Хадис 22. Любое благое дело есть садака



 

Передают со слов Абу Малика аль‑Хариса бин Асима аль Аш'ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Очищение ‑ половина веры, (слова) "Хвала Аллаху" /Аль‑хамду ли‑Лляхи/ заполнят собой Весы, (слова) "Слава Аллаху и хвала Аллаху" /Субхана‑Ллахи ва‑ль‑хамду ли‑Лляхи/ заполнят собой (пространство) между небесами и землёй, молитва ‑ свет, милостыня /садака/ ‑ доказательствo, терпение ‑ сияние , а Коран ‑ аргумент за тебя или против тебя. Все люди отправляются утром (по своим делам), и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит". (Муслим)

 

ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ

 

1. Великая мудрость 

Пророку, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), была дарована способность вкладывать много смысла в немногочисленные слова. Как часто он давал краткие и ясные наставления своим сподвижникам, и его слова охватывали собой всё благое и предостерегали от всего дурного, не будучи сложными по форме и не искажая сути. В рассматриваемом нами хадисе содержатся замечательные указания, образцы пророческой мудрости и назидания, исходящие от того, кто говорит не по пристрастию, ибо слова его ‑ не что иное как ниспосылаемые откровения. Ниже мы поясним смысл этих назиданий, если захочет Аллах Всевышний.

2. Чистота и награда за неё  

Чистота является необходимым условием поклонения и щ знаком любви к Аллаху Всевышнему. Вселяя уверенность в проявляющих смирение мусульман, пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), разъяснил, что все действия верующего по поддержанию чистоты своего тела и своей одежды в процессе подготовки к тайной беседе с его Гоcподом представляют собой одно из важных и ясных проявлен воздействия веры, поскольку поступая так, верующий выражает покорность велению Господа и отвечает на призыв Аллаха, сказавшего:

"O люди! Поклоняйтесь Господу вашему, который сотворил вас..." "Корова", 21.

Аллах Всевышний также сказал:

"O те, кто уверовал! Приступая к молитве, омывайте ваши лица и руки до локтей, и протирайте головы и (омывайте) ноги до щиколоток, а если вы осквернены, то очищайтесь (полностью)" "Трапеза", 6.

Аллах Всевышний также сказал:

"...и одежды свои очисть..." "Завернувшийся", 4.

И верующий выполняет это, перенося затруднения, чтобы предстать пред Аллахом Всевышним чистым и богобоязненным благоухающим и не утратившим тот прекрасный образ, который придал ему Аллах, что обязательно вызовет к нему любо Всемогущего и Великого Аллаха, ведь Он сказал:

"Поистине, Аллах любит кающихся и любит очищающихся." "Корова", 222.

‑ а ‑ Половина веры.

Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), разъяснил, что награда за очищение, например, за частичное омовение и тому подобные виды очищения, умножается у Аллаха, и может достичь половины размера награды за веру. Так происходит по той причине, что вера стирает большие и малые грехи, совершённые в прошлом, тогда как очищение, особенно частичное омовение /вуду/, стирает предыдущие мелкие прегрешения, в силу чего и уподобляется половине веры.

Передают со слов Усмана, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Прегрешения будут покидать тело того, кто станет хорошо совершать омовение, выходя даже из‑под его ногтей". ( Муслим.)

Кроме того, вера служит средством очищения от внутренней грязи, например, многобожия /ширк/, лицемерия и тому подобных вещей. Очищение служит также и средством удаления внешней грязи, и поэтому в День воскресения оно станет признаком верующих.

Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Поистине, в День воскресения к (членам) моей обшины будут обращаться, называя их "гурран мухаджжалина " из‑за следов омовений, так пусть же тот, кто сможет увеличить свою звезду, сделает это". ( Аль‑Бухари; Муслим.)

Это значит, что волосы, спадающие им на лоб, а также руки и ноги будут сиять.

‑ б ‑ Очищение ‑ половина молитвы.

В соответствии с одним из комментариев, под верой в этом хадисе подразумевается молитва. Основанием для подобного толкования являются слова Аллаха Всевышнего, которого сказал:

"...и не пристало Аллаху губить вашу веру..." "Корова" 143

Здесь под словами "ваша вера" подразумевается ваша молитва, которую вы совершали, обращаясь лицами в сторону Байт аль‑Макдис (Иерусалима). Комментаторы, придерживавшиеся вышеупомянутого мнения, говорили, что очищение является половиной веры, иначе говоря, половиной молитвы в силу того, что очищение является необходимым условием правильности молитвы, а условие рассматривается как половина дела.

‑ в ‑ Омовение является ключом к раю.

В Книге Аллаха Всевышнего говорится, что неверные вeдут в огонь по той причине, что они не присоединились к рядам мусульман.

Аллах Всевышний сказал:

"...(и спросят их самих): "Что привело вас к адскому пламени?"

Они ответят: "Не были мы из тех, кто молился..." "Завернувшийся", 42

Таким образом, молитва является спасением от огня и пути перехода в рай. Что же касается очищения, то оно является ключом к молитве, а косвенно ‑ и ключом к раю. Сообщается, пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Для любого мусульманина, который совершит омовение и сделает это хорошо, после чего встанет на молитву и совершит два раката, обратившись к ним своим сердцем и лицом, рай станет обязательным". (Муслим)

Сообщается так же, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Перед любым из вас, кто тщательно (или: .. .должным образом...) совершит омовение, после чего скажет: "Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад ‑ раб Аллаха и Его посланник", ‑ непременно откроются восемь врат рая, и он войдёт(туда), через какие пожелает". (Муслим)

‑ г ‑ Омовение как свойство веры.

Омовение является одним из тайных качеств веры, и неуклонно совершает его только верующий. Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Не станет неуклонно совершать омовение никто, кроме веруюшего". ( Ибн Маджа и аль‑Хаким.)

Дело в том, что омовение не является чисто внешним действием и иногда сопровождается тем, что может быть для человека затруднительным, и поэтому совершающий его неуклонно войдёт в рай прежде других.

Сообщается, что однажды утром посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), позвал Биляла и сказал:

"O Билял, как (мог) ты опередить меня (, оказавшись в) раю? Поистине, вчера я вошёл в рай и услышал перед собой стук твоей обуви!"

Билял сказал: "О посланник Аллаха, когда бы я ни произносил азан, после этого я обязательно совершал (молитву в) два ракaта, и когда бы я ни осквернялся, после этого я всегда вершил омовение ",

‑ и тогда пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал; "Вот почему!" (ибн Хузайма.)

‑ д ‑ Очищение есть то, что доверено человеку /амана/  

А в хадисе, передаваемом со слов Абу‑д‑Дарды, да будет; волен им Аллах, сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"И, поистине, не вверил Аллах человеку из Своей религии ничего, кроме (очищения) ".

Объясняется это тем, что очищение является духовным и узаконенным шариатом делом, имеющим отношение к телу, свидетелем совершения которого является только Всемогущий и Великий Аллах, а из людей знает о нем лишь сам человек, занимающийся очищением. Оно становится недействительным только вследствие действий человека и его намерений. В большинстве случаев действий человека никто не видит, если же говорить о намерениях, то и они являются тайными, и поэтому устранение осквернения с помощью очищения имеет отношение к возвращению доверенного.

‑ е ‑ Очищение сердца.

Чистота тела ничего не стоит, если за внешней чистотой скрывается отсутствие чистоты духовной, а поэтому очищение того верующего обязательно должно сопровождаться очищением сердца, благими намерениями, правильными устремлениями и прямотой в его действиях. Аль‑Газали даже истолковал очищение, о котором говорится в этом хадисе, как очищение сердца от обмана, зависти, ненависти и прочих сердечных недугов, так как благодаря этому и поддерживается вера. И он истолковал очищение как отказ от ослушания и прегрешений. В Коране Аллах Всевышний поведал о том, как отзывались о Луте и членах семьи, сторонившихся разврата, его соплеменники.

Они говорили: "...поистине, они ‑ люди, стремящиеся к очищению." "Преграды", 82; "Муравьи" 56

3. Поминание Аллаха Всевышнего и выражение Ему благодарности  

Поистине, награда за выражение благодарности Всемогущему и Великому Аллаху путём частого Его поминания, особенно теми словами, которые в подобных случаях произносил посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), наполнит собой чашу Весов праведных дел в День воскресения. Благодаря этому она перевесит чашу дурных дел, а человек окажется пред Аллахом Всевышним среди спасшихся и приближенных, особенно если к похвалам Аллаху он будет добавлять слова почитания, возвеличивания, прославления и свидетельства единобожия.

Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"...(слова) "Хвала Аллаху" /Аль‑хамду ли‑Лляхи!/ заполнят собой Весы, (слова) "Слава Аллаху и хвала Аллаху" /Субхана Ллахи ва‑ль‑хамду ли‑Лляхи!/ заполнят собой (пространство) междунебесами и землёй..."

В версии Муслима сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"...слова "Слава Аллаху" /Субхана‑Ллахи/ и "Аллах велик" /Аллаху акбар!/ наполнят собой небо и землю..."

А в версии ат‑Тирмизи сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям):

"..(что же касается слов) "Нет бога, кроме Аллаха "/Ля иля‑ха илля‑Ллаху!/ , то нет такой преграды, которая помешала бы им дойти до Аллаха".

Есть много хадисов, в которых говорится о достоинстве произнесения этих четырёх фраз. Так, например, передают со слов aбу Саида аль‑Худри и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Поистине, изо (всех) слов Аллах избрал четыре: "Слава Aллаху" ‑ / Субхана‑Ллахи/, "Хвала Аллаху" ‑ /аль‑хаvду ли‑Лляхи/ "Нет бога, кроме Аллаха" ‑ /Ля иляха илля‑Ллаху/ и "Аллах велик" ‑ /Аллаху акбар/, и (поэтому) тому, кто скажет: "Слава Аллаху", ‑ запишется двадцать благих дел, а двадцать дурных будет с него снято, и то же самое будет с тем, кто скажет: "Аллах велик", ‑ и с тем, кто скажет: "Нет бога, кроме Аллаха", и с тем, кто скажет: "Хвала Аллаху", ‑ а человеку, от всей души сказавшему: "Хвала Аллаху, Господу миров "/Аль‑хамду ли‑Лляхи, Рабби‑ль‑'аляймин/, ‑ будет записано за это тридцать благих дел, а тридцать дурных будет с него снято"  (Ахмад)

Таким образом, тот, кто станет произносить вышеупомянутые выражения своим языком, будучи убеждённым в том, что он говорит, всем сердцем и всей душой и размышляя над смыслом этих слов, получит поистине великую награду, так как для того, чтобы заполнить собой пространство между небом и землей, нужно действительно что‑то огромное. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Если раб (Аллаха) искренне скажет: "Нет бога, кроме Аллаха", ‑ для него обязательно откроются небесные врата, и (слова эти) достигнут престола (Аллаха), если только не было совершено (им) тяжких грехов"  (ат‑Тирмизи.)

В связи с этим улемы говорили, что эти четыре выражения и являются теми праведными делами, плоды которых вечны и о которых упоминает Аллах Всевышний, говоря:

"Богатство и сыновья ‑ украшение этой жизни, но праведные дела (, плоды которых) вечны, лучше пред Господом твоим по награде и (на них) лучше (возлагать) надежды."  "Пещера", 46.

Награда за эти слова останется у Всемогущего и Великого Аллаха, возрастая и увеличиваясь, и это лучше богатства, жены и детей.

 

Спокойствие сердца.

Во время поминания Аллаха необходимы присутствие сердца и понимание произносимых слов, насколько это возможно, чтобы всё это оказывало воздействие на душу мусульманина, душа его успокаивалась и во всех своих действиях он придерживался прямоты.

Аллах Всевышний сказал:

"..тех, которые уверовали и сердца которых успокаиваются блгодаря поминанию Аллаха. Поистине, благодаря поминанию Аллаха успокаиваются сердца!" "Гром". 28

 

Частое поминание.

Верующий крайне нуждается в обретении спокойствия сердца и души, а поэтому ему обязательно нужно почаще поминать Всемогущего и Великого Аллаха, чтобы постоянно поддерживать с Ним связь, полагаться на Него и получать от Него помощь и содействие в стремлении к снисканию Его милости и прощения. Это необходимо делать, чтобы и Аллах Всевышний поминал человека в Своем царстве, окружал его своей милостью и направлял его на верный и истинный путь.

Аллах Всевышний сказал:

"И те, кто уверовал, поминайте Аллаха часто

и прславляйте Его утром и вечером.

Он ‑ Тот, кто благославляет вас и (благословляют вас) Его ангелы, чтобы (Он) вывел в мрака к свету, (ведь) Он милосерден (по отношению) к верующим." "Сонмы", 41 ‑ 43.

4. Молитва является светом  

Молитва является твердо установленной обязанностью и одним из основных столпов ислама. Как разъяснил пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), молитва есть абсолютный свет, и она указывает тому, кто ее совершает, на путь блага, удерживая его от прегрешений и выводя на дорогу прямоты.

Аллах Всевышний сказал:

"...поистине, молитва удерживает от мерзких поступков и предосудительного." "Паук". 45

Молитва это не только духовный свет, которым озаряются пути руководства и истины, но и свет материальный, который приводит к прямому пути и правильному поведению. Молитва помогает мусульманину снискать уважение и приобрести внутреннюю красоту, а в День воскресения её свет озарит собой его лицо.

Аллах Всевышний сказал:

"...их свет будет распространяться перед ними и справа от них" "Запрещение", 8.

Дело в том, что человек, который придерживается прямоты по отношению к Аллаху Всевышнему и по пять раз в день предстаёт перед Ним, проявляя смирение и отрешаясь от всего прочего, придерживается прямоты и в отношениях с людьми, выделяясь своими нравственными качествами, поведением, благочестием и богобоязненностью, а Всемогущий и Великий Аллах озаряет его лицо светом и помещает свет в его сердце.

Аллах Всевышний сказал:

"На лицах их ‑ знак их (, появившийся) от земных поклонов." "Победа", 29.

Ат‑Табарани приводит хадис, передаваемый со слов Убады бин ас‑Самита, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"(Если человек) своевременно совершит молитву, полностью совершив омовение (перед) ней, вставая, когда следует, проявляя смирение и совершив (все положенные) поясные и земные поклоны, она (вознесётся вверх) чистой и сияющей, говоря: "Да сохранит тебя Аллах, как ты хранишь меня!".

 

Свет общей молитвы и мечети.

В том случае, когда мусульманин постоянно принимает участие в общей молитве, к одному свету для него добавляется и другой, а если такая молитва совершается в мечети, то свет этот станет полным, придёт успех и человек войдёт в рай раньше других , вместе с приближенными благочестивыми.

Сообщается, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:

"Тот, кто будет совершать пять молитв вместе с другими, преодолеет Сират подобно сверкающей молнии в первой группе опередивших и явится в День воскресения подобно луне в ночь полнолуния" (ат‑Табарани)

Пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), также сказал:

"Порадуй идущих к мечетям во мраке вестью о полном свете в День воскресения". "Абу Дауд, ат‑Тирмизи.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!