ПОНИМАНИЕ ЭТОГО ХАДИСА И ТОГО, К ЧЕМУ ОН НАПРАВЛЯЕТ
1. Что такое прямота?
Слова пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям):
"Говори: "Я уверовал в Аллаха", ‑ а потом придерживайся прямоты" ,
‑ и его слова, приводимые в другой версии этого хадиса:
"Скажи: "Господь мой ‑ Аллах ", ‑ а потом придерживайся прямоты" ,
‑ имеют непосредственное отношение к словам Аллаха Всевышнего:
"Поистине, к тем, кто говорил: "Господь наш ‑ Аллах", ‑ а потом придерживался прямоты, нисходят ангелы (, возвещая):
"Не бойтесь, и не печальтесь..." "Разъяснены" , 30.
‑ а также к другим Его словам:
"Поистине, тем, которые сказали: "Господь наш ‑ Аллах", ‑ а потом придерживались прямоты, нечего бояться и не станут они печалиться." "Пески". 13.
Абу Бакр ас‑Сиддик, да будет доволен им Аллах, дал словам Аллаха Всевышнего "....а потом придерживались прямоты..." следующее толкование: "Они ничему не поклонялись наряду с Аллахом ".
Сообщается также, что он сказал: "Они не обращались ни к какому иному богу " . Сообщается также, что он сказал: "(Это значит): а потом твердо стояли на том, что Аллах ‑ Господь их" .
Сообщается, что однажды Умар бин аль‑Хаттаб, да будет доволен им Аллах, прочитал с минбара аят:
"Поистине, тем, которые сказали: "Господь наш ‑ Аллах", ‑. потом придерживались прямоты..." , ‑ а потом сказал: "Они неуклонно держались повиновения Аллаху, не изворачиваясь подобнo лисе" .
|
|
Все эти высказывания подразумевают собой прямоту как отсутствие отклонений от совершенного единобожия.
Аль‑Кушайри сказал: "Прямота есть такая ступень, достижение которой позволяет прийти к совершенству в делах и благoдаря которой достигается и упорядочивается всё благое, а устремления того, кто прямоты не придерживается, пропадают зря и усердие его оказывается тщетным " .
Кто‑то сказал: "Прямоты могут придерживаться только великие люди, поскольку прямое является отказом от привычного, иными словами, не имеющее отношения к религии и искренним предстоянием пред Аллахом Всевышним" .
Аль‑Васити сказал: "Это такое качество, благодаря которому всё достойное достигает своего совершениства " .
Ибн Раджаб сказал: "Прямота есть движение по прямому пути и это ‑ исповедание правильной религии безо всяких отклонений направo или налево. И это подразумевает собой исполнение всех явных тайных религиозных обязанностей, а также отказ от всего запрeтного " .
Таким образом, это наставление пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), объединило в себе указания на все качества блага.
2. Прямота не может быть идеальной
|
|
Если прямота подразумевает собой высшую ступень совершенства познания и состояния, чистоту сердец, проявляющуюся в словах и делах, и свободу убеждений от глупых нововведений и заблуждений, это значит, что человек никогда не сможет придерживаться прямоты в полном смысле этого слова. На своё пути к прямоте он обязательно должен допускать какие‑либо упущения, на что указывают слова Аллаха Всевышнего:
"Придерживайтесь же прямоты по отношению к Нему, и молите Его о прощении." "Разъяснены", 6.
‑ поскольку веление просить прощения говорит о неизбежности недостатков и обязательности покаяния и возвращения к прямоте. На это же указывают и слова пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), приводимые в хадисе, переданном имамом Ахмадом и Муслимом: "Придерживайтесь прямоты, что вам никогда не удастся (в полной мере), ‑ а также другие его слова из хадиса, приводимого аль‑Бухари и Муслимом:
"...придерживайтесь же правильного /саддиду/, и приближайтесь .."
Правильное ‑ /садад/ есть подлинная прямота, иными словами, правильность всех слов, действий и преследуемых целей, что подобно действиям человека, стреляющего в цель и поражающего её.
|
|
3. Прямота сердца
В основе прямоты лежит прямота сердца, не отклоняющегося от единобожия, что соответствует тому значению прямоты, о котором мы уже говорили выше. Когда сердце начинает придерживаться прямоты в познании Аллаха и страхе перед Ним, в почитании Аллаха, благоговении перед Ним и любви к Нему, в желании, связанном с Ним, надеждах, возлагаемых на Него, и мольбах, обращаемых к Нему, в уповании на Него и отстранении от всего прочего, то и все остальные части тела тоже начинают неуклонно придерживаться прямоты в повиновении Аллаху. Причина здесь в том, что сердце ‑ это правитель всех остальных частей тела, которые являются его воинами, и если правитель будет придерживаться прямоты, то за ним последуют и его воины и подданные.
Сообщается, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"И есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, портит и всё тело, и, поистине, это ‑ сердце" (аль‑Бухари)
4. Прямота языка.
После сердца из всех частей тела прямоты необходимо придерживаться прежде всего языку, являющемуся выразителем егo желаний. Эта мысль подтверждается содержанием хадиса, в кoтором сообщается, что один из сподвижников пророка, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: "(Однажды) я спросил: "О посланник Аллаха, что является для меня самым страшным?",
|
|
‑ и тогда он взялся рукой за свой язык". (ат‑Тирмизи)
Передают со слов Анаса, да будет доволен Аллах, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Не станет прямой вера раба, пока не придёт к прямоте сердце, а сердце его не придёт к прямоте до тех пор, пока станет прямым его язык". (Ахмад)
А со слов Абу Са'ида аль‑Худри, да будет доволен им Аллах, передают, что пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
"Когда человек поднимается ото сна утром, все части б тела покорно обращаются к языку и говорят: "Бойся Аллаха ради нас, ибо мы зависим от тебя, и если ты будешь прямым, и мы станем придерживаться прямоты, а если ты искривишь то и мы будем кривыми!" (ат‑Тирмизи.)
5. В чём польза прямоты?
Прямота означает стойкость, победу, мужество и успех в сражении повиновения со страстями и желаниями, и поэтому придерживающиеся прямоты заслуживают того, чтобы к ним нисходили ангелы уже в этом мире, чтобы удалить от них страхи и печали, порадовать вестью о рае и объявить им о том, что они на их стороне в обоих мирах, ведь Аллах Всевышний сказал:
"Поистине, к тем, кто говорил: "Господь наш ‑ Аллах", ‑ а потом придерживался прямоты, нисходят ангелы(, возвещая):
"Не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам!
Мы ‑ ваши покровители в этой жизни и в мире вечном, в котором (будет) для вас то, чего пожелают ваши души, и в котором (будет) для вас то, чего вы потребуете,
в качестве угощения от Прощающего, Милосердного" "Разъяснены", 30 ‑ 32.
6. О важности прямоты
Ясным указанием на важность прямоты является уже то, что придерживаться её велел пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), а Аллах Всевышний сказал:
"И придерживайся прямоты, как было ведено тебе." "Худ". 112.
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: "Не ниспосылался посланнику Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), из всего Корана аят более трудный и тяжёлый для него, чeм этот".
Сообщается также, что когда сподвижники посланника Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказали ему: "Ты рано поседел."
‑ он ответил им так:
"Меня сделали седым сура "Худ" и подобные ей суры".
Сообщается, что аль‑Хасан сказал: "После того, как был ниспослан этот аят, посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), стал прилагать ещё больше усилий, а смеющимся его с тех пор не видели ". (Ибн Абу Хатим)
7. В этом хадисе содержится веление придерживаться прямоты в единобожиии и искреннем поклонении одному лишь Аллаху.
8. Он побуждал сподвижников к изучению их религии и сoхранению их веры.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!