. Науч. Зн. представляет собой не совокупность «сведений» о мире, «набор»информации, а определенную систему знаний. Науч. исследов. является целенаправленным познанием, результативность которого выступает в виде системы понятий, законов и теорий.

3. Стремится к достижению объективно истинного знания, опираясь на факты, ане на веру.(Факты- это зарегистрированные нашим сознанием реальные события и явления. (Учебник. Спиркин А. Г.)

4. Наука не ограничивается нахождением новых фактов и результатов, а либо стремиться объяснить их с помощью существующих гипотез, законов и теорий, либо специально вырабатывает для этого новые теор. представления.

5. Создает новые понятия, законы и теории. Именно с их помощью можно не только объяснить уже известные факты, но и предсказывать факты и явления неизвестные, т. е. выражением научного познания является открытие, т. е. обнаружение ранее неизв. существенных свойств, явлений или законов.(Учебник. Спиркин А. Г.)

6. Раскрытие сущности исследуемых явлений (вводятся абстракции иидеализации, обращаются к гипотезам и теориям)

7. Наука отличается наибольшей надежностью и проверяемостью

8. Науч. исследование не ведется вслепую, оно не сводится к непрерывной цепи догадок. Ученые руководствуются определенными приемами, правилами, методами.

9. Результат научного познания обладает проверяемостью, и он фальсифицирован (опровергаем), это объективно истинное знание.( Лекция)

10. Научное познание всегда рационально (Лекция)

ЗАКОН- существенно необходимое, повторяющаяся связь (отношение) сторон, моментов действительности(объективной и субъективной) (Лекция) Метод- основа научного познания, он предусматривает тот предел достоверности, до которого мы обязаны исчислять. (Лекция)

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 446; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!