Глава V. Необходимость следования Корану и Сунне и доказательства этого



 

Тема I. Доказательства необходимости следования Корану и Сунне

 

Аллах приказал мусульманам держаться вместе и сплотиться так, чтобы основой этого единства было руководство Кораном и Сунной. Вместе с тем Аллах запретил разделяться на секты и разъяснил опасные последствия этого в обоих мирах. А для того чтобы мусульмане могли воплотить в жизнь это предписание, им приказано обращаться на суд к писанию Всевышнего Аллаха во всех основных и второстепенных вопросах и запрещено вступать на любой путь, ведущий к разобщению.

Таким образом, правильный путь к спасению – это руководство писанием Всевышнего Аллаха и сунной Его посланника, ε. Это – укрепленная крепость и неприступный бастион для того, кого Всевышний Аллах вдохновил следовать прямым путем. Всевышний сказал: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может, вы последуете прямым путем» (Аль Имран, 103).

Всевышний Аллах приказал держаться за вервь Аллаха. Это – завет с Аллахом или же Коран, как отмечали комментаторы, потому что суть завета, который Аллах заключил с мусульманами, заключается в руководстве Кораном и Сунной. Таким образом, Господь приказал держаться вместе и запретил разделяться на секты и впадать в разногласия.

Всевышний также сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (аль-Хашр, 7). Этот приказ распространяется на все основные и второстепенные, явные и скрытые предписания религии. Рабы обязаны придерживаться всего, что принес Посланник, ε, и следовать его путем, и им не разрешается противиться ему. Если же Посланник, ε, вынес какое-либо решение, то оно равносильно решению Всевышнего Аллаха. Никому не позволительно отказываться от него, и ни у кого не может быть для этого какого-либо оправдания. Ничьи слова нельзя ставить выше слов Посланника, ε, ведь сказал же Всевышний: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите» (аль-Анфаль, 20). Таким образом, Аллах велел Своим рабам повиноваться Ему и Его посланнику, ε, и предостерег их от ослушания и уподобления тем, кто не верит в него и упрямо противится ему. Всевышний сказал: «…и не отворачивайтесь от него, пока вы слышите». Это значит: не переставайте повиноваться ему, выполнять его приказы и придерживаться его запретов.

Всевышний также сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (ан-Ниса, 59).

Хафиз Ибн Касир сказал: «Повиновение Аллаху – это повиновение Его писанию, повиновение Посланника – это руководство его Сунной, а повиноваться обладающим влиянием среди вас можно только тогда, когда они приказывают вам не совершать грехи, а повиноваться Аллаху, потому что нельзя подчиняться творению, если ослушаешься Творца. Затем Аллах сказал: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику…». Муджахид сказал: «Это значит: к писанию Аллаха и Сунне Его посланника».

Великий и Могучий Аллах приказал при возникновении любых разногласий в основных и второстепенных вопросах религии искать ответ в Коране и Сунне. Он также сказал: «Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом» (аш-Шура, 10). Следовательно, все решения, которые Коран и Сунна называют правильными, являются истиной. А что может быть по ту сторону истины, кроме заблуждения?! Вот почему далее Всевышний сказал: «…если вы веруете в Аллаха и Последний день». Это значит: ищите ответы на все вопросы, по которым вы расходитесь во мнениях и которые вы не знаете, в Коране и Сунне, и если кто-либо поступает не так, то он не уверовал в Аллаха и Последний день.

Далее Он сказал: «Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!». Это значит, что обращение на суд к писанию Аллаха и Сунне Его посланника, обращение к ним за решением всех спорных вопросов лучше и благоприятнее по исходу. Ас-Судди и Муджахид сказали: «…и прекраснее по вознаграждению». Это мнение тоже является близким по смыслу».

В писании Аллаха есть много других аятов о необходимости руководствоваться Кораном и Сунной и обращаться к ним по любым вопросам.

Что же касается доказательств из Сунны, то одним из них является хадис, переданный имамом Муслимом со слов Абу Хурейры. В нем сообщается, что посланник Аллаха, ε, сказал: «Воистину, Аллах доволен тремя из ваших деяний и гневается на три ваших деяния. Он доволен, когда вы поклоняетесь Ему, не приобщая к Нему сотоварищей, когда вы держитесь за вервь Аллаха вместе и не разделяетесь, и когда вы проявляете искренность по отношению к тем, кто управляет вашими делами. А гневается Он на три других деяния: на сплетни, на частые вопросы и на растрату имущества».

Передают также, что Джабир рассказывал, что посланник Аллаха, ε, сказал: «Воистину, я оставляю вам то, с чем вы никогда не впадете в заблуждение после меня, если будете придерживаться этого. Это – писание Аллаха и моя Сунна». Он также сказал: «Я оставляю вас на светлом пути, ночь которого подобна дню, и не уклонится с него никто, кроме погибших».

А в хадисе аль-Арбада б. Сарийи сообщается, что Пророк, ε, сказал: «Посему придерживайтесь моей Сунны и дороги праведных халифов, ведущих верным путем после меня. Держитесь ее, схватитесь за нее задними зубами…».

Пророк, ε, обрадовал тех, кто придерживается его Сунны, самой великой радостной вестью. Он обещал, что они достигнут самой славной цели, к которой стремится каждый верующий, ради достижения которой усердствует каждый, в чьем сердце есть хотя бы крупица веры. Безусловно, речь идет о попадании в Рай. Эта благая весть упоминается в хадисе Абу Хурейры, который рассказывал, как посланник Аллаха, ε, сказал: «Все мои последователи попадут в Рай, кроме тех, кто отказался». Люди спросили: «О посланник Аллаха, кто же отказался?». Он ответил: «Кто повинуется мне, тот попадет в Рай, а кто ослушается меня, тот отказался».

Что же может быть более дерзким отказом от Сунны, чем неповиновение приказам Пророка, ε? А ведь именно так поступают те, кто привносит в религию ересь и новшества.

Итак, нам стало ясно, что обретут спасение только те мусульмане, которые следуют путем Пророка, ε, и его сподвижников. А это – единая, сплоченная мусульманская община. Убей б. Кааб сказал: «Вы обязаны следовать путем и придерживаться Сунны, ибо если раб, поступающий так, поминает Аллаха, и его глаза переполняются слезами от страха перед Аллахом, то его никогда не коснется Огонь. Воистину, умеренно следовать этим путем и придерживаться Сунны лучше, чем усердствовать, следуя иным путем и поступая вопреки Сунне».

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!