ЭРОТИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ЦЕЛИТЕЛЬСТВЕ 10 страница



91


слезы горькие, писатель Горький, люди-горемыки, горькая судьба, горький вкус победы, то "горькая" (водка, пиво) — самое универсальное, душевное лекарство "от всего".

Размер. Остановлюсь только на "очень малом" размере лекарственной формы. В мифологии самый маленький зверь, трикстер, оказывается, в конце концов, самым хитрым, сильным умом, изворотливостью, способностью проникать в самые потаенные места, пробираться на вражескую территорию и в осажденную крепость. Очень маленькие "горошинки" воспринимаются как сильнодействующее вещество. Сравните, ложка сахара и крупинка. Что придет на ум при растворении, особенно "тщательном", такой крупинки вещества в стакане воды? В старинных рецептах, дозировка "на кончике пера" вызывала сама по себе такие эффекты, которые, наверное, не могло вызвать даже сильнодействующее вещество.

Схема приема. Чем лучше продумана схема приема ("начиная с 1 капли, доводя ежедневно до 40, а затем обратно — до 1" — это о приеме чесночной настойки для омоложения), тем больше она соответствует Гармонии, Божественному Порядку, Космическому Порядку. Свободная схема — "принимайте, когда захотите" или вообще без указания на желание — это, конечно, Хаос, распад всего и вся. Еще хуже предписание, освобождающее Силы Зла, болезни: "принимайте, когда плохо будет". Вот вам и подначка для "чертика", открытие доступа болезни к силам лекарства: теперь болезнь, ее приступы, ее капризы будут управлять целебными силами! Значит, лекарство никак не связано со здоровьем, поскольку его нельзя принимать, если нет болезни. Парадокс: лекарство любит болезнь, оно "тропно" к определенной болезни, то есть должно подходить, как невеста к жениху, вернее — как жених для невесты. Здоровому лекарство не нужно, даже вредно — оно. лекарство, вызывает болезнь. Только одно лекарство принимают "На здоровье!" и "За здоровье!". Догадайтесь, какое.

Дорогое. Самым дорогим лекарством в мифологии является, конечно, амброзия, пища богов (фирменные названия:

92


"Философский камень", "Элексир бессмертия", "Акулий хрящ", "Ребро Адама" и т. д.). Амброзия давала силу, юность, красоту, это пища вечного возрождения плоти. Однако она предназначена богам, и ее действенность управляется богами, а не только ею самой!

Как показывает опыт социальной мифологии наших дней, очень дорогое лекарство помогает благодаря своей дороговизне не всем, а тем, кому положено по статусу лечиться только престижными методами и дорогими лекарствами (так угодно "богам", только не олимпийским, а "пореформенным"). Дорогое лекарство, разоряющее семью, принятое "не по статусу", способно дать очень сильный ноцебо-эффект. У одной моей пациентки случился длительный невроз страха с содержанием "любовного приворота и преследования", после лечения очень дорогим лекарством (1 ампула стоила в 1997 году 2 млн рублей). После трех инъекций (лечение воспаления фаллопиевых труб) ей стало совсем плохо, и она слегла в психиатрическую больницу. Там она рассказывала о двух "врачах своих", которые ее "допекли": 1) любовник, преследующий ее и домогающийся ее любви незаконными методами (шантаж, запугивание "порчей" и колдовством); 2) врач-гинеколог, предписавший "амброзию" в ампулах, от которой у бедной женщины "расшатались нервы" и появился сильный страх. После того, как ее рассказы о любовнике-колдуне послушало десятка полтора целителей (врачи-психиатры, психологи, психотерапевты, преподаватели кафедры психиатрии и пр.), она стала все чаще и чаще говорить о безденежьи, о том, что ее "неправильно лечили", то есть все свелось к разорительному лечению.

Природа чуда в размышлениях А. Ф. Лосева

В своей знаменитой работе "Диалектика мифа" * А.Ф. Лосев выводит основную формулу мифа: миф есть чудо. К этому его подвел анализ феномена "миф".

* Цит. по: А.Ф. Лосев. Миф. Число. Сущность. М., Мысль, 1994. — 919 с. (сокр. ДМ).

93


1) Миф не есть фикция, выдумка, но необходимая категория сознания и бытия;

2) миф не есть бытие идеальное, но жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность;

3) миф не есть наука, но жизнь, таящая в себе свою собственную мифическую истинность и смысловую структуру;

4) миф не есть метафизическое построение, но чисто вещественная действительность, являющаяся в то же время отрешенной от обычного хода явления;

5) миф не есть ни схема, ни аллегория, но символ;

6) миф не есть поэтическое произведение, миф есть поэтическая отрешенность, данная как вещь;

7) миф не есть специальное религиозное создание; миф — энергийное, феноменальное самоутверждение личности, хотя мифология невозможна без религии;

8) миф не есть догмат, но история.

И окончательная формулировка: миф есть в словах данная чудесная личностная история. Личность понимается (в самом широком, диалектическом смысле) как осуществленная интеллигенция, Ум, осуществленная (или воплощенная в тело, факт) как миф, то есть как смысл, как клик самой личности. Миф — не есть сама личность, но смысл и лик личности. Как и икона, о которой говорилось ранее, не есть самобожество, но лик божественной личности, мифический символ. Совпадение случайно протекающей эмпирической истории личности с ее идеальным заданием и есть чудо, по А.Ф. Лосеву.

Вернемся к "плачущей иконе" (они "глакали" во многих храмах осенью 1998 г. и в Новосибирске). То, что на иконе появились капли, — это случайно протекающий процесс, неважно, подстроенный нетерпеливым служителем или возникший как-то по-другому. Идеальное задание у иконы — осуществлять связь человека с Бо~ом. Распознание капли как "слезы" и есть совпадение эмпирической истории личности и ее идеального задания. А это — чудо!

Подойдем по-другому — с точки зрения реальной личности верующего человека. Случайно протекающая эмпи-

94


рическая история его, проявляющаяся в сфере восприятия, — это то, что он в какой-то момент заметил, как "заблестели" глаза на иконе Богоматери. В его восприятии взгляд божественной личности ожил, в его уме и сердце это было расценено как сочувствие иконы к его страданиям. Идеальное задание человека — соединиться с Богом — совпадает со случайным восприятием "блеска мокрых глаз", и это — чудо!

У меня совсем нет охоты, да и никогда особенно не было, разоблачать с помощью научных подходов случаи "чудесного исцеления", чудесных изменений в жизни человека, чудодейственного влияния лекарства или процедуры. Раскрывать феноменологию чуда — это одно, а разоблачать или, наоборот, мистифицировать — это другое. Главное, что можно взять из сложного анализа чуда А. Ф. Лосева, — это то, что влияние одной личности на другую не есть чудо! Влияние, воздействие одного человека на другого — это все, что угодно, но чудом никогда не является. Может быть обман, инсценировка, театрализация, совместная игра, властный контроль, запугивание, шантаж, соблазнение, покупка; но чуда в межличностных отношениях никакого нет. Человек здоров и прекрасно развивается как личность в хорошей человеческой среде, в теплых, нормальных отношениях, когда его любят, и он любит. Но это — не чудо!

Если забыть о том, что речь здесь идет именно о личности и ее истории, как пишет А. Ф. Лосев (ДМ, с. 172), то можно все это учение о чуде свести к абсурду. Личность при этом понимается всегда как цельность, как категория, а не ее отдельные проявления. В науке всегда существовал излюбленный метод сводить сложный смысл к простому (редукция): "Чудо, конечно, не есть, скажут, физический акт, но оно есть этот акт плюс выдумка. Однако это сведение на субъективизм — типично беспомощная позиция либеральной метафизики". "...При таком сведении мы уже перестаем говорить о чуде как таковом, и начинаем говорить о своем отношении к нему, то есть о самих себе" (ДМ, с. 175). А. Ф. Лосев считает, что относиться "по-научному" к чуду как к вы-

95


мыслу можно только благодаря двум одновременным логическим ошибкам."

1 ) учетверение терминов, при котором мыслится такой примерно силлогизм:

Данное исцеление — чудо.

Чудо есть вымысел.

Следовательно: данное исцеление есть вымысел.

Это такой же силлогизм, как и силлогизм типа:

Все псы лают.

Это созвездие — Пес.

Следовательно: это созвездие лает.

2) Неправильное обращение, при котором не проводят специального определения термина, например, в суждении "всякое чудо есть вымысел" не проясняется, какой именно вымысел имеется в виду, поэтому вытекает и то, что "всякий вымысел есть чудо".

Чудо — это совпадение двух планов личности, совершенно различных по своей сущности, смыслу, в едином неделимом образе. А. Ф. Лосев выделяет пять моментов личности, которые можно различать только абстрактно, так как они слиты в каждом моменте.

1) Отвлеченная Идея личности ("россиянин", "христианин", "воин" и др.). Это личность сама по себе, как идея, как сам принцип, смысл и правило становления конкретной личности, это личность вне своей и всеобщей истории.

2) Сама история этой личности, личность, погруженная в поток жизни, в иррациональное, алогическое время. Все в этой истории слитно и нераздельно — каждый акт и проявление, малейшее изменение — все непрерывно, текуче неразличимо.

3) Первообраз личности как синтез первого плана (Единое) с алогическим становлением второго плана (множество): это идеальное состояние, когда максимально выражается отвлеченная Идея личности в реально-вещественном образе ставшего. Первообраз,... предел полноты воплощения.

4) Идея в свете своего идеального состояния, или первый момент в третьем, в перечислении всего, что есть в идеале, что воплотилось, что выразилось.

96


5) Реально-жизненный лик личности, или второй момент в третьем, — прибавление к пустой алогичной длительности.

Чудо — это диалектический синтез двух планов личности: Реально-жизненного лика (5-й момент) со своим Первообразом, идеальным состоянием (3-й момент), а с помощью четвертого момента (значение, выражение идеала) личность перечисляет и пересматривает те удивительные факты и идеи, в которых выразились моменты личности. Чудо — это миг, когда личность в своем историческом развитии вдруг выражает свой первообраз целиком, достигая предела совпадения обоих планов, и сразу оказывается, как пишет А.Ф. Лосев (ДМ, с. 167) "и веществом, и идеальным первообразом". Это как бы второе воплощение личности. Первое — в изначальном, идеальном архетипе и парадигме (образе); другое — воплощение личности в реально-историческом событии. То, что называют "чудом", это полное совпадение идеального "экземпляра" с реально-историческим воплощением, которое специально выявлено и продемонстрировано.

Таким образом, чудо происходит только с живой личностью, а не с ее процессами — химическими, физическими, умственными, смысловыми, энерго-информацион-ными и пр.


ГЛАВА 3 ПЛАЦЕБОГЕНЕЗ

3.1. ВРАЧ КАК ЛЕКАРСТВО И ОТРАВА

"Исцеляющая личность"

Личность врача или того, кто помогает в трудную минуту борьбы за здоровье, всегда решающим образом отражается на результатах медикаментозного или немедикаментозного, "психического" или "комплексного" лечения. Плацебоген-ные изменения в поведении и самочувствии от одного и того же агента влияния, будь то лекарство, процедура, методика или иное воздействие, различны у разных врачей, но повторяются с определенным постоянством у одного и того же лекаря. Про известных врачей говорят примерно одно и то же: чтобы ни делал знаменитый X, у него всегда неизменный результат — помогает; какие бы нейтральные капли не давал особо известный врач, они действуют. Конечно, действуют не эти "нейтральные" средства; на сцене, где разворачивается борьба болезни с целителем, действует личность врача, она исцеляет.

Совершенно курьезные случаи исцеления от "нейтральных средств" приводит в своей книге "26 московских пророков, юродивых, дур и дураков" Иван Прыжов. (Прыжов И., 1996):

Юродивый Иван Яковлевич, которому в 1860-х годах было около 80 лет, безумный старец, о котором ходили по Москве легенды, исцелял записочками-иносказаниями, в которых верившим в святость юродивого, мерещились ответы на главные жизненные вопросы:

— Выйду лия замуж?

— Это хитрая штука в своей силе, что в рот сносили, — ответ "святого".

— Скоро ли X. разбогатеет?

— Не скоро, а животу здорово!

— Что мое дело?

98


— Воды льются всюду, но не равны все сосуды.

У Ивана Яковлевича были постоянные клиентки — богатые дамы, которые каждый шаг в своей жизни обсуждали с юродивым, с помощью подобных загадочных записочек. Они же лечили различные болезни с помощью средств "от Ивана Яковлевича", например, табака. Сыпали нюхательный табак на воспаленный палец, и — о чудо! — палец тотчас переставал болеть и скоро заживал. Привели к нему однажды княгиню В., которая еле ходила и уже "умирала" от неизвестной болезни. В это время у старца в руках были два больших яблока. Ничего не говоря, он ударил княгиню этими яблоками по животу, с ней сделалось дурно, и она упала. Лакеи отвезли ее, еле дышащую домой, и — чудо! — на другой день она была здорова.

Из других способов, которыми передавалась врачующая сила Ивана Яковлевича, Прыжов описывает и такие:

"Девушек он сажает к себе на колени и вертит их; пожилых женщин он обливает и обмазывает разными мерзостями, заворачивает им платье, дерется и ругается, без сомнения, придавая тому и другому символическое значение" (с. 35).

Когда "святой" был уже при смерти и лежал недвижим, из-под него текло. Служителям велено было посыпать пол песком. Этот-то песок, намоченный испражнениями Ивана Яковлевича, поклонницы его собирали и уносили домой, и песочек от Ивана Яковлевича стал оказывать врачебную силу. Когда юродивый умер, то многие приходили издалека и покупали песочек у сторожей. Запасы песочка вскоре истощились, а цена ему возросла. Тогда сообразительные сторожа носили со двора песок, "мочили его уже из-под себя и продавали, но, несмотря на все это, сила в песочке оставалась та же самая" (с. 41). Песочком лечили детей, и дети выздоравливали. Собирали также и "влагу, которая текла из гроба" старца, и эти капли производили лечебный эффект.

И. Прыжов, как один из первых русских социологов-реалистов, описывал наблюдаемые события так, что в этих описаниях не остается места для спекуляций относительно "передачи энерго-информационного поля" от целителя че-

99


рез предмет к получателю целебного воздействия. Песочек, например, окропленный сторожами, явно не содержал в себе никакой информационной структуры "святого", но оказывал такое же лечебное действие, что и нефальсифицированный оригинал. Это означает, что действующим агентом был, конечно, не песочек ("влага", табачок, яблоко, шустрые руки "святого", записочки и пр.), а образ целителя, оживающий в головах (в сердце, душе, в репрезентативных системах) исцеляющихся.

Если воображение людей способно: 1) создать понятный образ себя самого, собственной личности (знание себя, "Я"- , образ); 2) способно согласиться с тем, что есть непознаваемое, неизвестное им знание о болезнях и судьбе (тайна, благоговение перед непознаваемым); 3) может предчувствовать, предощущать противоречие между тем, как они познают мир, и тем, что есть мир (проблема, непонятная понятность); 4) рисовать фантастические картины того, чего хотелось бы иметь, — алогическая логика, фантазии, защищающие от страха неизвестного (фантастические фигуры всемогущих Спасителей, всезнающих мудрецов и пр.), и все это объединить, синтезировать в определенное состояние ожидания готовности к мистическому переживанию (см. табл. 1), то чудо исцеления состоится! Однако социальная среда, идеология, образцы поведения и ритуалы и пр., как и показывают работы И. Прыжова, запрещают это "чудо" атрибутировать лично себе. "Кто я такой, чтобы самому себя вылечить?", "Если я могу такое — значит, я особая личность — божественная!"

Как тут не вспомнить барона Мюнхгаузена, который мог вытащить себя за волосы из болота. Но это — "мнимая иллюзия" по терминологии Голосовкера. Такое невероятно даже в мифе. Поэтому над бароном смеются, поскольку нелепо. Но ведь исцелить себя, особенно во времена Прыжова, наверное, было равнозначно "вытаскиванию себя за волосы": либо ты шут гороховый, и над тобой смеются и не поверят, либо — изволь становиться "святым", "целителем", духовным лидером, образцом для подражания, шаманом.

100


Шаманская болезнь

Просто так шаманом не становятся. Надо иметь родословную шамана, получить "дар" от родственника-шамана. Надо заболеть "шаманской болезнью", во время которой пройти обучения с помощью духов, вылечить себя, пройти инициацию, получить признание общины, а вместе с этим и атрибуты шамана — шаманский костюм и бубен.

Исследователи этого социально-психологического раритета подчеркивают, что призвание к шаманской деятельности ВСЕГДА выражается в длительном специфическом заболевании, которое нельзя было прервать, если она сама не прерывалась у "неистинного шамана". Болезнь начиналась не у одного, а у нескольких кандидатов на "трон" сразу после смерти старого шамана. "Званых" обычно бывает много, а вот "избранных" — единицы, вернее всего один. Его "избирают духи", поэтому тут нет никаких выборов, назначений, ..конкурентов, испытательных сроков и проверок. Все происходит не по чьей-то прихоти, а по установленному традицией сценарию.

От вступления в шаманы стараются отказаться почти все "званые". Объясняется это просто: шаман себе не принадлежит, он должен стараться для общества, и по первому призыву идти исполнять свою работу — лечить людей, предсказывать будущее, помнить родословную общины и всех людей и т. д. Трудная, хлопотливая жизнь, которая не вознаграждается специально — шаманы никогда не были богаче других, наоборот, из-за своих общественных обязанностей они меньше успевали добыть ценностей для себя и своей семьи.

Но самая главная причина попыток отказа — это перспектива знакомства и борьбы с духами, которые населяют все вокруг: и верхний мир неба, и нижний мир — подземелье, и средний мир — окружающие предметы, животные, люди. Шаманы болеют по многу лет, иногда до 20 лет. В "шаманской болезни" преобладают психические расстройства: галлюцинации всех видов — зрительные, слуховые, ольфакторные, вкусовые, кинестетичес-

ки


кие, соматические; расстройства поведения и сознания — обычно обладатели такого "чуда" уходили в лес, скитались месяцами в одиночестве и... учились жить абсолютно самостоятельно и независимо ни от кого, кроме своего внутреннего мира.

В наше время будущие шаманы не убегают в лес, как об этом мечтал А. С. Пушкин:


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!