Есть ли в мозге «кнопки» Просветления?



 

Немногие исследователи стремились выяснить, что происходит, когда молитва или медитация совершается с различной интенсивностью, как это делали мы с Ибрагимом. Я проводил подобные эксперименты несколько лет назад, когда учился медитации у очень опытных наставников, практиковавших два связанных вида Кундалини‑йоги13. Одного звали Киртан Крия, а другого – Шабад Крия. Они оба повторяли мантру «SA‑TA‑NA‑MA», но Шабад совмещал это с очень глубоким дыханием. Согласно Йоги Бхаджану, который познакомил американцев с этими техниками в 1970‑х годах, Шабад Крия мог пробудить в теле духовные энергии, приводящие к Просветлению. Это очень мощная техника, и некоторые во время ее выполнения даже испытывали временные симптомы, похожие на психоз14.

В ходе исследования мы сперва наблюдали увеличение активности в лобных долях, но по мере того как возрастала интенсивность медитации, активность значительно снизилась. Это согласуется с нашим предположением о том, что происходит в мозге, когда человек испытывает сильное духовное или мистическое переживание. Кроме того, мы наблюдали снижение активности в теменной доле мозга, что предполагает усиление чувства единства с миром и неотделимости от него. Также увеличилась активность лимбической системы, что объясняло, почему наши участники испытывали более яркие эмоции. Сканеры показывали примерно то же самое, что и во время зикра. Мне было интересно, увидим ли мы аналогичные изменения во время ежедневного намаза. Но когда мы просканировали мозг Ибрагима во время совершения привычного ритуала, то увидели лишь небольшую общую активность в лобной доле – и ничего особенного. Другими словами, мозг реагировал так же, как на любое рутинное действие – например, на расчесывание волос или вождение. Когда действие запоминается и повторяется, лобным долям незачем проявлять сильную активность.

Тогда я попросил Ибрагима при совершении молитвы намеренно увеличить концентрацию и придать переживанию максимальную интенсивность. Я хотел, чтобы он сознательно пытался пережить откровение, о котором говорилось в Коране. Он совершил намаз со всем возможным рвением, замедлил процесс, сосредоточил внимание на каждом слове и каждом движении. Ибрагим концентрировался сильнее, чем когда‑либо, чтобы его молитва была более действенной. После этого он явно устал. Когда я спросил, как он себя чувствовал, – по сравнению с обычным состоянием после выполнения намаза, – он ответил, что ощутил великую радость и глубокое смирение перед Богом.

 

Рис. 3. На изображении слева продемонстрирована активность мозга во время выполнения намаза «по привычке». Как только Ибрагим усилил концентрацию, активность лобной доли снизилась (снимок справа; сплошная стрелка показывает, что область, которая изначально была темной, теперь, во время молитвы, гораздо светлее – ее активность меньше). Также мы наблюдали повышенную активность в передней части поясной извилины (область, отмеченная справа пунктирной стрелкой, на снимке она более темная)

 

Когда мы сканировали его во время этой интенсивной практики, активность лобной доли значительно упала, точно во время транса, при котором человек чувствует смирение и покорность. Кроме того, мы обнаружили увеличение активности в передней поясной коре (см. рис. 3). Это было интересно: как правило, эти две области мозга действуют вместе – так почему же на этот раз они двинулись в разных направлениях?

Как правило, передняя поясная кора помогает регулировать эмоциональные отклики, принимая сигналы от лобной доли. Это снижает активность в эмоциональных центрах мозга и помогает успокоиться. Но вместо того чтобы чувствовать покой – чего следовало бы ожидать, когда лобная доля и передняя поясная кора подвергаются одновременному воздействию, – Ибрагим испытал сильные чувства эмоционального подъема и смирения. Поскольку снижение активности лобной доли также может привести к исчезновению сознательных тревог и страхов, можно объяснить, почему интенсивные духовные практики так тесно связаны с чувствами блаженства и экстаза. Кроме того, мы наблюдали увеличение активности в центрах удовольствия, связанных с положительными эмоциями. При стимулировании этих областей высвобождается дофамин – мощный нейромедиатор, вызывающий наслаждение15. Также мы увидели снижение активности в теменной доле, которого во время молитвы «по привычке» не происходило. Таким образом, четкое сознательное намерение посвятить все внимание духовной практике может усилить чувство единства и неразрывности с миром.

 

Не молись, когда не веришь

 

Марк, мой соавтор, занимался многими духовными практиками и испытал подобное переживание, когда принимал участие в одном из наших экспериментов. Он сосредоточился на образе Бога – сияющего человека с длинными белыми волосами. Внезапно изображение исчезло. Марк слегка растерялся, начал дышать еще глубже и представил белый свет, льющийся через него, – образ, используемый во многих восточных практиках. Мы заранее условились, что Марк подаст мне сигнал, когда почувствует, что достиг глубокого созерцательного состояния. Как правило, на это уходит от сорока до шестидесяти минут. Когда я сказал ему, сколь мало времени прошло на самом деле, он искренне удивился – он думал, что прошел уже час. Марк описал свое переживание как «наполненность энергией наивысшей силы». Из других исследований нам известно о том, что искажение времени является характерным во время гипноза, экстатических состояний, потоковых переживаний и экспериментов с различными наркотиками16. Кроме того, резкие скачки сознания связаны с изменениями во многих частях мозга17. На снимке мы увидели значительное увеличение активности в одной половине лобной доли, а также существенное ее снижение в другой половине. Это было очень странно! На протяжении трех следующих дней Марк чувствовал себя настолько бодрым, что едва мог спать. В то время он считал, что пережил одно из сильнейших позитивных чувств, какое когда‑либо испытывал – и испытал подлинное Просветление.

Потом настроение Марка внезапно изменилось, и где‑то пару недель он чувствовал себя измотанным до предела. Марк истолковал это так: стремясь изменить сознание, он вызвал состояние сильного возбуждения, схожее с маниакальным эпизодом. Он вернулся в «нормальное состояние» и не чувствовал, что пережитый опыт каким‑либо образом его «просветил».

Но в каком‑то смысле я не согласен с таким вердиктом. За несколько следующих месяцев Марк полностью изменил свой подход к медитации. Вместо использования традиционных практик, содержавших духовные образы и теологические системы, в которые он на самом деле не верил, он выбрал сосредоточение на ключевых светских ценностях, которые придавали его жизни смысл и цель – таких понятиях, как сострадание, покой и принятие себя. Мало того, что поведение Марка изменилось и тем улучшило его жизнь, – он понял, что размышления о том, во что не веришь, могут вызвать ненормальную активность мозга. Эти озарения радикально изменили вектор его жизни и исследований. Все это подходит под критерии Просветления.

Видите ли, Марк никогда особо не верил в Бога. Его увлекала сама идея. Марк рос в еврейской семье, но его родители редко посещали синагогу, да и не очень‑то любили обсуждать религиозные вопросы. Мне кажется, что интенсивное сосредоточение на объекте или на убеждении, не играющих ключевую роль в вашей системе ценностей, может вызвать нервное расстройство – неприятное состояние, способное привести к эмоциональным конфликтам. Сканирование мозга Марка подтвердило, что человек может намеренно удерживать в сознании противоречащие друг другу ценности и верования, но их конфликт не позволяет мозгу осмыслить полученный опыт и извлечь из него смысл или пользу.

Я поделился своим мнением с Марком. Он согласился с тем, что все критерии Просветления вроде как были достигнуты, – но тем не менее не хотел называть свое переживание так. Я прекрасно его понимал. Утверждать, что ты просветленный, – это отдает самовлюбленностью. Марк не чувствовал, будто его личность изменилась: поменялось разве что его отношение к медитации. Конечно, в его жизни случилось необычайное озарение – так что, может, стоило бы назвать это «малым» просветлением.

Опыт Марка напоминает мне о дзэнской традиции коанов. Коан – это парадоксальная загадка, которую мастер задает ученикам. При его решении нет никакой возможности использовать логику или здравый смысл. Если вы попытаетесь ответить мастеру «нормально» (с помощью обыденного сознания, уровень 3), он может ударить вас палкой. И независимо от того, насколько сильно вы пытаетесь сосредоточиться на проблеме, вы не сможете найти ни одного ее решения. Когда мозг сталкивается с неразрешимой ситуацией, мы испытываем стресс. Но некоторые из недавних исследований показывают, что и такие испытания способствуют внезапным озарениям. Как обнаружили исследователи из Университета Дрекселя, «озарение происходит, когда человек в мгновение ока совершенно иначе объясняет себе причину какого‑либо явления или же абсолютно по‑иному, нежели прежде, трактует ситуацию или переживание – и это новое понимание оказывается парадоксальным, неочевидным и на первый взгляд не имеет под собой никаких оснований»18.

Мне кажется, так и случилось с Марком. Он (или его мозг) не смог вынести несоответствия между мысленным представлением своих действий – и тем, что на самом деле показывали снимки. Нервное расстройство заставило Марка пойти по другому духовному пути – намного более личному и не обремененному библейскими представлениями о Боге.

На основании наших исследований по сканированию мозга других атеистов я пришел к такому выводу: в общем‑то, не слишком разумно уделять много внимания тому, во что вы не верите, – это может стать причиной будущих тревог и страхов. Мой совет: когда будете выбирать объект для молитвы или медитации, сосредоточьтесь на тех желаниях, убеждениях и ценностях, которые являются для вас самыми главными. Если вы атеист, не молитесь Богу – любуйтесь прекрасной радугой, думайте о любви, о чистом сознании или просто о том, как радостно жить. Если вы религиозны, молитесь Богу сильнее, чем раньше. Если вы родитель, не размышляйте во время медитации о недостатках вашего ребенка – думайте о его сильных сторонах. Если вы политик, не акцентируйте внимание на нелюбви к другой партии, но всей своей сутью воплощайте те ценности, которые для вас являются священными.

Но не забывайте пробовать что‑то новое. Экспериментируйте, как Марк, с иными религиозными ценностями. Попытайтесь увидеть мир другими глазами. Так вы становитесь терпимее к другим и начинаете относиться к себе с большей любовью, поскольку открытость увеличивает ваши шансы испытать Просветление. И, может быть, придет время, и вы начнете в совершенно иных красках воспринимать мир.

 

Битва с темной стороной

 

Но как насчет потенциально негативной стороны духовности и религии? Той самой, о которой столь часто говорят атеисты – и которая засвидетельствована по всему миру терактами, совершенными «во имя веры»? Может ли Просветление само по себе ассоциироваться с негативными эмоциями – с гневом, страхом, жестокостью? Есть примеры, когда просветленные совершали насилие. Наиболее известна «Бхагавадгита», древняя книга, ставшая основой философии индуизма. В ней есть отрывок, повествующий о встрече принца Арджуны и Кришны, просветленного божества. Они встречаются на поле боя прямо перед началом кровавой битвы. Арджуна отказывается сражаться, не желая убивать соплеменников, но в конце концов понимает, что должен подчиниться своей воинской сути. Это рассматривается как аллегория, отражающая все моральные и духовные дилеммы, с которыми человеку предстоит бороться на протяжении всей жизни, чтобы достичь освобождения и Просветления.

Метафора битвы присутствует и в Танахе, и в Новом Завете (Откровение), и в Коране (джихад). Подобные места всегда можно толковать с двух противоположных точек зрения и воспринимать все либо буквально, либо метафорически. Все мистические традиции, в том числе суфизм, склоняются к последнему варианту – они говорят, что каждый человек должен бороться с внутренними демонами, порожденными его рассудком. Подавить смуту, с которой мы рождаемся, и прекратить войну, которую ведет наша душа со всей вселенной, – это и есть истинное Просветление.

В последнее время многие неврологические исследования посвящены тому, как отражается на работе мозга воздействие моральных норм и нравственных убеждений19. И неудивительно, что во время интенсивной молитвы и созерцательной медитации подвергаются воздействию те же самые области мозга, которые помогают нам различать добро и зло, щедрость и жадность, любовь и ненависть. Видимо, духовные практики заставляют нас сталкиваться с этими проблемами на неврологическом уровне. И многие из тех, кто посвятил жизнь медитации, скажут, что перед достижением внутренней и внешней гармонии можно на протяжении многих лет вести эти эмоциональные войны – как говорят суфии, внутренний джихад.

История Арджуны напоминает нам, что Просветление означает не конец насилия и противоречий, – а скорее, новое понимание их характера в свете высшей реальности. Знание того, как мозг обрабатывает наши переживания – от отчаяния к Просветлению, от разделения к единству, – вероятно, поможет нам ликвидировать пропасть, разделившую науку и религию. И если мы мудро используем наши знания о мозге, то сможем воспользоваться духовными практиками – такими как зикр, «благодать единства» и даже медиумизм – для усиления любви и сострадания. Это и есть путь суфия, открывающий сердце и разум.

 

К Богу я мысль устремил,

Прежнего «я» больше нет.

Кто я теперь? Иудей?

Мусульманин, буддист, индуист?

Христианин?

Это неведомо. В пламени истины в прах

Все обратились слова.

К Богу я мысль устремил,

Прежнего «я» больше нет.

Кто же я? Муж ли, жена?

Ангел ли, чистый ли дух?

Знать не дано мне. Слова

Тают в великой Любви.

Я же от прежних картин, заполнявших мой ум,

Освобожден20.

 

Хафиз Ширази, суфийский поэт. XIV век

 

 

Вера в преображение

 

На всем протяжении истории, независимо от культурных различий, люди испытывали спонтанные переживания Просветления. И как мы видели в предыдущих главах, различные духовные практики способны привести нас к более высоким состояниям сознания (уровни 5 и 6 нашего «Спектра»). Но наши исследования показывают: те, кто активно ищет Просветления, имеют гораздо больше шансов испытать его, чем те, кто не верит в саму его идею. Если вы посвятите себя преображающим практикам – той же медитации сострадания или молитве, – или даже просто, путем глубоких размышлений, усомнитесь в своих нынешних убеждениях, как усомнился в них я на пути к Бескрайнему Сомнению, – это может оказаться очень полезным подспорьем на вашей дороге к Просветлению.

Явное стремление испытать чувства, способные изменить вашу жизнь или ваше восприятие мира, настраивает мозг на будущее Просветление. Выражение вашего намерения – точнее говоря, его характер, – определит смысл, качество и силу предстоящего события. Поэтому прямо сейчас, не откладывая ничего на потом, спросите себя:

 

1. Верите ли вы в возможность Просветления?

2. Есть ли у вас желание испытать Просветление?

3. Представляете ли вы, как достичь такого переживания?

 

Прежде чем вы сможете сознательно устремиться к цели, необходимо определить, что Просветление значит для вас, и четко заявить, что вы надеетесь испытать (покой, чувство единства, ясность ума, связь с Богом и т. д.). Уделите себе минуту, возьмите ручку и лист бумаги и ответьте на следующие вопросы. Сознательно используйте логику и разум: этот процесс может заставить вас мыслить очень медленно. «Что Просветление значит для вас?» Не торопитесь и напишите ясное, краткое, выразительное и «точное» определение.

Теперь проведите такой эксперимент. Вместо того чтобы размышлять над вопросом рационально и логически, обратитесь к интуиции – неврологически более быстрому и свободному ассоциативному процессу – и задайте себе вопрос: «Что Просветление действительно для меня значит?» Чем меньше вы пытаетесь найти решение и чем внимательнее наблюдаете за мимолетными мыслями, которые на мгновение возникают в сознании и ускользают неведомо куда, тем более вероятно, что вы получите ответ, – и, возможно, очень удивитесь, потому что он окажется совершенно не таким, как первый.

Разные люди ответят по‑разному. Например, один может видеть в Просветлении освобождение от тревоги или неуверенности в себе. С другой стороны, оно может символизировать единство с Богом. Но это, как правило, интеллектуальные ответы. Они возникают в ходе повседневного принятия решений, происходящего в мозге (уровень 3 «Спектра осознания»). Но когда мы просим наших студентов и участников эксперимента обратиться к интуиции, мы направляем их на уровень 4, к творческому воображению. Один и тот же человек часто «слышит» или получает другое определение, например: «Я вижу Просветление как светлую сферу, заполняющую мое сознание» или «Просветление для меня означает свободу от прошлого». Тогда, во время размышлений о двух ответах, логическом и интуитивном , вы переходите к более широкой форме самонаблюдения, связанной с пятым уровнем осознания, на котором мозг обрабатывает информацию визуально и символически, а не посредством абстрактных понятий и слов. Иногда одно только это упражнение может привести к переживанию малого просветления.

Кроме того, чем яснее вы осознаете изменения, которые хотели бы пережить, тем лучше подготовите ваш мозг к обретению этого опыта. Так задайте себе вопрос: «Что, способное изменить мою жизнь и сделать ее ярче, я хочу узнать на самом деле?» Чем глубже вы расслаблены, тем легче будет услышать этот «шепот» интуиции. Запишите цель своего «просветления» или «преображения», а затем размышляйте над словами, позволив вашему уму странствовать и мечтать. Когда в ваше сознание поступит новый фрагмент информации, запишите его и продолжайте наблюдать за вашими мыслями и пониманием. Чем больше времени вы проводите за этим занятием, тем больше озарений вам удастся испытать. И пока вы будете вчитываться в записи, мозг начнет стремиться к переживаниям, которые направят вас к цели. Это, как нам кажется – сознательный способ повысить вероятность малого или великого Просветления.

 

Практика смирения

 

Путь к Просветлению никогда не бывает прямым. Если вы действительно хотите испытать преображение (уровень 6), будьте готовы отказаться от всех убеждений о Просветлении – в том числе от тех, которые вы только что записали. Когда вы сознательно делаете это, мозг начинает искать новые убеждения взамен прежних. Вы просите Просветления, и если вы продолжаете вновь и вновь устранять прежние представления, то поднимаете сознание на более высокие уровни, обозначенные в нашем «Спектре».

Вам придется экспериментировать. Дорога к Просветлению уникальна для каждого, но исследования показывают, что мозг может предпринимать действия по любому запросу. Например, я знаю, что в глубине души мог сомневаться во всем, во что когда‑либо верил, и мой мозг в какой‑то степени утратил доверие к восприятию тех вещей, которые я в обычном состоянии принимал как должное. Вы просто должны доверять своей интуиции – и верить. Потратьте немного времени, усомнитесь в своих самых главных убеждениях и сосредоточьте внимание на том, чего вы не знаете о Вселенной или о Боге – или чего не можете знать. Смиритесь с незнанием – и с тем зыбким, неустойчивым миром, который им порожден, – а затем «позвольте» переживанию раскрыться по мере того, как начнете любую знакомую медитацию (о нескольких мы расскажем в третьей части книги).

Я часто вспоминаю одного моего друга, атеиста. Он однажды сказал, что поверит в Бога только тогда, когда Бог подойдет к нему, пожмет ему руку и скажет: «Я есть». Я ответил: «Готов поспорить, ты и тогда не поверишь – ты просто сдашься в психушку!»

Видите ли, его неверие в Бога было настолько сильным, что даже если бы Бог ударил его кулаком в лицо, он, вероятно, не поверил бы в реальность переживания. Я все время вижу то же самое у ученых – несгибаемый отказ принять новые идеи или даже данные, основанные на фактах, если эти идеи или данные ставят под сомнение их представления о природе Вселенной… или хотя бы на то, как нужно проводить терапию.

Как учитель я всегда поощряю учеников искать альтернативные пути, оставаться открытыми для новых идей и даже выступать «адвокатом дьявола» против собственных убеждений – поскольку такая практика очень хороша для мозга. Сомнение в истинности собственных убеждений и открытость для новых может оказаться очень сильным переживанием. Но не оценивайте его: просто позвольте событиям происходить.

Имеющиеся данные свидетельствуют: независимо от ваших мыслей о Просветлении реальный опыт, как правило, очень сильно отличается от всех представлений. На каком‑то уровне вы должны быть готовы принять все, что он принесет. В большинстве религий это называется смирением или передачей своей воли высшей силе. Это требует веры, упорства и преданности.

Но отказ от старых убеждений сопряжен с риском. В религии этот риск вдвое сильнее: традиции требуют, чтобы вы придерживались определенных принципов, принятых в организации, а Просветление предполагает выход за их пределы. Это отчасти позволяет понять, почему новые религии, как правило, создавали люди, считавшие себя просветленными благодаря духовным прозрениям, – и также объясняет, почему таких людей преследовали ортодоксы. А когда ваши убеждения преобразятся, вы просто неврологически не сможете вернуться к прежним – по крайней мере, создается именно такое впечатление. Это может произойти с людьми, которым довелось испытать внезапные и очень мощные чувства, поменявшие их воззрения с религиозных на агностические или атеистические. Потом они зачастую не могут вернуться к ритуалам, во время исполнения которых предписано думать о Боге. В конце концов, если вы после «преображения» спокойно вернулись к прежним убеждениям и привычкам, – не такое уж это и преображение.

 

Терпимость и принятие

 

Это ставит более глубокий вопрос: «Как именно Просветление меняет убеждения?» Мы уже упоминали, что у участников нашего опроса произошло множество необратимых изменений в образе жизни и в отношениях. Например, 90 % ощутили себя более духовными – но при этом только 50 % почувствовали, что возросла их религиозность. Это говорит о том, что Просветление заставляет вас выйти за пределы традиционных религиозных доктрин. 75 % отмечали ослабление страха смерти, а 80 %, по их словам, увидели в жизни более высокий смысл и обрели цель. И возможно, самое важное изменение в том, что Просветление – по крайней мере, так показалось нам, – помогало людям стать более терпимыми к другим. Разумеется, те, кто в большей степени склонен принимать разные убеждения, имеют больше шансов обрести Просветление.

Для того чтобы проверить это более непосредственно, мы вместе с моей коллегой Нэнси Уинтеринг разработали вопросник под названием «Шкала принятия убеждений». Мы создали его, желая определить, насколько открыты люди по отношению к разным системам убеждений, как религиозным, так и культурным. Мы сделали его частью более широкого исследования, желая понять, как открытость связана с различными типами переживаний. Вы можете пройти этот тест прямо сейчас. Просто ответьте на девять вопросов так искренне, как только сможете, и обведите номер ответа. Когда закончите, сложите все полученные номера. Например, в первом вопросе – если вы твердо уверены, что все религии в своей основе истинны даже при условии отличия от вашей, обведите ответ под цифрой 4. Это даст вам 4 балла.

Впрочем, второй вопрос уже чуть хитрее – в нем мы просим вас выбрать все церемонии, в которых вы принимали участие. Если вы обвели только одну, то получаете 1 балл; если все пять – 5 баллов, максимальный результат.

 

Шкала принятия убеждений

 

Инструкции : Следующие вопросы касаются ваших духовных или религиозных убеждений и переживаний. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Для каждого вопроса выберите номер ответа, наиболее подходящий для вас.

 

I. Другие религии истинны, даже если отличаются от моей.

1) ни в коем случае

2) наверное, нет

3) наверное, да

4) конечно, да

 

II. Пожалуйста, выберите все церемонии, которые вы посещали – помимо тех, что совершались внутри вашей религиозной или духовной группы.

1) «ритуалы посвящения» для младенцев, детей и подростков

2) свадьбы

3) исцеляющие ритуалы

4) рукоположение в религиозный сан

5) похороны

 

III. Посещали ли вы богослужения, обряды или сеансы духовных практик – помимо тех, что совершались внутри вашей религиозной или духовной группы?

1) нет, никогда

2) так, пару раз

3) да, но не слишком часто

4) да, довольно часто

 

IV. Принимаете ли вы активное участие в богослужениях, обрядах или духовных практиках – помимо тех, что совершаются внутри вашей религиозной или духовной группы?

1) нет, никогда

2) так, пару раз

3) да, но не слишком часто

4) да, довольно часто

 

V. Насколько легко вы принимаете внутреннее содержание богослужений, обрядов или духовных практик, которые совершаются вне вашей религиозной или духовной группы?

1) вообще не принимаю

2) с трудом

3) да в общем‑то, нормально

4) без проблем

 

VI. Насколько легко вы принимаете внешнюю форму богослужений, обрядов или духовных практик, которые совершаются вне вашей религиозной или духовной группы?

1) вообще не принимаю

2) с трудом

3) да в общем‑то, нормально

4) без проблем

 

VII. Могли бы вы пойти на свидание с кем‑то, кто не разделяет вашей веры или ваших убеждений?

1) ни в коем случае

2) наверное, нет

3) наверное, да

4) конечно, да

 

VIII. Могли бы вы вступить в брак с кем‑то, кто не разделяет вашей веры или ваших убеждений?

1) ни в коем случае

2) наверное, нет

3) наверное, да

4) конечно, да

 

IX. Могли бы вы вступить в брак с кем‑то, кто не разделяет ваших национальных традиций?

1) ни в коем случае

2) наверное, нет

3) наверное, да

4) конечно, да

 

И к чему же мы пришли в итоге? Максимальное количество баллов – 37. На таком уровне вы открыты всем и каждому. Самый низкий показатель – 8. Он означает, что вы закрыты для любых идей, отличных от ваших, и не проявляете ни малейшего интереса ни к церемониям иных религиозных традиций, ни к участию в них.

У наших участников средний балл составил 22. Это как раз «золотая середина». Такие результаты подтвердили, что люди, как правило, проявляют двойственное отношение, когда речь идет о принятии чужих религиозных убеждений. Те, кто получил более высокий балл, могут с большей вероятностью испытать великое Просветление; те, кто в середине, более склонны к переживаниям «малых» озарений; те же, кто остался в нижней части, имеют минимальную вероятность испытать сколь‑либо значительный сдвиг в поведении или убеждениях. Конечно, все анкеты ограниченны, поэтому результаты, которые мы обнаружили, следует рассматривать как характерные показатели, а не как окончательные факты. Результаты подтвердили: чем лучше люди относились к своей религии, тем меньше терпимости они проявляли по отношению к иным религиозным убеждениям. Тем не менее в таких странах, как Америка, где религиозное разнообразие продолжает расти, люди, как правило, более склонны проявлять терпимость. Наше исследование также показало, что люди с более высоким уровнем образования проявляли терпимость в большей мере, нежели те, чей уровень образования был низким. Когда люди читают и узнают о различных традициях и учатся с другими людьми из разных слоев общества, открытость новым идеям может расширить и изменить чьи‑либо главные убеждения.

Исследователи из Гарвардского университета определили три качества убеждений, разделив их на факты, предпочтения и идеологию1. Попробуйте выполнить это недолгое упражнение. Найдите минутку, выясните некоторые из ваших самых главных убеждений – как религиозных, так и нерелигиозных – и запишите их. Подумайте, каковы ваши убеждения, касающиеся работы, семьи, отношений, политики, науки или нравственности. Какие из них вы считаете фактами, а какие принимаете как истину, поверив словам других? И какие из ваших убеждений вы просто предпочитаете принять на веру?

Может быть, вы не верите в Бога. А может, в Бога вы верите, а в непорочное зачатие – нет. И независимо от религиозных убеждений вы, вероятно, считаете, что лгать и воровать – плохо. Эти установки, на ваш взгляд абсолютно верные, определят идеологию, которая будет управлять вашими действиями в дальнейшем. Но предпочтения легче ставить под сомнение – и от них легче отказываться.

Гарвардские психологи обнаружили, что дети уже в возрасте семи лет могут рассматривать религиозные убеждения не как истины, а как предпочтения, – и, следовательно, более терпимо относятся к тому, что другие люди исповедуют иную веру. Кроме того, мы обнаружили следующую закономерность: с возрастом мера терпимости и принятия других повышаются. Особенно это проявлялось у людей, перешагнувших пятидесятилетний рубеж.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!