Инстинкты как форма политического поведения



Психологическая характеристика политического поведения отражает проявление сознания и ментали­тета политика в его поведении.

Политические модели политического поведения

Политологи уделяют больше внимания содержа­тельной стороне поведенческих феноменов, т. е. тому, чтопроисходит в политике, между тем как психологи видят свою задачу в том, чтобы понять, как это проис­ходит.

В отличие от других наук о политике, политическая психология изучает прежде всего людей, исполняющих различные политические роли. Сам термин «политиче­ское поведение» трактуется совершенно по-разному, в зависимости от взглядов на предмет исследования. Интерес к этому феномену пришел из психологии би­хевиоризма, специализирующейся на изучении «наблю­даемого поведения», то есть только тех проявлений политики, которые можно регистрировать со стороны, исключая политические взгляды, убеждения и прочие субъективные компоненты действий человека в поле политики. Политические бихевиористы (Д. Истон) пред­ложили ситуационный подход.

Ситуационные факторы включают: физическую среду; органическую среду; социальную среду. Эти факторы не связаны с тем, что думают по этому поводу сами участники политического процесса, и носят объ­ективный характер. Их можно контролировать и на­блюдать извне. Задача исследователя состоит в том, что­бы выявить корреляцию между поступками человека и факторами среды. Так, одним из важных направлений исследования демократии является установление за­висимости между объективным фактором — уровнем социально-экономического развития — и утверждением демократического режима. Например, известный американский исследователь С. Липсет предложил гипотезу о прямой зависимости этих двух параметров.

Другой разновидностью той же трактовки поведе­ния является теория политического обмена (П. Блау), согласно которой разные участники политического процесса вступают в него, соревнуясь друг с другом, как это происходит и в экономике: кто больше вносит средств, времени, сил, тот может рассчитывать на получение от политики большего вознаграждения [111]. Само политическое поведение рассматривается в ка­честве результата рациональных решений о том, что индивиду более выгодно. Эта модель применяется и для прогноза результатов выборов, и для анализа при­нятия решения лидерами. Она рассматривает челове­ка как исключительно «рыночное существо», оставляя без внимания его эмоциональные порывы и стихий­ные поступки.

Для теоретиков конфликта (Г. Экстайн) характер­но представление о политическом поведении как об­реченном на конфликт, либо внутриполитический, либо внешнеполитический [141]. Конфликт и согласие рас­сматриваются как два нормальных состояния челове­ческого существования. Но в политике, в отличие от выяснения отношений с помощью драки, конфликт облекается в некоторые условные формы, предпола­гающие признаваемые обществом способы разреше­ния конфликтной ситуации (договор об общественном согласии, договор о ненападении, операции по под­держанию мира и т. п.)

Теоретики плюрализма также видят политику неоднородной. Они считают желательным наличие не одного, а множества центров властных отношений. Поведение участников политического процесса под­чиняется законам конкуренции. Но политические соперники в нормальном обществе не уничтожают друг друга, так как между ними заключено своего рода «джентльменское соглашение», основанное на тер­пимости элит друг к другу и их взаимной сменяе­мости.

При этом наличие не одного, а многих центров при­нятия политических решений не означает автоматичес­кого согласования интересов и не приводит к более эффективному регулированию политической жизни. Так, например, в современной российской политике уже нет единого центра принятия внешнеполитиче­ских решений.

Более того, каждое ведомство (президентская ад­министрация, парламент, МИД, министерство оборо­ны) ведет свою собственную внешнюю политику, что приводит к рассогласованию национальных интере­сов. С одной стороны, наличие различных центров власти свидетельствует о создании системы сдержи­ваний и противовесов, характерной для демократиче­ского государственного устройства. С другой сторо­ны, на нынешней стадии этого процесса плюрализм элит не дает положительного эффекта, прежде всего из-за отсутствия общих для всех участников правил игры.

В целом в политической науке под термином поли­тическое поведение понимают как действия отдельных участников, так и массовые выступления, как активность организованных субъектов власти (правительство, ма­фия), так и стихийные действия толпы, как акции в под­держку системы, так и направленные против нее. Более того, голосование «против» или неявка на выборы так­же трактуются как формы политического поведения. Так, например, тот факт, что на выборы 1993 года в России не пришли 47% избирателей, — важная характеристика поведения избирателей.

Поиск причин, объясняющих содержание поли­тического поведения, дополняется исследованиями психологической природы тех поступков, которые со­вершают граждане. Современные трактовки политиче­ского поведения базируются на самых разных методо­логических основаниях, но все они так или иначе вводят в схему «стимул—реакция» промежуточные факторы, некое «среднее звено», которым может быть установ­ка, мотив, убеждение или ценность, принадлежащая либо отдельному индивиду, либо группе. Это означает, что никакую форму политического поведения нельзя напрямую объяснить только как результат воздействия политических стимулов. За исключением может быть самых простых проявлений политической активности, предпринятых ради выживания, все остальные акции опосредованы самой политической деятельностью, ее отражением в мышлении и чувствах людей.

В отечественной психологии сложилась продуктив­ная традиция анализа различных форм деятельности, связанная сименами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтье-ва, А.Р. Лурии и ряда других психологов и получив­шая названиедеятельностного подхода [74]. Эта методологическая установка успешно работает в целом ряде отраслей психологической науки и вполне может быть применена и для исследования политиче­ской деятельности.

Одним из постулатов теории деятельности явля­ется отказ от изучения изолированного индивида. Психологи школы Выготского—Леонтьева задолго до появления теории систем выдвинули тезис о необхо­димости изучения индивида в системе его отношений с учетом обратной связи, идущей от него к системе. Современные психологи ввели еще одно требование: изучать поведение человека в процессе эволюции порождающей его системы. Применительно к поли­тической психологии это означает такой способ ана­лиза, который прослеживает человеческий фактор в течение всей эволюции политической системы.

Не случайно и то, что отечественные психологи, не отказываясь от категории «поведения», предпочитают говорить о «деятельности». В данном случае «поведе­ние» трактуется как внешнее выражение деятельности, без учета ее субъективного компонента. Для политико-психологического анализа это означает, что деятельность индивидуального политического субъекта встраивает­ся в систему политической культуры нации или груп­пы, которые и придают ей общий смысл и значение.

Сказанное не означает отказа от использования термина «поведение», который полезен для описания соответствующих форм политической деятельности. Но при этом, в отличие от бихевиористских подходов, человек рассматривается, во-первых, и как объект, и как субъект политических отношений. Во-вторых, дея­тельность в политике не сводится только к ее внеш­ним проявлениям.

Независимо от того, каким термином пользуются психологи, они различают три формы проявления че­ловеческой активности: инстинкты, навыки и разум­ные действия. Эта психологическая классификация форм деятельности полезна и в описании политики.

Инстинкты как форма политического поведения

Инстинкты — врожденные модели поведения, детерминированные биологически и задающие направ­ление энергии поведения Хотя между психологами нет единства в вопросе о том, каковы границы действия инстинктов у человека, но общепризнано сегодня положение о том, что значительное число форм поведе­ния имеет инстинктивный характер. Одни психологи насчитывают таких инстинктов десятки, другие дово­дят их число до нескольких тысяч. Набор инстинктов включает как все автоматизмы в поведении человека (от дыхания до ходьбы), так и более сложные врож­денные потребности (самосохранение, продолжение рода, любознательность и множество других).

В политике мы находим проявление всех челове­ческих инстинктов от агрессивности до жадности и от солидарности до самосохранения. Собственно, инстинктивная основа поведения в политике объяс­няет прежде всего направление энергии тех или иных поступков, которые далеко не всегда осознаются самим человеком.

Жестокость, насилие, агрессия — это тоже ин­стинктивные формы поведения. Агрессия — естест­венная реакция человека на фрустрацию, которая ему природно необходима. Фрустрация как психическое состояние выражается через переживание трудности, неудачи, возникающей при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели.

Одни авторы полагают, что эти формы поведе­ния — врожденные, другие видят в них результат научения, третьи исходят из представления об агрессии как реакции на фрустрацию. Однако помимо агрес­сии фрустрация вызывает и другие, также инстинк­тивные реакции: апатию, регрессию, подчинение и избегание. В политике все эти поведенческие прояв­ления трактуются как реакция на события или обстоя­тельства, в которых действуют субъекты поведения.

Солидарность — одна из инстинктных форм по­ведения человека в социальной среде в условиях соперничества и сотрудничества друг с другом. В ос­нове проявлений солидарности в политике лежит идентификация людей с определенной партией, груп­пой, нацией, позволяющая объединить усилия членов этих групп по достижению своих целей и интересов. Одним из классических проявлений солидарности являются различные акции протеста, предпринимае­мые в поддержку единомышленников. Так, работни­ки отрасли объявляют готовность к забастовке, чтобы поддержать то предприятие, которое находится в конфликте с администрацией. Отказ Центризбирко­ма в регистрации движения «ЯБЛоко» в октябре 1995 года вызвал, пожалуй, одно из первых проявлений солидарности среди российских политических пар­тий, которые отказались участвовать в выборах, если «ЯБЛоко» не будет зарегистрировано. Аналогичное явление наблюдалось среди политических фракций в Госдуме в 1999 году, когда многие из них солидарно покинули пленарное заседание в связи с неприемле­мым вариантом избрания Председателя Государствен­ной Думы Федерального Собрания РФ. Новые сторо­ны политической солидарности в обществе были продемонстрированы в 2000 году в ответ на меры Президента РФ по реформированию высшего орга­на законодательной власти и назначению семи своих представителей в регионы Российской Федерации. Здесь латентное противостояние многих губернато­ров явилось основной предпосылкой их солидариза­ции с политическим блоком Б. Березовского.

Не описывая многочисленные формы проявления инстинктов в политике, заметим, что в целом инстинк­ты охватывают все бессознательные, иррациональные, чувственные формы политического поведения как отдельного индивида, так и организованных групп, стихийные выступления масс.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 328; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!