ЭРОТИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ЦЕЛИТЕЛЬСТВЕ 5 страница



Табак, как известно, завезен в Европу, а из Европы Петром I — в Россию, из Америки, где его раскуривали с символической целью. Рональд Уильяме считает, что главный символ табакокурения — принципы Эроса: миротворчество, установление родства, связи, "моста" между людьми. У индейцев сиу, например, символ трубки и дыма связан с легендой о том, что Священная Женщина-Теленок Бизона принесла племени сиу трубку в качестве подарка из другого мира. Эта трубка связала сиу не только с духовным миром, но и со своими собратьями, с мужчинами и женщинами, с землей и со всем, на ней сотворенным. На индивидуальном уровне трубка и произведенный ею дым устанавливают мир между противоположными частями психики — эго и бессознательным, собой и своими врагами, небом и землей, духом и материей, разумом и телом (Д.Л. Уильяме, 1994, с. 77-78).

41


Дым, как свидетельствует наш детский опыт восприятия, заполняет промежутки между предметами, проникает в любые щели и действительно "соединяет" разрозненные объекты мира в нечто целое — логически целом, объединенное задымлением в одно пространство. А ныне такое объединение производится смысловым контекстом, логическими связями, логическими операторами, средствами грамматики. Но в языке эти связи невидимы, прозрачны для восприятия, а дым наглядно представляет принцип связи. Вдыхание дыма внутрь, кроме фармакологических эффектов воздействия никотина, обладает мощным символически-смысловым эффектом, который действительно можно обозначить как "символическое объединение" всего разрозненного во внутренней модели мира человека: объединяются различные представления, и образы приобретают смысловой контекст отдельного впечатления, картина мира и себя в мире стремится к целостному выражению. А это и есть принцип исцеления — целостность.

1.5. СПОНТАННЫЕ РЕМИССИИ

Выздоравливающие

Кто они, те, кто выздоравливает, несмотря на лечение? Наверное, это самый главный вопрос. Кто они, те люди, у которых проявляются и эффекты плацебо, на которых положительно действуют современные и традиционные системы медицинской помощи, которые сами организуют такую среду обитания, в которой становится трудно или вообще невозможно болеть?

Принято считать, что здоровье человека зависит:

на 10% — от уровня развития медицины;

на 20% — обусловлено влиянием среды;

на 20% — определяется наследственностью;

и на 50% зависит от того, как сам человек организует свою собственную жизнь; от того, какой у него образ

42


жизни. Если верить такому раскладу сил, то ни при каком идеальном развитии общества и медицины внешний контроль не сможет обеспечить человеку здоровье, поскольку большая часть вклада в здоровье будет всегда принадлежать самому человеку, знает он об этом или нет. При реальном положении вещей врач не контролирует состояние среды обитания (20%); не может изменить наследственность, доставшуюся его пациенту от родителей (20%). Наконец, обычный врач не имеет доступа ко всем медицинским ресурсам (10%), он способен реализовать лишь то, что от него зависит. Остается уповать на способности самого человека самоорганизовывать собственную жизнь таким образом, чтобы выздоровление могло свершиться. Само слово "выздоравливающие" указывает на этот важный момент самоорганизации человека, на его волю к здоровью, желание избавиться от болезни.

Выздоровление

Чаще всего в учебниках можно встретить довольно туманную логическую конструкцию "обратное развитие болезни". Скорее всего, эта конструкция связана с фазой развития интеллекта, которую Ж. Пиаже называл "стадией обратимых действий", а не с реальным феноменом выздоровления. С помощью фантазии, смешанной с изрядной дозой "клинического мышления", можно представить себе картину развития болезни, прокрутить эту картинку назад, наподобие кинотрюка, и вернуться потом к исходному положению. В кинофильме "Старик Хоттабыч" есть такой эпизод: в кадре падают этажерка и стоящая на ней ваза с цветами. Ваза — вдребезги, вода — в брызги, цветы — на пол... Картина полного разгрома. Затем маг рвет свой замечательный волосок — и все возвращается на прежнюю позицию: осколки летят вверх и налету собираются в произведения искусства, цветочки группируются на ходу в букет, вода, само собой, стекается в готовый сосуд, этажерка поднимается. Это и есть "обратное развитие" разрушительного действия, рас-

43


стройства, болезни в точном соответствии с медицинской моделью:

Доведение этой модели (скорее схемы) до абсурда показывает, что феномен "выздоровления" — это наши представления о жизненных процессах, но не точное описание того, что на самом деле происходит в действительности. Выздоравливающий человек не возвращается в прошлое к исходному состоянию, жизнь идет только в одном направлении — вперед. Обратимость характеризует мыслительный процесс, но не реальный процесс выздоровления. В реальной действительности после преодоления любой болезни человек становится другим — лучше, хуже, не важно, по каким критериям измерять, но — другим. Преодоленная болезнь становится ступенькой лестницы восхождения к зрелости, к созреванию, полной самоактуализации, в терминологии А. Маслоу. В самом деле, любое инфекционное заболевание преодолевается практически реакцией иммунной системы, и с появлением иммунитета после выздоровления организм становится мудрее, опытнее, взрослее. Это биологический уровень. А в психологическом плане у человека появляется опыт преодоления страдания, опыт терпения дискомфорта и боли, опыт просьбы и принятия помощи от других людей, опыт поведения в роли больного и т. д.

44


Возвращенное благополучие

Болезни, начиная с первых дней жизни человека, учат его многому, в том числе и социализации, приспособлению своих нужд к нуждам других людей, обращению к другим за помощью, доверию и т. д. Эрик Фром, рассуждая о природе благополучия, писал о том, что здоровье человека заключается в непрерывном саморазвитии. Человек должен "вполне родиться", развить свое сознание, разум, способность любить, чтобы прийти к новой гармонии, к новому единству с миром. Жить — это ежеминутно рождаться. Физиологически наша клеточная система пребывает в процессе постоянного рождения, клетки постоянно делятся, тело обновляется. То же самое должно происходить и на уровне психической жизни — непрерывное рождение новых душевных состояний, идей, планов, образов, актов, поступков и т. д. Но, как считает Э. Фром, "психологически большинство из нас в определенном пункте перестает рождаться. Некоторые люди появляются на свет совершенно мертворожденными: они продолжают жить лишь физиологически, тогда как психологически в глубине их существа скрывается желание вернуться в матку, в землю, во тьму, в смерть; они безумны или почти безумны. Многие другие продолжают двигаться по пути жизни, однако они неспособны полностью как бы перерезать пуповину и остаются в состоянии симбиотической привязанности к матери, отцу и семье, расе, государству, к своему положению, к деньгами, к божествам и т. п." (Э.Фром, 1998, с. 105).

Здоровье как спонтанность

Общее определение "болезни", следовательно, должно включать в себя остановку развития человека в направлении созревания, взросления и интеграции. Всякая "привязанность", цепляние за прошлый опыт, детерминизм и ведут к состоянию, которое классики определяли как "стесненную в своей свободе жизнь". Нестесненная в своей свободе жизнь развивается спонтанно, поэтому сам фено-

45


мен "спонтанности" относят к глубинным факторам здоровья (Ч. Трунгна, 1998).

Очевидно, плацебо-эффекты в "чистом виде" есть не те эффекты, которые спровоцированы сознательным внушением целителя или общественным мнением публики и "здравым смыслом", а порожденные стремлением человека "вполне родиться" эффекты, — это изменения, которые необходимы человеку для преодоления "остановок в пути" саморазвития и самоактуализации, это суть проявления спонтанности жизни. Если эта спонтанность и самодеятельность жизни проявляется, то выздоровление становится состоявшимся, если этой спонтанности жизни нет, то никакое лечение не ведет к из-лечению. В психиатрии не прижился термин "выздоровление", и, наверное, не столько из-за того, что "в психиатрии никто не выздоравливает", а только делает "перерыв" — ремиссию, остановку в протекании болезненного процесса. Более глубокая причина, на мой взгляд, состоит в том, что сама концепция болезни к расстройствам психики не совсем подходит. "Кто заражен страхом болезни, тот уже заражен болезнью страха", — писал в свое время М. Монтень. Но иметь болезнь как процесс, изменяющий структуру тела человека (воспаление, тромбоз, токсикоз и пр.), и бояться болезни, представлять себе повреждения — это не одно и то же. "Болезнь страха" — это поведение человека, который может быть абсолютно здоров физически, но функционировать полноценно не может. То же самое можно сказать о многих и многих пациентах психиатра. Чем они иногда страдают? Анонимическая депрессия, например. Это состояние, когда человек физически здоровый не знает своих корней, не знает, к какому классу людей в обществе себя отнести, у него "нарушена идентификация", а в современном обществе человек может жить хорошо тогда, когда он способен идентифицировать собственную личность, знать себя. Человек с анонимической депрессией прошел курс реабилитации, нашел "своих" людей по духу, по происхождению, по положению и т. д. У него нет симптомов депрессии. Он выздоровел? Он вы-

46


лечился? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Скорее всего он восстановил свою миссию в этой жизни, свою жизнедеятельность как автономной личности. Он знает, что будет дальше делать как личность. Он осознал в общем или в деталях свою миссию человека. Следовательно, депрессия прервала начатую миссию, а "лечение" — восстановило миссию. Отсюда — ре-миссия.

Наилучшая ремиссия профилактика

Зачатки почти любой болезни в человеке (и его окружении) имеются всегда. То, что человек склонен к болезням, часто болеет, приобретает все новые и новые болезни, нисколько не удивляет, это "совершенно понятно" и вполне объяснимо. Но вот почему человек остается здоровым, несмотря на агрессивность среды, от чего выздоравливает — вот что непонятно, часто необъяснимо вообще и в частностях. Почему, например, раковые клетки появляются у всех людей, а вот объединения их в агрессивные сообщества — опухоли и метастазы — возникают не у всех? Выздоровление, можно так сказать, — это остановка болезни в зародыше или в той фазе, в какой она не угрожает жизни и здоровью в целом, а также ликвидация последствий болезни. Первое принято называть профилактикой, а второе — излечением, исцелением. Спонтанные ремиссии, следовательно, можно причислить к чему-то среднему между профилактикой и излечением (и самоисцелением). Возможно, спонтанная ремиссия — это некий синтез самопроизвольного, не заданного специальными мерами и условиями сопротивления болезненным изменениям, факторам и установкам, и непротивления, включения в целостную систему жизнедеятельности потенциально опасных факторов, с которыми заключается "договор о ненападении" (сопрофиты, кишечная флора, "сумасшедшие идеи" в творчестве), или временный союз для борьбы с большим злом (психологическая зашита как спасение и болезнь одновременно, психосоматика, "локус минорис" и прочее).

47


ГЛАВА 2

МИСТИЦИЗМ ПЛАЦЕБО

2.1. "ЗДОРОВЫЙ МИСТИЦИЗМ"

Мистицизм идентичности

Известный врач-гуманист Альберт Швейцер выделял два основных вида мистицизма: а) мистику идентичности и б) мистику этичности. Само слово "мистика" происходит от греческого слова mystikos — таинственный, тайный, и связано с историей древних тайных сообществ, основанных на гностическом культе — почитании мудрости и знания. Мистерии — это служение гностическому культу, участники которых создавали и охраняли секретную информацию и философские достижение от профанов и передавали учение только посвященным ("инициированным") лицам.

Мистика идентичности, как западная, так и восточная, основывается на осознании тождественности, идентичности (правильнее говорить о "самотождественном различии" по А. Лосеву) между мировым духом и человеческим. Эта тождественность возможна лишь при наличии представления о том, что весь мир есть некое великое существо. П.А. Флоренский писал о том, что представление о мире как о большом Человеке — одна из самых распространенных мифологий человечества во все времена. Мир живет, дышит, со-общает-ся с нами, он познаваем, то есть дает себя познать, открывает свои тайны. В самом деле, почему нам понятны такие мифопоэтические высказывания, как "Природа шепчет...", "Солнце светит всем", "Мир улыбается...", "Земля ждет пахаря", "Ручей говорит", "Травы прячут", "Листва укрывает заботливо, как мать" и т. д.? Они понятны потому, что мы отождествляем мир, природу, объекты природы с таким же живым и мыслящим существом, как и мы сами. "Ты что стоишь, как истукан?" — говорит мать своему маленькому сыну, и он ее понимает. Истукан — это что-то окаменевшее, обездвиженное, "стоит, как вкопанный столб". Мама иден-

48


тифицировала его с этим истуканом, узрела контуры этой окаменелости и недовольно этим. Сынишка сразу же двигает ручками: "Живой я, мама, живой".

В старой немецкой легенде о могущественном горном духе Рюбецале есть такой мотив, раскрывающий природу мистики идентичности. Поднявшись однажды на поверхность земли, Рюбецальбыл поражен зрелищем купавшейся в струях водопада красавицы. Чтобы насладиться созерцанием дивной красоты, дух воплотился в ворона и перелетел на ближайшее к водопаду дерево. Он очень удобно устроился на ветке, с которой все было видно, но вместо того, чтобы самозабвенно созерцать обнаженное тело самой совершенной красавицы, ворон напряженно прислушивался к карканью других воронов и принюхивался к доносившемуся издали запаху падали. Для ворона это естественно, дух быстро понял, в чем дело. Он немедленно превратился в цветущего, жаждущего любви юношу, которого совсем не интересовало, что именно делят слетевшиеся где-то вдалеке вороны.

Человеческий Дух, то есть высшая творческая сила, высший инстинкт к строительству культуры ("жизненный по-буд к культуре" по Я.Э. Голосовкеру), никогда не может ни в чем воплотиться целиком, полностью, без остатка — ни в личности, ни в самоощущении "Я", ни во внешних делах и в результатах этих деяний. Всегда будет оставаться недосказанность, невыполненность, потенция. Человек постоянно себя преодолевает — "трансцендирует", превышает себя. Все его воплощения — это только "духовные существа", или как выражаются ученые-физиологи — "функциональные состояния", организующиеся на время выполнение задания, которое сам себе и задает дух. Человеческих дух творит куль-ТУРУ, "второй мир", творит и себя, собирает себя самого как личность. В этом и состоит тайна "зачатия" и сотворения личности, человеческого "Я", мистицизм идентичности. Кому себя уподобит человек, оставаясь самим собой и одновременно отождествляясь с другим "Я"?

Современная психотерапия уделяет процессам идентификации очень много внимания. В самых различных школах психотерапии, теоретических направлениях, спорящих друг

49


с другом, существует понимание того, что большинство болезненных состояний, так называемых "функциональных", "психогенных", "психосоматических", возникает как раз в результате идентификации, отождествления себя (или части себя) с иным существом, носителем "ненормального" поведения, неподходящих обстоятельствам признаков-символов. На заре развития психотерапии, в XVIII—XIX веках, это называлось "болезнями воображения". Лечить их полагалось, исходя из патогенеза, также с помощью воображения. Однако намного раньше, в дохристианскую и раннехристианскую эпоху, почти все болезни человека сводились к двум главным причинам:

а) болезни "потери души";

б) болезни одержимости "духами" (дьяволом).

Лечение первого типа болезней ("расслабленности", тоски, депрессии, "потерянности") заключалось в "возвращении души", что сотворял обычно шаман с помощью ритуалов "освобождения души из плена" и пр. Лечение второго типа болезни, известное со средних веков как "экзорцис", проводил, и довольно успешно, Иисус Христос. Поскольку ему была дана огромная власть и сила над бесами, то он просто приказывал бесам "выйти вон", и они уходили. Больной после изгнания чужих, не свойственных ему "духовных сущностей" тотчас выздоравливал.

Ничего принципиально нового за это время в искусстве исцеления не произошло. Более сложным языком современный психотерапевт описывает тот же процесс "освобождения" личности от "бесов", коими называют "Патос" и "Но-зос", "интроекцию Объекта", "идентификацию с Матерью" или "враждебным отцом", "невротический конфликт", "фиксации на стадии развития" и пр.

У молодой, неприспособленной к жизни женщины умирает мать, которая исполняла желания дочери и брала на себя ее обязанности. Что происходит после ухода такого помощника и исполнителя? Удочери возникает истерический паралич правой руки. Правая рука — действительный исполнитель намерений и планов — отождествляется с мертвым телом матери, и тоже "умирает", прекращает свое

50


участие в жизни личности. Это и есть "мистицизм идентичности". Человек не делает это сознательно, хотя, кроме него, это никто не может сделать. То, что происходит отождествление с покойной матерью, никак не распознается в сознании, наоборот, тайна "сговора" с матерью", "мистерия" общения с "Духом Матери" (ношение парализованной руки в особой повязке, напоминающей гроб и похороны; "траурная церемония" по поводу мертвенной бездеятельности руки, поминание "покойной" — разговоры-воспоминания о том, как раньше рука действовала, какая она была "живая" (!!) и непосредственная), охраняется в строжайшей тайне, а секреты этого "тайного сообщества" не могут быть переданы "профанам" — врачам, не посвященным в таинство. Болезнь ли это вообще? С психиатрической точки зрения — это болезнь, истерический невроз. С точки зрения невропатологов — функциональное расстройство: органического заболевания, то есть истинного паралича, нет. С точки зрения философа-экзистенциалиста, это ее "способ существования" — ей так удобней жить, по-другому она еще не научилась — раз; избавляет себя от еще большей боли — окончательной разлуки с матерью, с помощью символа-симптома — два.

Нужно ли лечить? Обращается за помощью к врачам, значит, нужно помочь, но как, если лишение симптома скорее всего еще больше дезадаптирует личность, усилит боль?

Персонификация

Рука человека легко превращается в отдельную "личность", стоит только на средний палец надеть шарик с нарисованным на нем лицом. Сознательная критическая установка, конечно же, будет нам говорить о том, что это игра, что рука просто исполняет роль, но наши эмоции и вообще поведение в целом, скорее всего, будут согласованы с жизнью и поведением "ожившей" руки: если она нас поприветствует, то мы автоматически ответим приветствием, если пригласит сесть, то, смеясь или еще как-нибудь реагируя, мы сядем, и т. д. Мы вступим в общение с этой персонифи-


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!