Какие качества Татьяны Лариной современны? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)



 

Среди любимых произведений поэта конечно же его роман «Евгений Онегин».

Когда во второй главе мы первый раз встречаемся с Татьяной, она «дика, печальна, молчалива!», «в семье своей родной казалась девочкой чужой», «часто целый день одна сидела молча у окна». Она не играла с подругами своей сестры Ольги, «ей скучен был их звонкий смех и шум их ветреных утех». Нет, сейчас, пожалуй, такую натуру очень трудно встретить.

Но вот по воле автора в третьей главе появляется Онегин, сразу поразивший Татьяну при встрече своей особенностью, несходством с теми, кого она видела вокруг. В Татьяне вспыхивает любовь:

 

Давно ее воображенье

…Алкало пищи роковой.

 

Влюбленная девушка вновь обращается к книгам: ведь ей некому поверить свою тайну, не с кем поговорить:

 

Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман…

 

Ее любовь, искренняя и глубокая (Татьяна наделена, по словам Пушкина, «воображением мятежным и сердцем пламенным и нежным»), невольно принимает характер тех страстных и сильных чувств, какими наделены любящие и страдающие героини прочитанных книг. Итак, перефразируя известную поэтическую строчку – («Любви все возрасты покорны»), можно сказать: «Любви все времена покорны». Любовь Татьяны – очень современное чувство, оно возможно и в наши дни.

Татьяна пишет и посылает Онегину письмо – признание в любви. Смелый шаг, совершенно недопустимый с точки зрения установленных норм поведения того круга людей, среди которых родилась и выросла Татьяна. Но, говоря словами В. Г. Белинского, Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная…» Полюбив Онегина, она повинуется только своему чувству. И в этом поступке Татьяна созвучна и соразмерна поступкам и чувствам наших современниц. Правда, мои современницы в своем большинстве писем возлюбленным не пишут…

 

Я к вам пишу – чего же боле?

Что я еще могу сказать?

 

И вслед за этими простыми и трогательными словами, в которых слышится трепет, Татьяна раскрывает всю свою доверчивую душу перед Онегиным. Она понимает всю серьезность совершаемого ею шага:

 

Кончаю! Страшно перечесть…

Стыдом и страхом замираю…

Но мне порукой ваша честь.

И смело ей себя вверяю…

 

Но за письмом следует второе свидание с Онегиным и его холодная отповедь. Любовь отвергнута – такое сейчас сплошь и рядом. Но современные девушки в своем большинстве с легкостью забывают тех, кого когда‑то любили. Татьяна не такая.

Неразделенная любовь к Онегину, дуэль и смерть Ленского, отъезд Онегина, замужество Ольги – все эти события Татьяна глубоко переживает. Впечатления, полученные от чтения книг, пополняются суровыми уроками жизни. Мечтательная и восторженная девушка превращается в серьезно раздумывающую над смыслом жизни женщину. В последней главе романа Татьяна предстает перед нами дамой столичного светского общества, но Пушкин явно выделяет ее из круга, в который привела ее судьба:

 

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней…

 

После долгих лет разлуки Онегин вновь встречается с Татьяной и поражается превращением «девочки несмелой, влюбленной, бедной и простой» в «равнодушную княгиню», «неприступную богиню роскошной, царственной Невы».

Да, Татьяна многое поняла за эти годы. Нет, она по‑прежнему любит Онегина, но отвергает его чувство, поскольку не хочет изменить самой себе, своим взглядам на жизнь, своим правилам этики, высокому пониманию слова «верность».

И здесь, в последних сценах романа, Татьяна современна. Мне очень понятны чувства Татьяны, хотела бы полюбить так же глубоко и искренне, как она. Но только, чтобы моя любовь не осталась безответной.

 

Идея человеческого достоинства и гуманизма в повести «Станционный смотритель»

 

Идея человеческого достоинства и гуманизма является основной в творчестве русских писателей. Александр Сергеевич Пушкин раскрывает ее в повести «Станционный смотритель», входящей в сборник «Повести Белкина».

Повествование ведется от лица расказчика, которого тронула необыкновенная судьба простого станционного смотрителя. «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Жизнь не баловала станционного смотрителя счастьем и благополучием. Каждый день был похож на другой, бесконечная череда дней сменялась, не задевая ум и сердце человека. Он был простым, мирным, добрым, зачастую ему приходилось трудно при общении со скандальными проезжими. Но тем не менее Самсон Вырин никогда не жаловался на свою судьбу. Единственной радостью его серой и неприметной жизни была дочка Дуня.

Девочка была удивительной красавицей, прекрасно управлялась по хозяйству, и ей всегда удавалось мирно договориться с разгневанными проезжающими. Дуня заботилась о своем отце и была для него счастьем и смыслом жизни. «Красота ее меня поразила. “Это твоя дочка?” – спросил я смотрителя. “Дочка‑с, – отвечал он с видом довольного самолюбия, – да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать”». Не только рассказчик обратил внимание на необыкновенную красоту Дуни.

Однажды в доме Самсона Вырина появился необычный постоялец. «Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдернув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с черными усиками». Молодой офицер несколько дней проводит в доме смотрителя под предлогом внезапной болезни. Дуня и ее отец, привыкшие доверять людям, не подозревая о готовящейся им участи, ухаживают за «больным», относятся как к близкому человеку. «Больной при смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и заказал себе обед. Дуня от него не отходила». Привыкнув ни в чем не отказывать себе, ротмистр Минский обманом увозит бедную Дуню из родного дома. После этого жизнь несчастного Самсона Вырина превратилась в ад. До самой смерти бедный отец ничего не знал о судьбе своего единственного ребенка. Он представлял себе все, что могло случиться с Дуней. Она могла оказаться брошенной барином, и тогда ее ожидал неминуемый позор. Это больше всего мучило и тяготило старика. И он мысленно желал Дуне смерти, чем такой позорной участи.

Самсон Вырин неоднократно предпринимал попытки разыскать свою дочь, но ни к чему хорошему они не привели. Однажды ему все же удалось увидеть Дуню в доме у Минского, но, узнав отца, девушка потеряла сознание. Бывший ротмистр даже не допускает мысли о том, что какой‑то мелкий чиновник способен чувствовать и переживать, что у него тоже есть человеческое достоинство. Минский пытается откупиться от несчастного отца. «…наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг. …Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком, и пошел…» Но почему же Самсон Вырин не попытался еще раз встретиться с Дуней, поговорить с ней? Да потому, что станционный смотритель был очень гордым человеком, пусть это и не бросалось в глаза при поверхностном знакомстве. Ему было очень тяжело потерять свою дочь, но он считал невозможным навязываться ей и пытаться образумить. Этот человек, несмотря на свою незаметность, обладал удивительным чувством собственного достоинства. Дунина жизнь, по‑видимому, сложилась неплохо. В финале повести мы видим ее, приехавшую к отцу: «Прекрасная барыня, – отвечал мальчишка, – ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моською…» Но вряд ли она станет чувствовать себя счастливой, узнав, что стала причиной смерти своего отца.

Бедный, слабый, ничем не примечательный станционный смотритель Самсон Вырин обладал огромным любящим сердцем и прекрасной душой. Сохранив свое человеческое достоинство, способность любить и прощать, жертвовать собой ради счастья близкого человека, Самсон Вырин оказывается благороднее тех людей, кто «благороден» только по крови. Он простил свою дочь за те страдания, которые она ему причинила, бросив его.

 

«За правое дело» (роман А. С. Пушкина «Дубровский»)

 

Роман А. С. Пушкина «Дубровский» не оставляет равнодушным никого из читателей, и это совсем не удивительно. В этом произведении показаны проблемы взаимоотношения помещиков и крестьян, отцов и детей, а также все перипетии того сложного времени. В основу сюжета была положена реальная история, которая произошла с одним небогатым белорусским дворянином. Эту историю Пушкину рассказал его друг П. Нащокин, который и встречался с осужденным дворянином в остроге.

Н.Г. Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времен в начале повести „Дубровский“. Большое внимание Пушкин уделяет обличению „барства дикого“. Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с образом Троекурова. Это богатый знатный барин, которого боятся соседи, во всем ему угождающие. Домашние тоже страдали от несдержанности Троекурова: „В домашнем быту Кирилла Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума“. Его соперником в романе является сосед‑помещик Андрей Гаврилович Дубровский. Их судьбы были во многом схожи: „оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку“. Только Дубровскому разрешал Троекуров противоречить себе, только к его мнению прислушивался. Соседи завидовали согласию, царившему между ними. Но нелепый случай развел этих двух людей в разные стороны, теперь они стали непримиримыми врагами.

В романе мы наблюдаем жизнь и крепостных. Троекуров относится к своим крестьянам как к бездушным существам, созданным с единственной целью – исполнять прихоти своего хозяина. Дубровского же крестьяне любят, считают его своим благодетелем. Дубровский беден. Он не может противостоять деньгам и наглости Троекурова, поэтому несчастному Андрею Гавриловичу не приходится ждать праведного суда. Однако, даже понимание того, что он лишается своего имущества, не заставить Дубровского унижаться перед бывшим другом. Примирение, которого так ждал Троекуров, так и не состоялось. Суд присуждает имение Дубровских Троекурову, но крестьяне отказываются переходить к чужому барину: «Во владение Кирилу Петровичу! Господь упаси и избави: у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо‑то отдерет…» Андрей Дубровский не выносит позора, не может примириться с тем, что оставил единственного сына без средств к существованию. Он заболевает и, едва дождавшись приезда Владимира, умирает. «Молодой Дубровский стоял у клироса; он не плакал и не молился, но лицо его было страшно». Столкновение интересов соседей‑помещиков становится причиной взрыва среди крестьян. Во главе взбунтовавшихся крестьян встает их бывший барин, теперь такой же обездоленный, лишенный надежды на будущее, как и они.

Крепостной народ требует мести и жаждет расправы. Но, протестуя против насилия и несправедливости, крестьяне все же не являются в глазах читателей злыми мстителями.

Пушкин изображает бунт народа как поступок, совершаемый от безысходности. В своих работах по истории пугачевского бунта писатель называет крестьянский бунт «бессмысленным и жестоким». Бессмысленность и жестокость проявились в первую очередь во время пожара в имении Дубровского. «Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом.

Красный дым вился над кровлею. Стекла затрещали, сыпались, пылающие бревна стали падать, раздался жалобный вопль и крики: «горим, помогите, помогите». «Как не так», – сказал Архип, с злобной улыбкой взирая на пожар». В горящем доме гибнут люди, которые виноваты только в том, что выполняли чужую волю. Но взбунтовавшихся крестьян уже ничто не может остановить. Люди были готовы на все, чтобы навсегда покончить со своим рабским существованием. Крестьяне становятся разбойниками, они грабят и сжигают помещичьи усадьбы.

Да, это жестоко, но другого выхода нет. Это была борьба за правое дело. Бунтари хотели настоящей жизни, а не жалкого существования под свист кнута и розог.

Образ Владимира Дубровского (по произведению А. С. Пушкина «Дубровский»)

А. С. Пушкин работал над планом исторического романа о дворянине, поступившем на службу к Пугачеву, когда услышал историю, глубоко тронувшую его. Речь шла о молодом помещике Островском, который был вытеснен со своей земли, и вместе с крепостными крестьянами принялся грабить сначала подьячих, а потом и всех остальных. Писателя заинтересовал образ помещика, и в своем романе «Дубровский» он показал именно такого человека – честного и благородного, страдающего от самодурства власть имущих.

Главный герой романа – воплощение идеального представления Пушкина о человеке. Дубровский наделен чертами типичного романтического героя: умен, образован, благороден, храбр, добр, красив. Молодой дворянин завоевывает расположение окружающих людей, несмотря на их социальное положение, титулы и богатство. Даже его голос звучал необычно: «Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие». Владимир – единственный сын небогатого помещика, который делает все возможное, чтобы дать сыну прекрасное образование: «Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию». Молодой офицер вел в Петербурге светскую жизнь. Он не был обременен в средствах, а потому «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной юности».

Но едва только он узнает о болезни отца и его бедственном положении, как тут же оставляет службу и спешит к нему. Отцу и сыну не довелось насладиться обществом друг друга, Андрей Гаврилович, не вынеся своих душевных и физических мук, скончался.

Показательно, что крепостные, любившие своего доброго барина, сочувствуют его сыну, страдают вместе с ним. «Бабы громко выли, мужики изредка утирали слезы кулаком». Владимир теперь чувствует ответственность и за этих, преданных его семье людей. Интересен эпизод, когда в Кистеневку приезжают приказные для передачи имения новому хозяину: «…люди… окружили несчастного своего господина. “Отец ты наш, – кричали они, целуя ему руки, – не хотим другого барина, кроме тебя, прикажи, Государь, с судом мы управимся. Умрем, а не выдадим”». Именно эти слова заставляют Владимира сначала задуматься, а потом принять решение.

Конфликт между Троекуровым и стариком Дубровским приводит к народному бунту. Крестьяне становятся разбойниками, они грабят и сжигают помещичьи усадьбы. Предводитель шайки благородных разбойников Владимир Дубровский выступает как борец за свободу и справедливость. Поначалу действиями героя управляет одно единственное желание: отомстить за унижения и смерть своего отца, за собственную сломанную жизнь. Владимир в роли учителя проникает в дом своего врага. Но неожиданная встреча ломает все его планы. Он знакомится с дочерью Кириллы Петровича, Машей.

Пушкин не дает нам подробного портрета своей героини, ограничиваясь фразой: «красота ее была в полном расцвете». Зато мы многое узнаем о ее увлечениях, ее характере, положении в доме. Маша, так же как и Владимир, воспитывалась без матери, а отец уделял ей не слишком много внимания. Девушка с детства была предоставлена сама себе. «Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирилла Петровича. Огромная библиотека, составленная большею частию из сочинений французских писателей XVIII века, была отдана в ее распоряжение». Она честна и благородна, верна слову, не способна на предательство. Полюбив Машу, Владимир отказывается от мести Троекурову. Конфликт усугубляется свадьбой девушки и пожилого князя Верейского, произошедшей по воле отца. Герой отчаянно пытается отвоевать свою любовь, но опаздывает. Маша обвенчана, Дубровский ранен.

Автор вложил в характер Дубровского те качества, которые никогда не потеряют своей ценности и актуальности. Чувствуется искренняя боль писателя за судьбу этого молодого человека. Он мог стать нужным и полезным своему Отечеству. Однако из‑за тщеславия и упрямства соседа‑самодура жизнь Владимира Дубровского сломана. Александр Сергеевич особенно подчеркивает, что месть, это не то чувство, которому следует посвятить всю свою жизнь.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 1612; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!