Являются ли разногласия милостью?



Некоторые люди заявляют, что разногласия между мусульманами – это милость. При этом они опираются на выдуманный хадис: «Разногласия между моими последователями – это милость». Такое суждение опровергается и Кораном, и Сунной, и здравым смыслом. Мы уже упомянули несколько аятов и хадисов, в которых порицаются разногласия и раздробленность, и для рассудительного человека этого должно быть вполне достаточно.

Более того, из коранических откровений следует, что разногласия не только не сочетаются с милостью, но и являются ее полной противоположностью. Всевышний сказал: «Однако они не перестают вступать в противоречия, & за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь» (Худ, 118-119).

Что же касается хадиса, на который опираются приверженцы этих взглядов, то он лживый и недостоверный. Более того, его нет ни в одном из сборников хадисов. Всего сказанного вполне достаточно для того, чтобы изобличить порочность этих утверждений. Вдобавок к этому, они противоречат здравому смыслу, потому что благоразумный человек никогда не подумает, что разногласия – это милость, если они влекут за собой такие опасные последствия, как взаимная вражда, ненависть, отчуждение. Они могут привести даже к войнам, и нам известно, как разногласия даже по второстепенным вопросам были причиной вооруженных столкновений.

 

Как избежать раздробленности и разногласий?

Нам стало ясно, что обретут спасение и одержат верх мусульмане, которые держатся вместе. Это – единая община, община тех, кто следует путем Пророка, ε, и его сподвижников и не отклоняется от него ни вправо, ни влево.

Аш-Шатыби в книге «аль-Итисам» сказал: «Община – это Пророк, ε, его сподвижники и их верные последователи». Следовательно, путь спасению – это следование путем приверженцев Сунны и единой общины на словах и на деле, разделение их воззрений и отказ от любых разногласий с ними.

Всевышний сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса, 115); «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, – быть может, вы устрашитесь» (аль-Анам, 153).

Из Сунны об этом свидетельствует хадис, переданный ат-Тирмизи и другими со слов Абдуллаха б. Умара. В нем сообщается, что посланник Аллаха, ε, сказал: «Моя община (или же он сказал: «Община Мухаммада…») целиком никогда не окажется в заблуждении, и Рука Аллаха – над общиной».

Одним словом, руководство писанием Всевышнего Аллаха – это путь к спасению и залог счастья. К этому могучему писанию ложь не может подступиться ни спереди, ни сзади, ведь оно ниспослано от Мудрого и Достохвального Господа. А наряду с этим необходимо руководствоваться Пречистой Сунной посланника Аллаха, ε, который не говорил по своему желанию, а проповедовал ниспосланное ему откровение. Коран и Сунна – это единственные два первоисточника мусульманских убеждений и шариата, а любой другой путь является гиблым, убыточным. Руководство Кораном и Сунной – это путь верующих, позволяющий снискать довольство Господа миров. Это – неприступная крепость и учение, посредством которого Аллах оберегает мусульманскую общину от новшеств еретиков, измышлений приверженцев лжи, ошибочных толкований невежд и искажений тех, кто впадает в крайности. Этот путь исправил положение мусульман в первые годы возникновения Ислама, и поэтому мы сможем добиться успеха только, следуя этим путем. Малик б. Анас, имам города хиджры, сказал: «Последние поколения этой общины может исправить только то, что исправило первых мусульман». А исправило первых мусульман именно руководство писанием Аллаха и Сунной Его посланника, ε. Однако выполнять предписания Корана и Сунны следует в соответствии с тем, как их понимали и выполняли наши праведные предки, поскольку Всевышний сказал: «А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса, 115).

Таким образом, следование путем верующих – сподвижников и их верных последователей – это путь к спасению, и мы просим Всевышнего вдохновить мусульманскую общину на то, чтобы она придерживалась писания своего Господа и Сунны своего Пророка, ε, и неуклонно следовала путем верующих. В заключение же еще раз воздадим хвалу Аллаху, Господу миров, и да пребудут мир и благословение Аллаха с Пророком нашим Мухаммадом, с его родом и со всеми его сподвижниками!

 

 


 

ВО ИМЯ АЛЛАХА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

 

 

Изложенные в этой книге убеждения являются обязательными для каждого мусульманина. Однако сегодня некоторые из них чужды многим из последователей Пророка Мухаммада, ε. Среди мусульман распространились невежество, сектанство, заблуждение и даже некоторые проявления великого неверия. Наступило то время, когда следовать путем Пророка, ε, стало так же тяжело, как и держать в руке тлеющую головню. И поэтому часто приходится слышать, как молодые мусульмане нарекают неверующими своих единоверцев, не разделяющих истинных мусульманских воззрений. Это социальное явление представляется мне довольно опасным, поскольку оно чревато дурными последствиями не только в этой жизни, но и после смерти. Чтобы уберечь людей от него и помочь им сохранить свои благодеяния до того дня, когда они будут нуждаться в них больше всего, я решил дополнить это издание своей статьей «Об обвинении в неверии». И я прошу Аллаха Всевышнего сделать ее полезной для меня и для всех остальных мусульман. И в заключении еще раз воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!


 

ОБ ОБВИНЕНИИ В НЕВЕРИИ

 

 

Хвала Аллаху, Господу миров, Которого мы восхваляем и молим о помощи и прощении. Кого Аллах поведет по прямому пути, того никто не введет в заблуждение, а кого Аллах ввергает в заблуждение, того никто не наставит на путь прямой. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его роду и праведным сподвижникам!

Обвинение в неверии является вынесением определенного шариатского постановления в отношении отдельного лица и в этом смысле не отличается от прочих постановлений исламского шариата. Поэтому человек, выносящий подобное постановление, берет на себя огромную ответственность, выступая от имени Всевышнего Аллаха и Его религии. Вследствие этого он должен обладать твердыми знаниями о видах неверия и условиях, при которых допустимо обвинение в нем.

 

ВИДЫ НЕВЕРИЯ

 

Неверие (куфр) бывает двух видов: малое, которое не делает человека безбожником и неверующим, и великое, которое выводит его из мусульманской общины. Темой настоящей статьи является именно великое неверие. Оно проявляется в шести формах:

1. Куфр ат-такзиб, или неверие по причине того, что человек считает истину ложью. Такой безбожник не верует ни в сердце, ни на словах. Всевышний сказал: «В тот день Мы соберем из каждого народа толпу тех, кто считал ложью Наши знамения, и их будут подталкивать. & Когда они придут, Он скажет: «Неужели вы сочли ложью Мои знамения, даже не постигнув их? Что же вы совершали?» (ан-Намль, 83-84).

2. Куфр аль-джухуд, или неверие по причине отрицания истины. При этом человек осознает, что это – истина, но на словах отрицает ее, и даже иногда сражается против нее, как это делали Фараон против Мусы и иудеи против Мухаммада, ε. Всевышний сказал: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости» (ан-Намль, 14); «Те, кому Мы даровали Писание, знают его (Мухаммада или Каабу), как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину» (аль-Бакара, 146).

3. Куфр аль-инад, или неверие по причине высокомерия. В этом случае неверующий признает истину в сердце и на устах, но следует ей из-за своей ненависти к ней и высокомерия, как это делал Иблис. Всевышний сказал: «Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (аль-Бакара, 34).

Тем не менее, когда человек становится неверующим, Иблис говорит: «Я не причастен к тебе! Я боюсь Аллаха, Господа миров» (аль-Бакара, 16).

4. Куфр ан-нифак, или неверие с проявлениями лицемерия. Лицемеры делают вид, что уверовали, однако в душе не смиряются пред Господом миров. Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие. & Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого» (аль-Бакара, 8-9).

5. Куфр аль-ирад, или неверие с отвращением от истины. При этом безбожник отвращается от религии, не признает и не отрицает ее, не слушает и не изучает ее, возносясь над ней или же насмехаясь. Всевышний сказал: «Оно возвещает благую весть и предостерегает, однако большинство их отворачивается и не слышит. & Они говорят: «Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь нас, наши уши поражены глухотой, а между нами и тобой – завеса. Трудись же, и мы будем трудиться» (аль-Бакара, 4-5).

6. Куфр аш-шакк, или неверие по причине сомнения. Всевышний сказал: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений…» (аль-Худжурат, 15).

 

ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВО

 

Следует знать, что даже тот, кто произносит слова свидетельства «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха», может впасть в одну из форм великого неверия. В этом случае мусульманин отступается от своей религии и обязан покаяться, чтобы вновь обрести милость Аллаха и встать на прямой путь. Существует много воззрений, слов и деяний, которые разрушают веру человека, и мы рассмотрим основные из них.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!