Необходимость и случайность. Вероятность. Проблемы свободы.



НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ, соотносительные филос. категории, отражающие различные типы связей в объективном мире и его познании. Необходимость (Н.) — отражение преим. внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, осн. нап­равлений её развития; движение познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при к-ром в определ. объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность.

Случайность (С.) — отражение внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; начальный пункт познания объекта; результат перекрещивания независимых причинных процессов, событий; способ превращения возможности в действительность, при к-ром в данном объекте, при данных условиях имеется неск. различных возможностей, могущих превратиться в действительность, но реализуется только одна из них; форма проявления Н. и дополнение к ней.

Н. вызывается регулярными и постоянными причинами процесса, выражает устойчивое, не изменяющееся в структуре объективного мира, характеризуется строгой однозначностью (часто неизбежностью). С. появляется в результате действия отдалённых, нерегулярных, непостоянных причин, характеризуется неоднозначностью, неопределённостью своего протекания. Один и тот же комплекс причин может обусловливать необходимые процессы на одном структурном уровне материи, в одной системе связей и одновременно вызывать случайности на др. уровне или в др. системе связей. В зависимости от степени детерминированности, причин возникновения, форм проявления, структуры и характера действия, а также роли для практики и развития науки Н. может быть подразделена на такие осн. виды: Н., выражающая объективно существующие стороны и связи природы и общества; П., выражающая объективно существующие стороны и связи идеальных явлений; внутр. Н., вызванная к жизни природой самих явлений и процессов объективного мира; внеш. Н., порождаемая привходящими обстоятельствами; Н. более общего, фундаментального порядка, действие к-рой распространяется на сравнительно широкий круг явлений действительности; Н. менее общего порядка, действие к-рой охватывает сравнительно узкий круг явлений; сложная Н., определяющая поведение совокупности объектов, к-рая выражается статистич. закономерностями; простая Н., определяющая поведение индивидуальных макрообъектов, к-рая выражается динамич. закономерностями; Н., управляющая явлениями действительности, к-рая может одновременно выражаться как статистич., так и динамич. закономерностями.

С. также подразделяется на ряд видов: внутр. С., органически связанная с данной Н.; внеш. С., выступающая как нечто постороннее по отношению к данной Н. и вызываемая преим. побочными факторами; объективная С., к-рая вызывается влиянием различных объективных условий; субъективная С., порождаемая субъективизмом, волюнтаризмом, нарушением объективно действующих законов.

Ф. Энгельс подверг критике метафизич. материалистов, а также показал несостоятельность механич. детерминизма, вообще отрицавшего С.

В объективной действительности Н. и с. не существуют в чистом виде: «...случайность — это только один полюс взаимозависимости, другой полюс которой называется необходимостью».

В ходе развития науч. познания представления о соотношении и природе Н. и с. претерпели существенные изменения. Модель мира, созданная в классич. механике, отвергая объективные основы С., ориентировала познание лишь на раскрытие Н.— строго однозначных связей и отношений в природе. Развитие термодинамики и утверждение статистич. идей и методов привело к концептуальной перестройке в науках о природе, к-рая основывалась на признании С. как самостоят, начала, элемента строения и фактора эволюции материального мира. Исследование эволюц. процессов (прежде всего дарвиновская модель развития) показало роль С. (как отражения реального разнообразия) в развитии живой природы. Для понимания природы С. важное значение имело создание квантовой механики, к-рая раскрыла вероятностный (случайностный) характер поведения микрообъектов, а также глубокую диалектич. взаимосвязь Н. и с. в квантовых процессах. Изучение физич. основ процессов самоорганизации привело к разработке бифуркационных моделей развития, к-рые рассматривают С. как нелинейную характеристику материальных взаимодействий, порождающую в точках ветвления (бифуркации) процесса новую линию эволюции. Целостный анализ реальных процессов или систем предполагает раскрытие диалектики Н. и с., внутренне присущей строению и эволюции материального мира.

 

19.СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА

филос. категории, во взаимосвязи к-рых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутр. процессов, связей, противоречий и тенденции, а форма есть способ существования и выражения содержания.

В истории философии понятие «форма» выступало в единстве с понятием «материя», означающим сохраняющийся субстрат всех изменений. В новое время Ф. Бэкон, исходя из многокачественности «материи», утверждал примат последней над формой. Кант выдвинул тезис, согласно к-рому форма есть принцип упорядочивания, синтезирования «материи», понимаемой как чувственно данное многообразие. Переосмыслив традиц. проблему соотношения «материи» и формы, Кант выдвинул на первый план новый аспект — вопрос о С. и ф. мышления. Для более адекватного выражения сущности отношения между «материей» и формой Гегель ввёл категорию «содержание», к-ран включает форму и «материю» как снятые моменты: содержание объемлет собой как форму, так и «материю». По Гегелю, отношение между С. и ф. есть взаимоотношение диалектнч. противоположностей, т. е. их взаимопревращение.

К. Маркс и Ф. Энгельс развили введенное Гегелем различение содержания и материального субстрата вещи («материи»): содержанием является не сам по себе субстрат, а его внутр. состояние, совокупность процессов, к-рые характеризуют взаимодействие образующих субстрат элементов между собой и со средой и обусловливают их существование, развитие и смену; в этом смысле само содержание выступает как процесс. Диалектико-материалистич. понимание формы предполагает рассмотрение её как развивающейся: необходимо, по мысли Маркса, «...генетически вывести различные формы...» и понять «...действительный процесс формообразования в его различных фазах», с учётом объективной субординации С. и ф.

Углубляя марксистский анализ особенностей развития как борьбы С. и ф., составными моментами к-рой являются взаимопереход С. и ф. и «наполнение» старой формы новым содержанием, 13. И. Ленин сформулировал важное положение о том, что «...всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием». Разрешение противоречий между С. и ф. может протекать по-разному — от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое содержание «... может и должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, не и старые...».

Применительно к мышлению проблема взаимоотношения С. и ф. рассматривается в диалектич. материализме на основе принципа, согласно к-рому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т. ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние при определ. условиях приобретают специфически логич. функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается. (Мамардашвили М. К., Формы и содержание мышления, М., 1968; Кураев В. И., Диалектика содержательного и формального в науч. Познании)

 

 

20.ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Процесс развития осуществляется путем перехода возможности в действительность.

ВОЗМОЖНОСТЬ - объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - категории материалистической диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность - объективно существующая тенденция развития предмета; она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность — объективно сущее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений. В. и Д. - категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. В. и Д. - соотносительные категории, выражающие диалектический характер, всякого процесса развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Каждая из возможностей превратится в действительность - это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие.

В. является более бедным и абстрактным понятием, а Д. - более богатым и конкретным.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - объективная реальность как конкретно развитая совокупность природных и общественно-исторических явлений; все существующее с необходимостью как результат закономерного развития природы, общества и духовной культуры в ее объективном значении. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ обычно противополагается фантазиям, иллюзиям, несущественным и неосуществимым планам, намерениям, нереализованным возможностям и видимости, скрывающую подлинную картину и содержания явлений, событий, взглядов и теорий. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ раскрывается как система реально существующих фактов, понятая в их конкретно историческом взаимодействии, в процессе ее саморазвития, в ее конкретной сущности, т.к. она складывается на самом деле независимо от воли и сознания людей. Каждое отдельное явление в общем контексте ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ может иметь совершенно иное знание и содержание, нежели будучи искусственно или естественно изолировано от нее.

 

21 Проблема познаваемости мира в истории философии: реализм, скептицизм, агностицизм. Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль человека, - как возможно познание, познаваем ли мир в принципе. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. В попытке ответить на него четко обозначились три основные линии: реализм, скептицизм и агностицизм. В обычном понимании рационализм - это «трезвость ума», «рассудительность», т.е. способность человека в своей обыденной жизни и познавательной практике рассуждать трезво, выходя по возможности из-под власти чувств, эмоций, размышлять, взвешивая все «за» и «против», стремиться к обоснованию своих утверждений и поступков. В философии под рационализмом понимают также особое направление в теории познания, противоположное эмпиризму. При этом чувственное (эмпирическое) познание (ощущение, восприятие, представление) или отрицается, или же рассматривается как несовершенное, не дающее истинного знания лишь разум, интеллект, по мнению, способен дать достоверное знание, которое носит всеобщий, необходимый, а вероятный (случайный) характер. Для обоснования своей точки зрения рационалисты выдвигали учение о так называемых врожденных идеях (Декарт, Лейбниц), или учение об априорных (апостеори и априори), существующих в мышлении человека до всякого опыта в формах знания (Кант). Диалектический материализм отвергает односторонность рационализма. Познание - это неразрывное единство рационального (разумного) и чувственного моментов. В решении вопроса о познаваемости мира существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов - скептицизм и агностицизм. Агностицизм - учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей не может иметь достоверное значение о них. В истории философии классическими выразителями идей А. были Юм и Кант. Юм считал, что человек имеет дело только с собственными ощущениями, фактами субъективного опыта, поэтому он не может ничего знать о внешнем мире: ни о том, существует ли он на самом деле, ни о том, каков он. Кант хотя и признавал объективное существование вещей самих по себе, насущность их считал непознаваемой, полагая, что вещи сами по себе не даны ни в каком опыте. По его мнению, человек при помощи рассудка и разума в состоянии познать лишь явления (феномены). При этом то, как вещи являются нам, как мы видим их, определяется, по Канту, не свойствами самих вещей, а особенностями форма познания. Скептицизм - в философском смысле теория, высказывающая сомнение в возможности достижения истины. Скептицизм возник еще в античной философии, где он был представлен Пироном, Тимоном, Энесилемом и др. и систематизирован Секстом Эмпириком. Скептицизм опирается на различные теоретические предпосылки. Ими могут быть либо сомнение в надежности чувственного познания, либо преувеличение факта относительности человеческих знаний вообще.

 

22 Общественно-историческая природа познания. Роль практики впроцессе познания . Познание - это отражение и воспроизведениедействительности в мышлении субъекта, результатом которого являетсяновое знание о мире. Практика - материальная деятельность человека.Различают материальную и духовную практику. Материальная практикасуществует как самостоятельный род деятельности человека или в качествекомпонента или условия какой-либо духовной деятельности. Практика какматериальный труд есть высшая и универсальная форма материальнойактивности. Практика, труд - это сущность человека в действии, выражениевсеобщей, универсальной природы человека как микрокосмоса, высшейступени развития материи. Живое только приспосабливается к среде,становится в отношение к конечной среде. Человек обладает уникальнойспособностью преобразовывать вещи, а эта способность может принадлежатьтолько существу, являющегося итогом бесконечного развития материи,несущему в себе бесконечность, поставленному в отношения бесконечностисамим процессом своего возникновения их этой бесконечности,бесконечного мира, преобразуя мир, человек преобразует себя, проходитпуть от примитивного существа первобытнообщинного строя, «частичного иразделенного» человечка к целостному и всестороннему человеку со«свободной индивидуальностью» (Маркс « Роль труда в процессе познания»)Практика есть специфически человеческий способ отношения к миру, сутькоторого заключается в том, что в отличие от представителей животногомира, человек не просто приспосабливается к окружающей среде, а активнопреобразует ее. Этот способ включения человека в окружающий егоприродный и социальный мир путем активного преобразования объективносуществующих предметов и явлений внешнего мира и определяется какпрактика. Именно практика выявляет место человека в структуре бытия, еговзаимосвязи с живой и неживой природой, с социальной действительностью,его включенность в систему материальной и духовной культуры, благодаряпрактике раскрывается сущность человека. Структура практическойдеятельности представляет собой единство объект-субъектных и субъект-субъектных связей, где человек может выступать и как субъект и как объектпрактических действий. Таким образом, взятая в качествеобщеисторического процесса, практика предстает как единство предметно-материальных изменений природы и социальных отношений, в процессекоторого происходит развитие самого человека как субъекта практики.(Арефьева « Общество, познание, практика») Цели познавательнойдеятельности, проблемы определяются                                                                          общественно-исторической

практикой. В конечном счете, практика является целью процесса познания.

 

 

23.Многообразие форм познания: научное, художественное, чувственно-практическое,философское, религиозное.

Познание - высшая форма отражения объективной реальности. Познание не существует отдельно от познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому. Познание - обусловленный прежде всего общественно - исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Различают следующие формы познания:

1). Научное познание. Наука - это сфера человеческой деятельности, философией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о мире. От других форм концептуального знания науку отличает специализированный профессиональный характер. Логические особенности науки рассматриваются в современной философии как критерии научности. Критерий научности:

- Стремление к обоснованности, обязательное обоснование любого выдвигаемого
положения.

- Стремление к объективности.

- Стремление открывать за явлениями сущность как можно более глубокую.

- Ориентация на всеобщность выводов - универсализм. Внешне эта особенность науки
выражается в формулировке законов.

- Стремление к систематичности.

2). Художественное познание отражает реальность, выявляет закономерности и сущность происходящих событий, общие принципы и варианты поведения людей, тенденции развития. Логические особенности художественного познания: наглядность, представление типичного через единичное (целостное, а не расчлененное отображение мира и особенно человека в мире), использование эмоционально-выразительных средств. 3). Чувственно- практическое познание тесно примыкает к научному познанию. Различие между ними состоит в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый , то для практического познания - инженер. Цель ученого -открытие закономерности, общего принципа. Цель инженера - создание уже новой вещи на основе полностью известных, фиксированных принципов. Преобразуя мир, практика преобразует человека, она связана с социальностью.

4). Религиозное познание. Религия дает общую картину устройства мира и разрабатывает объяснение отдельных явлений. Исходный постулат религии: разделение мира на естественный и сверхъестественный, причем первый является некоторым отражением второго. Его логические особенности: следование традиции, допущение чудес, как нарушения установленных закономерностей, приверженность авторитетам, вера, т.е. нелогическое принятие некоторых утверждений.

5). Философское познание. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. Философия и наука довольно сильно взаимосвязаны; у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философское познание выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки (открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, прогнозирование).

Лит-pa: Спиркин «Философия».

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!