СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В КОЛЬЦАХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА



В неравновесных ИТО, в кольцах социального прогресса каждый ТИМ являет собой промежуточное звено между СТРАТЕГОМ и ТАКТИКОМ. Так, например, если соц. заказчиком какого - либо ТИМа оказывается СТРАТЕГ, подзаказным непременно будет ТАКТИК. Если ревизором оказывается ТАКТИК, подревизным непременно будет СТРАТЕГ и наоборот. Эта закономерность распространяется на все ТИМы социона. (То, что при этом каждый ТИМ является ещё и промежуточным звеном между ЛОГИКОМ и ЭТИКОМ, обеспечивает ещё большую эффективность проработки этого и других психологических признаков в межличностных и интертипных отношениях).

Благодаря тактическим и стратегическим структурам в моделях ТИМов в интертипных отношениях создаются гибкие тактические и стратегические связи и отношения, позволяющие всесторонне прорабатывать признаки СТРАТЕГИИ и ТАКТИКИ между различными ТИМами, их психологическими признаками и свойствами, в различных условиях и обстоятельствах, в режиме исторического и реального времени, с учётом опыта прошлых и настоящих ошибок. Вследствие этого, например, тактически изобретательный СТРАТЕГ становится менее предсказуем в своей стратегии, может избежать многих ловушек и даже попытаться обмануть преследующего его ревизора - ТАКТИКА. (Как, например, ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЙ - СТРАТЕГ- Жуков заводит тактически выгодную "дружбу" со своим ревизором ТАКТИКОМ - Драйзером и начинает работать по творчески изобретательной тактической логике соотношений (+БЛ2). Прикидывается добрым, услужливым, во всём соглашается с Драйзером, старается ему угодить, удружить, усыпляет бдительность своего ревизора, а потом, выбрав удобный момент, расправляется с ним самым жестоким образом, "рассчитывается" сразу за всё — за поздний реванш, который слишком долго не удавалось взять, за победу, которая досталась слишком дорогой ценой, за убытки, издержки, страхи и опасения, за всё, что пришлось выдержать, пережить, слишком долго копить или сдерживать.

Со своей стороны и Драйзер по творческой ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ волевой сенсорике (+ЧС2) предвидит такое развитие событий, — понимает, что если окажется во власти Жукова, тот будет трепать его по полной программе. Устав от преследований, Драйзер делает вид, что купился на тактические уловки своего подревизного, и идёт на некоторые незначительные уступки, чтобы не обострять отношения ещё больше (в противном случае "игра" принимает слишком опасный характер, а так всё же остаётся шанс спастись малым боем, чтобы избежать ещё больших потерь).

Часть IV

СТРАТЕГИЯ и ТАКТИКА КАК ДУАЛИЗИРУЮЩИЕ БРАЧНЫЕ ПРОГРАММЫ

Если противоборство касается “брачных программ” (“брачных игр”, “программ токования”), то ТАКТИК заставляет СТРАТЕГА побегать за собой, навязывает (биологическую, инстинктивную) игру в “догонялки”. (Как утверждают биологи, некоторые виды животных — антилопы, например, — в брачный период тоже играют в такую игру: отбегут недалеко и остановятся — приманят, потом опять отбегут, но опять недалеко и опять приманят.). ТАКТИК в дуализирующих брачных программах использует те же приёмы. Так что и СТРАТЕГУ только и остаётся либо поддаваться и бегать за ТАКТИКОМ сколько силы хватит, либо игнорировать его уловки и попробовать переключиться на другой объект.

Но для ТАКТИКА такое его решение уже будет “поражением” — сбоем тактической брачной программы, в котором он теперь будет винить самого себя: сам переусердствовал, — теперь бегай дальше, приманивай другого партнёра. При этом досаду сорвёт на партнёре, потерявшем к его игре интерес (слишком рано сорвавшемся с его крючка). В силу особенностей этой брачной программы ТАКТИК обязан очень точно сыграть на заинтересованности своего партнёра (в котором он предполагает видеть дуала - СТРАТЕГА) и построить свою оборону таким образом, чтобы партнёр не вышел из игры, и не "соскочил" раньше времени, иначе ТАКТИК рискует его потерять. (Особенно откровенно эту досаду на партнёрах срывают интуиты - логики — Дон - Кихот и Бальзак. (даёт себя знать их проблемная этика). Интуиты - этики (Есенин и Гексли) замечая, что теряют партнёра, становятся особенно кроткими, уступчивыми и навязчивыми; ищут индивидуальные подходы к партнёру, "подбирают ключики" к его душе.

Для ТАКТИКА очень важно уметь контролировать эмоциональное состояние партнёра (СТРАТЕГА), его чувства, планы, намерения, его ощущения. Как только ТАКТИК замечает, что СТРАТЕГ начинает уставать от погони, начинает терять к этой игре интерес, он стимулирует его заинтересованность поощрительными сигналами и действиями: одобрительными улыбками, взглядами, выражающими готовность к компромиссам — намекает СТРАТЕГУ, что тот на правильном пути и что до победы осталось совсем немного. СТРАТЕГ внушается этой информацией и “бежит” дальше, а ТАКТИКУ только это и нужно: он этим проверяет (а заодно и “подогревает”) заинтересованность своего партнёра, чтобы потом иметь возможность сказать: “Ты за мной полгода бегал! Ходил как привязанный. Ты меня к себе приручил, привязал, обнадёжил, теперь вот давай, женись!” — ТАКТИКУ ведь тоже надо записать какие-то победы в свой актив. Но вытягивать все силы СТРАТЕГА только на игру в “догонялки” тоже не в его интересах: силы надо приберечь на другое (на “финал - апофеоз”!).

Поэтому и ТАКТИК в конечном итоге должен "сыграть в поддавки" и позволить СТРАТЕГУ “победить себя”. (Если он заинтересован в нём как в партнёре).

Главная же задача ТАКТИКА — сделать всё возможное, чтобы эта победа была СВОЕВРЕМЕННОЙ (не слишком быстрой и не слишком поздней — не тогда, когда СТРАТЕГ от погони устал и от него уже отвернулся) и, скорее, трудной, чем лёгкой.

Чем более напорист и амбициозен СТРАТЕГ, тем более трудную победу ему готовит ТАКТИК. С тем, чтобы трудность (важность и значимость) этой победы навсегда закрепилась в сознании и в памяти СТРАТЕГА и чтобы в процессе достижения цели СТРАТЕГ успел (как минимум!) запомнить ТАКТИКА и ПРИЗНАЛ В НЁМ РАВНОГО СЕБЕ ПАРТНЁРА. ( Не будем забывать, что СТРАТЕГ, особенно волевой сенсорик, так быстро “шагает” к цели, что иногда даже не успевает разглядеть (не говоря о том, чтобы запомнить) объект, который “случайно” оказался на его пути. Стратег-сенсорик может даже страдать из - за этого — как сокрушался один молодой человек (Цезарь): “Что за непруха такая: ни один роман у меня не длится больше 15 минут. И за это время мы успеваем всё!”)

По этой причине все ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЕ ИНТРОВЕРТЫ - ТАКТИКИ — и Бальзак и Есенин (дуалы решительных- сенсориков- стратегов) очень сложно подчиняются. Подчиняясь, они подчиняют (или заинтересовывают собой) партнёра — такова их тактика.

15.ПРОГРАММА "ЗАГОННОЙ ОХОТЫ" В БРАЧНЫХ ИГРАХ СТРАТЕГОВ

Кроме игры в "догонялки" в “брачных играх” СТРАТЕГА и ТАКТИКА проявляются и другие инстинктивные программы. И в частности, — программа “загонной охоты”, в наибольшей степени характерная для решительных - стратегов - интуитов — Гамлета и Джека.

Так, во взаимоотношениях с партнёром, в период “ухаживаний” или расставаний Гамлет часто использует сложную “систему посредников”, которые в наиболее сложных (или щекотливых) ситуациях должны вести переговоры с противоположной стороной. Эта стратегическая особенность Гамлета связана с тем, что у него признак стратегии сочетается с признаком АРИСТОКРАТИЗМА и СУБЪЕКТИВИЗМА. Как АРИСТОКРАТ Гамлет в особо важных делах не может обойтись без помощи посредников или "свиты". А как СУБЪЕКТИВИСТ бета - квадры он старается быть особенно осторожным в словах и боится о “сболтнуть” лишнее — нечто такое, за что его потом можно будет притянуть к ответу, или к выполнению каких-то обязательств. Поэтому с серьёзными намерениями к интересующем его объекту Гамлет подступает (“подбирается”) чаще всего через посредников, используя традиционный и многократно испытанный приём “Скажите девушки подружке вашей… (что я ночей не сплю, о ней мечтаю)...”.

Зато потом и за последствия этой “миссии” отвечать приходится тоже “девушкам” — “не то” сказали, "не так" услышали, "не так" всё поняли. А главный “заказчик” здесь получается как бы и “не при чём” — ничего не слышал, ничего не знает, ничего никому не поручал — с него и спрашивать нечего. (Он только сливки снимает). И здесь мы опять приходим к главному выводу: СТРАТЕГ умеет оценивать свои преимущества в любой ситуации.

Разумеется, такой ТАКТИК, как ЛСИ, Максим тоже мог бы использовать некоторые преимущества такой ситуации (переписать имена посредников, запротоколировать всё, что говорили, чтобы потом и “заказчик” от своих слов не отпирался). Понятно, что у каждого ТАКТИКА против дуала - СТРАТЕГА есть свои методы защиты. Максим от Гамлета бегать не будет (он-то найдёт способ притянуть дуала к ответу). А кроме того, он умеет обезвреживать “ловушки”, расставленные его дуалом. Поэтому и в положение “загнанной дичи” Максим (как правило) не попадает. Исключение составляют те случаи, когда Гамлету резко “отказывают” (по “непонятным причинам”) и он, не желая признавать себя побеждённым, начинает действовать по принципу “не доставайся же ты никому!”.

“Загонная охота” — это, конечно, развлечение на любителя, но у Гамлета — одно из самых популярных. Достаточно вспомнить, сколько таких, сравнительно безобидных “загонных охот” описано у Шекспира (ЭИЭ) в его комедиях: здесь и “охота на дворецкого Мальволио” (в “Двенадцатой ночи”) — коллективная травля с жестокими розыгрышами, которую устраивают слуги в доме Оливии. И охота на саму Оливию, которую бесконечными посольствами преследует влюблённый в неё герцог Орсино. И “охота" на самого Орсино, которую ведёт переодевшаяся пажом влюблённая в него Виола и т.д.

В драмах Шекспира многие интриги построены на принципах "загонной охоты": кто-нибудь из героев там всегда за кем-нибудь да охотится. В жизни такие сценарии не отличаются особым разнообразием. Типичный вариант: на улице двое парней останавливают девушку и указывают ей куда - то в сторону, где стоит, смущённо переминаясь с ноги на ногу и выразительно на неё поглядывая, третий паренёк (ТИМ которого можно уже не уточнять), якобы влюблённый в неё с первого взгляда. Девушке тут же предлагают ответить на его “чувства”.

Разумеется, и азарт в таких “играх” возрастает по мере продолжительности “охоты”. И в этом отношении ЭИЭ, Гамлет страшно инертен. Действия по принципу “не доставайся же ты никому” иногда приводят его к самым удручающим последствиям. (Пример такой “загонной охоты” приведён в фильме “Грек Зорба”: деревня всем гуртом отлавливает привлекательную молодую вдовушку, на которую (именно) “запал” влюблённый в неё юноша- Гамлет. Вдову постоянно выслеживают, любыми способами выманивают из дома, а чуть только она выйдет за порог, захватывают и волокут к страдающему юноше, который смотрит на неё долго и выразительно (таков “ритуал”), но ничего ей не обещает и ничем себя не связывает. Когда же у вдовы появляется другой поклонник, юноша (“назло всем”) накладывает на себя руки, после чего жители деревни жестоко мстят вдове за его смерть.)

У ЛИЭ, Джека принцип “не доставайся же ты никому” может быть следствием обиды, или местью за измену, может проявляться и в стремлении “вернуть своё”, “восстановить справедливость”, или “расставить всё по местам”, как это произошло с одной девушкой - Джеком, музыкантом по профессии. На одном из фестивалей она познакомилась с молодым человеком — ЭИЭ, Гамлетом (тоже музыкантом) и между ними завязалась творческая дружба. Всё бы хорошо, но она начала подумывать о нём и как о потенциальном спутнике жизни. Познакомила его со своими родителями и со своей лучшей подругой — ЛСИ, Максимом. Вскоре после этого молодой человек “куда-то пропал”, а ещё через какое - то время она узнала, что он встречается с её лучшей подругой (Максимом) и что у них складываются серьёзные отношения. Девушка поняла, что изменить она уже ничего не может, но решила их хотя бы разлучить и начала активно “работать” в этом направлении: подруге стала наговаривать на него, ему — на подругу. Молодые люди держались стойко и клевете поначалу не верили, но компрометирующая их информация подавалась настойчиво и регулярно, дополняясь всё новыми, вполне правдоподобными подробностями. Когда же, устав от этой травли, девушка всё же решила оставить молодых людей в покое, информация начала действовать и через некоторое время её подруга рассталась со своим кавалером, а заодно и с ней. А ещё через месяц парень лишил себя жизни. Теперь девушка испытывает угрызения совести и обвиняет себя в смерти друга, в потере подруги и в развале отношений молодой пары. Но вот почему она задалась целью их разлучить, если всё равно уже ничего нельзя было не изменить — этого она себе объяснить не смогла, поняла только, что, желая отомстить ("чтоб не так больно было") и пытаясь что -то исправить в этих отношениях, она совершила нечто ещё более непоправимое.

Одна из причин такого “странного” поведения заключается ещё и в том, что Джек в своей стратегии руководствуется неким “порядком вещей”, при котором всё должно находится на тех местах, которые он сам этим “вещам” определил. Отсюда и отношение к людям как к деталям какого-то механизма, в котором можно что-то перестроить, и который должен действовать по его, Джека, “программе” — наперекор всему, возможно даже наперекор этике и здравому смыслу, но сообразно его воле, планам и намерениям, сообразно его порядку вещей. Понимая, что ничего уже нельзя изменить, девушка, тем не менее, каждого из них пытается вернуть на свои прежние “рабочие” позиции — каждого на своё место: подруга должна оставаться подругой, а партнёр должен любить ту, которая “первая” его нашла, а не ту, которая его “перехватила”.

Здесь многое можно говорить и о биологическом соперничестве, которое тоже входит в программу СТРАТЕГИИ, поскольку это всегда нападение, всегда вызов, целенаправленный захват каких - то преимуществ, возможность померяться силой, стремление доминировать. Но многое в этом стремлении привнесено и азартом "загонной охоты" —стремлением перекрыть те возможности, которыми не удалось воспользоваться самой. Многое привнесено и его ЭГО - программой — альтернативной деловой логикой Джека: если отношения всё равно уже “заклинились”, зашли в тупик, то можно их выбивать из тупика любым другим “клином”. Можно испытать любой другой способ достижения своей цели и проверить, как он работает в тех или иных условиях. С отношениями можно ещё “поработать” как с экспериментальным материалом (а почему бы и нет? не пропадать же добру? авось хуже не будет! ) — и это наиболее ошибочная и наиболее характерная для деловой этики Джека (-ЧЛ1) установка, следуя которой он калечит жизнь и себе, и другим.

Беспощаден и чрезвычайно упорен в "загонной охоте" может быть и РАССУЖДАЮЩИЙ СТРАТЕГ — СЛИ, Габен (что особенно обостряет его конфликтные отношения с Гамлетом, в которых последний чувствует себя загнанной жертвой, неспособной избавиться от преследователя). Свою жертву Габен и подолгу выслеживает и подстерегает, отмечая как опытный следопыт все пути её следования. Выстраивает систему технических и психологических ловушек.

Ещё более жестоким преследователем во всём, что касается получения удовольствий, может быть БЕСПЕЧНЫЙ - СТРАТЕГ - ДЕКЛАТИМ- СЭИ, Дюма. Как ДЕКЛАТИМ и РАССУЖДАЮЩИЙ - ИНТРОВЕРТ - ЭТИК, он может разделить свою удачу с друзьями, устроив "сенсорный праздник" не только для себя одного, но и для них (+БС1). Жертва его "охоты", став "отработанным материалом", попадает в разряд "пересортицы", "падает в цене", становится объектом купли - продажи, "дружеского обмена" и "торга". Дюма как первейший "художник в любви" (а также "знаток" и "дегустатор" всякого рода чувственных удовольствий) в таких вещах разбирается получше многих.

(Предполагается, что одним из древнейших "загонных охотников" в истории цивилизации был именно Дюма. Как известно из открытий археологии, фигурки "Палеолитических Венер" (изделия, выполненные в эстетике ценностей СЭИ, Дюма) находят именно на стоянках древнейших загонных охот, вблизи загонных ловушек, устроенных 15 — 17 тысяч лет назад. Суть этих вещиц заключалась в том, чтобы находясь вдалеке от дома, охотники не забывали о радостях семейного очага.)

Очень цепкими и азартными "охотниками" могут быть и РАЦИОНАЛЬНЫЕ РАССУЖДАЮЩИЕ ИНТРОВЕРТЫ - СТРАТЕГИ: УПРЯМЫЙ ЛОГИК - СТРАТЕГ — ЛИИ, РОБЕСПЬЕР (одержимый стремлением захватить то, что ему "по справедливости причитается") и УСТУПЧИВЫЙ ЭТИК - СТРАТЕГ — ЭИИ Достоевский, оправдывающий свою одержимость желанием построить идеальные отношения для себя и своего избранника (см. примеры из гл. 6-3 этого файла, "ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИ").

Но конечно, наиболее жестокими и напористыми "загонщиками" оказываются РЕШИТЕЛЬНЫЕ - СТРАТЕГИ - СЕНСОРИКИ — СЛЭ, Жуков и СЭЭ, Цезарь. Мимо них мышь не проскочит, птица не пролетит, — всё, что ни пожелают, захватывают. В средствах охоты себя не ограничивают (в их понимании цель оправдывает средства). Как ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЙ - РЕШИТЕЛЬНЫЙ - СТРАТЕГ- ДЕКЛАТИМ, Жуков, по достижении намеченной цели, может использовать жертву "как отработанный материал" — "пустить по рукам", использовать как товар, как вещь, как предмет обмена и торга. Может уничтожить её по принципу "не доставайся же ты никому", после того, как ею воспользовался, а заодно и уничтожить её близких (во избежании мести с их стороны).

СЭЭ, Цезарь как ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЙ - РЕШИТЕЛЬНЫЙ - СТРАТЕГ - КВЕСТИМ и творческий ЭТИК может просто потерять интерес к предмету своих недавних желаний или (для очистки совести) перепоручить его чьим-нибудь заботам. В любом случае, участь жертв их "загонной охоты" бывает, как правило, незавидна. И именно в силу этих причин их дуалы ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНЫЕ ТАКТИКИ (Есенин и Бальзак) очень упорно защищаются от их преследований и очень нескоро сдаются на милость "победителей", — не раньше, чем измотают и обессилят их своей тактической обороной до предела.

Не меньшую победу одерживает и БЕСПЕЧНЫЙ ТАКТИК - Максим — бессменный укротитель неукротимого Гамлета. Чудеса дрессуры он совершает уже в подтверждении своего социального статуса. Войдя в диаду на законных основаниях (штамп в паспорте, прописка — всё, как полагается!), он направляет все силы и средства своей (стратегически предусмотрительной) творческой волевой сенсорики (-ЧС2) на завоевание наиболее приоритетного места в системе, оспаривая его у своего дуала - Гамлета.

Один только Драйзер (БЕСПЕЧНЫЙ ТАКТИК) на свою беду излишне деликатничает с Джеком. Потом пытается исправить положение, да не выходит: по своей маневренной творческой функции — тактической интуиции времени (+БИ2) Джек защищает границы дозволенного, по программной стратегической деловой логике (-ЧЛ1) — расширяет их всеми возможными средствами. Так что о своей уступчивости жена-Драйзер может пожалеть уже на второй день после свадьбы, когда Джек, едва протрезвев, уходит обмывать свою женитьбу с друзьями, а потом напрочь забывает дорогу домой. Уйдёт, — и ищи и свищи его, как ветра в поле…

БЕСПЕЧНЫЙ СТРАТЕГ - Джек часто сходится "всё равно с кем", женится "всё равно на ком", и чрезмерно доверчивый Драйзер нередко попадает в список этих случайных кандидатур.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!