Быстротечность человеческой жизни



 В стихотворении И.С.Тургенева «Завтра! Завтра!» рассуждает о смысле жизни, о её быстротечности. Он говорит о пустоте и ничтожности всякого прожитого дня. Вернуть прошлое невозможно, поэтому надо жить осмысленно, обдуманно, радуясь жизни каждый день и каждую минуту, каждое мгновение проживать с пользой для человечества. Тогда не будет обидно за прожитую жизнь. Нужно делать всё сегодня, чтобы «бессмысленно глупо не пробежали часы за часами». «Не дайте проскользнуть жизни между пальцев» - вот основная философская мысль и наставление И.С.Тургенева.

В стихотворении А.С.Пушкина «Телега жизни» идея скоротечности жизни передается образом быстрой езды в телеге, запряженной лошадьми. Автор сравнивает человеческую жизнь с телегой, которая «на ходу легка», несмотря на все тяготы, которые могут ее сопровождать. Юность сравнивается с ранним утром, когда человек лишь садится в телегу и несется на ней во всю прыть по ухабам и бездорожью, не считаясь со временем. Однако когда наступает полдень, который символизирует зрелость разума и тела, «нам страшней и косогоры, и овраги». Вечер у Пушкина символизирует старость, когда человек, проехавший огромный путь, уже сроднился со своей жизнью-телегой, и, «дремля, едет до ночлега, а время гонит лошадей». Поездка на телеге становится символом жизненного пути человека, который быстротечен и пролетает, словно одно мгновение.

В рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» жизнь главного героя подчинена часовой стрелке, движение которой однообразно совершается по замкнутому кругу. За всей суетой и однообразностью будней, он не замечает, как никчемно и бессмысленно проходит его жизнь. Всю свою жизнь он посвятил зарабатыванию денег, приумножению своих богатств. Он работал не покладая рук, и это было единственным смыслом его жизни. Время, в котором живет Господин, остановившееся, «отжившее». Но сам Господин считает, что это начало жизни. Он словно пытается управлять временем, по своей воле запускать его заново, но это невозможно, поскольку оно не подвластно человеку. Умер господин из Сан-Франциско быстро и внезапно, в один час. Бренность всего существующего, напоминает нам о том, что всему придет конец.

Историческая память

В повести «Прощание с Матерой» В.Распутин описывает затопление острова и расположенной на нем деревни Матёра в результате строения на Ангаре новой гидроэлектростанции. Героиня повести бабка Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа, и потому тяжело переживает трагедию родной деревни. Смысл своей жизни Дарья видит в том, чтобы хранить и передавать память о людях, живших на этой земле. Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность народу, преданность своей земле. Она привязана к Матёре, она ощущает свое родство с этой землей, осознает себя наследницей прошлого и чувствует свою ответственность перед будущим. "Правда – в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни", - убеждена Дарья. Исчезло с карты целое селение, а вместе с ним – традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер.

В художественно-публицистическом очерке «Черные доски» В.А.Солоухингорячо пишет о том, как губительно строить новое на пепелище старого. Могут меняться и правители, и политические режимы, но культура прошлого — это основа настоящей культуры современного человека. Автор повествует о том, как много бесценных икон, уникальных по архитектуре церквей было варварски уничтожено в 20 веке. Он рассказывает о вопиющих фактах – разграблении церкви в родном селе, о сдачи бесценных книг в макулатуру, о «сколачивании ящиков для картошки» из старинных икон. Писатель уверен, что уничтожение икон, имевшее место в советское время, постепенно ведет Россию к потере национальных корней. В.А.Солоухин убежден, что утрата исторических памятников приводит к потере человеческого облика.

Отношение к матери

Рассказ Л.Улицкой «Дочь Бухары» посвящен материнской любви, безграничной, безусловной и всепреодолевающей. Главная героиня Бухара всю себя отдала воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Она смогла достойно воспитать Милу: водила в школу для отсталых детей, куда и сама устроилась работать, сопровождала везде, научила ее готовить, держать иголку в руках. Когда героиня поняла, что смертельно больна, она все отмеренное ей время посвятила будущему своей дочери. Ей удалось выдать Милочку замуж за Гришу Бермана, выстроить защиту для своей дочери, окружив ее порядочными, добрыми людьми. До конца своей жизни все мысли матери были связаны с больной дочерью, всю свою жизнь она безропотно подчинила материнскому долгу. Образ Бухары является воплощением того нравственного идеала, который являет собой силу, сострадание, верность, любовь.

Особенно чутко и нежно любил свою мать русский поэт С.Есенин. Всю теплоту своих чувств он выразил в стихотворении " Письмо матери". Он понимает, что мать наслышана о его загубленной жизни и от этого страдает, в ее душе поселяются плохие предчувствия. Но поэт желает успокоить свою маму, пытается оправдаться перед ней, загладить свою вину...

В рассказе А.И.Куприна "Святая ложь" описывается "дикая, болезненная и страшная" жизнь Ивана Семенюты. Но в ней есть такие дни, когда он старается встряхнуться и изменить вой запущенный вид. Это дни встреч с мамой. Иван не рассказывает ей о своей тяжелой жизни, старается не волновать ее своими проблемами. Иван Семенюта находится в трудной жизненной ситуации, но не хочет рассказывать об этом матери, потому что испытывает к ней глубокие чувства уважения и заботы.

Равнодушие мира взрослых

В рассказе Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» показана история маленького сироты Пети, взятого на обучение к циркачу. Ребенок в труппе самый бесправный, почти раб, он терпит каждодневные побои и унижения, ему приходится выполнять головокружительные трюки на пределе своих детских возможностей, репетировать наравне со взрослыми. Дети аристократов, которые собираются в цирк, увидев в афишке номер под названием "Гуттаперчивый мальчик" - забывают обо всем остальном, и о зверях, и о клоунах, говорят и думают только о нем. Выполняя сложнейшее упражнение, Петя разбился, но его смерть просто осталась незамеченной. Трагичная судьба мальчика заставляет нас задуматься о беззащитности, ранимости ребенка, о маленьких сиротах, выброшенных в жестокий и равнодушный мир взрослых.

В рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на Елке» герой рассказа приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. В рождественские дни принято помогать бедным и обездоленным, но замерзающий малыш на улицах большого города не встречает сочувствия. Он здесь лишний, и куклы в витринах более живые, чем люди с очерствевшей душой. Мальчик замерз, голодный и брошенный всеми. Он не нашел сочувствия и любви, его судьба оказалась загублена равнодушием взрослых.

Отношение к детям-сиротам

В рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" главному герою Андрею Соколову пришлось преодолеть множество тяжелых испытаний - война, потеря дома, семьи. Встреча с маленьким Ванюшкой ему нужна была как спасение, как надежда на будущее, дающая силы идти дальше. Соколов нежно заботился о мальчике, старался сделать все для того, чтобы тот как можно скорее забыл о недавних слезах сиротства. Он решил усыновить Ванюшку, и на душе у него сразу стало легче и светлее, жизнь теперь приобрела высокий человеческий смысл. Мальчик растопил его душу, заледеневшую от мук и страданий, собственных и общенародных, заставил с новой силой биться сердце, окаменевшее от пережитых трагедий.

Дети - сироты нуждаются в любви, тепле, ласке, но не каждый человек сможетзажечь в душах ребят искру утраченной радости. В повести А.И.Приставкина "Ночевала тучка золотая" рассказывается о жизни сирот Кузьменышей, на долю которых выпало много трудных испытаний. Люди, которые должны были помогать Кузьменышам, часто предавали, пользовались их наивностью. Но в жизни мальчиков появилась женщина, непохожая на других, она по-матерински, по-доброму отнеслась к ребятам, ведь они, как и все дети, нуждались в родительской любви. Воспитательница Регина Петровна вернула мальчишек к жизни, согрела теплом своего сердца, научила их улыбаться, верить в лучшее, напомнила о том, что они дети.

Интернет

В своей статье "Дети и компьютер" семейный психолог Александра Георгиевна Иванова рассматривает проблему увлечения подростков виртуальным общением. Она подчеркивает, что времяпрепровождение в он-лайне вполне допустимо для подростков, но чрезмерное увлечение Интернетом может привести к зависимости. Психолог отмечает, что увлечение подростков виртуальным общением должно вызывать опасение взрослых только в том случае, если оно стало всепоглощающей страстью. А.Г.Иванова рекомендует обратиться к специалисту и убеждена в том, что борьбу надо вести не с компьютером, а с причинами, породившими данную зависимость.

В романе Я. Вишневского "Одиночество в сети"главные герои знакомятся с помощью глобальной сети Интернет. Они общаются на разные темы, делятся чувствами и постепенно влюбляются друг в друга. Их виртуальное общение наполнено вполне реальными переживаниями. Но Интернет не сближает людей, они не могут быть счастливы, у каждого своя жизнь, виртуальное чувство всегда быстротечно.

Внутренняя и внешняя красота

В романе - эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир" Элен Курагина обладает ослепительно красивой внешностью. Она осознает свою красоту и выставляет ее напоказ, позволяя ею любоваться. Но внешняя красота для Элен - это способ скрыть душевное уродство. Л.Н. Толстой подчеркивает "неизменную" улыбку Элен, которая скрывает внутреннюю пустоту души, безнравственность, глупость. Элен эгоистична, расчетливаи жестока. Она любит только себя, думает о своей выгоде и своем благополучии. Воспользовавшись доверчивостью Пьера Безухова, она заманила его в свои сети и женила на себе. Несмотря на свое внешнее великолепие, духовный мир героини пуст и ничтожен, в ее душе нет места искренним чувствам и эмоциям.

Преобразить мир могут люди, обладающие красотой и величием души, способностью сохранять доброе отношение к людям, даже сталкиваясь с их жестокостью и черствостью. Именно таким человеком предстает перед нами герой рассказа А.П. Платонова "Юшка". Внешне Юшка был некрасив: мал ростом и худ, глаза были белые, как у слепца, на лице росли по отдельности редкие седые волосы. За его неприглядную внешность окружающие жестоко относились к нему: дети бросали ему в лицо сухие ветки, камни, комья земли, а взрослые били его, выплескивая на этого непохожего на них человека "свое злое горе и обиду". Но у Юшки было доброе сердце, он любил людей, старался дарить им радость и тепло. Он вырастил девочку-сироту Дашу, выучил в Москве, отказывая себе во всем. Юшка любил ее больше всего на свете, и она единственная из всех людей, всегда отвечала ему теплом и светом своего сердца. А.П.Платонов мастерски раскрывает сущность душевной красоты и искренности Юшки, который, благодаря своему глубокому внутреннему наполнению, смог изменить мир к лучшему.

Роль женщин в войне

В стихотворении М.Исаковского "Русской женщине" автор размышляет о судьбе женщин в годы войны. Героиня стихотворения мужественно преодолевает все испытания, которые выпали на ее долю: расставание с родными людьми, страдания, одиночевство. М.Исаковский создал образ верной спутницы русского солдата, великой труженицы тыла, на плечи которой легла "безмерная тяжесть".

На войне русские женщины способны вынести все ее тяготы и сохранить человеческую душу. В повести В.Закруткина "Матерь человеческая" главная героиня Мария сумела выстоять в самых страшных испытаниях Великой Отечественной войны, стать продолжательницей рода и своей любовью к людям и миру, памятью о погибших возродить к жизни родную землю. Мария устраивает землянку, разводит скот, трудится на колхозных полях. Она думает не о себе, а о тех, кто придет туда после войны. Мария старалась во имя России и это сделало ее сильнее, помогло ей выжить в тяжелых условиях того времени.

Любовь к Родине

В рассказе " Судьба человека" М.А. Шолохов на примере Андрея Соколова показывает нам истинную, бескорыстную и по-настоящему чистую и искреннюю любовь к своему Отечеству. Судьба заставляет героя проходить через множество испытаний, она отбирает у него семью и дом, обрекает на ужасные муки и страдания, но он в любой ситуации остается предан своей Родине. И даже будучи истерзанным муками голода, Андрей Соколов не соглашается на предложение Миллера выпить за победу фашисткой Германии. Герой не боится смерти, он готов умереть, но сохранить в себе чувство собственного достоинтсва, сохранить любовь и уважение к Родине.

Стихотворение С.А. Есенина "Гой ты, Русь, моя родная..." пронизано чувствами искренней любви к Родине. Для поэта Родина - это церковь, в которой он как "захожий богомолец" разглядывает красоты природы, чувствует знакомые, близкие сердцу запахи меда и яблок, слышит как звенят чахнущие тополя, стоящие "у низеньких околиц". Автор испытывает чувства городости, бесконечного восхищения, глубокой любви к месту, где он родился и вырос. С.Есенин не готов променять его даже на рай, потому что сердце поэта навсегда принадлежит Родине, без которой он не представляет свою жизнь.

Роль учителя

В рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского" Лидия Михайловна была не просто учительницей французского языка - она была духовным наставником главного героя. И поэтому, когда тот стал играть в "чику" с местными мальчишками на деньги, женщина не стала ругать его, а лишь попыталась помочь ему. Она помогла герою преодолеть трудности - голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью. Проявляя к нему доброту и сочувствие, она открыла ему новый мир, в котором царит доверие, любовь, взаимопонимание. Уроки человечности, сердечности и бескорыстия, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь.

В повести А.А. Алексина "Безумная Евдокия" главная героиня учительница Евдокия Савельевна предана своим ученикам, она любит их, отдает им душу. Евдокия Савельевна всегда окружена детьми: то идет с ними в музей, то в поход, то организовывает встречи выпускников. Она знает, что происходит в душе каждого из ее воспитанников. Евдокия Савельевна - искренний и эмоциональный человек, и поэтому она радуется любым успехам детей, даже самым незначительным. А главной своей задачей она видит воспитание в детях "таланта человечности", которым, бесспорно, обладала сама. Евдокия Савельевна помогла своей ученице Оле, в трудные минуты разделила с ней горе, ведь она не просто человек, она - настоящий учитель.

Москва

В стихотворении «— Москва! — Какой огромный…» М.Цветаева обращается к Москве как к отчему дому, где находит себе приют любой человек. В Москву приходят люди, нуждающиеся в спасении души, очищения от грехов под кровом православных святынь, сосредоточенных в русской столице. В стихотворении она говорит о том, что Москва «позовет», встретит, обогреет и исцелит любого странника. Ведь в Москве есть и целитель святой «младенец Пантелеймона», и часовня Иверской Божией Матери вблизи Кремля. Поэтому все благодарят столицу за неиссякаемое, благотворное гостеприимство.

В комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" перед нами предстает старая Москва. Грибоедовская Москва - это город, где отслужившие свое “тузы живут и умирают”.Под образом Москвы в комедии следует понимать описание быта и нравов московского дворянского общества. Праздная жизнь Москвы вся заполнена балами, обедами, всевозможными разорительными затеями вроде крепостного балета. В московском обществе пышно расцветают сплетни и пересуды. Грибоедову удалось уловить и запечатлеть в своей комедии тот особый отпечаток, который лежит на всем московском.

Образ Москвы в романе в стихах "Евгении Онегине" это город, в котором сливается все, что важно и дорого для русского человека. Пушкин с любовью и теплотой описывает красоту Москвы и ее достоинства. Он называет ее "моя Москва". Как известно, Татьяна Ларина приезжает в Москву из провинции, чтобы выйти замуж. Мать Татьяны хочет найти ей жениха в Москве, в высшем обществе. Приехав в Москву, Татьяна видит всю красоту и величие этого города. Образ Москвы в этом романе это образ великого города, красивого и многоликого.

Петербург

В поэме А.С.Пушкина “Медный всадник” звучит тема прекрасного города, построенного неимоверными усилиями сотен тысяч строителей, гениально воплотивших великие помыслы. Город, построенный на берегах могучей реки, любуется в ее воды, как в зеркало, отражаясь своими красотами.Здесь каждый дом, улица, площадь напоминают о недавней истории города. Поэт восхищен не просто новой столицей, он поет славу стране, сумевшей отстоять свое право называться великой державой, а это было не так-то просто. Теперь многие трудности позади, и Пушкин уверен, что город, построенный в ознаменование побед, будет стоять вечно, как хранитель традиций и великой русской истории.Поэма А. С. Пушкина “Медный всадник” стала вечным гимном городу-красавцу, отмеченному славными традициями.

В романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Петербург изображен как город с черными лестницами, облитыми помоями, дворцами-колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония.Картину тесноты, давящей скученности людей усугубляет чувство духовного одиночества человека в толпе. Люди в этом безысходном мире объединены злорадством и нездоровым любопытством к несчастьям ближнего, относятся друг к другу с подозрением и недоверием. В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастически уродливые очертания и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон - реальностью. Атмосфера этого Петербурга — атмосфера тупика и безысходности.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 471; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!