Их место в религии и необходимость следования их путем



Праведные халифы – лучшие из сподвижников. Они указывали людям на верный путь, и Посланник, ε, приказал следовать по их стопам и руководствоваться их наставлениями. В хадисе аль-Арбада б. Сарийи сообщается, что Пророк, ε, сказал: «Я завещаю вам слушаться и повиноваться, и те из вас, кто останется жить после меня, увидят много разногласий. Посему придерживайтесь моей Сунны и дороги праведных халифов, ведущих верным путем после меня. Держитесь ее, схватитесь за нее задними зубами и остерегайтесь нововведений, потому что всякая ересь – это заблуждение».

 

Их превосходство

Приверженцы сунны и единой общины единодушны в том, что праведные халифы опережают друг друга в превосходстве так же, как и во времени правления. Первым из них является Абу Бакр, за ним следует Умар, за ним – Усман, а за ним – Али. О достоинствах каждого из них говорится во многих хадисах, но мы приведем по одному хадису о каждом из них.

К преданиям о превосходстве Абу Бакра относится хадис, упомянутый в «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима, о том, что Пророк, ε, находясь на кафедре, сказал: «Если бы я избрал возлюбленного из числа обитателей Земли, то им был бы Абу Бакр. Посему не оставьте открытым ни один проход в мечеть, кроме прохода Абу Бакра».

Среди хадисов о превосходстве Умара можно упомянуть другой хадис, приведенный в «ас-Сахихах» аль-Бухари и Муслима, о том, что Пророк, ε, сказал: «В общинах, которые предшествовали вам, были люди озаряемые, и если таковые есть среди моих последователей, то одним из них является Умар б. аль-Хаттаб». Под «озарением» здесь подразумевается «внушение».

К хадисам о достоинствах Усмана относится длинный хадис Аиши, в котором говорится, что однажды к посланнику Аллаха, ε, вошли Абу Бакр, затем Умар, а затем Усман. Увидев его, посланник Аллаха, ε, поправил на себе одежду. Когда же Аиша спросила его об этом, он сказал: «Как мне не стыдиться человека, которого стыдятся ангелы?».

К преданиям о превосходстве Али относится хадис, переданный аль-Бухари и Муслимом со слов Сахля б. Саада, в котором сообщается, что вечером перед взятием Хейбара Пророк, ε, сказал: «Завтра я вручу знамя тому, кто любит Аллаха и Его посланника, и кого любят Аллах и Его посланник, и через него Аллах дарует победу». Наутро же он сказал: «Позовите ко мне Али». Он вручил ему знамя, и через него Аллах даровал им победу.


Тема V. Десятеро тех, кто был обрадован вестью о Рае

 

Из всего сказанного нам стало о превосходстве сподвижников и о том, что все они были справедливыми людьми, хотя одни из них превосходили других. Лучшими среди сподвижников считаются первые мусульмане из числа мухаджиров, затем первые ансары, затем участники битвы при Бадре, затем участники сражения при Ухуде, затем участники битвы у рва, затем участники Присяги Довольства, затем те, которые успели совершить хиджру до победы над Меккой. Те, которые совершили хиджру до покорения Мекки и сражались, стоят выше тех, кто расходовал свое имущество и сражался на пути Аллаха после этого, хотя каждому из них Аллах приготовил наилучшее вознаграждение.

Лучшими из сподвижников являются праведные халифы Абу Бакр по прозвищу ас-Сыддик, Умар б. аль-Хаттаб по прозвищу аль-Фарук, Усман б. Аффан по прозвищу Зу-н-нурейн, Али б. Абу Талиб по прозвищу Абу ас-Сабтейн. За ними следуют Абд ар-Рахман б. Ауф, аз-Зубейр б. аль-Аввам, названный апостолом посланника Аллаха, ε, Тальха б. Убейдуллах, Саад б. Абу Ваккас, Абу Убейда б. аль-Джаррах, прозванный хранителем этой общины, и Саид б. Зейд б. Нуфейл, да будет доволен всеми ими Аллах.

В некоторых хадисах говорится об их превосходстве в целом, в то время как другие предания подчеркивают превосходство некоторых из них в отдельности. Один из хадисов, которые повествуют об их превосходстве в целом, был передан Ахмадом и авторами «ас-Сунанов». В нем сообщается со слов Абд ар-Рахмана б.аль-Ахнаса, что Саид б. Зейд рассказывал: «Я свидетельствую, что слышал, как посланник Аллаха, ε , сказал: «Десятеро будут в Раю. Пророк, ε , – в Раю, и Абу Бакр – в Раю, и Умар – в Раю, и Усман – в Раю, и Али – в Раю, и Тальха – в Раю, и аз-Зубейр б. аль-Аввам – в Раю, и Саад б. Малик – в Раю, и Абд ар-Рахман б. Ауф – в Раю». Он сказал: «Если хотите, я назову вам десятого». Люди спросили: «Кто он?». Он промолчал, и они опять спросили: «Кто же он?». Тогда он сказал: «Саид б. Зейд».

Пророк, ε, обрадовал вестью о Рае не только этих десятерых сподвижников. К числу тех, кто попадет в Рай, относятся также Абдуллах б. Масуд, Билал б. Рабах, Уккаша б. Михсан, Джафар б. Абу Талиб и многие другие. Если чье-либо имя встречается в похожих хадисах, передаваемых со слов непогрешимого Посланника, ε, то приверженцы Сунны и единой общины свидетельствуют, что этот человек попадет в Рай. При этом они опираются на свидетельство самого посланника Аллаха, ε. Что же касается всех остальных сподвижников, то они желают им добра и надеются на их благополучие, потому что Аллах обещал всех их ввести в Рай. Ведь после упоминания о сподвижниках и разъяснения их превосходства Всевышний сказал: «…но каждому из них Аллах обещал Наилучшее» (ан-Ниса, 95). Наилучшее же – это Рай.

В целом же, приверженцы Сунны и единой общины не говорят о том, что какой-то конкретный мусульманин попадет в Рай или в Ад. Они надеются на то, что творящие добро получат вознаграждение, и опасаются того, что грешники будут наказаны. Вместе с тем они твердо убеждены в том, что ни один из тех, кто умер, не приобщая к Аллаху сотоварищей, не останется в Аду навечно, потому что Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (ан-Ниса, 116).

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!