Сценарий 3.1. Релаксация и внушение



 

Просто позвольте себе расслабляться все глубже и глубже, по мере того как вы будете слушать мой голос. Ваши руки и ноги становятся все тяжелее, все более расслабляются, становятся все более и более тяжелыми и мягкими, тяжелыми и мягкими; ваша спина расслабляется все глубже и глубже, вы чувствуете, как все глубже и глубже утопаете в кресле, и, по мере того как все больше и больше расслабляется шея, голова все больше тяжелеет и поэтому опирается на спинку кресла. Мышцы щек расслабляются все больше и больше, так что вы чувствуете их вес. Мышцы лба расслабляются все больше и больше, они становятся мягкими и ненапряженными. Мышцы вокруг глаз расслабляются все больше и больше. Мышцы вокруг рта становятся вялыми и мягкими, расслабляясь все больше. Вы погружаетесь глубже и глубже, глубже и глубже, расслабляясь все больше и больше, все больше и больше, и, по мере того как вы расслабляетесь все больше и больше, вы чувствуете, как погружаетесь все глубже и глубже внутрь себя, все глубже и глубже внутрь себя.

Сценарий с подобными образами, повторениями и дополнениями, которые напрашиваются сами, может быть продолжен до тех пор, пока психотерапевт не будет уверен в том, что пациент достаточно закрепился в состоянии транса, что он отрешен от всего, кроме его голоса, и что можно приступать к запланированной работе.

Однако чаще все‑таки используют образ‑представление, для того чтобы усилить ощущение нарастающей глубины и отрешенности (см. сценарии 3.2, 3.3) .

Первая стадия сеанса обычно является приятной и способствует исчезновению первоначальных опасений и тревог. Использование приятных образов, связанных с достижением гипнотического состояния, облегчает знакомство пациента с образами‑представлениями и добавляет доверия к ним. Пациент начинает чувствовать субъективную реальность и способность вызвать у себя образ‑представление, с большей готовностью реагирует на него, что помогает терапевту в осуществлении следующей психотерапевтической стратегии.

 

Сценарий 3.2. Терраса и ступеньки

 

Вы представляете себя стоящим на краю старой террасы. Возможно, за вашей спиной – дом. Терраса вымощена плитами, между которыми пробиваются трава и цветы. Вокруг террасы – каменная балюстрада, заросшая вьющимися растениями и цветами. Возможно, на них есть пыль, так же как и на растениях, выросших тут и там между плитами террасы. Вы видите проем в балюстраде и спускающиеся с террасы ступеньки. Немного погодя [29] я попрошу вас подойти к верхней ступеньке и затем медленно спуститься по лестнице. По мере того как вы будете спускаться, вы почувствуете, что оставляете обычный, реальный мир далеко‑далеко позади и уходите глубоко внутрь себя. Но сначала почувствуйте, как солнце согревает вас своими лучами. Вы чувствуете, как теплый, легкий ветерок нежно овевает вас, принося аромат цветов. Насладитесь этими ощущениями. А теперь подойдите к верхней ступеньке и посмотрите сверху на луг. У лестницы десять ступенек, между которыми тоже растут цветы. Сейчас я буду считать медленно от одного до десяти, а вы в это время будете спускаться по ступенькам, на каждый счет по одной, и по мере спуска вы будете погружаться все глубже и глубже в транс. Хорошо. Теперь начнем спускаться по ступенькам. Один... Два... Глубже и глубже. Три... Погружаемся все глубже и глубже в транс. Четыре... Пять... Задержитесь здесь на мгновение, на полпути вниз, и почувствуйте, как вы оставляете повседневный мир все дальше и дальше позади себя, по мере того как погружаетесь глубже и глубже в состояние транса. Теперь продолжайте, еще глубже. Шесть... Семь... Восемь... Почти спустились. Девять... Десять... Хорошо. Глубоко внутри себя, глубоко в трансе, чувствуя себя очень глубоко расслабленным и спокойным, расслабленным и отрешенным. Глубоко‑глубоко внизу. Хорошо.

 

Сценарий 3.3. Эскалатор

 

Представьте себе, что вы стоите наверху длинного эскалатора. Посмотрите, как он медленно двигается вниз. Посмотрите на лампы, размещенные на потолке через интервалы, – их десять. Глубоко внизу вы видите дверь. Сейчас я попрошу вас встать на эскалатор и начать спускаться вниз. В то время как вы будете спускаться все глубже и глубже, я буду считать лампы, и, когда я дойду до десятой, вы достигнете конца эскалатора и сойдете с него перед дверью. По мере того как вы будете спускаться вниз, вы сможете погружаться все глубже и глубже в транс. Теперь встаньте на эскалатор и спускайтесь все глубже и глубже. Один... Два... Глубже и глубже... Три... Четыре... Оставляйте повседневный мир все дальше и дальше позади себя. Пять... Шесть... Глубже и глубже. Семь... Глубоко‑глубоко вниз. Восемь... Девять... Почти спустились. Десять. Хорошо. Вы сходите с эскалатора и встаете перед дверью. В следующий миг я попрошу вас войти в дверь и оказаться в любимом месте, полностью отрешенным от повседневного мира, глубоко внутри себя, в своем особом “личном прибежище”. Хорошо. Теперь откройте эту дверь, войдите в нее и затем закройте ее за собой.

Сходная процедура используется для образа‑представления лифта. Описание начинается с того момента, когда пациент стоит перед дверями лифта, и, когда они откроются, он войдет внутрь. После того как двери закроются, лифт начнет спускаться. Психотерапевт будет отсчитывать этажи, однако в этом случае счет пойдет наоборот, скажем с десяти.

При использовании этого образа‑представления может быть очень полезно внушить пациенту, что есть еще подвальные этажи, и, таким образом, помочь ему спуститься еще глубже вниз.

Это может быть эффективным для пациентов, которым сложно “абстрагироваться”: неожиданный дальнейший спуск делает их несколько менее бдительными, что облегчает введение их в состояние транса. В каждом из случаев, будет ли это лестница, эскалатор или лифт, счет должен идти в такт с дыханием пациента и, при необходимости, способствовать снижению частоты дыхания.

Вместо глубины можно использовать образ расстояния. Например, вы можете попросить пациента представить, что он удобно устроился на плоту или в маленькой лодке, плавно плывущим вниз по реке. Пусть он почувствует, как течение уносит его все дальше и дальше (от повседневного мира), река становится все шире и шире, так что он все больше и больше отдаляется от берегов, ощущая легкое покачивание, по мере того как медленно подплывает к идиллическому внутреннему миру.

Любой такой образ‑представление при необходимости может быть расширен. Пусть, например, пациент, спустившись с террасы, побродит по лугу, наслаждаясь ароматом травы и цветов, а потом направится к лесу, чтобы сесть и помечтать, или к берегу ручья – посмотреть на текущую воду. Дверь часто является пограничной чертой, переступив которую, пациент входит в заранее определенное “личное прибежище”, как было показано в сценарии 3.3 . Другой подход – использовать феномен гипноза, для того чтобы дать пациенту “почувствовать” гипноз и этим обеспечить более полное вхождение в гипнотическое состояние. На этом в основном и построены индукции такого типа (см. сценарии 3.4‑3.6) .

 

Сценарий 3.4. Левитация руки

 

Сосредоточьте внимание на правой руке. Почувствуйте, как она расслаблена, когда лежит на подлокотнике кресла. Ощутите ее вес и фактуру материала под ней. Дайте ей еще больше расслабиться – так, чтобы она ощущалась достаточно не зависимой от вас. Теперь представьте себе, что она становится все легче и легче, теряя ощущение веса, легче и легче, пока не станет совершенно невесомой, легкой как перышко, легкой как воздушный шарик. Если вы полностью отпустите ее, то почувствуете, как она начнет подниматься в воздух, легче и легче, она поднимется в воздух сама по себе. Хорошо. Позвольте ей самой подниматься, легкой как воздушный шарик, и, по мере того как она поднимается все выше и выше, вы погружаетесь все глубже и глубже в транс. Выше и выше, глубже и глубже. Хорошо. Теперь пусть она остановится, и вы можете постепенно вернуть ей ощущение веса. Пока она медленно опускается, вы чувствуете, как погружаетесь еще глубже, так что, когда она снова коснется подлокотника кресла, вы сможете легко и мягко впасть в транс нужного уровня глубины. Хорошо. Теперь она окончательно вернулась в нормальное состояние, а вы находитесь в глубоком‑глубоком трансе [30].

Читатели столкнутся с тем, что психологи и другие специалисты злоупотребляют неологизмами и не всегда правильно пользуются языком. К сожалению, полностью избежать этого нельзя. Техника, известная как “фракционирование” (разбивка на части) и не имеющая ничего общего с процедурами в дифференциальной дистилляции (гипнотизации капля за каплей), может быть очень удачно использована для пациентов, которым трудно войти в транс и которые невольно “сопротивляются”, особенно для тех, кто тревожен и, в то же время, искренне желает применения гипноза. Этот термин используется для описания процесса, при котором наблюдаются повторяющиеся изменения в глубине транса, когда пациент неоднократно почти или даже совсем выводится из транса, а затем вводится в него снова, каждый раз все глубже. Таким образом, создается чувство замешательства, которое ослабляет противостояние пациента, непроизвольно задерживающегося в реальном мире. Очень эффективно будет применить метод “фиксации глаз” (см. сценарий 2.6) .

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!