Историософское течение философии культуры. Философский взгляд на историю мировой культуры. Основные историософские концепции



 

Тема 15

Вопрос об историчности человеческого бытия-в-мире, о «смысле и назначении истории» в контексте философии культуры

 

Идея историчности и временности человеческого бытия-в-мире («Подлинный опыт есть тот, в котором человек осознаёт свою конечность»; «подлинный опыт есть, таким образом, опыт собственной историчности» – Г.-Г. Гадамер) и сотворение Культуры. Философия культуры и философия истории; их взаимоотношение и диалог. Культура сквозь призму Времени и Вечности. Время, память, забвение и Культура Человечества: что суть история культуры? Проблема «смысла и назначения истории». Философия культуры в поиске смысла интеллектуальной истории человечества – истории человеческой Культуры. Вечность Культуры? Культура как память Человечества. Ностальгия по Прошлому. Идея «золотого века» Культуры. Вопрос о связи истории Культуры (великого прошлого) и современности. Способ бытия Прошлого в Культуре: исторические памятники культуры. Идея «кризисов» и «ренессансов» в истории мировой культуры. «Запад-Россия-Восток» как культурфилософская проблема.

Работы Карла Ясперса о смысле и назначении истории – «Истоки истории и её цель», «Духовная ситуация времени», «Философская вера». Понятие «пограничной ситуации» Человека и Человечества в философии К. Ясперса. Исторический процесс и схема мировой истории, согласно К. Ясперсу. Четыре больших периода истории Человечества: доистория; эпоха великих древних культур (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) в 5-3 тыс. до н.э.; «Осевое время» - время вхождения Человечества в пограничную ситуацию и исторической рефлексии Человека, появление современного человека и становление истории Человечества как Мировой Истории, возникновение религиозно-этических учений как духовных основоположений Человечества в Палестине (учение палестинских пророков), Персии, Индии (буддизм), Китае (даосизм и конфуцианство), Греции (возникновение философской мысли) в 8-2 в.в. до н.э.; научно-техническая эра с конца Средневековья до современной эпохи технизированного мира. Открытая возможность истории: движение Человечества навстречу «второму Осевому времени» – времени Единой Всемирной Культуры, подлинного Единства Человечества на основе универсальных культурных ценностей, выработанных народами великих культур древности.

 

Тема 16

Истина Мифа в истории Культуры. Миф как «образцовая история», пра-история Человечества: опыт переживания Сакрального

 

Миф и история. «История появляется в тот самый момент, когда человек, движимый своими потребностями, переживает сакральное» (М. Элиаде). Мифопоэтическое наследие истории Культуры Человечества. Сочинение Дж. Вико «Основания новой науки об общей природе наций» о поэтической мудрости древнейших народов. Миф как священное предание, сокровенное знание, мудрость Человечества. Диалектическое понимание исторического развития Человечества; история как циклический процесс: божественная, героическая и человеческая эпохи. Древнейшая «поэтическая эпоха» – эпоха мифотворчества; миф как способ мышления древних народов, народов-поэтов, народов-творцов, «детей возникающего человеческого рода»; её особое значение в Истории Человечества.

Вечность и современность Мифа. Истина Мифа в философии мифа М. Элиаде. Работы «Космос и история. Миф о вечном возвращении», «Аспекты мифа», «История веры и религиозных идей». Время Мифа. Два измерения времени: сакральное и профанное. Миф как священное Прошлое – событие, прасобытие, и «вечное настоящее», время «вне истории», переживание вечности «здесь и теперь». Миф как сверхвременное, сверхисторическое единство прошлого-настоящего-будущего («Истинная мифология наделена чертами универсальности, бесконечности…» – Ф.Й. Шеллинг). Сакральное время и Миф о вечном возвращении. Миф как архе, идеальный архетип исторического события, мифические архе как историческое a priori. Универсальные мифологемы в истории Человечества. Актуальность Мифа в современную эпоху истории Культуры.

 

Тема 17

Идея истории в классической философии. Историческая эволюция Человечества согласно законам Разума

 

Идея Культуры как Bildung – «воспитания души», умственного и духовного развития. Вера в Разум и идея исторического прогресса: всемирная история как процесс непрерывного развития Человека и Человечества согласно разумным законам. Мысль о всеобщем единстве Человечества и замысел воспитания Человека и совершенствования Человеческого рода. И. Кант, работа «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» – «Историю человеческого рода в целом можно рассматривать как выполнение тайного плана природы… Природа наметила своей высшей целью всеобщее всемирно-гражданское состояние как лоно, в котором разовьются все первоначальные задатки человеческого рода». Работа И. Канта «К вечному миру». Идея единой Европы. Европоцентризм, его истоки как долговременного идейного течения. Утверждение особой исторической миссии Европы. Всемирная история как история становления европейского духа.

Французские просветители – о самопознании Человечества в историческом аспекте, о происхождении человеческого общества и первых формах его существования, о свободе Человека и преобразовании социума, о причинах, управляющих ходом истории народов, о государственном устройстве, правах и обязанностях граждан. «Рассуждения о причине величия и падения римлян», «О духе законов» Монтескье; «Опыт о нравах и духе народов» Вольтера; «Эмиль, или О воспитании», «Об общественном договоре», «Рассуждение о происхождении неравенства» Ж.-Ж. Руссо. «Я желаю написать историю не войн, а общества; я хочу изложить как люди жили в своих семьях и какие искусства они культивировали. Предмет мой – история человеческого ума, а не перечисление мелких фактов» (Вольтер). Идеалы Великой Французской революции.

«Воспитание человеческого рода» Г.Э. Лессинга. История как история человеческой мудрости, приращение всё новых и новых духовных откровений, духовное восхождение Человечества. Различие между воспитанием и откровением: «То, что для отдельного человека – воспитание, для всего Человеческого рода – откровение». Три возраста Человеческого рода, три эпохи развития Человечества, соотносимые с чередованием религий. Три религии – язычество, иудаизм и христианство – вехи истории Культуры Человечества, истории Духа. Образ Христа как совершенной гармоничной личности, идея духовно-нравственного ориентира Человечества и эпоха зрелости – «Оно обязательно придёт, время нового вечного Евангелия, обещанного нам в книгах Нового завета».

Труд И.Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества»: задача создать общую картину человеческой истории, проследить историческую судьбу Человечества, понять особое призвание Человека и смысл его существования во Вселенной. Богоподобие Человека, его двуединая природа. История различных народов Земли, по Гердеру: у каждого народа своя история, своя судьба, свой язык, своя культура, но «весь человеческий род на Земле – это только одна и та же порода людей». Взращивание гуманности – цель истории Человеческого рода в целом, его высшее предназначение.

Всемирная история как процесс саморазвития Мирового Духа – «Философия истории» Г.Ф.В. Гегеля. Воплощение Абсолютного Духа в мире Культуры Человечества: искусство – религия – философское мышление. Постановка Гегелем проблемы «Восток-Запад» в философско-историческом контексте («Лекции по философии»), обоснование принципиального различия восточного и западного культурных миров и поиск путей их «примирения» во всемирной истории.

 

Тема 18

Русская философия всеединства в поисках смысла истории Человечества

 

Русская философская мысль «сплошь историософична, постоянно обращена к вопросам о смысле истории, конце истории и т.п.» (В.В. Зеньковский). Религиозные, христианские корни русской историософии. Работа Н.А. Бердяева «Смысл истории»: история как судьба Человека, его крестный путь – «Весь мировой процесс стоит под знаком Человека,… в сердцевине его лежит судьба Человека, которая определяется первоначальной Божественной драмой… Историческое – есть откровение о человеческой судьбе… Судьба Человека – есть конкретная задача философии истории». Основная идея историософского течения русской философии всеединства: История как Богочеловеческий процесс совершенствования Мира путём откровения Человеку Божественной Истины в процессе духовно-нравственного развития, идеальной цель которого – восстановление всеединства Человечества в Мире и Мира с Богом, построение Царства Божьего на Земле. История как со-творчество Человека с Богом. Труды В. С. Соловьёва «Чтения о Богочеловечестве», «Три разговора о войне, прогрессе и всемирной истории», «Смысл любви», «Оправдание добра».

Русская идея: понимание статуса, роли, исторической миссии России во всемирной истории. Проблема «Запад-Россия-Восток». «Философические письма» П.Я. Чаадаева. Полемика славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин) и западников (Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, П.В. Анненков, Н.П. Огарев, А.И. Герцен). Работа В.В. Зеньковского «Русские мыслители и Европа». Русские историки и мыслители о сути русской истории: Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьёв, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Гумилёв. Проект Евразийского движения в историософии русской эмиграции. Работа Н.С. Трубецкого «Европа и человечество». Идея «исхода» к Востоку, восточных корней русской культуры, исконного единокровного родства России и Востока. Актуальность евразийских идей, проблемы взаимоотношений России и стран Востока в современную эпоху. Работа «Русская идея» В.С. Соловьёва – «идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Книга «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому». Истоки и начало формирования концепции культурно-исторической типологии, в основе которой – отрицание линейной схемы мировой истории, идеи исторического прогресса Человечества и принцип естественного многообразия локальных культур, собственного исторического пути каждой из них, циклического развития Культуры. Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, германо-романский или европейский, славянский, новоамериканский. Жизненный цикл культурно-исторических типов. Славянский культурно-исторический тип. Понятие Славянство. Россия – центр Славянского культурного мира. Проблема взаимоотношения России и Европы, критика идеи европоцентризма (всестороннее рассмотрение значимых исторических событий, дипломатических и экономических отношений, различий менталитета, вероисповедания, социально-психологических особенностей национального характера и т.п.). Акцент на самобытности  и самоценности русской культуры, особом пути её развития, опасности её вестернизации, утраты русских национальных корней. Будущее славянского культурно-исторического типа, специфика славянской религиозности, внутренний творческий потенциал России. Надежда Данилевского на организацию Всеславянского союза и «возрастание» духа самобытной славянской культуры. Влияние Н.Я. Данилевского на дальнейшее развитие концепции культурно-исторических типов  (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин).

Философия культуры Даниила Андреева. «Роза Мира». Единство и целостность философско-художественной концепции Д. Андреева, его духовно-религиозные искания. Религиозно-мифологическая концепция культуры. Мифотворчество Д. Андреева. Концепция мифа и метамифология. Мифопоэтика «Розы Мира». Религиозные поэтические мистерии Д. Андреева. Религиозная природа Культуры: Культура – «прорастание зерна религии». Культура и Метакультура: размышление о «смыслах и целях» Культуры в «большом времени» метаистории, в границах не лет и веков, но эонов – духовные истины «всечеловечны и внеисторичны», «внутренний пафос новейшей истории – в стихийном стремлении к всемирному». Символический смысл метаисторического процесса. Основные метакультуры, описанные Д. Андреевым. Иерархия метакультур. Шаданакар. Структура Шаданакара. Эсхатологические предчувствия Д. Андреева, идея трагического развития мировой истории под знаком распятия Христа, Апокалипсис, мировой кризис. Роза Мира – интеррелигиозная всечеловеческая, всехристианская церковь, соборное творчество Человечества («Соцветие религий сделает мировую религиозность вместо сочетания разрозненных лепестков целокупным и единым духовным цветком – Розою Мира»). Роза Мира как возможность спасения Культуры Человечества («Соборный мистический разум живущего человечества, она будет осмыслять исторический процесс в его прошлом, настоящем и будущем, чтобы вступить в творческое руководство им»). Русская метакультура, репрезентация её ключевых мифов. Духовный возраст России как молодой метакультуры. Богоизбранничество России, её мессианское историческое предназначение. Философия творчества Д. Андреева: «Именно в том факте, что личность содержит единоприродные с Божеством способности творчества и любви, заключена её абсолютная ценность». Миф о Поэте-вестнике, его особой роли в метаистории как ядро философии культуры Д. Андреева. Вестничество как явление всемирного порядка. Пророческий дар поэта-вестника. Вестники Розы Мира: Данте, Петрарка, Сервантес, Гёте, Шекспир, Моцарт, Бетховен, Пушкин, Достоевский, Соловьёв. Эстетика Д. Андреева. Его религиозно-этическая концепция творчества и искусствоведческая концепция; размышления о глубоко религиозной природе искусства, его сущности, об искусстве будущего. «Культура есть не что иное, как общий объём творчества Человечества». Эпоха Розы Мира.

Феномен семьи Рерихов (Н.К. Рерих, Е.И. Рерих, С.Н. Рерих, Ю.Н. Рерих). Путь на Восток, к Сердцу Культуры Человечества (Индия, Тибет, Китай, Алтай, Монголия); исследование восточного духовно-философского наследия, памятников искусства, древних рукописей, пророчеств и легенд, тибетских манускриптов, религиозных культов, преданий и обрядов. Книга Н.К. Рериха «Сердце Азии». Шамбала, община великих Махатм, обитель духовности, высокой культуры, мировой мудрости, света, добра. Вечность Культуры («Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна»). Книга «О вечном»: «Культура есть почитание Света. Культура есть Любовь к Человеку. Культура есть благоухание, сочетание Жизни и Красоты. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть Сердце». Книга «Врата в будущее». Художественное творчество. Образы пророков – Будды, Кришны, Магомета, Франциска Ассизского, Сергия Радонежского, Конфуция, Лао-Цзы. Рерихи – о русской истории и культуре, миссии России. Циклы картин, посвящённых русской истории: «Начало Руси. Славяне». «Учение Живой Этики»: гуманистическая концепция культуры. Исторический путь обретения мировой гармонии. Вера в грядущее Всеединство Человечества и Космоса, Возрождение Духа, спасение Культуры.

 

Тема 19

«Поэзия философичнее и серьёзнее истории». Вильгельм Дильтей: историк культуры в поисках метода

«Критика чистого разума» Канта и «Критика исторического разума» В. Дильтея. Как возможна история? Жизнь и История. Категория историчности; её обоснование. «Построение исторического мира в науках о духе». История в качестве науки об изменчивом и бесконечно становящемся Жизненном Мире Человечества – история Культуры. Логика Жизни и логика истории. «Логика» историко-культурного мышления: обнаружение историософской логики, более широкой, чем сознательная позиция историка. Историческое переживание. Отказ от формально-логических схем исторического процесса, от системного, теоретического осмысления истории, рефлексии и обращение к живой памяти Прошлого, памяти Культуры. Постижение смысла исторического события, возможное лишь посредством сопереживания. Роль вживания, вчувствования, интуиции, воспоминания в постижении Прошлого. Возвращение к мысли Аристотеля «Поэзия философичнее и серьёзнее истории» («Поэтика»). Проникновение в сущность поэтического мышления: работа «Переживание и поэзия. Лессинг. Гёте. Новалис. Гёльдерлин». Традиция романтической историософской концепции (Новалис «Генрих фон Офтердинген», «Христианство и Европа, Гёльдерлин «Отшельник в Греции») – «историк непременно должен быть поэтом» (Новалис). «Томление по идеалу» и поэзия Прошлого. Историческое воображение. Историк как пророк («Историк – это пророк, обращённый к прошлому» – Ф. Шлегель). Романтическая мифологема пути к праистокам, корням Культуры как пути к Истине.

 

Тема 20

Испанские мыслители Мигель де Унамуно, Хосе Ортега-и-Гассет, Х. Субири о судьбе Культуры

 

Критика классической философии: потребность «придать Разуму жизненность», заменить Чистый Разум Жизненным Разумом; перейти от абстрактной идеи Человека к смыслу бытия Человека-в-Истории, к пониманию глубокой взаимосвязи истории человеческой жизни и истории Человечества. Работы «О трагическом чувстве жизни у людей и народов» М. де Унамуно, «Что такое философия?» Х. Ортеги-и-Гассета, «Пять лекций по философии», «О сущности», «Понимание и логос» Х. Субири. История и Жизнь. Историчность Человека: человеческая жизнь как духовная драма, разыгрывающаяся между конечностью его индивидуального бытия, вечностью, бесконечностью Мира и стремлением к бессмертию. История Культуры в поиске смысла духовной драмы жизни человека. Жизнь Человека как духовная жизнь, жизнь творческая. Работа «История как система» Х. Ортеги-и-Гассета: «история есть герменевтика, то есть интерпретация, что означает включение каждого отдельного факта, события в органическую структуру жизни, жизненной системы». История и интраистория.

Философия культуры Хосе Ортеги-и-Гассета: «…я понимаю под философией общую науку о любви, в орбите нашего интеллекта именно она является главным побудителем к всеохватывающей связи». Метафоры «глубина» и «поверхность» Культуры. Стремление философа «разбудить спящего» – пробудить в человеке потребность размышления о глубинных проблемах человеческой жизни: памяти, любви, жизни, смерти и бессмертии. Духовность и Культура. Понятие «Человек массы». Массовое сознание, духовное варварство Человека массы и судьба Культуры. «Восстание масс» Х. Ортеги-и-Гассета. Понятие «аристократизм» в качестве высокой духовности, «духовная элита». Идея поколений Х. Ортеги-и-Гассета: история и человеческая жизнь. Работа «Человек и люди». Значение пересечения, взаимодействия и смены поколений в истории Культуры: ритм перемен и историческая преемственность. Философ в поисках идеала Истины-Добра-Красоты, вершин творческих достижений Человека в истории Культуры. Работы «Джоконда», «Эстетика в трамвае», «Дегуманизация искусства», «Веласкес», «Гойя». Идея исторической перспективы Культуры.

Забота о духовном возвышении Человека в испанской философии культуры. Работа Ортеги-и-Гассета «Бесхребетная Испания» – о стране, утрачивающей исконную духовность. Вопрос об исторической и культурной подлинности – Что такое Испания, «это плоскогорье европейского духа», «страна предков»? Рыцарство в испанской культуре, его философское осмысление. Бессмертный роман М. де Сервантеса «Дон Кихот» – книга «судьбы» Культуры и её глубокое философское прочтение. Дон Кихот – герой испанской и в целом – европейской культурной мифологии, образ европейского культурного самопознания и самоопределения. Глубокая религиозность рыцарства: Христос и Дон Кихот. Культ Христа страдающего. Рыцарский идеал, восходящий к ценностям религиозного сознания (искренней вере, состраданию и милосердию, справедливости, верности долгу, благородной и возвышенной любви), христианским добродетелям. Рыцарство как стиль жизни. Цикл работ о Дон Кихоте М. де Унамуно: «Жизнь Дон Кихота и Санчо, написанная Мигелем де Сервантесом, объяснённая и прокомментированная Мигелем де Унамуно», «Эссе о Дон Кихоте», «Гробница Дон Кихота». «Размышления о Дон Кихоте» Х. Ортеги-и-Гассета. Поэзия прошлого: идеалы Прошлого и история Культуры. Стремление философов вернуть подлинную духовность Средневековья и «отвоевать гробницу Рыцаря Безумства у завладевших ею вассалов Благоразумия, делающих всё, чтобы Рыцарь не воскрес»; утверждение истинных духовных ценностей в Культуре Человечества.

 

Тема 21

Социология культуры. Социокультурная мысль Запада и России

 

Понятия «культура» и «цивилизация». Задачи социально-философских и социокультурных исследований. Немецкая социологическая школа. Социокультурная концепция Макса Вебера (1864-1920). Методология социального познания М. Вебера: «понимающая» социология. Работа «Социология религии». Типы религиозных обществ. Религиозные истоки культурных и социальных кризисов. Работа «Протестантская этика и дух капитализма»: выявление связи между этическим кодексом протестантских вероисповеданий и возникновением капитализма, капиталистического общества. «Экономический» рационализм: грандиозный процесс «расколдовывания» Мира. М. Вебер о России. Социология истории Альфреда Вебера (1868-1958). Целостное видение всемирной истории. Работы «Идеи к проблеме социологии культуры», «Третий или четвёртый человек. О смысле исторического существования», «Прощание с прежней историей». Исторический процесс как сложное взаимодействие 3-х факторов в каждый момент времени: телесно-витального (социально-экономические образования, «исторические тела»), рационального, интеллектуального (наука и техника, научно-технический прогресс), душевно-духовного («духовные образования», наивысшие достижения культуры). Социально-экономический, цивилизационный и культурологический аспекты исследования А. Вебера. Работа «Германия и кризис европейской культуры». Социология познания Карла Манхейма Мангейма (1893-1947). Социально-исторический контекст мышления человечества. Феномен «единства поколения» и стили мышления. Работы «Человек и общество в эпоху преобразований», «Очерки социологии знания». Интеллигенция как особая социальная группа; проблемы интеллигенции и перспективы познания; интеллектуальная элита и массовое общество. Работа «Диагноз нашего времени»: кризис западноевропейской «фаустовской» культуры и судьба Запада.

Французская социологическая школа Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Работа «Метод социологии». Социальные истоки и функции религии и форм мышления. Работа «Элементарные формы религиозной жизни». Социально-антропологическая концепция Дюркгейма. Пьер Бурдье (1930-2002): логика «экономики культурных благ». Коммерциализация Культуры. Основные понятия социокультурной концепции П. Бурдье. «Поле» – рынок, где производятся и обращаются капиталы, ансамбль социальных отношений конкуренции, предложения и спроса, иерархии, господства и подчинения. «Капитал», 3 категории капиталов: экономический, социальный, культурный. «Габитус». Работы «Рынок символической продукции», «Практический смысл», «Социология политики».

Американская социологическая мысль – Элвин Тоффлер (1928г.р.) о цивилизации будущего; проблемах перехода к информационно-электронной цивилизации и последствиях научно-технической революции. Работа «Потребители культурных ценностей». Этапы исторического процесса развития цивилизаций – «волны цивилизаций»: аграрный тип цивилизации, индустриальная цивилизация, эра информационной, электронной цивилизации.  Футурологическая концепция Э. Тоффлера – работа «Футурошок» о проблеме несоответствия скорости перемен в социальной и культурной жизни и адаптации к ним человека. Соотношение понятий «футурошок» и «культурный шок Работа «Третья волна». Работа «Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века». Другие футурологические концепции: Ф. Фукуяма о проблеме Человечности в современном Мире – «Конец истории и последний человек», «Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции»; идея доверия в обществе, общества с высоким и низким уровнем доверия, кризис доверия в современную эпоху – «Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию». С. Хантингтон о межцивилизационных конфликтах – «Столкновение цивилизаций», «Практический порядок в меняющихся обществах».

Питирим Сорокин (1889-1968). Автобиографический роман «Долгий путь» (1963): между Россией и США. Работы «Система общей социологии», «Общество, культура и личность: их структура и динамика». Многотомный труд «Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений» – о сущности культуры: ценности – основной принцип и фундамент культуры всякого общества. Понятие «менталитет культуры». Типы культур: идеациональный, чувственный, идеалистический. Динамика социокультурного развития общества; всеобщий характер изменений. Жизнестойкость культуры, преувеличенность пророчеств о «конце цивилизации». Понятие «энергия культуры» - «энергия любви». Энергетический потенциал великих «апостолов любви» в истории Человечества: Будда, Иисус Христос, Лао-Цзы, Конфуций, св. Франциск Ассизский, Махатма Ганди.  Работа «Таинственная энергия любви».

 

Тема 22

Постижение истории Человечества Арнольда Тойнби

 

Универсализация всемирно-исторического процесса, его религиозные корни. Значение «высших» мировых религий в истории Человечества: зороастризм, иудаизм, буддизм, христианство, ислам. «Цивилизации перед судом истории». Понятие цивилизации. Классические модели цивилизационного развития. Эволюция локальной цивилизации. Выявление глубинных истоков генезиса, роста, «надлома» и распада цивилизаций в истории Человечества. Тенденция единения цивилизаций: их со-бытие, контакты и культурный обмен, порождение родственных цивилизаций, феномен «ренессансов», возрождения традиций и т.п. Главный труд Тойнби «Постижение истории»: влияние философии жизни. Закон исторической преемственности в духовном совершенствовании человечества: идея общечеловеческого единства в многообразии. Концепция единства истории в многообразии локальных цивилизаций. Универсальное государство. Вселенская Церковь, её духовная роль в утверждении ценностей древних «высших» религий Мира: Жизни, Любви, Милосердий и Мудрости. Эволюция и кризис западной цивилизации (утрата христианской основы). Возможность использования всемирного богатого исторического опыта в преодолении кризисов. Переписка А. Тойнби и Н.А. Конрада. Внимание А. Тойнби к Востоку. Диалог А. Тойнби и Джайсаку Икеда (Япония) о выборе человека и его ответственности в современном мире.

 

Тема 23

Гештальт Культуры Освальда Шпенглера

 

Что суть Культура, по мысли О. Шпенглера? «Закат Европы» как автобиография, глубоко личное переживание эпохи, мира, истории, драма Человека-творца, осознающего утрату культурного наследия великого прошлого. Историко-культурная методология О. Шпенглера. Историк культуры «с врождёнными задатками понимания», равный Художнику и Поэту в способности «переживать словесную звукопись и образы». Влияние классической философии. Влияние Гёте и Ницше. «Метод Гёте как единственно исторический» – подлинный метод постижения Культуры, «поэтическое переживание», «лирическое чувство» Культуры. Гештальт Культуры. Глобальная задача, поставленная Шпенглером в «Закате Европы». Система основных идей «Заката Европы». Душа Культуры. Концепция всемирной истории Культуры: «Мир как история во всём многообразии форм культуры». Великие культуры, выделенные Шпенглером: египетская, вавилонская, индийская, китайская, греко-римская (аполлоническая), византийско-арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская), народов майя, русско-сибирская. Прасимволы культур. Жизненный опыт и жизненный путь культуры. Идея судьбы культуры. Судьбы культур, по Шпенглеру. Понятие языка и стиля культуры. Язык выражения и язык сообщения. Символика искусства. Фаустовский миф О. Шпенглера: Фауст как символ культуры Запада. Фаустовская душа западноевропейской культуры. «Закат Европы» О. Шпенглера в интерпретациях русских мыслителей – Ф.А. Степуна, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева.

 

Тема 24

Йохан Хёйзинга о кризисах и ренессансах Культуры

 

Чувство культуры Й. Хёйзинги. История творит своих историков: феномен Й. Хёйзинги в историософии культуры. Работа Хёйзинги «Мой путь к истории». Своеобразие «методологии» Хёйзинги-историка: непосредственное восприятие и глубоко личное внутреннее переживание Прошлого, интимная близость постигаемой эпохе и поиск исторической истины в глубинах собственной души;внимательное «вслушивание» в исторический процесс и размышление о своём, экзистенциальном положении в потоке Истории. Эстетика Средневековья. Попытка воссоздания «живого» прошлого в книге «Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах». Жанровые искания Й. Хёйзинги в период работы над «Осенью Средневековья». Хёйзинга – лингвист: глубокое понимание языка культуры прошлого – языка Средневековья. Внимание к искусству как универсальному символическому языку Культуры. Поиск языка выражения в «Осени Средневековья». Принцип игрового повествования «Осени Средневековья». Вклад Й. Хёйзинги в открытие первоначал и постижение фундаментальных оснований Культуры. Причина его особого интереса к «зрелым и переломным» эпохам. «Вечные» темы истории мировой культуры: мечта о «золотом веке», идеал возрождения античности, рыцарский идеал и т.п. Вневременность Средневековья; ключ к пониманию всех последующих исторических и культурных эпох, скрытых течений исторического процесса и смысла истории в целом. Ностальгия об уходящем Средневековье. Развитие концепция игры в работе « Homo Ludens ». Игра как культурно-историческая универсалия, её архаические корни. Генезис, основные признаки, смысл и значение, культурная ценность игры. Игровая сущность Культуры: «Культура в её древнейших фазах «играется»… развивается в игре и как игра». Критика современного состояния Культуры, диагностика духовного кризиса человечества и вера в возможность исцеления и возрождения Культуры: «Тени завтрашнего дня». Гуманизм Й. Хёйзинги: постижение творческого гения человека в книге об Эразме Роттердамском.

 

Тема 25

Вклад искусствоведения в историософию культуры. Венская школа искусствознания и её последователи. Ганс Зейдельмайер: искусствоведческий подход к истории культуры

 

Историософия культуры на грани с искусством и художественным творчеством. Искусствоведческий подход к истории культуры: история Европы, связанная с её искусством и творческими достижениями. История становления и развития Венской школы искусствознания. Алоиз Ригль (1858-1905): формальный подход к изучению искусства; история искусства как история форм; идея художественных форм как самодостаточных эстетических ценностей. Внутренний кризис Венской школы, изменение точки зрения: всякая теория искусства и художественного творчества зависима от фундаментальной философии, философского понимания Бытия. Макс Дворжак (1874-1921) – работа «История искусства как история духа». Внимание Дворжака к высшему достижению человеческого гения - искусству Ренессанса: курс лекций «История итальянского искусства в эпоху Возрождения». Эрвин Панофски (1892-1968): акцент на антропологическом основании искусствоведения и истории культуры как истории творческих достижений Человека – работа «История искусства как гуманистическая дисциплина». Иконология Э. Панофски. Вклад Э. Панофски в исследование культуры Ренессанса: выявление «ренессанса» как состояния Культуры – работа «Ренессанс и ренессансы в искусстве Запада». Эрнст Гомбрих (1909-2001): переоценка традиции венской искусствоведческой концепции и традиции иконологической школы – работа «Статус истории искусств: призыв к плюрализму». Сборник трудов Э. Гомбриха «История искусства». Венская школа искусствознания и развитие искусствознания в Швейцарии: искусствоведческий подход Генриха Вёльфлина (1864-1945). Опыт построения «истории искусств без имён»: от создания биографий отдельных художников и описания созданных ими произведений – к выявлению способов художественного мировидения, общих форм созерцания, свойственных менталитету конкретных эпох и обнаружению всеобщих закономерностей искусства как целостного процесса. Работа «Основные принципы истории искусств». Теория эволюции художественных стилей. Эволюция языка и стиля искусства в связи с понятием «психология эпохи» – работа «Проблема эволюции стиля в новом искусстве». Работа Вёльфлина «Классическое искусствознание в изучении итальянского Возрождения».

Ганс Зейдельмайер (1896-1984): соприкосновение венской и швейцарской искусствоведческих традиций с их переосмыслением. Методология историко-искусствоведческого исследования Г. Зейдельмайера – работа «Искусство и истина: к теории и методу истории искусств» (1959). Творческий акт искусствоведа: сближение работы искусствоведа с творчеством художника. Ориентация на восприятие произведения искусства как Gestalt, образного целого. Предназначение и суть искусства – в поиске образа (Gestaltfindung) и способа выражения для того, что прежде не имело гештальта. Задача искусствоведа – выявление и обоснование «целостного интуитивного первопереживания», поиск «исходного порождающего основания» художественного образа, живой сердцевины. Приоритет архитектуры как «перво-созидания». Собор как Gesamtkunstwerk, высшее синтезирующее  средоточие искусств, целостное произведение искусства. Готический собор XII-XIII в. В его первоначальной роли синтеза всех искусств как вершина европейского художественного творчества. Работа «Возникновение собора» (1950). Метафора Зейдельмайера «утрата середины»: утрата религиозно-духовного центра Культуры, надлом тысячелетних канонов художественной органики, потеря архитектурой ведущего и объединяющего значения. Искусствоведческий историко-культурный диагноз европейской культуры: кризис – утрата единого стиля и отдаление искусств друг от друга, стилистический хаос в искусстве; бегство искусства в мир сновидения и бессознательного; образ «страдающего художника» и т.п. Работа «Утрата середины» (1948). Диалог Г. Зейдельмайера с русской философско-искусствоведческой мыслью (В.С. Соловьёв, В.И. Иванов, Н.А. Бердяев, Вл. Вейдле и др.). Г. Зейдельмайер и М.В. Алпатов.

 

Тема 26

Исторический дискурс в культуре постмодерна. Проект «новой интеллектуальной истории»

 

«Конец истории» и ситуация пост-истории и пост-современности в культуре постмодерна. «Мы в большей или меньшей степени живём под знаком завершившейся истории, уже на берегу текущей мимо реки» (М. Бланшо), «обитаем скорее в синхронном, чем в диахронном мире» (Ф. Джеймисон), «верное историческое чувство подсказывает, что мы живём, без специальных размёток и изначальных координат, в мире затерянных событий» (М. Фуко). Работы Р. Барта «Дискурс истории», Ж. Бодрийяра «В тени тысячелетия или приостановка года 2000». «Что суть история?» – вопрошание вновь;  понимание истории в философии постмодернизма. Ностальгия по Прошлому как Пра-времени и стремление «остановить» время, вернуться к его сакральному истоку в духе мифопоэтического сознания. Радикальный отказ от линейной концепции времени, линейного вектора истории, разумного принципа всеобщего прогресса Человечества и переосмысление «логики истории» в постмодернистском философском и культурном контексте. Дилемма философии истории: Историческая Истина и проблема субъективного отношения к Прошлому, плюрализма точек зрения на Прошлое (ситуация полиистинности). Возможность исторического дискурса и перспективы новой культурной и интеллектуальной истории, историософии. Работы Р. Дж. Коллингвуда «Идея истории», П. Рикёра «История и истина».

Исторический опыт – опыт ускользание Прошлого «как оно было на самом деле». Историческая Истина и проблема соотношения вымышленного и действительного. Историческое воображение; его конструктивная роль в создании целостного образа Прошлого. История как языковая и литературная практика. История как искусство рассказывания: «истории не проживаются, но рассказываются». Работа П. Рикёра «Время и рассказ». Мир как Текст в культуре постмодерна и идея текстуальной природы истории. Нарративная логика: не реальность истории как прошлого, а реальность истории как повествования. Значение работы Артура Данто «Аналитическая философия истории»: исторический нарратив как базовая форма историографии, одновременно реализующая и функцию описания, и функцию объяснения и выявления смысла событий прошлого. «Не может быть «настоящей истории», которая одновременно не была бы философией истории». Исторический нарратив (понятие, означающее повествование о событиях, свершившихся в прошлом, предполагающее опору на миф и философский поиск единого субстанциального начала истории) и исторический метанарратив (понятие, означающее глобальную мыслительную конструкцию, позволяющую придать единый смысл событиям всемирной истории). Тропологическая познавательная стратегия Х. Уайта, работа «Метаистория: историческое воображение в Европе XIX века». Поэтика Прошлого. Теория исторического повествования. Особенности исторического «письма». Исторические тексты, способы их создания, организации и коммуникации в социокультурном пространстве. Работы Ф. Анкерсмита «История и тропология: взлёт и падение метафоры», «Нарративная логика: Семантический анализ языка историков», «Возвышенный исторический опыт».

Школа Анналов: М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф. Историческое движение «Анналов»: переход от истории, изучающей политические события к «тотальной» истории, исследующей всю Культуру Человечества, всю совокупность социокультурных связей – истории Культуры. Исследование ментальности и выявление «глубинных структур» большого времени, глубинных причин исторического процесса. «История – не изучение прошлого, но наука о людях во времени и о человеке в обществе» (М. Блок). Работа М. Блока  «Апология истории, или Ремесло историка».

 

 

Раздел II


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!