Культура как способ человеческого бытия в Мире



 

Тема 12

Феномен Человека. Антропологическая проблематика философии культуры

 

Глубокое генетическое родство философских вопросов «Что суть Человек?» и «Что суть Культура?». Культура – «взращивание Человечности» (Д.С. Лихачёв). Культура как способ подлинно человеческого бытия-в-Мире, самопознания, развития и совершенствования Человека. Антропологический поиск в истории Культуры и «науках о культуре и духе». Истории философских концепций человека должна предшествовать «история самосознания человека, история основных идеально-типических способов, которыми он себя мыслил, созерцал, чувствовал, рассматривал включённым в порядок бытия» (М. Шелер). История Культуры как история самосознания человека – завет «Познай самого себя!» всех мудрецов великих древних культур и религий (конфуцианства, буддизма, иудаизма, христианства) и поиск подлинной Человечности. Образы Человека в культурах Древнего Мира. Идея совершенного человека в культурном наследии Востока. Понятие жень (гуманность, человечность) мудрецов Древнего Китая. Понятие исконная просветлённость в буддизме (Будда – Пробуждённый); Древняя Индия, Китай, Япония. Философское вопрошание о Человеке в культуре Древней Греции – «Ищу Человека!». Христианское Откровение и открытие Человеческой Личности в христианстве: Человек, постигаемый в божественной первосущности. Христос – Богочеловек, Истинный Человек и идея истинной, совершенной Человечности в истории Культуры Человечества.

Философская антропология и значение философского постижения природы, сущности Человека и способа человеческого бытия-в-Мире – «тайны Человека» (Ф.М. Достоевский). Философская антропология в поисках антропологического a priori: глобальный проект Humanitas в мировой философской мысли, его религиозные истоки и основания. Философско-антропологическая стратегия классической философии – философии «культуры человеческого разума»: открытие и обоснование человеческой способности трансцендирования, благодаря которой человек осуществил выход из «физики» (природы) и обрёл возможность создания своего собственного мира, мира Культуры. Девиз Декарта Cogito ergo sum и утверждение в Культуре Человека, сознающего себя и Мир, Человека мыслящего, разумного, познающего, Человека, «имеющего мужество пользоваться собственным умом». Кант-антрополог: трансцендентальный идеал красоты и совершенства Человека – «Только Человек может быть идеалом красоты... только Человечество в его лице как мыслящее существо может быть идеалом совершенства»; «Самый главный предмет в мире… это человек, ибо он для себя своя последняя цель». Трансцендентальная антропология Канта и перспективы создания фундаментальной антропологии – учения о сущности Человека, цель которой – исследовать «не только человека, который искажён изменчивым обликом, навязанным ему его случайным состоянием, но саму природу Человека». Главное антропологическое достижение классической философии – о-предел-ение Человечности как таковой, выяснение самой природы Человека, что суть «чисто человеческое», «абсолютная человечность», выявление humanitas (подлинной Человечности Человека), рассмотрение Человека во всеобщности идеи; его философская ценность и принципиальная значимость для философии культуры. Культура как способ не просто человеческого, но «чисто человеческого» бытия, бытия Человека в идеальном мире Единства Истины-Добра-Красоты, средоточие Человечности в человеке. Антропологическая проблема классической трансцендентальной философии – редукция Человека к его разумной и познавательной сущности (Cogito, Гносеологическому субъекту), идеалу и цели совершенствования; «Человек умер в Трансцендентальном субъекте» (Г.И. Петрова). Её последствия – Сверхчеловек (Ф. Ницше), отчуждение и одиночество человека в технизированном мире и мн. др. Идея индивидуальности, индивидуализма, суверенного, самодостаточного и самоценного «Я» западноевропейской культуры. Глубокие истоки кризиса Культуры – утрата Человечности: исчезновение глубинного, сокровенного, истинного (άλήϑεια) за идеальным обликом правильного, должного, необходимого, абсолютного (veritas).

Экзистенциально-антропологическое течение философии жизни: коренной антропологический сдвиг, идущий из глубокой древности, постепенно свершавшийся в глубинах философского мышления. Августин Аврелий Блаженный, Б. Паскаль, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Шелер, П. Тейяр де Шарден, М. Бубер, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Г. Марсель, А. Камю, Э. Жильсон, Ж. Маритен, Э. Левинас, Э. Мунье, Ж. Лакруа.  Смена акцента: Cogito ergo sum и потребность понимания Человека в его живом существовании, а не только разумной сущности, постижения полноты человеческого бытия, продумывания бытийного смысла жизни до сокровенных глубин. Философема «мыслящий тростник» (Б. Паскаль, «Мысли»). Глубокие религиозные корни экзистенциальной антропологии, её религиозные искания; осознание необходимости «преодоления бездомности» человека и «возвращения домой», к истоку Человечности – Богочеловечности, к религиозным истокам Культуры. Философско-антропологическая ценность трудов «Исповедь» Августина Аврелия Блаженного, «Мысли» Б. Паскаля, «Сущность христианства» Л. Фейербаха, «Жизнь Иисуса» и «Дух христианства и его судьба» Г.В.Ф. Гегеля, указывающих на глубокий антропологический смысл религии христианского откровения, на значение христианской антропологии для дальнейшего развития философии Человека. «Тайна Человека постижима лишь христианским откровением» (Б. Паскаль). «Собственная сущность человека есть его абсолютная сущность, его Бог… Бог есть сущность человека, рассматриваемая в качестве высшей истины – истины человеческой» (Л. Фейербах). «Что же он такое – человек во Вселенной? Человек в бесконечности – что он значит?» (Б. Паскаль) – работы М. Шелера «Положение человека в Космосе», Т. де Шардена «Феномен человека», М. Хайдеггера «Бытие и время», Г. Марселя «Онтологическое таинство». Гуманизм, признающий особый статус Человека во Вселенной, мыслящий Человечность Человека из его близости Бытию, пребывания вблизи Бога, в обители Истины Бытия. Фундаментальная онтология и философская антропология М. Хайдеггера: от вопрошания о смысле Бытия – к смыслу человеческого бытия-в-Мире и способу подлинно человеческого бытия, Dasein . Философема Dasein М. Хайдеггера. Многозначность Dasein, содержащего всю смысловую полноту человеческого бытия-в-Мире. Экзистенциалы Dasein . Забота как основной экзистенциал: специфика Dasein в заботе – в понимающем отношении к своему бытию, в беспокойном поиске своей человеческой подлинности, в сознавании необходимости непрерывного самотворения в качестве Человека («На что же ещё направлена «забота», как не на возвращение человека его существу… возвращение человеку ( homo ) человечности ( humanitas )» – М. Хайдеггер «Письмо о гуманизме»). Работа Э. Кассирера «Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры»: открытие «универсума человека» в Культуре и контуры новой антропологии.

Синергийная антропология (С.С. Хоружий) русской философии: В.С. Соловьёв «Чтения о Богочеловечестве», «Смысл любви», Н.А. Бердяев «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого», С.Н. Булгаков «Свет невечерний», С.Л. Франк «Душа человека», Л.П. Карсавин «О Личности», И.А. Ильин «Путь к очевидности», «Основы христианской культуры». «Поскольку человеческое в человеке есть его Богочеловечность, постольку антропология является по своей сущности теоантропологией» (С.Л. Франк). Трансцендентальный субъект Канта и трансцендентальный человек Н.А. Бердяева.

Осознание антропологического кризиса в современную эпоху и стремление философии к возвращению в Культуру Homo humanus. Задача философии – «вопрошать о смысле человеческого в человеке» (Э. Левинас). Работы Э. Фромма «Душа Человека», «Анатомия человеческой деструктивности».

 

Тема 13

Творческий гений Человека и философия творчества

 

«…поэтически жительствует человек на этой земле» (Гёльдерлин, М. Хайдеггер). Изначально творческая сущность Человека, творчество как его призвание и предназначение. Творчество как исток Культуры и возможность её жизнеспособности и развития. Религиозная природа творчества: божественный творческий акт Миро-творения; Человек – творец и со-творец высшего Творца, Бога, Создателя. Дар творчества: боговдохновенность, одухотворённость Художника. Главное творение и великое творческое достижение Человека – Культура. Древнейшее ποίησις – понимание творчества в Античности. Творчество как память о «золотом веке»; диалог Платона «Ион» («поэты летают как пчёлы, и приносят нам свои песни, собранные в медоносных источниках, в садах и рощах Муз»). Учение И. Канта о гении («Критика способности суждения», «Антропология с прагматической точки зрения»): попытка усилием мысли проникнуть в суть природы гения; о способностях души, составляющих гений. Сознание и творчество, творческая способность воображения, чувство возвышенного. Творческие истоки и творческая природа мышления («мыслить = поэтизировать» – М. Хайдеггер). Исследование творческого мышления в работах В. Дильтея «Воображение поэта» и Э. Кассирера «Идея и образ: Гёте, Шиллер, Гёльдерлин, Клейст». Романтическая философия творчества: понятие ностальгии, меланхолии, томления по бесконечному ( Sehnsucht )«Поэзию можно было бы назвать трансцендентальным воспоминанием вечного в человеческом духе» (Ф. Шлегель). Романтический идеал творческой личности. Жизнь как творчество, творческая динамика, стихийность и творческий потенциал жизни. Философы жизни о творчестве: целостное постижение творческой личности гения – книга Г. Зиммеля «Гёте». Творчество как сопричастность Миру и миро-переживание. Выявление художественного (творческого) a priori: абсолютная полнота бытия, радость жизни, красота, любовь, совершенство и др. Экзистенциальная философия о творческом способе человеческого бытия-в-мире. М. Хайдеггер: творчество как высвобождение и проявление подлинного Dasein; дар «поэтического жительствования» в экзистенциальной аналитике Dasein . Работы «Исток художественного творения» М. Хайдеггера, «Творческая интуиция в искусстве и поэзии» Ж. Маритена. Значение интуиции, эстетического миросозерцания и мировосприятия в творчестве: истинный Художник наделён даром узрения Мира-в-Красоте, «непосредственного созерцания Бытия в подлиннике» – Н.О. Лосский «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция», «Мир как осуществление Красоты». Творчество как самопознание, поиск Бога и самосовершенствование. Работа Н.А. Бердяева «Смысл творчества»; её статус в контексте русской софиологии, христианской антропологии и философии творчества, работ В.С. Соловьёва «Смысл любви» и русских философов о смысле жизни (Евг. Трубецкого «Смысл жизни», С.Л. Франка «Смысл жизни» и др.). Софийность творчества. Этика творчества – «этика творческого осуществления человеком божественного в жизни, правды, истины, красоты, ценности» (Н.А. Бердяев). Трагичность бытия Художника, трагедия как a priori творчества. Одиночество Художника в Мире. Ж.-П. Сартр «Ситуации». Творческое безумие; безумец, безумный гений. Безумие в понимании, восходящем к древнегреческому смыслу μανια: безумие как вдохновение в противоположность разумному, чисто рациональному познанию. Постижение тайны безумия – тайны творчества. Душа Художника, Безумного Гения – Винсент Ван Гог «Письма к брату Тео. Голландский и французский период»; К. Ясперс «Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гёльдерлина».

Миф о Художнике, Творце в истории Культуры. Архетипы творца в Культуре: Орфей, Дионис, Гомер, Христос, Дон Кихот, Фауст и другие. Миф об Орфее, боговдохновенном творце, и магии творчества (Р.-М. Рильке, М. Цветаева, О. Мандельштам, Т. Уильямс, Ж. Кокто, Ж. Ануй): «О, Поэзия, Ты – Бог!». Любовь как высшее творчество; образ Любящего Художника в Культуре – Данте. « Vita Nuova » и «Божественная комедия» как духовный творческий опыт, опыт самопознания, самотворения и самосовершенствования Художника посредством Любви. Э. Жильсон «Данте и философия». Философема Человек эпохи Возрождения: творчество и творческий гений Человека как a priori «ренессанса Культуры», всегда присутствующая в истории Культуры возможность её «возрождения». Гений Возрождения: ренессансная антропология и специфика ренессансного творческого мышления (Джотто, Фра Беато Анджелико, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Сандро Боттичелли). Миф о безумном гении-романтике: творческий дар Гёльдерлина (В. Виндельбанд, Э. Кассирер, М. Хайдеггер, К. Ясперс, С. Цвейг, К. Хюбнер). Миф о Фаусте европейской культуры (проблема познания и творчества) и Христианский миф русской культуры (любовь – истинное творчество, жизнетворчество): «Фауст» Гёте – «Идиот» Ф.М. Достоевского – «Доктор Фаустус» Томаса Манна – «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака. Миф о Пушкине, художнике-пророке в русской культуре. Пушкин о творчестве: трагедия «Моцарт и Сальери» – глубокое постижение природы творчества, творческого дара и судьбы творца. Русская пушкиниана о пророческом призвании и судьбе Пушкина: В.Г. Белинский, В.С. Соловьёв, В.В. Розанов, М.О. Гершензон, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Б.П. Вышеславцев, Л. Шестов, И.А. Ильин, В.В. Набоков, М.И. Цветаева, Ю.М. Лотман, В. Вересаев.

Судьба Человека-творца, Художника и проблема ценности творческой личности в современную эпоху развития Культуры.

 

Тема 14

Человек в мире ценностей. Аксиологическое направление философии культуры

 

Аксиология как философская дисциплина, философия ценностей. Понятие «ценности», природа ценностей. Культурообразующая функция ценностей. Идеально-ценностный уровень Культуры. Ценностный мир Человечества. Иерархия ценностей. Проблема понимания и усвоения ценностных смыслов. Проблема ценностного выбора. Существуют ли универсальные ценности Культуры? Вопрос о соотношении национальных ценностей и ценностей общечеловеческого значения. Проблема ценностей в межкультурном общении: ценность Другого. Процесс возникновения, утраты и возрождения ценностей в Культуре. Исток ценностного сознания в истории культуры человечества: сакрализация Мира в культурах архаики.

Учение о ценностях в историко-культурологической и культурфилософской мысли. Основные аксиологические доктрины в истории философии культуры. Варианты «архаических» аксиологий: ценностные ориентации культур Древнего мира (Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, Славянский мир и т.д.). Становление аксиологической мысли в культурах Античности. Высшие ценности древних мудрецов и пророков (Конфуций, Лао-Цзы, Будда, Сократ, Христос). Трансцендентальный метод Канта и ценностные идеалы классической философии. Аксиологическая традиция неокантианства: учение о трансцендентальном культурном сознании как субъекте процесса созидания ценностей. «Переоценка всех ценностей» Ф. Ницше. Духовные ценности русской философии (Вл. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, Н.О. Лосский, Н.К. Рерих, Г.Г. Шпет): «Целостная, органическая культура – это культура, нацеленная на воплощение в жизнь религиозных, абсолютных ценностей» (П.А. Флоренский). Аксиологические искания XX столетия: технический прогресс в истории культуры и проблема ценностей, соотношение аксиологических исследований с антропологической проблематикой, этические нормы и ценностные идеалы. Массовое сознание, массовая культура и ценностный идеал как импульс саморефлексии и развития Культуры (Х. Ортега-и-Гассет). Аксиологическая проблематика в культуре постмодернизма. Значение аксиологических исследований в современную эпоху. Аксиологические исследования в Cultural studies, их междисциплинарный характер.

 

Часть II I


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 279; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!