Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?)



В романе Э.Хемингуэя "Прощай, оружие!" герои ненавидят войну. Они бы и рады с ней покончить, но не могут. Тех, кто уходит с поля боя, ожидает либо расстрел, либо семейный позор. Никто из бойцов не желает такой страшной участи для своих родных, поэтому и воюет, в тайне надеясь на обострение хронических болезней, получение небольших ранений или конец войны.Один из главных героев лейтенант Генри понимает, что война - это убийство еще более жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые животным инстинктом.

В рассказе В.Быкова "Одна ночь" страх и ненависть движут людьми, заставляя их порой совершать жестокие поступки. Русский солдат Иван Волока и немец во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться по одиночке. Чувство ненависти к фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц - такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц бросился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну. Вот истинное лицо войны: хаос, паника, слепая жестокость, мотивированные только одним – страхом. Эта война не имеет никакой другой цели, кроме единственной, -убивать людей.

Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?)

В романе-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир" истинным героем Шенграбенского сражения предстает перед нами Тимохин. Он появляется в тот момент, когда казалось бы все уже потеряно, солдаты поддались панике и начали отступать. Но в эту минуту наступавшие французы вдруг побежали назад - в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. Только благодаря Тимохину русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны. С точки зрения Л.Н.Толстого, такой, как Тимохин по-настоящему храбрый человек, его героизм, огромная воля делают русскую армию непобедимой.

В.Быков в повести "Сотников" с гордостью повествует о мужестве одного из главных героев, который несмотря на безжалостные пытки, не сломался и не предал своих товарищей. Сотников не боится смерти, для него главное - спасти других, не пытаясь мольбами и лестью купить себе пощаду. С горечью автор отмечает поведение Рыбака, который, оказавшись перед лицом смертельной опасности, струсил, предал товарищей, поставив свое спасение выше законов чести.

Проблема проявления гуманизма в тяжёлых условиях

На войне русские женщины способны вынести все ее тяготы и сохранить человеческую душу. В повести В.Закруткина "Матерь человеческая" главная героиня Мария, несмотря на суровые условия войны, смогла сохранить в себе положительные качества. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, поначалу кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и мужа. Но немец, беззащитный мальчик крикнул: «Мама! Мама!» и сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене. Мария обладала невероятным великодушием, человечностью и умением сострадать людям.

Межнациональные отношения

В повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая" в детском приемнике были собраны дети разных национальностей: татарин Муса, ногаец Балбек, немка Лида Гросс. Для них не существовало понятия национальной неприязни: дети дружили, оберегали друг друга. Русский мальчик Колька и чеченец Алхузур стали настоящими братьями вопреки межнациональной войне на Кавказе. Братская помощь Алхузура помогла Кольке вернуться к жизни после трагичной смерти брата. Он смог оправиться после случившегося, и уже ничто не заставит его увидеть в чеченце врага. Он размышлял как истинный интернационалист: все народы должны жить одной семьей, дружно, избегая кровопролитий.

В очерке "Понадобились мне" из цикла "Сентиментальный марш" С.Довлатов утверждает, что все культуры и народы едины. Главный герой Кеннет Бауэрс очень доброжелательно относится ко всем людям без исключения, считает их своими родственниками. Кеннет Бауэрс всех людей мира, всех национальностей, всех эпох считает своими братьями, и учит этой мудрости окружающих.

Нежность

В повести французского писателя А.де Сент-Экзюпери "Маленький принц" главный герой испытывал чувство нежности к Розе, которую ветром занесло на его маленькую планету. Роза была чудесным цветком, и мальчик каждый день ухаживал за ней, защищал от ветра и насекомых, несмотря на ее капризный и высокомерный характер и излишнюю заносчивость.

Искренняя нежность проявлялась в отношениях Джима и Деллы, главных героев новеллы О.Генри "Дары волхвов". Джим продал часы, чтобы купить своей юной супруге на Рождество набор гребней для волос. Однако она не смогла воспользоваться подарком, посокльку пожертвовала волосами, чтобы, в свою очередь, приобрести мужу цепочку для часов. Их поступок являлся проявлением истинной нежности и чистой и бескорыстной любви людей друг к другу.

Преданность своему делу

В романе Б.Пастернака "Доктор Живаго" главный герой преданно служит профессии врача. Юрий Живаго работал в госпитале в годы Первой Мировой, Гражданской войн, но даже на поле военных действий не отходил от своих принципов. Ему было неважно, к какому политическому лагерю относился раненый боец, Живаго всегда был готов прийти на помощь нуждающимся людям.

В повести Б.Васильева "Летят мои кони" доктор Янсен в любое время готов был прийти на помощь, всю свою жизнь он посвятил служению людям. Доктор Янсен задохнулся в канализационном колодце, ценою своей жизни оплатив жизнь двух мальчиков. В последние минуты своей жизни он помнил об ответственности перед людьми и все силы бросил на спасение маленьких детей.

Малая Родина

В стихотворении «Тихая моя Родина» Н.Рубцов показывает неразрывную связь со своей малой родиной. Пройдя по знакомым «зеленым просторам», увидев родные ивы, поля, холмы, деревянную школу, деревенскую церквушку, повзрослевший лирический герой вспоминает свое детство, юность. Он с любовью вглядывается в знакомый пейзаж из деревьев и стареньких изб, словно пытаясь впитать эти близкие и дорогие ему картины, понимая, что они навсегда останутся в его сердце. Н.Рубцов ощущает «самую жгучую, самую смертную связь» со своей родиной, таким родным, любимым и близким уголком, в то же время, уже ставшим ему чужим.

Рассказ И.А.Бунина «Антоновские яблоки» наполнен чувством любви и нежности к малой родине, очарованием ранней осени, ощущением всей прелести краткой, но чудесной поры бабьего лета. Запах яблок и липового цвета воскрешает в памяти героя старый дом и сад, “последних могикан дворового сословия” — бывших крепостных. И.Бунин с замиранием сердца описывает прелесть русских просторов, деревенские поля, прозрачный воздух. Он с нежной ностальгией вспоминает тетушку Анну Герасимовну и Арсения Семеновича, людей, которые создавали атмосферу любви и спокойствия, которая так запомнилась поэту. Тонкий аромат опавшей листвы, запах антоновских яблок, меда и осенней свежести символизируют чувство грусти и тоски по Родине, по той жизни, которая уже ушла в прошлое, но осталась в памяти писателя как самое лучшее, чистое, духовное время.

Влияние телевидения

Ю.Тимошин в своей статье « Враг русской молодежи – современное телевидение» рассматривает влияние телевидения на человека. Телевизор "расчеловечивает" общество, ибо отчуждает рядом живущих людей, "перевертывает" искусственный и натуральный мир. Телевизор – враг человека желающего быть свободным. Кривые телезеркала умышленно меняют привычные, веками складывающиеся, законы Национальной жизни, формируют ложные идеалы, искажают правильное восприятие событий, создают "виртуальную реальность". Телевизор разрушает личность, духовно порабощает, ослабляет внимание и волю. Ю.Тимошин убежден в том, что телевидение служит орудием, разрушающим нормальное восприятие мира, пагубно влияет на состояние сознания и здоровья человека.

В романе Р.Брэдбери « 451 градус по Фаренгейту» в обществе происходит гибель и крах всей человеческой духовности, превращение людей в заложников массовой культуры. Все развитие людей сконцентрировано вокруг стен, напоминающих экраны телевизоров. Телевизорная стена - символ людского безразличия, атрофии души и интеллекта. Милдред, супруга главного героя Гая Монтэга, зависима от телешоу, считает их частью своей жизни. Она с головой погружена в мир телесериалов и с восторгом рассказывает о новой затее телевизионщиков – ей прислали сценарий очередной «мыльной оперы» с пропущенными строчками, которые должны восполнять сами телезрители. Героиня общается только с призрачными персонажами телеспектаклей, говорящими на стенах-телеэкранах в гостиной. Телевизорные стены в доме обывателей изолируют их от остального мира, искажают действительность, оставаясь единственной пищей для умов, телевизорная иллюзия приобретает в жизни людей все большее значение.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 827; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!