Язык Культуры. Лингвофилософское направление «наук о культуре и духе»



Тема 27

«Оправдание» Логоса. Учение о Логосе и его значение в мировой культуре. «Лингвистический поворот» в гуманитарном познании

 

Мир древних культур, древних религиозных откровений: Слово-центричные культуры и культуры Молчания, Невыразимого. Культ Молчания, Тишины (Древний Восток) и культ Слова, идея Логоса (Западноевропейский культурный мир) – «У врат молчания» (А. Мень). Славянский мир: Слово и Молчание; эстетика невыразимого и эстетика выражения в древнерусской культуре.

Что суть Слово? Слово как logos в совокупности всех возможных значений, во всём многообразии смыслов: слово, мысль, язык, речь, рассказ, разум, причина, понятие, смысл, правило, закон, рассуждение, учение и т.д. Слово – «репрезентант всего культурного духа человечества» (Г.Г. Шпет). «Гуманитарная культура Слова» (Г.-Г. Гадамер). Слово и Культура. Универсальное значение и смысл идеи Логоса.

Логос в античности. Глубокие религиозные корни Логоса. Его возникновение, «взросление» и становление в древнегреческой культуре, культурообразующее значение для всей западноевропейской культуры. Логос греков – всеобщий разумный Закон устроения Мироздания. Логос – «слово о сущем», «сущая истина» о единой, вечной и неизменной природе вещей (Парменид, элейская школа). λόγος ζυνός – «Психее присущ самовозрастающий Логос» (Гераклит). Логос у Сократа и Платона: искусство мысли и рассуждения; философия диалога – поиска Истины. Логос у Аристотеля – универсальное метафизическое начало Мира, форма всех форм, Разум. Развитие греческой словесности: риторика, логика, диалектика. Афины и Иерусалим: развитие идеи Логоса. Логос в иудео-христианской духовной традиции. Богословское учение о Логосе. Логос иудеев как Слово Божие, Божественное Откровение. Слово – исток Миротворения; родственность Слова Истине, Добру, Красоте, Духу, Жизни. Логос христианства – Иисус Христос, Богочеловек, сознание самого Бога о Себе, или Логос Божий. Генезис «Логоса» в работе С.Н. Трубецкого «Учение о Логосе в его истории».

Слово и Язык. Философия культуры и философия языка: лингвистический поворот в гуманитарном познании. Язык-Сознание-Бытие – философские контексты осмысления соотношения: западноевропейский и русский контексты. Философия языка как основа философии культуры (Г.Г. Шпет). Понятие Язык Культуры.

 

Тема 28

Язык и Сознание. Традиция классической трансцендентальной философии в исследованиях Языка. Аналитическая философия языка

 

Философия языка и философия сознания. Традиция классической трансцендентальной философии и логико-семантическая программа анализа языка. Попытка выявления особого «языка сознания» («языка разума») и формирование системы категорий, отражающих мировой порядок. Язык и классическая теория познания. Англо-американская аналитическая философия. Г. Фреге, Б. Рассел, Дж. Мур, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Дж. Остин, Г. Райл, П. Стросон, У. Куайн, Д. Дэвидсон: искусство анализа и техники логического анализа языка. Идеал логически совершенного языка. Программа создания искусственного «идеального языка», прообраз которого – язык математической логики;идеал «универсальной грамматики». Поиски «универсального языка» мировой культуры: история и современность. Искусственные языки, возможности их создания; их отношение к внеязыковой действительности. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна: смена аспекта в исследовании Языка (В.В. Бибихин). Феномен Сознания в современных философских науках и гуманитарном познании в целом. Проблема «Язык и Сознание» в соотношении с изменением понимания природы Сознания, появлением новых версий его интерпретации. Роль и значение лингвистических и лингвофилософских исследований в современных гуманитарных науках.

 

Тема 29

Язык и Жизненный Мир Человечества. Традиция философии жизни в исследованиях Языка: феноменолого-герменевтическое направление. М. Хайдеггер о природе и сущности Языка

 

Приобщение философии языка к гераклитовой традиции λόγος ζυνός. «Энергия» Языка. «Язык и жизнь суть нераздельные понятия…» (В. Гумбольдт). Язык как жизненная стихия, творец смысложизненного универсума Культуры. Поворот «от мира науки к миру жизни» и философия языка: Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, М. Мерло-Понти. М. Хайдеггер о Языке, поэзии, творчестве, диалоге и искусстве понимания. Размышления М. Хайдеггера о λόγος'е с углублением в философский дискурс Древней Греции как «возвращение на родину» (Гёльдерлин) – к Божественному Логосу, Слову. Циклы лекций «Гераклит», «Парменид». Пути Хайдеггера к постижению «существа Языка» / « das Wesen der Sprache ». Работы «Слово», «Язык», «Путь к Языку», сборник «Неторные тропы». Язык и Мышление; работа «Что зовётся мышлением?», возвращение к живому истоку мышления, первоначалам мысли и языка; «близость мышления к целостности языкового опыта мира». Мнемозина, феномен памятующего мышления. Язык и Бытие. Онтологический статус Языка. Смысл известного выражения М. Хайдеггера «Язык есть дом Бытия. В жилище Языка обитает человек. Мыслители и поэты – хранители этого жилища». Язык как дар и благо человека, «высшее событие человеческого бытия». Язык и Истина (άλήϑεια). Сказ. Хайдеггер «читает» немецких поэтов-романтиков: Новалис, Гёльдерлин, Г. Тракль, С. Георге, Р.-М. Рильке «сущность языка должна пониматься из сущности поэзии». Поэты – «вестники богов». Сущность поэзии: «Творение стихов есть изначальное именование богов». Поэзия как «словесное учреждение бытия», как «возвращение на родину», как «невиннейшее из творений». Творческая, поэтическая природа Языка: Язык суть чистая поэзия. «Творение Языка – это изначальнейшее поэтическое творение бытия» (Г.-Г. Гадамер). Эссе Хайдеггера «Разъяснения к поэзии Гёльдерлина». Г.-Г. Гадамер о философии языка М. Хайдеггера – работа «Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества».

 

Тема 30

Мудрость Языка. Русская философия имени и русская поэзия

 

Слово, мысль и образ в древнерусской культуре. Религиозный культ Слова. Становление и развитие философии Слова и языка в контексте русской софиологии и философии всеединства: возвращение Языка к истокам Живой Жизни. Сущность Слова: Что суть Слово? Осмысление русскими мыслителями-богословами изначального Слова-Откровения; библейское, евангельское изречение «В начале было Слово…» в их философских интерпретациях. Что суть имя? – Имя Божие. Возвращение русского богословия к древнему всеобъемлющему пониманию Имени. Размышления об Имени Иисусовом. Переосмысление западноевропейского классического лингвофилософского и гносеологического наследия. «Оправдание» Логоса в русской философии всеединства; реконструкция Логоса как живого и цельного знания. Логика всеединства: Логос как вселенская связь. В.С. Соловьёв «Философские начала цельного знания». Работа Г.Г. Шпета «Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на тему Гумбольдта».

Язык как хранитель памяти Культуры. Лингвофилософские концепции русских историков, этнологов и филологов XIX столетия. Слово и Миф: «… по верованиям всех индоевропейских народов слово есть мысль, слово – истина и правда, мудрость, поэзия» (А.А. Потебня). Понятие «слово-миф». Древнеславянское мифопоэтическое мышление и славянские языки: «… зерно, из которого вырастают мифические сказания, кроется в первозданном слове» (А.Н. Афанасьев). Слово, имеющее все свойства художественного произведения. Живые корни русского языка. А.Н. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов». А.А. Потебня «Слово и миф». Ф.И. Буслаев «Народная поэзия», «Исцеление языка», «О влиянии христианства на славянский язык. Опыт истории языка». Теория происхождения словесного искусства и историческая поэтика А.Н. Веселовского «Миф и символ», «Данте и символическая поэзия католичества».

С.Н. Булгаков «Философия имени». Два Логоса в прологе Евангелия от Иоанна: Логос Божественный и Мировой Логос: «Корень Логоса Мирового – в Логосе Божественном». Человек как носитель Мирового Логоса; слово антропокосмично, антропологично («Наречия различны и множественны, но язык один, слово едино, и его говорит не мир, но не человек, говорит мирочеловек»). Именование как «элементарный первичный акт языка и мышления». Язык и познание: роль языка в гносеологии. Онтологический статус Языка – «Слова имеют корень в Бытии»; «Идеи – словесные образы Бытия, имена – их осуществление». Поэзия Слова – Поэзия Мира. Язык как Поэзия, творчество. Философия грамматики С.Н. Булгакова: концепция о существовании общечеловеческой глубинной логико-грамматической структуры Языка (опережение концепции Н. Хомского).

П.А. Флоренский. Язык и Истина. Работа «Столп и утверждение истины». Этимологические искания П.А. Флоренского: в глубины памяти Языка и Культуры. Язык и мысль в работе «У водоразделов мысли»: где родина мысли? Эстетика мышления, его религиозные истоки, возвращение к архаическим корням мысли. Единство мысли и поэзии. Слово – «событие нашей сокровенной внутренней жизни». Имя и житие в духовной антропологии П.А. Флоренского. Работа «Имена». Акт именования как акт творения и со-творения Человека. Имя как дар. Человек – носитель имени (личность; житие, жизненный путь, судьба; память рода, народа; связь с предками; связь с Богом, родство со Святым, богоподобие личности). Человеческая способность именования. Имя как памятник Культуры. История имён в славянских языках. Имена суть универсалии культуры: Анна – благодать, София – мудрость, Любовь, Вера, Надежда и другие. Способность имён образовывать Этос Культуры, её духовно-нравственный мир. Русский символизм и философия символа П.А. Флоренского. Флоренский в кругу поэтов-символистов и теоретиков символизма (А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов, Эллис).

А.Ф. Лосев. Мифопоэтический Логос: возвращение к древним истокам, к античности. «Очерки античного символизма и мифологии». Язык и миф. «Диалектика мифа»: «Миф – развёрнутое магическое имя». Мировая традиция символизма и философия символа А.Ф. Лосева. «Философия имени».

Язык откровения русской иконописи: эстетика невыразимого. Феномен иконы: Богословие образа. Божественный Логос, Слово-Откровение и его художественное восприятие – «философия в красках». Непрерывность иконописной традиции в русской культуре: Византия, Древняя Русь, Россия Нового времени, Россия XX столетия. Вершина искусства иконописи: Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий Ферапонтовский. Эстетическое измерение искусства иконописи: Красота как выражение «исконного единства Бытия». Софиология иконы: Язык иконописи – Язык Красоты, Язык, свидетельствующий об Истине. Символика иконописи. Икона в зеркале русской софиологии: П.А. Флоренский «Иконостас», С.Н. Булгаков «Икона и иконопочитание». Евг. Трубецкой «Три очерка о русской иконе. Умозрение в красках».

Русская поэзия: проникновение в сущность Языка. Язык, «родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека» (Б.Л. Пастернак). Век Золотой и век Серебряный. Пушкин – об искусстве и поэзии; поэты и мыслители – о языке Пушкина. В.В. Виноградов «Язык Пушкина», «Стиль Пушкина». А. Ахматова и Н. Гумилёв о поэтах и поэзии; О. Мандельштам «Слово и культура», «О природе слова», «Заметки о поэзии», «Разговор о Данте»; А. Белый «Символизм как миропонимание»; Вяч. Иванов «Заветы символизма», «Мысли о символизме», «Наш язык»; К. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии»; М. Цветаева «Мой Пушкин», об искусстве поэзии, из дневников, писем и записных книжек; М. Волошин «Лики творчества»; М. Кузьмин статьи о поэзии и искусстве; И. Бродский Нобелевская лекция, интервью, «Поэт и проза», «В тени Данте», об Ахматовой.

 

Тема 31

Творческий дух Языка. Искусство как универсальный символический язык Культуры.

Языки искусства

 

Эстетика, философия искусства и философия языка: их диалог в общем философско-культурологическом контексте. Язык Красоты; эстетическое измерение и художественная красота Языка. Язык как «эстетическая бесконечность» (П. Валери). Искусство как универсальный язык человеческой Культуры; его художественно-образная природа. Языки искусства (музыка, живопись, поэзия, кино, фотография, театр). 

Изначальная генетическая взаимосвязь Языка и Музыки. Музыкальность древних языков (древнекитайский, древнегреческий, др.). Музыка и культ Слова; религиозность Музыки: Мир, обречённый быть в ожидании Слова. Эстетика невыразимого. Понятие Тишины; Язык – «звон Тишины» (М. Хайдеггер, из работы «Язык»). Музыка как жизненная стихия, особый Язык, Язык – Откровение Бытия, способный донести глубокий сокровенный смысл Жизни, с максимальной полнотой охватить и передать всю духовную жизнь человека. Философия музыки. Философия музыки в античном мире (А.Ф. Лосев). Г.В.Ф. Гегель «Лекции по эстетике», глава о музыке. А. Шопенгауэр «Мир как воля и представление»: понимание музыки как выражения мировой воли. Ф. Ницше: музыка Диониса. Р. Вагнер: статьи по теории музыки, работа «Бетховен». Т. Адорно «Философия новой музыки», «Эстетическая теория», А. Швейцер «И.С. Бах», М. Вебер «Рациональные и социологические основания музыки». Г. Гессе «Игра в бисер». Язык Музыки как основа Языка Всемирной Культуры Человечества – языка понимания. Музыка в истории Культуры и языки музыки (А.В. Михайлов).

Язык живописи. Язык живописи и Мышление. Что значит мыслить? Своеобразие творческого мышления живописца – живописец «самостоятельно обнимает первую истину» (Леонардо да Винчи «Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором»). «Всё началось, кажется, с Сезанна…» – М. Хайдеггер «Разговор на просёлочной дороге»; М. Фуко «Живопись Мане»; Э. Жильсон «Живопись и реальность», Ж. Маритен «Творческая интуиция в искусстве и поэзии». Философия видения. Взгляд живописца: в живописи заложено нечто основополагающее, фундаментальное для понимания живой Культуры в целом и возможность оживления Культуры – М. Мерло-Понти «Око и дух». Языки живописи. Язык живописи итальянского Ренессанса. Язык живописи импрессионизма как язык динамики Культуры. Язык живописи авангарда. В. Кандинский о творчестве живописца и праистоках языка живописи; труды по теории искусства «О духовном в искусстве», «Ступени», «Точка и линия на плоскости».  

Язык кино. Работа Ж. Делёза «Образы кино: образ-движение и образ-время». Язык фотографии. Работа Р. Барта « Camera lucida . Комментарий к фотографии»: попытка создания философии фотографии; язык фотографии – о времени, жизни, смерти, человеческом бытии в Мире.

 

Тема 32

Семиотика Культуры. Аксиологическое измерение Языка

 

Семиотика как наука о знаках, знаковых системах и видах знаковой деятельности. Универсальность процесса знаковой деятельности человечества. «Человеческая Вселенная – знаковая Вселенная» (Ю. Кристева). Знак как носитель культурно-исторической памяти и духовного опыта. Понятие «смысл» и смыслогенетическая культурология. Знаково-символическая природа Культуры. Семиотика Культуры. Сакральное. Сакральный образ. Священное. Понятие «символ»: универсальная категория, отражающая специфику образного освоения Мира и специфику оценивания. Символ – ключ к природе Человека (Э. Кассирер). Символическая Вселенная Культуры. Язык символов – древнейший сакральный универсальный метаязык Культуры, призванный для выражения красоты, гармонии и смысла Вселенной, Космического универсума посредством мифопоэтических образов, поэзии и изобразительного искусства. Религиозный символизм древних культур. Учение о символе в античном мире. Платон, Плотин, неоплатоники. Символизм Средневековья. Символизм как целостное направление западноевропейской и русской культур (рубеж XIX – XX в.в.). Философия символических форм Э. Кассирера: Человек в символическом универсуме Культуры (язык, миф, религия, искусство, наука) – «жизнь в значениях». Теоретики русского символизма: Вл. Соловьёв, П. Флоренский, А. Белый, Вяч. Иванов, А.Ф. Лосев. Семиотический ренессанс в философии культуры постмодернизма. Семиотические исследования французского структурализма и постструктурализма (Ф. де Соссюр, К. Леви-Строс, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ю. Кристева, Ж. Лакан, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, Ф. Гваттари). Семиология, эстетика и философия языка У. Эко. Пражская семиотическая школа (Р. Якобсон). Вклад русской семиотики в семиотические исследования (Тартуско-Московская семиотическая школа, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, В.Н. Топоров, В.В. Иванов). Понятие семиосферы (Ю.М. Лотман). Приоритет проблемы смысла и значения в современных Cultural studies. Семиотика искусства. Семиотика повседневности. Семиотика и этносемиотика.

 

Тема 33

Язык и проблема понимания в «науках о культуре и духе». Герменевтическая традиция философии культуры

 

Язык как способ мироистолкования, «всеобъемлющая предвосхищающая истолкованность мира» (Г.-Г. Гадамер): «Бытие, которое может быть понято, есть Язык». Человек понимающий: понимание как основополагающий способ человеческого бытия-в-мире.  Герменевтика: история и современность. Великие Книги Культуры: Библия и Евангельское Откровение, Коран, Махабхарата, Бхагавадгита и Рамаяна, Дао Дэ Цзин, Илиада и Одиссея. Историческая традиция герменевтики. Средневековая герменевтика как искусство толкования Священных Книг (Hermeneutica Sacra). Трактат Й. Даннхаузера «Hermeneutica Sacra» (1654 г.) и становление герменевтики в качествен самостоятельной дисциплины – учения о процессе и методах интерпретации сакральных текстов (XVII в.). Герменевтика Ф. Шлейермахера: утверждение универсального характера понимания в истории человеческой культуры и переориентация герменевтики с разработки методологии интерпретации конкретных текстов на исследование общих принципов понимания. В. Дильтей: Герменевтика как общая методология «наук и культуре и духе»; понимание – фундаментальная основа гуманитарного познания («наук о духе»). Значение работы Г.Г. Шпета «Герменевтика и её проблемы» (1916-1918) в становлении гуманитарной мысли XX в. М. Хайдеггер: онтология понимания, понимание как способ бытия, как форма первичной данности Мира человеку.  «Универсальность герменевтической проблемы» (Г.-Г. Гадамер) в современную эпоху истории Культуры Человечества: «Герменевтическая подвижность жизни» – герменевтическая подвижность Культуры. Труды Гадамера о языке, литературе, эстетике, диалоге и искусстве понимания. «Истина и метод. Основы философской герменевтики». Герменевтический проект Эмилио Бетти: стремление к возрождению романтического наследия герменевтической мысли. Полемика Бетти с Гадамером. Герменевтический проект П. Рикёра: книга «Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике». Герменевтика и психоанализ. Культура как текст. Герменевтика и теория интерпретации. Понятие «интерпретации» в современных философско-культурологических контекстах. Искусство интерпретации. Идея «возвышенных текстов» Культуры. Герменевтика художественного текста. Герменевтика искусства. Искусство взаимо-понимания – основа человеческого общения, межличностных отношений и диалога культур.

 

Тема 34

Этос Культуры и этика Языка. Философия «глубинного общения». Межличностная и межкультурная коммуникация в современном Мире  

 

Что такое Этос Культуры? Актуальность этики, этического компонента в гуманитарном познании и современных Cultural studies (А.А. Гусейнов). Этика Слова. Этика Языка. Этика общения. «Язык является открытием Другого… предполагает собеседника, множество собеседников… Их общение – это этика» (Э. Левинас). Сокровенный исток общения; «Человеческое бытие безоговорочно связано с коммуникацией…Человек находит в мире другого человека как единственную действительность, с которой он может объединиться в понимании и доверии» (К. Ясперс «Философская вера»). Коммуникативная онтология культуры. Философия диалога, её развитие в XX столетии и актуальность на рубеже XX-XXI веков: М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Шелер, М. Бубер, Г. Марсель, П. Рикёр, Э. Левинас, Э. Мунье. Русская версия философии «глубинного общения»: В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, М.О. Гершензон, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.С. Батищев.

Проблема диалога культур, межличностной и межкультурной коммуникации в современную эпоху «глобальной» Культуры, её общечеловеческий, всемирный статус. Антропологическая проблема как исток и причина глобальной проблемы коммуникации (утрата Человечности, обесценивание человеческой личности). Эссе Г.-Г. Гадамера «Неспособность к разговору». Отличие понятий «коммуникация» и «глубинное общение». В чём состоит «глубина» общения? Утрата глубины понимания, присущей истинному диалогу и проблема отчуждения человека в современной Культуре. Основания истинного диалога: ценность Человека, ценность Личности, ценность Я и ценность Другого, «забота о Другом». Этическая ответственность субъектов общения; «ответственность Я за Ты». М. Бубер, работы «Я и Ты», «Диалог». Человеческие взаимоотношения, межличностное общение и взаимопонимание как основа общения межкультурного. Г. Марсель «Опыт конкретной философии»; П. Рикёр «Путь к другому».

Вклад русской философии всеединства в философию диалога и этику глубинного общения. Возвращение к истокам: религиозные истоки общения. Истина Любви. Философемы Всеединство, «Возлюби ближнего своего», «Откровение Ты» – «Ты еси», «Лик Другого», Личность Другого, Другой – Друг, духовность общения. Работы В.С. Соловьёва «Смысл любви», М.О. Гершензона «Тройственный образ совершенства», Н.А. Бердяева «О назначении человека», С.Л. Франка «Непостижимое». Универсалии глубинного общения (Г.С. Батищев, Э. Левинас).

 

Тема 35

Язык всемирного общения. Всемирная Культура как со-бытие культур: глубокие корни общности и сокровенный исток диалога культурных миров

 

Вопрос: возможна ли Всемирная Культура в современную эпоху истории человечества при максимальном культурном многообразии? Понимание Единого в истории философской мысли: Единое (парменидовская традиция) и Всеединство как «Единое в многообразии всех его индивидуальных уникальных проявлений», «Единое, различаемое в себе самом» (гераклитовская традиция). Всемирная Культура или Глобальная Культура? Мультикультурализм; Единство Мира в многообразии культур. Проблема «со-бытия» культур и сохранения культурной идентичности в современную эпоху истории Культуры.

«Глубокие корни общности» (С.С. Аверинцев) культур в современном Мире. Диалог религиозных откровений древности, восходящий к культу Слова, постижению Божественного Логоса. Диалог великих мировых религий как архетип диалога культур. Диалог великих культурных миров: восточные и западные культурные миры, мир Библии и Евангельского Откровения, мир Корана, мир древнегреческого эпоса, гомеровских «Илиады» и «Одиссеи», мир древнеиндийского эпоса Махабхараты, Бхагавадгиты и Рамаяны, конфуцианско-даосского канона (Г.С. Померанц). Миф о Вавилонской башне в философских интерпретациях (Ж. Деррида, М. Фуко, В. Беньямин и др.) и история поисков универсального языка. Понятия «универсальный язык» и «совершенный язык», их принципиальное отличие. Книга У. Эко «Поиски совершенного языка в европейской культуре».

Будущее Культуры Человечества – в стремлении к межкультурному диалогу и взаимопониманию культур. Восток – Запад: встреча культур и проблема их взаимопонимания в современную эпоху истории Культуры. Диалог культур Востока и Запада: «Диалог А. Тойнби-Д. Икеда: Человек должен выбрать сам». «Диалог о Языке между японцем и спрашивающим» М. Хайдеггера: к проблеме поисков совершенного языка – языка всемирного общения.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!