Проблема сознания в философии.



В истории философии проблема сознания шла двумя путями. Первый состоял из описания

способов, какими вещи даны в сознании. На философском языке это называлось описанием

феномена сознания. Второй - объяснял, как возможно само сознание т.е.объяснял сам феномен сознания. В философии античности и нового времени эти способы не различались а поэтому считалось, что если описано, как вещи существуют в сознании то вопрос о его природе исчерпан. Философия, описывая способ существования вещей в сознании «растягивала во времени и пространстве акт сознания путем выделения таких его шагов» как ощущения восприятия, представления и т.д.современные философы взяли на себя смелость поставить вопрос, как и почему возникает связь человека с миром и одновременно с самим собой. Философия дает достоверные ответы на многие вопросы, но проблема сознания до сих пор остается загадкой для мыслителей современности. Сознание - это то, что отличает человека от других живущих существ, оно с с давних пор было предметом

внимания всех тех, кто хотел изучить и понять человека. Исторически первым был термин

«душа»,В античности наши предки отдавали главенство душе, а не телу, именно душа была

носителем божественного, она существовала сама по себе и была бессмертна .довольно

скоро встала необходимость наряду с понятием «душа» ввести понятие «ум», как

характеристику индивидуального сознания, в противоположность чувствам и эмоциям. Кант

выделил в качестве исходных способностей души способность чувственного познания,

далее рассудок, потом разум, и вывел принцип внутреннего единства психики человека, его сознания, его души. Разум, как высшая познавательная ценность, получил название«интеллект». Существуют различные теории происхождения сознания: космическая природа сознания — сознание независимо от человека, оно неделимо, едино, цельно по своей сути и происходит из космоса; биологическая точка зрения: сознание порождение природы, присущее всем живым организмам, а не только человеку; человеческая точка зрения: сознание - продукт человеческого мозга и присуще только человеку. Сознание выступает как образ окружающего нас мира. Оно отражает мир и и материю, поэтому сознание можно определить как субъективный образ объективного мира. Сознание в некотором смысле вторично по отношению к материи. По времени своего существования материя существует вечно. Сознание появляется только со становлением общества и рождением человека, Возраст сознания в сравнении с возрастом материи очень мал, оно формировалось в ходе развития человека и обособления его от животных в течении 2,5 – 3 миллионов лет. Это сравнительно молодой феномен, порожденный материей в ходе ее развития. Сознание - продукт развития человека и общества или продукт высоко организованный материи. Оно имеет идеальную природу – это положение признают и материалисты: идеальное сознание производно от материи. В философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм – материалистический подход к проблеме сознания отрицающий его как вспомогательную субстанцию и объясняющий его

как порождение материи с позиции физики и других прикладных наук. Солипцизм – крайний

взгляд на природу сознания, согласно которому, сознание индивидуально, оно -

единственная достоверная реальность, а материальный мир его порождение. Объективный идеализм - признает наличие сознания иматерии, сознанию отдает первичную роль, и рассматривает его в отрыве от личности как часть «мирового сознания». Умеренный материализм - точка зрения большинства философов, в соответствии с которой сознание - это способ проявления материи, способность высокоорганизованной материи отражать саму себя.

Природные и социальные предпосылки возникновения сознания.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной осиовой психики.

животных и формирования механизмов сознательней деятельности. Сознание могло

возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под

влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков труд же стал

отличительным признаком их преемников — питекантропов и синантропов — первых людей

на земле, положивших начало изготовления орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличился их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился

изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища). Наконец, человек

современного типа - человек разумный, поднял уровень техники еще на большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое

материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался

одновременно с развитием руки как органа труда. В процессе развития трудовой

деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. логика практических

действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился

думать. И прежде чем приступить к делу он уже мог мысленно представить и его результат,

и способ осуществления, и средства достижения этого результата. Ключ к решению вопроса

который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном

слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время

оттачивал лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда

формировался человек и человеческое общество, Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий

между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно только в том случае,

если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов

коллектива и тем самым с достижением конечной цеди. Формирование сознания человека

связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни

индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, историчесик

сложившихся обычаев и нравов.   

14.Сознание и самосознание. Проблема идеального в философии.

Человек не только есть сам в себе, но есть и для себя, чтопроявляется в обращенности на

самого себя: он создал себя. Человек мыслит и знает себя. Человек отдает отчет в том,
что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе своего индивидуального развития
человек первоначально осознает предметы и свои практические действия а на более

высоком уровне развития - и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как

личность. Самосознание предполагает выделение и отличие самого себя, своего я

от всего, что его окружает. Самосознание - это сознание человеком своих действий, чувств,
мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании

самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела,
движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими

людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. самосознание тесно

связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Рефлексия -

размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей

внутренней духовной жизни. Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразны - от

элементарного самосозерцания, до глубоких раздумий над смыслом жизни своего бытия, его

нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки
Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде.

Важнейшим свойством сознания является идеальность. Идеальное – это такая динамическая,

подвижная модель объекта, в которой выражена его содержание и которая свободна от всех

его реальных   социо-природных свойств. Черты идеального:

1. противоположность

материальному объекту, образ которого воплощен в идеальном (огонь-образ огня);

2.несводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и

мыслительная деятельность (физико-химическая);

3.невоспринимаемость органами чувств

(отсутствие запаха, вкуса);  

 4,субъективноеть со стороны формы (зависит от

психофизиологических и духовных качеств человека) и объективность со стороны

содержания (зависит от отражаемого материального объекта);

5.нетождественностьпсихическому. К идеальному можно отнести все то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в связи с теми или иными объективными обстоятельствами: правовые нормы, правила повседневной жизни. Идеальное - это которое представлено всегда лишь в сознательном состоянии каждого отдельного человека. Это специфическое отображение, свойственное только человеку. Можно сказать, что идеальное есть субъективная реальность, существующая в восприятии представлении или мышлении человека. Эта модели или образы таковы, что челове может включать их в свою деятельность. Он может их изменять, модифицировать. Он может сохдатьна их. основе материальные объекты.

15. Мышление и язык. Знаковая и сигнальная функция языка.

Абстрактное мышление может существовать только в языковой форме.

Язык - "непосредственная действительность жизни" (Маркс). Язык представляет собойсложную языковую систему, имеющую словарный запас и грамматический строй. Основной единицей языка является слово. Слово - это материальное явление, имеющее три формы: звуковую, как основную, произносимую (речедвигательную) и видимую. Слово связано со значением, основным компонентом которого выступает понятие. Духовная культура общества прежде всего мышление, представляет собой содержание, в то время как язык выступает в качестве формы, в которой это содержание

непосредственно существует. Язык - материальное средство возникновения и

существования мышления, духовной культуры вообще.В отличие от духовной культуры, которая развивается по своим собственным законам, зависящим от экономических, классовых, социальных устоев общества, язык остаётся более стабильным и не имеет классового характера. Язык является средством формирования, сохранения и передачи мысли. Понятие, отделяясь от наглядных представлений, теряет опору наглядности, образности и поэтому должно получить некоторую иную умственно фиксируемую опору. Такой

опорой, по оценке И.П. Павлова, становятся материальные явления, выступающие в

качестве абстрактных раздражителей, не имеющих конкретного сходства с вещами, т.е. знаки. Одной из важнейших функций языка является знаковая функция (функция обозначения).Мышление понятиями возникает на основе совместной трудовой деятельности людей как необходимое средство общения между ними. Поэтому оно должно было приобрести такую материальную форму, которая служила бы

средством обмена мыслями между людьми. Сигнальная (коммуникативная) функция является второй важнейшей функцией языка. Различают естественные (стихийные, возникающие в ходе формирования и развития человеческого общества) и искусственные, специально создаваемые для целей познания,

управления техникой ит.д. языки. Искусственные языки возникают и развиваются на основе естественных языков. В настоящее время на Земле насчитывается свыше 2500 языков. Язык - это средство бесконечного развития человеческой мысли, человеческой сущности вообще.

 

 

16. Категории причины и следствия. Детерминизм и индетерминизм.

Причина - то, что порождает другое, - следствие. Причина характеризуется двумя признаками: временньм - причина всегда относительно предшествует следствию, содержательным - причина порождает следствие.

Механические воздействия являются причиной изменения механического состояния тел. Наследственная изменчивость и естественный отбор - основные причины биологической революции. Изменение в содержании и характере труда - причина изменения в производственных отношениях и идеологии сообщества.

Возникновение любых объектов и систем и изменение их свойств во времени имеют свои основания в предшествующих состояниях материи. Эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. Существуют объективные и субъективные причины. Субъективные причины общественных событий связаны с человеческим сознанием - целями, стремлениями, намерениями, взглядами группы, классов, общества тодей.Объективные факторы - независящие от сознания как отдельных, так и групп людей, так и общества в целом. В конечном итоге субъективные причины отражают объективные условия, причины, законы природы и общества. То, что было причиной в одном случае, может быть следствием в другом. Категория причины в   концентрированном виде выражает природу развития: возникновение высшего из низшего есть порождение высшего низшим. Философский детерминизм - это мировоззренческий и методологический принцип, согласно которому из того факта, что всё в мире взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания, объяснения и предсказывания событий, имеющих как однозначно определённую, так и вероятностную природу.

Классической формой детерминизма в его механическом истолковании является детерминизм, созданный и развитый фр. учёным Лапласом и предполагавший однозначную причинную обусловленность одного события другим и потому приводящий к возможности абсолютно строгого предсказания. Т.е. если бы существовал ум, осведомлённый о всех силах природы в точках приложения этих сил, то не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором.

В противоположность механицизму диалектика определяет детерминизм как учение об

относительной, а не абсолютной необходимости. Подтверждением принципы

диалектического детерминизма служит реальный процесс развития общества, в котором

развитие всегда осуществляется на основе экономической необходимости, в конечном счёте прокладывающей себе путь через массу случайностей.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!