Философия культуры: классика и современность



 

Тема 1

Философия культуры как научная дисциплина. Философская идея Культуры

 

«Что суть Культура?» – основной вопрос «наук о культуре и духе». Многозначность концепта «Культура» в современном гуманитарном познании; непрерывное расширение сферы значений и области смыслов. Принцип междисциплинарности в Cultural studies и необходимость философской рефлексии Культуры. Специфика философского осмысления Культуры. Философия культуры – философская дисциплина, ориентированная на постижение Культуры как универсального и всеобъемлющего феномена; её статус в системе культурологических дисциплин, её проблемное поле. Философское вопрошание о природе, сущности, смысле, значении и фундаментальных основаниях Культуры. Взаимоотношение классического и неклассического направлений философии культуры. Метафизика культуры. Методы исследования Культуры. Понятия «всемирная культура», «глобальная культура», «национальные культуры», «мультикультурализм», «цивилизация», «этнос», «этнокультурная идентичность», «мировой историко-культурный процесс», «духовная культура», «интеллектуальная культура человечества», «универсалии культуры», «трансценденталии культуры». Синергетика Культуры: современная концепция постижения Культуры как сложной саморазвивающейся динамической целостности во всём многообразии способов её бытия. Философское понимание Культуры и компетентность современного специалиста в области лингвистики и межкультурной коммуникации – лингвиста-магистра (общекультурная научно-исследовательская и самообразовательная компетенции).

 

Тема 2

Религиозные истоки Культуры: культ и Культура. Память Культуры

 

Религиозный культ как праисток Культуры. «Философия культа» П.А. Флоренского. Глубоко религиозная природа Культуры. Что суть религия в изначальном смысле слова (re - ligio – связывать, соединять)? Религия как сущность Культуры в работе «Теология Культуры» Пауля Тиллиха. Великие религии мира: конфуцианство, индуизм, буддизм, христианство, ислам. Религиозный мир и духовные учения Востока. Религиозная традиция в Древнем Китае. Древняя Индия: религия Вед и Упанишад. Религиозная традиция Древней Греции. Христианство и культура. Глубокие религиозные корни общности мировых культур.

Культура как память, «трансцендентальное воспоминание вечного в человеческом духе» (Ф. Шлегель). Платон о знании как воспоминании и Истине в подлинно-греческом смысле ά-λήϑεια – Истинное знание есть «припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала Богу, свысока смотрела на то, что мы теперь называем бытием, и поднималась до подлинного бытия». Диалоги «Ион», «Федр», «Менон», «Теэтет». Мнемозина, Память, матерь муз (М. Хайдеггер «Что зовётся мышлением?»).

Средневековье как эпоха Духовности и религиозно-философский универсум. «Вертикальность» средневекового мышления, установление смыслопорождающей и ценностной вертикали человеческого бытия (А.Я. Гуревич, А.В. Михайлов). Средневековая духовная культура и средневековая философия (теология), её значение для философского осмысления Культуры: Ориген, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Боэций, Августин Аврелий Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Бернар Клервоский, Фома Аквинский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Франциск Ассизский, Ангелус Силезиус, М. Экхарт. «Исповедь» Августина Аврелия Блаженного – о Богопознании, богоискательстве и самопознании, о пути Человека к истинному Богу, обретении Бога в глубине души («внутренний человек» Августина; «Я» - место, куда приходит Господь мой»). Работа Н.А. Бердяева «Новое Средневековье» – о глобальном культурном сдвиге, смене больших культурных эпох («возврат к Средневековью есть возврат к более высокому религиозному типу»), о потребности в религиозном гнозисе, целостном религиозном опыте и необходимости стремления к духовным вершинам средневековой культуры. 

Философы-классики о религиозности и религиозных основах Культуры: «Воспитание человеческого рода» Г.Э. Лессинга, «Религия в пределах только разума» И. Канта, «Философия откровения» Ф.Й. Шеллинга, «Христианство и Европа» Новалиса, «Речи о религии» Ф. Шлейермахера, «Сущность христианства» Л. Фейербаха, «Философия религии» Г.В.Ф. Гегеля. Неизбежность кризиса Культуры, утрачивающей религиозные корни, сакральное измерение, духовность. Религиозность и религиозные, духовные искания человека как возможность спасения и возрождения Культуры в современном мире, ренессанса Культуры.

 

Тема 3

Культура – Разума творение. Идея Культуры в немецкой классической философии. Трансцендентальный идеализм И. Канта

 

История возникновения и развития идеи Культуры в «науках о культуре и духе». Два способа познания и две основные гносеологические программы в истории философии: классическая трансцендентальная философия (опора на Чистый Разум) и философия жизни (опора на мудрость Жизни, иррациональное, стихийное, хаотическое начало, творческий потенциал).

Философская рефлексия классики над фундаментальными основаниями Культуры: обоснование, определение и оформление идеи Культуры как Мира величия Человеческого Духа. Культура как абсолютная универсальная реальность общезначимых норм, законов, идеалов, высших ценностей; Культура – Разума творение. Cogito , Гносеологический субъект, Чистое Сознание, Трансцендентальный субъект, формирующий и организующий Мир Культуры, упорядоченный строго в соответствии с законами логики, идеалами истинного, доброго, прекрасного справедливого, нравственного, исполненный красоты, ценности, значимости, смысла. Трансцендентализм (в классическом варианте) как основная, изначально ведущая, стратегия философского постижения Культуры, приоритетная для создания «науки о Культуре». Формирование методологического подхода выявления культурных архэ, культурных трансценденталий, установления культурных идеалов. Идея Единой Мировой Культуры. Три великих критики И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». «Приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще (значит, в его свободе) – это Культура. Следовательно, только Культура может быть последней целью, которую мы имеем основание приписать природе в отношении человеческого рода» («Критика способности суждения»).

Непрерывность трансцендентальной традиции философии культуры и ценность философского наследия классического трансцендентализма в современной «нестабильной» культурной ситуации, в эпоху синергетического понимания Культуры как сложной самоорганизующейся и саморазвивающейся системы. Переосмысление идеала «чистой рациональности» классической философии в современных философско-культурологических контекстах. Работа Ю. Хабермаса «Философский дискурс о модерне». Утверждение сложной «пограничной», «коммуникативной» природы Разума; классическая, неклассическая, постнеклассическая рациональность; обоснование «гетерогенного комплекса со сложным взаимодействием между различными историческими типами рациональности» (В.С. Стёпин) и дальнейшие перспективы философии культуры.

 

Тема 4

Философия жизнетворчества Гёте. «Мудрость посвящённого в глубину живой жизни», её значение для развития философии жизни и перспективы философии культуры

 

Потребность и стремление философии «привить древо познание к древу жизни» (Г.С. Кнабе). «Тема времён Сократа заключалась в попытке вытеснить спонтанную жизнь, заменив её чистым разумом… Тема нашего времени заключается в придании Разуму жизненности… Чистый Разум необходимо заменить Жизненным Разумом, в котором он находит своё место, обретает подвижность и силу изменчивости» (Х. Ортега-и-Гассет «Что такое философия?», «В поисках Гёте»). Образ Гёте – мудреца, сохранившего родственную связь с Божественным Всеединством Вселенной: возвращение философии к древнейшей мудрости, «паломничество в страну Востока» (Г. Гессе). Открытие самоценности, самодостаточности и особой мудрости Жизни: «Жизнь существует просто для того, чтобы её прожить». Эссе Т. Элиота «Гёте как мудрец». «Фауст» – книга «переоценки всех ценностей» классической философии. Работа Г. Зиммеля «Кант и Гёте: к истории современного мировоззрения».

Исток Культуры – эстетическое переживание. «Страдания юного Вертера», «Годы учения Вильгельма Мейстера», «Годы странствий Вильгельма Мейстера», «Поэзия и правда», «Фауст» как целостный автобиографический опыт и Единая Книга самовоспитания, обретения жизненного опыта (Erlebnis). Смысл эпиграфа к «Поэзии и правде» – «Кто не страдал, не может быть воспитанным». Культура, хранящая память Жизни – живая Культура. Концепция «мировой культуры» Гёте.

Гётевский способ бытия-в-Мире, «вселённость» в Мир, «поэтическая экзистенция» (Г.-Г. Гадамер), образ «поэтического жительствования», жизнетворчества. Принцип миропонимания Гёте и «снятие» субъектно-объектного отношения, строгой противопоставленности Гносеологического субъекта Миру-объекту в философии: не «мир есть моё представление», но «мир есть моя любовь» – это «принцип единосущности всех частей Вселенной с Божественным основанием и между собой... При такой настроенности души индивидуум сознаёт свою связь с божественным всеединством вещей, чувствует себя родным всему включённому в это единство. Никто не выразил это настроение так ярко как Гёте». В. Дильтей «Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах». Метафизическое «откровение»: поэтическое переживание абсолютной полноты Бытия, вселенской гармонии. Созерцание Красоты Вселенной в исконно целостном образе – Gestalt; состояние «у-миро-творения», узрения Мира-в-Софии: Мир a priori сотворён в состоянии Красоты. Понятие Мировая Душа, София, Вечная Женственность. Красота как Истина. Вопрос о метафизических основаниях и метафизических истоках Культуры. Работа М. Хайдеггера «Положение об основании»: φύσις Культуры; её сокровенная природа, не подвластная Трансцендентальному субъекту Канта. Трансцендентальное воспоминание Гёте-поэта о первозданной Красоте Богосотворённого Мира и возвращение к живому истоку Культуры, её религиозным корням. Работа С.Л. Франка «Гносеология Гёте. О сущности художественного познания» – «истина выражается для него не в мыслях и суждениях, а в общей гармонии жизни». Мировой порядок, согласно Гёте – не порядок Чистого Разума, но порядок Сердца – ordo amoris (М. Шелер). Идея Живого Всеединства КультурыGestalt Культуры: со-бытийность культур при максимальном многообразии всех культурных различий. «Итальянское путешествие» Гёте – особый способ восприятия иной культуры: вживания, вчувствования, полное погружение в другой культурный мир; возможность переживания ренессанса Культуры. Влияние Гёте на дальнейшее становление философии жизни и её стратегии постижения сущности Культуры.

 

Тема 5

Эстетическое направление философии Просвещения. Философия искусства и философское осмысление Культуры

 

Эстетический опыт и творческий импульс Культуры. Эстетика; её метафизические основания и смысловое поле; система основных эстетических категорий. Идеал красоты, гармонии и совершенства. Красота как смыслообразующее ядро Культуры. Онтологический смысл Красоты. «Красота в природе» (В.С. Соловьёв), «Мир как осуществление Красоты» (Н.О. Лосский); эстетика, совпадающая с онтологией. Метафора «эстетическая аура Бытия» (В.В. Бычков). Экскурс в историю эстетической мысли: классическая, неклассическая, постнеклассическая эстетические теории. Актуальность Прекрасного (Г.-Г. Гадамер) в «классическую» эпоху: становление и развитие эстетики как самостоятельной научной дисциплины. Эстетические концепции классиков: А. Баумгартен, Вольтер, Д. Дидро, И. Кант («Критика способности суждения»), Жан-Поль («Приготовительная школа эстетики»), Ф. Шлегель («Разговор о поэзии»), Ф.Й. Шеллинг («Философия искусства»), Г.В.Ф. Гегель («Лекции по эстетике»). Романтическая концепция синестезии и синтеза искусств. Искусство как эстетический феномен. Смысл искусства. История искусства и искусствознание, их значение для философско-культурологических исследований. «История искусства древности» И. Винкельмана, «Салоны» Д. Дидро, «Итальянское путешествие» Гёте, «Культура итальянского Возрождения» Якоба Буркхардта, «История живописи в Италии» Стендаля. Классическая эстетика в её современном переосмыслении: возможные пути эстетики, альтернативные классическому, и поиски философии культуры.

 

Тема 6

Эстетика жизни и философия культуры Фридриха Ницше. «Только как эстетический феномен Бытие и Мир оправданы в вечности»

 

Чувство Культуры Ф. Ницше. Интеллектуальная биография Ф. Ницше; философское и художественное творчество. Ранний – «романтический» – этап творчества Ницше (1871-1876). Ницше – филолог-классик (античник): возвращение к истокам мысли и слова, право на иную стратегию мышления. Ницше и античность: возвращение к живым истокам Культуры. Ницше и классическая философия. Ф. Ницше и А. Шопенгауэр («Мир как воля и представление»). Влияние композитора Р. Вагнера: «звёздная дружба». «Рождение трагедии из духа музыки, или Эллинство и пессимизм» (1872) – книга самопознания философа. Образ Древней Греции: «грандиозная греческая проблема». Интерпретация древнегреческой культуры как основы европейской культуры, истока будущих исторических судеб Запада; внимание к утраченной эпохе дионисийских мистерий, мифа, древних религиозных культов. Дионис и Аполлон. Ницшеанская концепция диалектического единства дионисийского и аполлонического начал, восходящая к теории синтеза искусств и универсального произведения Р. Вагнера. Понятие трагического и трагической культуры, трагического мифа, трагического исхода у Ф. Ницше. Очарование Ницше чувством боли, запечатлённым в древнегреческой трагедии, потребность «заглянуть в душу трагического хора», переживание утраты Культуры, плач по Культуре, утратившей религиозный культ, свою мифическую родину, живые корни. Смысл знаменитого выражения Ницше «Только как эстетический феномен Бытие и Мир оправданы в вечности». Необходимость исследовать первофеномен греческой культуры и, следовательно – прафеномен Культуры как таковой, вспомнить о «дионисической способности того или иного народа». Образ Гомера-сновидца (// образ Гомера-ясновидца у Р. Вагнера). Древнегреческий эпос как воспоминание о древнейшей культуре жизни, память о дионисийских мистериях как память о жизнетворчестве Культуры; сон Гомера о Дионисе. Эпический взгляд в Прошлое древнегреческой культуры, жившей в религиозном культу Диониса и мифе элевсинских мистерий. Образ Сократа. «Сократ, займись музыкой!». Теоретический (сократический) человек и творческий (трагический) человек; их роль в истории Человечества. Дух Музыки. Идея музыкальной сущности искусства; музыкальной стихии как основы творчества. Язык Музыки, Язык Жизни – истинный Язык Культуры.

Эпоха «переоценки всех ценностей» в творчестве Ницше (1878-1880). Вопрос о религиозности Ницше. Философема «вечное возвращение». Слова Ницше «Бог умер!»; что означает ницшеанская идея смерти Бога. Идея смерти Бога и проблема человека. Образ Сверхчеловека у Ницше. Поиск подлинной сущности Человека. Работы Ницше «Человеческое, слишком человеческое», «Весёлая наука», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», « Ecce Homo ». Философема «воля к власти»: власть, «искусство» управления, иерархия и насилие в культуре. Судьба искусства и творческой личности в истории Человечества. Этика Ф. Ницше. «К генеалогии морали».

«Прочтение» Ницше и переосмысление ницшеанского наследия философами культуры. Мировая ницшеана (М. Хайдеггер, К. Ясперс, К. Левит, М. Фуко, Ж. Батай, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз и др.). Русская ницшеана (проект «Достоевский и Ницше»; В.С. Соловьёв, Д. Мережковский, Л. Шестов, Е. Трубецкой, Вяч. Иванов и др.). Ренессанс Ницше в современную эпоху истории Культуры.

 

Тема 7

Неокантианское течение в истории философской мысли: изменение философской стратегии осмысления Культуры – от трансцендентального идеализма к философии жизни. Идея Культуры в европейском и русском неокантианстве

 

Ведущие неокантианские школы Германии: Баденская / Фрейбургская (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и Марбургская (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер), европейское и шире – всемирное – течение неокантианства. Русская ветвь неокантианства (А. Белый, Б. Пастернак, Б.В. Яковенко, Ф.А. Степун); русско-европейский диалог в осмыслении Культуры. Культура становится «местом пересечения и встречи вчера ещё раздельных течений мысли» (А. Белый). Смысл призыва «Назад к Канту!». Философское наследие трансцендентального идеализма Канта и ценность идей классической трансцендентальной философии; его переосмысление и значимость для дальнейшего развития философии культуры. Дискуссия Э. Кассирера и М. Хайдеггера в Давосе (1929 г.). Работа В. Виндельбанда «Философия культуры и трансцендентальный идеализм». Переосмысление истории философской мысли и поиск новых философских ориентиров для становящейся философии культуры: В. Виндельбанд «История древней философии», «История новой философии в её связи с культурой и отдельными науками»; Э. Кассирер «Философия Просвещения», «Жизнь и учение Канта». Жизнь как философская идея в неокантианстве. Работа Г. Риккерта «Философия жизни». Обоснование самостоятельности «наук о культуре и духе». Работа Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре». Стремление к выявлению особой логики «наук о культуре и духе». Цикл лекций Э. Кассирера «Логика наук о культуре». Символический универсум Культуры Э. Кассирера. Философия культуры Андрея Белого: Культура есть Антроподицея, сочетающая Теодицею с Космодицеей. Работы А. Белого о человеке, культуре, искусстве, творчестве: «Символизм как миропонимание», «Проблема культуры», «Смысл искусства», «Магия слов», «Пути культуры» и др.  

 

Тема 8

Культура как Жизненный Мир Человечества. Философия жизни и философия культуры

 

Философия жизни как обширное тысячелетнее философское течение; её античные истоки, её широкое и узкое понимание. Философская идея Жизни; её принципиальное значение для философского постижения Культуры – «жизненный исток и длящаяся с ним связь составляют главную черту в структуре «наук о духе» (В. Дильтей). Философема «Жизнь», её концептуальное содержание и смысловой потенциал: Бытие как Жизнь; универсальная всеобъемлющая вселенская взаимосвязь – Всеединство; творчество и «творческая эволюция»; мудрость; память и т.д. Метафизическая традиция Всеединства и метафизические искания философии культуры. Критическое переосмысление философского наследия классики; диагностика кризиса гносеологии. Работы Э. Гуссерля «Кризис европейских наук», «Кризис европейского человечества и философия», «Философия как строгая наука»; В. Дильтея «Сущность философии», Г. Зиммеля «Кант. 16 лекций, прочитанных в Берлинском университете». Изначальная сосредоточенность философов жизни на целостности живого человеческого существа, «вселённости» Человека в Мир, укоренённости познающего Человека в истории и традиции, в противоположность Чистому Сознанию, Гносеологическому субъекту классической трансцендентальной философии. Работа Альберта Швейцера «Благоговение перед жизнью» – «знание о Мире становится моим переживанием Мира. Познание, ставшее переживанием Мира, не превращает меня по отношению к Миру в чисто познающий субъект, но становится благоговением перед жизнью». Жизнь и Культура. Возвращение к живым религиозным корням Культуры.  Методология поиска корней, живых истоков, жизнетворческих импульсов, открытия живой природы Культуры, φύσις. Работы Г. Зиммеля «Конфликт современной культуры», «Понятие и трагедия культуры», «Микеланджело. К метафизике культуры». Понятие Жизненный Мир ( Lebenswelt ). Культура как Жизненный Мир Человечества. Учение о понимании. В. Дильтей: стремление обосновать «науки о культуре и духе», гуманитарные науки как самостоятельную область знания, в основе которой – идея понимания, противоположная идее познания «наук о природе», естественных наук. Влияние философии жизни В. Дильтея на философию экзистенциализма. Понимание как основополагающий способ человеческого бытия-в-Мире, Dasein. Dasein, «которое в своём бытии понимающее относится к своему бытию» (М. Хайдеггер).

   

Тема 9

Культура Чистого Сердца. Русская философия всеединства – о духовных истоках и судьбе Культуры. Всеединство Культуры.

 

Русская философия в её истоках и истории. Русские философы: В.С. Соловьёв, Н.Н. Страхов, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, С., Е., и Н. Трубецкие, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Л. Шестов, Н.О. Лосский, В.Ф. Эрн, Б.П. Вышеславцев, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев, И.А. Ильин, Г.В. Флоровский, А.А. Мень и др. Работы А.Ф. Лосева «Русская философия», С.Л. Франка «Русское мировоззрение», Н.О. Лосского «История русской философии». Древнейшие истоки идеи Всеединства. Религиозные основы русской философии и непрерывность традиции понимания глубокой религиозности Культуры. Сборник работ И.А. Ильина «Путь к очевидности». «Русский» логос; логика всеединства, логика жизни, логика сердца. Ratio и Логос. Специфика русского национального образа мышления и русской философии – «Почти вся русская философия являет собой… сверх-логическую, сверх-систематическую картину философских течений и направлений» (А.Ф. Лосев); «Быть может, такая философия и не должна быть системой… То философия цельной жизни духа, а не отсечённого интеллекта, не отвлечённого рассудка. Идея цельного знания, основанного на органической полноте жизни – исходная идея русской философии… Самобытная, творческая философская мысль всегда ставила у нас себе задачу раскрытия не отвлечённой, интеллектуальной истины, а истины как пути к жизни» (Н.А. Бердяев). В.С. Соловьёв «Философские начала цельного знания», П.А. Флоренский «Столп и утверждение истины», С.Н. Булгаков «Свет невечерний. Созерцания и умозрения», Н.А. Бердяев «Философия свободного духа», С.Л. Франк «Предмет знания. Душа человека». Русская философия и русская литература, русская сло-вест-ность (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, Ф.И. Тютчев и мн. др.). Онтологическая концепция Истины: «Истина есть сущее всеединое» (В.С. Соловьёв), Истина как естина (П.А. Флоренский). Ключевые философемы русской философии: Всеединство, Откровение, Соборность, Бог, София (Мировая Душа, Премудрость Божия), Богочеловечество, Личность, Смысл Жизни, Любовь, Истина, Добро, Красота, Сердце, Слово, Духовность, Благодать, Совесть, Свобода. Русские философы о смысле Жизни: «Смысл жизни» С.Л. Франка, «Смысл жизни» Е.Н. Трубецкого. Религиозные, христианские основы Культуры. Богословие Культуры (Г.В. Флоровский) в русской философии. Философско-культурологический проект Христианство и Культура. Истина Культуры. Культура и Духовность. Понятия Культура Чистого Сердца; «бессердечная» Культура (И.А. Ильин). Учение о Сердце Б.П. Вышеславцева. Работа И.А. Ильина «Основы христианской культуры». Работы Г.В. Флоровского «Вера и культура», «Христианство и культура».

 

Тема 10

Душа Культуры, её мифический праисток. Сознание и Бессознательное. Этнопсихологическое и психоаналитическое направление философии культуры

 

Что суть Миф? Обращение философов культуры к Мифу как изначально-целостному синтетическому опыту миропонимания, к Бессознательному Культуры, Памяти Культуры; его причины. Кризис рациональности и постижение тайны древнейшей Ψύχη (Psyche ). Das Mythische (Мифическое) – «образ мира как некая его априорность» (К.-Г. Юнг). Истина Мифа и истина Разума. «Архе» мифа как культурные a priori. Миф как подлинная реальность, не реальное, но «реальнейшее». Жизнь в Мифе; Миф как Жизненный Мир. Работы К. Хюбнера «Критика научного разума», «Истина мифа».

Понятие мифотворчества. Миф как прапоэзия, праисток творчества Человечества – сотворения Культуры. Мифология – «необходимое условие и первичный материал для всякого искусства» (Ф.Й. Шеллинг). История Культуры в целом как мифотворчество (великие мифотворцы Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Гёте) и вечные мифы Культуры. Акцентирование значения мифа и мифотворчества в работах Ф.Й. Шеллинга «Введение в философию мифологии», «Философия искусства».

Этнопсихологические исследования духа народов, психологии народов, психологии мировоззрений: через постижение сущности и глубин народного духа – к великим законам развития Человечества, Культуры; феномен «первобытной» духовной культуры и идея ментального единства Человечества. В. Вундт «Психология народов», «Миф и религия»; М. Мюллер «От слова к вере. Миф и религия», «Сравнительная мифология», «Наука о языке». Этнопсихология о специфике архаического пра-логического мышления и «первобытного» менталитета. Классические этнопсихологические труды: Э. Тайлор «Первобытная культура: исследование развития, мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев»; Дж. Фрэзер «Золотая ветвь», «Фольклор в Ветхом завете»; Л. Леви-Брюль «Первобытное мышление», «Сверхъестественное в первобытном мышлении»; К. Леви-Стросс «Мифологики», «Первобытное мышление», «Печальные тропики», «Путь масок», «Структурная антропология», «Тотемизм сегодня: неприручённая мысль»; Э. Кассирер «Мифологическое мышление».

«Глубинная» аналитическая психология, значение её достижений для глубокого исследования и философского осмысления Культуры: З. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, А. Адлер, Ж. Лакан и др. – «Достижение полноты сознания есть Культура в самом широком смысле, соответственно, самопознание есть сердцевина и суть этого процесса» (К.-Г. Юнг). Выход психоанализа за рамки психологии и психотерапии, его становление как «метапсихологии». Психоанализ как обобщающее понятие, охватывающее совокупность философских, культурологических, психологических, социологических лингвистических концепций, основанных на признании особой роли Бессознательного в Культуре.

Классический психоанализ З. Фрейда, его значение для исследования Культуры. Становление основных принципов психоанализа. Обоснование Бессознательного. Структура личности, согласно Фрейду: Я (Ego) – сфера сознательного, посредник между бессознательными природными влечениями человека и культурной реальностью, Сверх-Я (Super-Ego) – сфера долженствования, морали, родительского авторитета, установленных культурных норм, Оно (Id) – глубинная область бессознательных влечений. Развитие личности. Значение Эроса. Танатос. Комплекс Эдипа и Электры. Работы «Я и ОНО», «Лекции по введению в психоанализ», «Психология бессознательного», «По ту сторону принципа удовольствия», «Толкование сновидений», «Остроумие и его отношение к бессознательному». Психоанализ художественного творчества. «Леонардо да Винчи, этюд по теории психосексуальности». Целостная психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда в работе «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии». Бессознательное, докультурное архаическое состояние Человечества, изучение психологии первобытных народов. Принцип единства онтогенеза и филогенеза. 

Глубинная психология К.Г. Юнга: попытка проникнуть в тайну Psyche . Постижение природы человеческой души, человеческой личности и проникновение в глубины памяти Человечества. Автобиографическое сочинение «Дух и Жизнь», исповедь великого душеведа, его «личный миф» («Моя жизнь – это история самоосуществления бессознательного»). Значение воспоминания. Мудрость Востока: её особое значение в духовном и профессиональном становлении К.-Г. Юнга. Идейные контексты психоаналитической концепции Юнга: понимание Psyche в Античности (Гераклит, «Границ Души не найдёшь, таким глубоким она обладает Логосом»), эйдосы Платона, Плотин о Мировой Душе и средневековые теософские учения, исповедь Руссо, a priori Канта, «Фауст» Гёте, жизненная стихия и мировая воля Шопенгауэра, Р. Вагнера, Ницше, психоанализ З. Фрейда и мн. др. Дух Жизни. Душа Мира (Мировая Душа). Внимание Юнга к Мифу: глубокое изучение мифологии, религии, интерпретация сновидений, изменённых состояний сознания («Мифы суть первичные откровения досознательной души, невольные высказывания о бессознательных душевных событиях»). Работы «Введение в сущность мифологии», «Архетипика мифа», «Архетип и символ», «Дух Меркурий». Психология и религия: Бог и бессознательное, трагическая противоречивость Бога. Работа «Ответ Иову». Природа и структура психической субстанции, согласно К.Г. Юнгу. Значение психотерапевтических практик Юнга для исследования Культуры. Типы мышления (логическое, западное / интуитивное, восточное) – типы культур. «Психологические типы» Юнга. Сознание и Бессознательное. Личное (индивидуальное) бессознательное и коллективное бессознательное: полемика Юнга с Фрейдом. Работы «Аналитическая психология: её теория и практика», «Аналитическая психология: прошлое и настоящее». Энергия Души – «Об энергетике души». Развитие личности, процесс индивидуации. Понятие архетип. Юнговская теория архетипов коллективного бессознательного. Основные архетипы Культуры: младенец, анима/анимус, мать, персона, тень, мудрый старец, герой/трикстер. Самость – центр и основание Личности; «Эон. Исследования о символике самости». Аналитическая психология и христианство. Образ Христа и христианская эра, начало нового эона Рыб в работе «Эон», Христос как архетип Человека, воплощение в Человеке божественного начала; идея страдания; таинство любви. Христос и душа Человека: христианский миф о спасении души; «самопознание – путь к познанию Бога». Работа «Проблемы души нашего времени»: проблема кризиса Культуры (диагноз нашего времени) – «выход кроется в давно забытой человеческой душе». Потребность и необходимость исцеления и спасения души современного человека, возвращения к её религиозному истоку: «Мир висит на тонкой нити, и эта нить – душа человека».

Направления дальнейшего развития психоанализа, их влияние на образ современной Культуры: неофрейдизм (А. Адлер, К. Хорни, Ж. Лакан), экзистенциальный психоанализ (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, Л. Бинсвангер, Э. Фромм).

 

Тема 11

Культура как Текст. Философское осмысление Культуры в эпоху постмодерна

 

Многозначность и неопределённость понятия «постмодернизм», его концептуальное философское осмысление в работах М. Фуко, Ж. Деррида, Р. Барта, Ю. Кристевой, Ж. Батая, А. Арто, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийяра, Ж.-Л. Нанси, М. Бланшо, Ж. Делёза и Ф. Гваттари, Ф. Лаку-Лабарта, Ж. Рансьера, А. Бадью, В. Декомба, В. Беньямина, П. Козловски и др. Работа «Ситуация постмодерна» Ж.-Ф. Лиотара. Постмодернизм как метаисторическая, духовная категория (У. Эко «Заметки на полях «Имени Розы»). Философия постмодернизма: критика и переосмысление всей предшествующей философской традиции; философские искания альтернативных путей философии. М. Фуко «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук», «Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности», «Что такое Просвещение?». Кризис философской мысли и возможности новых стратегий философствования. Критика классической рациональности: властной авторитарной позиции Чистого Разума, Чистого Сознания, Cogito, Гносеологического субъекта и чисто рационалистического способа философствования. «Смерть субъекта» и «смерть автора». М. Фуко «Герменевтика субъекта», В. Декомб «Дополнение к субъекту. Исследование феномена действия от собственного лица». Деконструкция метафизики. Децентрация (исчезновение центра, авторитета, единого начала, центрирующей философемы) и идея множественности онтологий. Вопрос об Истине – «проблема не в том, что Истины не существует, а в том, что существует «слишком много истин» (Ж. Деррида). Утрата абсолютной единой Истины и ситуация полиистинности: «истина на границах», «игры истины» (Фуко). Постмодернистский дискурс. Изменение статуса философии, её смещение с привилегированной позиции по отношению к Истине – «философия по краям»: пограничная ситуация философии, диалог с искусством, литературой, кинематографом, религией, психологией и психоанализом, политикой, экономикой, социологией и т.д. как поиск возможных перспектив её развития и новых стратегий философствования. «Что такое философия?» Ж. Делёза и Ф. Гваттари, А. Бадью «Манифест философии», В. Декомб «Современная французская философия». Пересмотр и изменение категориального аппарата философии. Основные концепты философии постмодернизма: текст, письмо, чтение, интерпретация, интертекстуальность, нарратив, ризома, безумие, шизоанализ, diff é rance , концепт, смысл, желание, власть, потребление, телесность, симулякр. Внимание философов-постмодернистов к основаниям, истокам мышления, выход к вне-логической глубине бытия и обращение к иной, неформальной логике мышления, обнаружение «до-рефлексивного cogito» и открытие смыслотворческих возможностей Мысли. Концепт « diff é rance » Ж. Деррида, сборник его работ «Письмо и различие», сборник интервью «Позиции», «О грамматологии». Логика тождества и логика различия. Философия как «искусство построения концептов» (Ж. Делёз и Ф. Гваттари), смыслополагание, работа с мыслью Другого, выявление всё новых и новых «эффектов смысла». Работа «Логика смысла» Ж. Делёза. Философема шизофрении и методология шизоанализа в философии постмодернизма. Широкое понимание шизофрении как состояния культуры в постмодернистскую эпоху: шизофрения как свобода от авторитарной власти Разума, от нормативных структур и социальных канонов, ускользание из реальности, строго организованной согласно разумным законам; как высвобожденное творчество, творческий потенциал личности. «Капитализм и шизофрения», «Критика и клиника» Ж. Делёза и Ф. Гваттари; «История безумия в классическую эпоху» М. Фуко, «Чёрное солнце. Депрессия и меланхолия» Ю. Кристевой. Истина Безумия.

Культура в «состоянии постмодерна», её характерные черты в постмодернистскую эпоху. Работа П. Козловски Культура постмодерна». Работа Ф. Джеймисона «Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма». Осознание ускользания Культуры от рационально-рефлексивного постижения, исток многообразия философско-культурологических концепций, многообразия рефлексивных культурных практик. Культура в сфере «между», Культура «на границах». Постмодернистская идея множественности онтологий, многообразия вариантов различных картин мира и возможность осмысления многообразия различных самобытных культур и способов их коммуникации; идеи мультикультурализма, интеркультуральности. Метафора ризомы (Ж. Делёз, Ф. Гваттари). Мир как Текст («Всё есть Текст» – Ж. Деррида, Р. Барт, Ю. Кристева) и возможность многообразия интерпретаций реальности. Семиотический ренессанс: приоритет проблемы смысла и значения в философии; знаково символическая природа искусства и Культуры в целом – «Игра значений не имеет пределов» (Ж. Деррида). Метафора «галактика означающих» (Р. Барт). Образ Культуры как Текста. Игра, основанная на глубоких знаниях культуры Прошлого, высокоинтеллектуальная игра со всеми смыслами Мировой Культуры (метафора «игры в бисер» Г. Гессе – игры «со всем содержанием и всеми ценностями культуры»). Философия как искусство интерпретации Текста Культуры – «интерпретация интерпретаций» (П. Рикёр). Дереализация реальности («конец стратегии реального» - Ж. Бодрийяр): «игры с реальностью» – «виртуальная» философия и «виртуальная» Культура. Исчезновение границы между реальным и искусственным; искусственное моделирование реальности и проблема симулякра и симуляции. Утрата связи с реальностью, симуляция и проблема кризиса современной Культуры. Работы Ж. Бодрийяра «Символический обмен и смерть», «Прозрачность зла».

 

Часть II


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 307; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!