Общество как способ бытия чел-ка, продукт взаимодействия людей.



В процессе деятельности людей формируется общество. Человеческое общество - высшая степень развития систем, главные элементы которой- люди, формы их со­вместной деят-ти (труд, продукты труда, собственность, государство и т. п.) Это единый социальный механизм, внутренняя организация которого представля­ет собой совокупность определённых характерных для данного строя многообраз­ных связей, в основе кот-ых в конечном счёте лежит человеческий труд. Это цело­стная система жизнедеятельности людей.

Взаимодействуя, люди участвуют в материальном производстве. Оно - необходи­мое условие существования общества и человека. Кроме того, весь устрой жизне­деятельности человека зависит от способа, каким люди в данную эпоху произво­дят материальные блага. Поэтому, степень и характер взаимодействия между людьми влияет на общество. Его структуру, предопределяет их существование. Общество - (от лат. Societas социум , социальность, социальное) в широком смыс­ле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в кот. Выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле: генети­чески и\или структурно определённый тип - род, вид, подвид и т. п. Общения, предстающей как исторически определённая целостность либо как относительно самостоятельный элемент подобной целостности. Лит-ра: новая философская энциклопедия статья Общество.

 

33. Развитие общества как естественноисторический процесс.

Карл Поппер: Историческая закономерность не существует. Историцизм- это представление о существовании исторической необходимости. Развитие общества как естественноисторический процесс. Естественный процесс - это процесс под­чинения объективным законам. Исторический процесс- процесс, когда предпо­сылка снимает сама себя в своём ином, сохраняет себя в нём как необходимое ус­ловие дальнейшего развития.

Развитие общества - это изменение его структуры во времени. Его структура : производственные, экономические, политические, социальные отношения, духов­ная сфера жизни общества.

Основой общественного развития является материальное производство, его харак­тер в значительной степени определяет структуру общества, и его существование обязательно. Общество конфликтно, разнородно (длительное существование идеи о единстве всех людей в обществе).

Развитие общества происходит благодаря его конфликтности, внутренней проти­воречивости - это не обязательно прогресс, может быть и регресс. При существующей организации общественной жизни многие проблемы (эколо­гические, демографические) не могут быть разрешены и могут быть только усу­гублены, для их решения нужен новый порядок, организация общественной жиз­ни. Смена таких порядков и есть общественное развитие.

Общество (от лат. Societas - социум, социальность, социальное)- в широкм смысле: совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в кот. Выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; в узком смысле : генетически и\или структурно определённый тип - род, вид, подвид и т. п. Обще­ния, предстающий как исторически определённая целостность либо как относи­тельно самостоятельный элемент подобной целостности. Лит-ра: новая философская энциклопедия статья Общество.

34 Единство и многообразие мировой истории.

История человечества - это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, история борьбы различных классов и государств, войн и революций, короче - наполненная массой уникальных событий жизнь человеческая. О.Шпенглер и А.Тойнби не признавали существования единой истории человечества, разрывали ее на множество самостоятельных потоков, а в качестве исходных посылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы. О.Шпенглер: каждая культура живет, подчиняясь особым, только ей присущим принципам и ценностям, и проходит периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом представляет собой сосуществование и смену различных культур. А.Тойнби: обнаружил в истории множество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творческим меньшинством и также проходит ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции; в будущем возможно достижение единства человечества, но лишь в сфере духа, на основе религии. Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с тем поиск скрытого за многообразием единства. К этому побуждало, прежде всего, развитие экономических связей, процесс, связанный с построением единого капиталистического рынка. Идеалистическая трактовка единства истории. На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гегеля, Фурье, Спенсера. Гегель: единство истории придавал "мировой дух", который воплощался в духе различных народов; Фурье: идея единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, которая придет на смену существующей; Спенсер: идея единства истории была элементом его общей теории эволюции. Материалистический подход к единству истории. Этот подход включает в себя признание единства мировой истории. Единство истории закладывается в самой реальной жизни, в способе ее материального обеспечения с помощью трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд - вечно условие человеческой жизни. Материальная основа исторического процесса есть одновременно и основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то никаких общих законов, исторических закономерностей быть не может. Формы проявления единства исторического процесса. Установление многообразных связей между странами: экономических, культурных => рост городов, консолидация народностей. С развитием капиталистических отношений все больше стран вовлекаются в механизм кап. экономики. Эк. и культурное развитие тесно связано с развитием науки и техники. В этом взаимосвязанном мире соц. значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются. Таким образом, в ходе истории меняются формы выражения ее внутреннего единства, старые формы накладываются на новые, и то, что история - единый процесс развития человечества, становится еще более очевидным.

Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразие социальной жизни, основной источник которого - неравномерность исторического развития.

 

34.Единство и многообразие мировой истории.

Многообразие истории существует во времени и в пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве - это наличное реальное многообразие социальной жизни , основной источник которого - неравномерность исторического развития.

Освальд Шпенглер и Арнольд Тойнби не признавали существования единой истории
человека, разрывали её на множество самостоятельных, независимых потоков, а в
качестве исходных посылок истории принимали духовные ценности или религиозные
системы.                                                                                                                                       ,

Тойнби обнаружил в истории множество локальных цивилизаций, каждая из которых создается творческим меньшинством и тоже проходит ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции. В будущем возможно достижение единства человечества, но лишь в сфере духа, на основании религии.

Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив пестрое многообразие истории, стимулировала вместе с тем поиск скрытого за многообразием единства. К этому побуждало прежде всего развитие экономических отношений, процесс, связанный с построением единого капиталистического рынка.

Идеалистическая трактовка единства:

На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гегеля, Фурье.

Фурье: идея единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, которая придет на смену существующей. Особое место в освещении исторического процесса в демократической философии принадлежит Гегелю. Он понимает историю, как единый и закономерный процесс, в котом каждая эпоха, будучи уникальной, являет собой вместе с тем необходимую ступень в общественном развитии человечества. Как общий единый критерий этого поступательного развития, Гегель рассматривает свободу и подчеркивает , что развитие общества носит поступательный характер в силу того,что в нем обнаруживается прогресс в сознании свободы. Но осознание свободы - это еще не действительная свобода, и поэтому прогресс, основанный только на сознании свободы, -это еще не действительный прогресс.

Найденный и разработанный марксизмом критерий общественного прогресса - способ производства, который является единственным ядром, для возможности представить всемирную историю, как единый процесс существования и смены различных общественно-экономических формаций. Более того, удалось показать, что различные формации сменяют друг друга не хаотично, не как в калейдоскопе, а по принципу, согласно которому новое общество качественно превосходит другое по фундаментальным экономическим, социальным, политическим и культурным показателям.

Материалистический подход к единству истории:

Он включает в себя признание единства мировой истории, заложенного в самой реальной жизни, в способе материального обеспечения с помощью трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд - вечное условие человеческой жизни. Материальная основа исторического процесса есть и одновременно основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самостоятельные и внутренне замкнутые образования, то никаких общих закономерностей быть не может.

Проявление единства: Установление экономических, культурных связей между станами, вследствие этого рост городов, консолидация народностей. Экономическое и культурное развитие тесно с развитием науки и техники. В этом взаимосвязанном мире социально значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов пересекаются.

35. Понятие общественных отношений. Материальные и идеологические отношения.

Общественные отношения - исторически сложившиеся формы связи и взаимоот­ношения людей.

Общ-ые отнош-я: матер-ые экономические отнош-я складываются вне зависимо­сти и воли людей.

Межличностные отнош-я прежде всего характерны для опыта. Общественные от­нош-я неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве от последней, а составляют её общественную форму. Каждый человек взаимодейст-вунт с различными коллективами, с обществом, государством, членами своей се­мьи. И вся эта деят-ть людей, очень разных по характеру, одарённости, личным склонностям, протекает в рамках характерного для данного социума обществен­ных отнош-й: моральных, правовых,политических и т.д.

Деят-ть и общ-ые отнош-я формируют чел-ка как существо общ-ое, соц-ое.. Таким образом, общые отнош-я связыают индивида с социальной группой, обществом. И, тем самым, они являются средством включения индивида в общ-ную практику, социальность. В формах общ-ых отнош-й осуществляется вся деят - ть больших общ-ых групп: экономическая, политическая, правовая, моральная. Сложившиеся в обществе отнош-я превращаются в своеобразные алгоритмы деят-ти социальных групп. Это не означает, что общ-ые отнош-я даны свыше, они порождены деят-тью реальных людей и существуют лишь как формы этой деят-ти. Но, возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качест­венную определённость. Поэтому изменение, преобразование общества связано с ликвидацией сложившегося типа общ-ных отнош-й и заменой его новым. Материальные и идеологические отнош-я - это два вида отнощ-й, вплерённых в практическую деят-ть двух различных видов, существенно отличаются по их гене­зису и взаимодействию с общ-ым сознанием. Те из них, кот. Складываются, не проходя предварительно через общ-ое сознание, наз-ся матер-ыми .Таковыми яв­ляются производственные отнош-я.

Идеологические отнош-я, формируясь на основе матер-ых, зависят от общ-ого сознания. Идеологические отнош-я складываются под влиянием общ-ого сознания и на ряду с последним оказываются вторичными и зависимыми от отнош-й пер­вичных, определяющих,- производственных. Идеологич. Отнош-я обладают при­знаком объективности: как форма практической деят-ти людей, но и существуют вне сознания, хотя и складываются в зависимости от него.

36. Понятие общественно-экономической формации, его значение для научного анализа исторической реальности.

«Маркс положил конец воззрению на общество как на механический агрегат индивидов, возникающий и изменяющийся случайно», и впервые выдвинул категорию общественно-экономической формации, установив, что развитие таких формаций есть естественно -исторический процесс.

Общественно-экономическая формация - это исторически конкретное общество на данном этапе его развития.Общественно-экономическая формация - это общество, об­ладающее своеобразным отличительным «характером». Вместе с тем общественно-экономическая формация - это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии.

Маркс разбил всю историю на 5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Правда у Маркса есть еще и другое деле­ние истории: первичная формация (первобытное общество), вторичная формация (рабст­во, феодализм, капитализм) и третичная формация (коммунизм). Причем, согласно Мар­ксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с пре­дыдущей.

Общественно-экономическая формация включает в себя все явления, которые имеются в обществе (материальные, духовные, политические, и т.д.). Т.е. общественно-экономическая формация - это определенный тип социальной системы, взятый в единст­ве всех ее сторон - способа производства, состояний науки, искусства, богатства духов­ной сферы и всего образа жизни людей. Стержнем формации является способ производ­ства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отно­шений.

Категория общественно-экономическая формация - это категория философии, исто­рии, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной действительности. Формация имеет дело с общей логикой развития человеческого общества, абстрагируясь от частных явлений и случайностей. Она адекватно отражает реальную действительность, но адек­ватность следует понимать как отражение сущности, а не явления.

Категория общественно-экономической формации дает объективный критерий для от­граничения одной ступени общественного развития от другой, для вычленения конкрет­но-исторических типов и форм способов производства, а также жизни общества в целом. Она позволяет дать периодизацию истории человечества в рамках объективной тенден­ции его прогрессивного исторического развития. Таким образом она призвана показать динамику человеческой истории, представить исторический процесс во времени.

Категория общественно-экономической формации позволяет выделить два аспекта в изучении истории общества: типологический и исторический. Рассматривая жизнь обще­ства на данном этапе исторического развития как нечто относительно устойчивое, как развивающееся в рамках именно данной формации, мы подходим к его изучению типо­логически. Именно типологический анализ позволяет рассматривать уровень формаци-онного развитого или иного общества. Рассматривая сами переходы от одной общест­венно-экономической формации к другой, мы подходим к изучению исторически. В этом случае процесс развития общества, представленный сменой общественно-экономических формаций, выступает как развернутый во времени. Это дает возможность рассматривать историю как единый процесс, рассматривая не только по отдельным стра­нам и регионам, но и во всемирном масштабе.

Типологический и исторический подходы отнюдь не исключают, а, наоборот, предпола­гают друг друга, выступая в единстве.

Литература: Философия. Курс лекций: учебное пособие под ред. В.Л. Калашникова Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия (ч.2) Учеб. Пособие. Новая философская энциклопедия, Т4.

 

37. Структура общественно-экономической формации. Формация и реальное общество.

Основу каждой общественно-экономической формации образует способ производства, представляющий собой единство категорий «базиса» и «надстройки», которые призваны объяснить, каким образом производственные отношения определяют иные стороны со­циальной жизни - политические, правовые и др.; и как эти стороны воздействуют, в свою очередь, на экономическое развитие общества. Иными словами, в социально-философской теории категории базиса и надстройки выделяются с целью конкретизации материалистического понимания структуры общества, установления причинно-следственных связей в общественной жизни. Уточняя значение этих категорий. В. И. Ле­нин пояснял, что «основная идея материалистического понимания истории состояла в том. что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Послед­ние представляют собой лишь надстройку на первыми...» (В.И.Ленин «Поли. собр. соч.» Т1).

Базис - это совокупность производственных (материальных) отношений, составляю­щих экономическую структуру общества, определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей. Материальные отношения не зависят от сознания людей.

Надстройка - совокупность идей и идеологических отношенчй, а также закрепляю­щих их учреждений и организаций (государство, полит, партии, общественные организа­ции), свойственных данному обществу. Идеологические отношения складываются на ос­нове определенных взглядов, идей, в которых обществ, бытие отражается, вне сознания не существуют.

Категории базиса и надстройки применяются с целью обоснования прежде всего того положения исторического материализма, что главным фактором в жизни общества явля­ется общественная практика, а в ее структуре главной формой - материально-производственная деятельность людей и складывающиеся в этом процессе экономиче­ские отношения между ними. Формация и реальное общество.

Исторические явления индивидуальны и неповторимы. Каждое общество имеет свой особый «колорит». Оно создает особую духовную атмосферу, в которой живет и дышит, особый климат, в котором вырастают и развиваются материальные и идеологические от­ношения определенного типа. Нет ни одного общества, которое бы в точности, во всех деталях повторяло другое. В силу такого разнообразия каждый из них содержит в себе множество вариантов путей развития.

Однако категория общественно-экономическая формация позволяет среди всего кон­кретно-исторического многообразия реконструировать исторический процесс в логике его развития, отвлекаясь от его своеобразных деталей. Эта категория выступает своего рода моделью исторического процесса. Как теоретическое понятие, она не совпадает с реальными отрезками истории, не позволяет представить отдельные исторические пе­риоды господства того или иного способа производства. В истории не существует обще­ственно-экономических формаций в «чистом виде». Каждое общество включает и эле­менты прошлых формаций, и будущих. «Чистых явлений ни в природе, ни в обществе нет и быть не может», - учит диалектика Маркса.

 

 

38. Содержание и методологическое значение категорий: общественное бытие и общественное сознание.

Общество представляет собой единство двух сторон - материальной и духовной, вы­раженных в понятиях общественного бытия и общественного сознания. Материалистиче­ское понимание истории исходит из признания первичности общественного бытия и вто-ричности общественного сознания. Хотя в обществе действуют люди, наделенные созна­нием, общественное бытие не менее объективно, чем природные процессы. Объектив­ность общественного бытия означает, что оно существует независимо от общественного сознания, по своим объективным законам и порождает, определяет общественное созна­ние, отражается им.

Общественное бытие - это совокупное бытие индивидов, реальный процесс их жиз­ни. Человеческие индивиды, являясь материальными социальными существами, высту­пают в качестве собственно социальной субстанции общественного бытия. В обществен­ном бытии как совокупном бытии индивидов есть всеобщее, родовое, свойственное про­цессу жизни всей массы индивидов и собственно индивидуальное, свойственное бытию индивидов. По мере развития общества бытие все больше наполняется, обогащается соб­ственно индивидуальным. Общественное бытие включает в себя природное бытие обще­ства как основу, на которой существует собственно социальное (надприродное) бытие людей. При этом природное в нем существует в подчиненном вите и имеет произведен­ный характер. Природное (биологическое), с одной стороны есть предпосылка социаль­ного, с другой — его следствие, ибо природная основа благодаря деятельности людей подвергается видоизменениям в ходе истории.

Общественное сознание в широком смысле представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, заблуждений общества, т.е. сознание общества. В узком смысле общественное сознание — это отражение общественного бытия, его осознание. Оно ото­бражает, прежде всего, общество и человека. Вместе с тем в нем отражаются и наиболее общие стороны мира, т.к. их сознание зависит от общественного бытия. Общественное сознание выражает степень осознания человеком окружающего мира, сво­ей собственной сущности и смысла существования. Поэтому история развития общест­венного сознания есть история последовательного проникновения человека в сущность и смысл своего существования.

Поскольку общество представляет собой сложный коллектив индивидов, обществен­ное сознание имеет исходным уровнем сознание индивидов. Иначе говоря, оно выступа­ет как совокупное сознание индивидов. В общественном сознании как совокупном соз­нании индивидов есть всеобщее, родовое, свойственное духовному процессу жизни всей их массы, и собственно индивидуальное, присущее сознанию отдельных индивидов. В каждую историческую эпоху общественное сознание представляет собой единство родо­вого и индивидуального. Усложнение родового в его единстве с индивидуальным обра­зует главный магистральный путь развития общества как коллектива индивидов, ибо ро­довое, общественное развивается через развитие индивидуального.

Вывод: Хотя становление общественного бытия и общественного сознания происходит одновременно, главные источники возникновения и развития сознания заключены не в нем самом, а в общественном бытии, в исторической практике людей. Пока совокупный общественный продукт не превышал уровня потребления, элементы духовного творчест­ва были «вплетены в материальное производство, духовного производства как такового не было. Лишь тогда, когда труд достиг известной сложности и избыточности, духовное производство обособляется в отдельную отрасль. Поэтому наиболее общие законы раз­вития общественного сознания выражают его вторичность, производность от обществен­ного бытия, т.е. являются следствиями закона определяющей роли бытия в жизни обще­ства. Литература: Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия (ч.2) Учеб. Пособие.

 

39. Понятие общественное производство. Способ производства. Материальное и духовное производство.

Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к существо­ванию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым минимумом, лю­ди должны трудиться. Человек не может довольствоваться тем, что дает ему природа в готовом виде. Соединяя свой труд с тем, что дано ему природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального производства.

Материальное производство - процесс трудовой деятельности людей, которые с помо­щью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей. Процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер. Совме­стный труд индивидов есть'первое обоснование общественного характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего образа жизни.

Материальное производство - это основополагающий элемент в структуре общественно­го производства, ибо именно в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей, как фундаментальное условие самой способности людей творить историю. Помимо ма­териального производства в структуру общественного производства (или производства общественной жизни) входит также духовное производство. Духовное производство воз­можно лишь на почве материального производства.

Духовное производство - производство индивидуального и общественного сознания, производство идей, знаний и теорий, худ. образов и других духовных ценностей. Духов­ное производство так же, как и материальное, специализировано, т.е. все его виды тре­буют специальной подготовки и осуществляются группами профессионалов. Но в отли­чие от материального производства, продукты которого предназначаются для немедлен­ного потребления, в производстве дух. ценностей осуществляется не только внешняя по­требность и необходимость ее удовлетворения, но и внутренняя потребность мыслителя, художника. К тому же потребление материального блага означает прекращение сущест­вования ценности, духовные же ценности могут использоваться многократно и многими людьми, дух. ценности могут совершенствоваться, а также стимулировать производство новых. Материальное производство, его характер обуславливают содержание и форму духовного производства. Однако последнее оказывает обратное воздействие на пред­метно-практическую деятельность людей.

Способ производства - исторически сложившийся способ добывания материальных благ, необходимых для личного и производственного потребления. В марксистской эко­номии СП есть единство развития производительных сил и соответствующих им произ­водственных отношений, характеризующее, прежде всего соединение рабочей силы со средствами производства. Сменяющие друг друга способы производства образуют раз­личные этапы общественного прогресса. Способ производства был выдвинут марксиз­мом в качестве критерия обществ. Прогресса, который дал возможность представить всемирную историю как единый процесс существования и смены различных обществен­но-экономических формаций. С точки зрения марксизма, история в своем прогрессивном развитии по мере смены революционным путем способов производства проходит после­довательно первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации.

Литература: Анисимов С.Ф. «Духовные ценности: производство и потребление». 1988г. Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия (ч.2) Учеб. Пособие.

 

40 Социальная структура общества . Классы, социальные слои и группы.

Социальная структура общества исторически сложившаяся, упорядоченная, относительно устойчивая система связей и отношений между устойчивыми элементами общества как целого.

организация-

Группа - совокупность людей, общие интересы и цели действия , кот.

представляют некую ценность.

Классы - большие группы людей, различающиеся по их месту и исторически определенной системе общественного производства, по их общественной организации труда и способу получения общественного богатства.

Социальные слои - группы людей, различающиеся по характеру их участия в общественном производстве. Классы являются самой соц- ой структурой современного общества. В обществе могут существовать внеклассовые общности людей. Соц-е слои существуют вне или внутри классов и не оказывают влияния на классовую структуру общества.

41. Социально-исторические общности людей.

Социальная структура общества — это совокупность относительно устойчивых социальных общностей людей, определенным образом взаимодействия между собой:

1) Исторические общности людей (род, племя...)

2) Население города и деревни.

3) Работники физического и умственного труда.

4) Классы и различные соц. слои.

5) Различные коллективы людей.

6) Семья.

Первой специфической человеческой формой общности, пришедшей на смену первобытному стаду, является род - кровнородственное объединение людей, основная ячейка общества. Род составляла группа людей, объединенных узами кровного родства, коллективным трудом и совместной защитой кровных интересов, а также общностью языка, нравов, традиций.

Объединение нескольких родов составляло племя - тип этнической общности и социальной организации людей. Его черты: общая территория, взаимопомощь, общность языка, кровнородственные связи.

Вследствие образования союзов племен, сопровождающегося усилением межплеменных связей, военных столкновений, возникновением частной собственности происходило постепенное смешение племен, замена кровнородственных связей территориальными и появление новой формы исторической общности -^народности .J3HH обычно складывались из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку. Народность - это языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. С развитием капиталистических отношений, народности превращались в нации - более устойчивая общность людей. Они возникали как из родственных друг другу племен и народностей, так и из неродственных племен, рас и народностей. Нация - это исторически сложившаяся форма общности людей, обладающих, как правило, общностью территорий и экономической жизни, языка и духовного склада, а в какой-то степени и биологического своеобразия (что сказывается зачастую и во внешности), а так же особенностями темперамента, характера и обычаев.

 

42. Социальная организация общества. Исторические формы социальной

организации общества.

Общество - единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Давно было замечено, что в обществе существуют различные по своему положению, интересам социальные классы. При попытке понять их происхождение высказывались разные взгляды. Одни усматривали их источник либо в духовных качествах, психологических особенностях, либо в религиозных особенностях; другие - в уровня благосостояния. По Гегелю, классы покоятся преимущественно на неравенстве богатства, доходов, образования, а главное - на характере труда: это крестьяне, трудящиеся на фабриках, ученые, духовные лица.

Социальная структура - исторически сложившаяся, упорядоченная, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями людей (род, племя, народность, нация), классами, социальными группами.

Ключевое значение для понимания социальной структуры общества имеют понятия способа производства, экономической сферы разделения труда. Рождаясь на свет, проходя последовательно усложняющиеся ступени обучения и воспитания, члены общества не однородны по своим интеллектуальным, моральным данным, по интересам. И каждый юный организм попадает в определенную социальную группу.

В самом разумном обществе равенство может быть только перед законом., а в остальном неравенство: люди не равны по рождению, ум и характеру. Одни более пригодны к одному виду деятельности, другие - к другому. Обществу нужны все виды деятельности на пользу как общества, так и самих тружеников. Для каждого представителя того или иного класса, той или иной социальной группы существует возможность социальной миграции.

Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц.группы, которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Ярким примером сословной организации является феодальное общество с характерным для него различием людей по экономическому и правовому положению. Так, крупный землевладелец как собственник средств производства - представитель класса, а дворянин - представитель сословия. Сословия характеризовались замкнутостью и строились по принципу строгой иерархичности, закрепленной в правовых нормах. Соц.структура современного общества также помимо основных классов включает и определенные соц.группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими соц.группами общества всегда относительны и подвижны.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 770; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!