Современная система образования. 47 страница



МАЛЫЕ НАРОДНЫЕ УЧИЛИЩА, в России в 1786—1803 двухгодичные нач. школы для детей из всех сословий, кроме крепостных. По Уставу 1786 организованы в уездных и заштатных городах (опытные М. н. у. создавались в Петербурге с 1782). Преподавались чтение и письмо, катехизис, чтение книги «О должностях человека и гражданина», арифметика, грамматика, чистописание и рисование. Осн. пособие — «Руководство учителям» Ф. Н. Янковича де Мириево. Содержались на местные средства. Обучение было бесплатным. В кон. 18 в. было ок. 300 М. н. у. (17—18 тыс. уч-ся). По предварит, правилам 1803 преобразованы в приходские и уездные уч-ща.

 

МАЛЬКОВА Зоя Алексеевна (р. 19.11. 1921, г. Кизел Пермской обл.), педагог, акад. РАО (1993; д. ч. АПН СССР с 1982), дер пед. наук (1972). По окончании МГПИИЯ (1949) преподавала в ср. школе. С 1956 в системе науч. учреждений АПН; в 1974—91 зам. директора, затем директор НИИ ОП (с 1989 НИИ теории и истории педагогики). Пред. Науч. совета по сравнит, педагогике АПН СССР и чл. Исполкома Междунар. конгресса обществ, сравнит, педагогики (с 1986).

Осн. сфера науч. интересов — сравнит, педагогика. Предложила способы выявления и описания тенденций развития образования, критерии оценки состояния образования на региональном и нац. уровнях. Руководитель междунар. и нац. проектов, автор уч. программ и пособий для учителей в области сравнит, педагогики. С о ч.: Совр. школа США, М., 1971; Школа и педагогика за рубежом. М., 1983; Шк. реформы в развитых странах Запада, М., 1992 (ред. и соавт.).

 

МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА, система дифференциации обучения. Предложена И. А. Зиккингером в нач. 20 в. для нар. школ нем. г. Ман-гейм (отсюда назв.). Исходя из принципа соответствия уч. нагрузки и методов обучения реальным способностям и возможностям учащихся (индивидуальные особенности, различия домашних условий и т. п.), он создал 4 т. н. ряда классов; основные (нормальные) — для детей, имеющих ср. способности; классы развития — для малоспособных; вспомо-гат. классы — для умственно отсталых; переходные (классы иностр. языков) для способных учащихся, желающих продолжить образование после нар. школы в реальных школах и гимназиях. В соответствующие ряды классов учащиеся направлялись на основе результатов пси-хометрич. обследований и характеристик учителей. Продолжительность обучения в них была различной: в основных классах — 8 лет, в классах развития и вспомогательных — 4 года, в переходных — 6 лет. Зиккингер полагал, что учащиеся смогут переходить из одного ряда классов в другой, но на практике это оказалось невозможным из-за значит, различий в программах обучения.

Перед 1-й мировой войной М. ш. с. имела много сторонников в Германии, нек-рые её положения были использованы в Бельгии, Дании, Франции, Швейцарии, США, России и Польше. Впоследствии эта система организации уч.-вос-питат. работы подверглась критике, т. к. в её основу было положено представление о решающем влиянии биопсихол. факторов на развитие человека, что принижает воздействие целенаправленной воспитат. деятельности на личность, подрывает возможность развития у неё социально обусловленных потребностей и интересов.

Лит.: Зиккингер И. А., Г а и с-берг Ф., Школа труда, П., 19202; К у-писевич Ч., Основы общей дидактики, пер. с польск., Ми986, гл. 9, § 4; S i с k i n—8 er A., Organisation grosser Volksschulkörper nach der natürlichen Leistungsfähigkeit der Kinder, Mannheim, 191l2.

 

МАНДИНЯН Седрак [10(22).9.1844, Тбилиси, — 15(28).11.1915, там же], арм. педагог. Учился в Лазаревском ин-те в Москве, в Петерб., Гейдельбергском, Лейпцигском и Венском ун-тах. Работал в Нерсесянском уч-ще в Тбилиси (1874- 1878), Шушинском (Карабахском) епархиальном уч-ще (1880—81), Эчмиадзин-ской академии (1882—92), Ереванском епархиальном уч-ще (1893—95).

М. первым среди арм. педагогов поставил на науч. основу преподавание педагогики и психологии. Автор более чем 250 науч. работ, многие из к-рых сыграли видную роль в развитии нац. пед. мысли («Пед. сомнения среди нас», 1875, «Краткая педагогика», 1878, и др.). Составитель шк. учебников и пособий, в т. ч. по нач. обучению («Нац. богатырский мир», 1880; «Семейный мир», 1886), по рус. языку («Метод преподавания рус. языка», 1886; «Нач. рус. хрестоматия для армян», кн. 1—2, 1906—07), а также программ, шк. уставов и др.

Лит.: Даниелян А., Седрак Манди-нян о преподавании рус. языка, «Рус. язык в арм. школе», 1964. № 1; с г. о же, Седрак Мандинян, Ер., 1964; Шаваршян А. М., Арм. педагоги, кн. 1, Ер., 1978, с. 487—611.

А. Г. Даниелян.

МАНН (Mann) Xopac (4.5.1796, Франклин, шт. Массачусетс, — 2.8.1859, Йеллоу-Спрингс, шт. Огайо), амер. обществ, деятель и педагог. Окончил ун-т (1819 в г. Провиденс (шт. Род-Айленд) и юрид. школу в г. Личфилд (шт. Коннектикут). Преподавал древние языки, занимался адвокатской практикой. В 1835 был избран членом сената шт. Массачусетс. В 1837—48 возглавлял созданное по его-инициативе Бюро по делам образования штата. Был инициатором принятия шк. закона штата Массачусетс (1837), ставшего образцом для аналогичных законов др. штатов Новой Англии. Под его руководством было значительно улучшено шк. дело в штате: ликвидирована разрозненность и бесконтрольность местных школ, создана единая шк. система, установлена обязат. продолжительность уч. года, улучшено стр-во шк. зданий, расширена программа элементарного обучения, в к-рую было введено преподавание музыки, рисования, гигиены. М. выступал против телесных наказаний детей, способствовал созданию в школе здоровой дисциплины.

Обществ, и пед. взгляды М. отличались гуманизмом и демократизмом. Он отстаивал право каждой личности на свободу и образование независимо от расы, национальности и имуществ. положения.

Свои пед. идеи М. пропагандировал; через созданный им в 1838 первый в США пед. журн. «Cornmon School Journale (выходил в Бостоне до 1852). Широкую-известность приобрели 12 годовых докладов-отчётов о состоянии нар. образования в шт. Массачусетс, в к-рых он излагал свои взгляды на отд. пед. проблемы: об обязанностях шк. к-тов, о системе общеобразоват. школ, о методах обучения, о задачах и содержании воспитания в образования, о шк. дисциплине, о шк. б-ках, о подготовке учителей и т. д. Один из докладов М. был посвящён характеристике системы обучения в нем. школе. В нём М. пропагандировал идеи И. Г. Пе-сталоцци и подверг критич. анализу современную ему амер. школу. К. Д. Ушин-ский высоко ценил эти отчёты и писал, «что они составляют целую пед. библиотеку, исполненную самых полезных прак-тич. замечаний».

М. видел задачу школы в развитии и укреплении умственных сил детей, в воспитании у них стремления к истине. Школа, воспитывая будущих граждан, должна готовить их к практич. жизни, вооружать полезными знаниями и умениями. Серьёзный недостаток школы видел в недостаточном учёте возрастных особенностей, интересов и потребностей детей, слабой обоснованности содержания образования, широком распространении физич. наказаний и т. д, Важнейшими средствами воздействия на личность ребёнка М. считал проявление со стороны воспитателя симпатии, доверия и любви. Деятельность М. оставила глубокий след в истории развития прогрессивной пед. мысли США, однако-он был близок к позиции утопистов, полагая, что обществ, пороки могут быть устранены с помощью правильно-организов. воспитания.

Соч.: The republic and the school; the edu-cation of free men, ed. by Lawrence A. Cremin, N. Y., [1957].

ЛитУ III и и с к и и К. Д., Шк. реформы в Сев. Америке, Собр. соч., т. 2, Ми948; Крупская Н. К., О постановке нар. образования в Сев. Америке и Зап. Европе, Пед. соч., т. 1, М., 1978; Пискунов А. И., Деятельность и пед. взгляды Г. Манна, СП, 1955, №8; Morgan G. E., H. Mann, Tus ideas and Ideals, Wash., 1936; M с С l u s-key N. G., Public schools and moral educa-tion. The influence of H. Mann, William Tor-rey Harris and John Dewey, N. Y., 1958.

А. И. Пискунов.

 

МАРИАТЕГИ (Mariategui) Хосе Карлос <14.6.1895, Лима, — 16.4.1930, там же), перуанский полит, деятель, социолог, лит. критик. Основатель Перуанской компартии (1928; до 1930 наз. Социалис-гич. партией Перу). Основываясь на фак-тич. материале из истории нар. просвещения в Перу, М. указал на зависимость образования от условий и характера экон. развития. Осн. причину кризиса нац. системы образования видел в том, что «нар. образование страны не проникнуто нац. духом..., имеет колониальный характер» и что первым шагом в просвещении широких масс трудящихся, и прежде всего индейцев, должно "быть уничтожение «крепостного права». Выдвигал тезис о «школе трудового воспитания» как школе нового типа, в к-рой

«физическому и умственному труду должно уделяться одинаковое внимание». Выступал за бесплатное образование на всех ступенях обучения.

Центр, место в" его пед. наследии занимали проблемы университетского образования, а также анализ студенч. движения за университетскую реформу, к-рое переживало особый подъём в 1919—23. Критикуя отд. недостатки этого движения (расплывчатость программы, неясность целей и т. д.), М. приветствовал осн. требования реформы — участие

студентов в управлении ун-тами, обновление пед. методов, привлечение к преподаванию нац. интеллигенции.

М. приветствовал создание (1922) нар. ун-тов им. Гонсалеса Прады, к-рым он придавал большое значение наряду с разл. формами самообразования рабочих. М. разрабатывал для этих ун-тов соответствующие метод, рекомендации. Был издателем журн. «Амаута» («Amauta», 1926—30), в к-ром значит, внимание уделено проблемам образования.

Соч.: Temas de educacion, Lima, 1970 KObras completas, v. 14); в рус. пер. — Семь очерков истолкования перуанской действительности, вступ. ст. X. дель Прадо, М., 1963.

Лит.; P r a d o J. del, Mariategui у su obra, Lima, 1946; Z i l b e r t Salas O., T£l fenömeno educativo en Lenin у Mariategui, в кн.: Lenin у Mariategui, Lima, [1970]; F a l с o n J., Educacion у cultura en Lenin-Mariätegui, Lima, 1981. С. Н. Табунов.

МАРИИНСКИЕГИМНАЗИИ, см. Ведол (ство учреждений императрицы Марии.

МАРИИНСКИЕ УЧИЛИЩА, см. Ведомство учреждений императрицы Марии.

МАРИЙСКАЯ РЕСПУБЛИКА, Республика Марий Эл, входит в Рос. Федерацию. Пл. 23,3 тыс. км2. Нас. 749 тыс. чел. (1989). Столица — Йошкар-Ола.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше высш. и среднее <полное и неполное) образование имели 793 чел. (в 1979 — 678 чел.). В отраслях экономики занято 134,6 тыс. специалистов, в т. ч. св. 48 тыс. с высшим и св..85 тыс. со средним спец. образованием.

До сер. 18 в. имелись только рус. монастырские школы (с кон. 16 в.). В 1749 в Царёвококшайске создана новокрещенская школа, а в 1791 в Козьмодемь-янске — малое нар. уч-ще, первое в крае светское уч. заведение. При участии профессоров Казанского ун-та П. С. Кон-дырева и М. С. Рябушкина открыты сел.

приходское уч-ще (Морки, 1821) и Ца-рёвококшайское уездное уч-ще (1825). Создавались школы Мин-ва гос. иму-ществ (6 — в 1843), а также удельные. В 1864 появились земские уч-ща (к 80-м гг. 19 в. — ок. 50; нек-рые с воскресно-повто-рит. классами). С кон. 70-х гг. создавались миссионерские школы братства святителя Гурия, с 1884 — церк.-приходские уч-ща. В 90-х гг. открылись первые жен. школы. К кон. 19 в. число уч-щ МНП было незначительным; имелось 80 одно-классных и ок. 20 двухклассных церк.-приходских школ. Тат. дети обучались в мектебах (в нач. 20 в. — св. 40). Появились первые проф. уч. заведения: Нар-тасская низшая с.-х. школа (1893), разл. курсы и т. п.

В нач. 20 в. в городах работали трёхклассные уч-ща, жен. уч-ща и школы, а также 2 муж. и 2 жен. гимназии (открыты в 1905—14). Преподавателей для школ, в т. ч. для работы с учащимися-марийцами (до 1917 наз. черемиссами), готовили учительские семинарии: Казанская (с 1872) и Бирская (с 1882) инородческие; черемисская (марийская) в Ишакове (с 1894) и рус.-черемисская в Царёвококшайске (с 1917.) учительские школы (среди них Уньжинская центральная, с 1894)и курсы.

Педагоги Н. И. Золотницкий (инспектор тат. школ Казанского уч. округа с 1867) и С. А. Нурминский высказывались за внедрение обучения на родном языке. Просвещению марийцев содействовали И. Н. Ульянов, И. Я. Яковлев, К. Насыри и др. С кон. 30-х гг. 19 в. появились первые печатные уч. пособия на мар. яз.: «Черемисская грамматика» А. Альбинского (1837), «Упрощённый способ обучения чтению черемисских детей...» И. Кедрова (1867), буквари и др. учебники Нурминского, Г. Я. Яковлева, П. И. Ерусланова и др. Map. яз. как средство нач. обучения допускался только в миссионерских школах. В период Революции 1905—07 было официально разрешено преподавание на родном языке в нач. школе; были изданы книги для чтения В. М. Васильева, С. Г. Чавайна, В. М. Ипатова-Иванова, иллюстриров. буквари Г. Г. Кармазина (Эвайна), Васильева и др.

В 1914/15 уч. г. насчитывалось 507 уч. заведений (в т. ч. 502 начальных), в к-рых обучалось ок. 26 тыс. детей и было занято ок. 900 учителей (в т. ч. 123 из марийцев). Охват марийских детей шк. возраста обучением не превышал 30—40%. Грамотность населения на рус. яз. (1897, перепись) составила ок. 16%; среди мари — ок. 10%.

После установления сов. власти началась перестройка системы нар. образования. В Наркомпросе РСФСР был создан (1919) подотдел мари при бюро нацменьшинств, к-рый координировал работу по ликвидации неграмотности и по

543

развитию сети общеобразоват. школ. В 1919 развернули деятельность пункты ликбеза (к 1921 — св. 480), школы взрослых. В 1921 учреждена областная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. В 1924 осн. Map. отделение об-ва «Долой неграмотность!». В 20-х гг. обучено грамоте св. 40 тыс. чел. Ликвидация неграмотности активизировалась в 30-е гг. и завершилась в 1940.

В 1922 имелось 289 общеобразоват. школ, охватывавших св. 17 тыс. детей и подростков. В 1924 Васильевым составлена первая программа по марийскому яз. для школ. Началось издание массовой уч. лит-ры и преподавание в школах на родном языке. В 1927 в 419 нач., 21 семилетней и 8 ср. школах обучалось ок. 35 тыс. чел. С 1930/31 уч. г. вводилось всеобщее нач. обучение. С 1932/33 уч. г. расширялась сеть мар. школ-семилеток. В 1941 насчитывалось св. 470 нач., 190 семилетних и 44 ср. школы (ок. 109 тыс. уч-ся, ок. 4 тыс, учителей). Значит, вклад в развитие школы в республике внесли педагоги, организаторы нар. образования М. И. Веткин, П. Г. Григорьев, Л. Я. Мендиаров, В. А. Мухин и др. Формировалась (с 1918) сеть дет. дошк. учреждений, к к-рым поначалу население относилось недоверчиво. Мн. дет. очаги были закрыты в нач. 20-х гг. из-за неурожая и голода, охвативших ряд районов республики. К 1940 насчитывалось 78 дет. садов (3,5 тыс. детей).

Заметное развитие получило проф.-тех. и ср. спец. образование. В 1921 работали 3 пед., 1 с.-х. техникумы, 6 шк. городков (обучение по с.-х. профилю), 10 проф. школ и др. В 1923 открыты первые ФЗУ. В 1939 было 12 ср. спец. уч. заведений (3 тыс. уч-ся). В Йошкар-Оле в 1931 созданы Map. агропединститут — первый вуз республики и Map. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. В 1932 здесь начал работу Поволжский лесотехн. ин-т им. М. Горького (осн. в 1930 в Казани), в 1934 — учительский ин-т (до 1952).

В 1949/50 уч. г. осуществлено всеобщее 7-летнее обучение; работало св. 750 дневных общеобразоват. школ (св. 100 тыс. уч-ся), 57 школ рабочей и сел. молодёжи. В нач. 50-х гг. действовало 3 ре-месл. уч-ща. В 1962 введено всеобщее 8-летнее обучение. С кон. 70-х до кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодёжи. В школах началось преподавание географии и истории Марийского края, для чего были разработаны приложения к принятым в РСФСР учебникам.

В 1992 в более чем 500 постоянных дет. садах и яслях-садах воспитывались 53 тыс. детей. Обеспеченность детей дошк. учреждениями — св. 70%. Воспитат. работу на мар. языках ведут ок. 100 дет. садов, на татарском — 7. В дет. садах введено предшк. изучение родного языка: в 115 — марийских языков, в 8 — татарского. В 1992/93 уч. г. насчитывалось 423 дневные общеобразоват. школы (в т. ч. 118 нач., 109 неполные средние, 196 ср.), в к-рых обучалось св. 117 тыс. чел., в т. ч. в средних — св. 103 тыс. чел. В 3 вечерних школах ок. 800 уч-ся. В 192 школах нач. обучение идёт на мар. языках, в 12 — на татарском. Как отд. предмет изучаются марийские (240 школ), тат. (11), чуваш., удм. языки. В образо-ват. учреждениях занято св. 8,7 тыс. пед. работников, в т. ч. св. 88% с высшим образованием. Среди них св. 550 засл. учителей школы РСФСР и Map. АССР.

Действует 30 внешк. учреждений, в к-рых занимается св. 22 тыс. детей и подростков. Издаётся дет. журн. «Кече» («Солнышко», с 1991, ведёт историю с 1930). Подготовку пед. кадров осуществляют Map. ун-т (осн. в 1972), Map. пед. ин-т, а также уч-ща: пед., муз., худож., культуры. Имеется ИУУ (организован в 1939 на базе ИПК пед. кадров, осн. в 1932).

Работают 13 ср. спец. уч. заведений (ок. 10 тыс. уч-ся, св. 26% из них — мари), в к-рых занято св. 660 преподавателей (св. 80% из них — с высш. образованием), в т. ч. 42 засл. работника ср. спец. школы. В 34 ПТУ получают подготовку ок. 11 тыс. уч-ся. В большинстве ПТУ изучается родной язык. В 3 вузах республики — ун-те, политехн. и пед. ин-тах — св. 14 тыс. студентов (св. 20% из них — мари). В вузах занято св. 1 тыс. профессоров и преподавателей, в т. ч. 33 доктора и св. 540 канд. наук, 22 засл. работника высш. школы.

Лит.: Трефилова А. Т., Очерки по истории мар. нач. школы дооктябрьского периода, Йошкар-Ола, 1957; II а и м а-ков А. С., Развитие школы в Map. АССР (1917 — 1969 гг.), Йошкар-Ола, 1970; Культурное строительство в Map. АССР. Со. док-тов, кн. 1—2, Йошкар-Ола, 1983—85; А и а-к а с в П. АПросветители марийского края, Йошкар-Ола, 1990. Ю. Я. Протасов.

МАРИТЕН (Maritain) Жак (18.11.1882, Париж, — 28.4.1973, Тулуза), франц. философ и педагог, виднейший представитель неотомизма. Окончил Сорбонну; с 1914 проф. философии Парижского ка-толич. ин-та. В 1933—44 работал в Ин-те ср. веков в Торонто (Канада). В 1945—48 посол Франции в Ватикане. Преподавал в Принстонском (проф. в 1848—66) и Колумбийском ун-тах (США).

М. возглавлял течение либерального неотомизма. Нек-рые церк. идеологи обвиняли его в отступлении от католич. ортодоксии. Но именно М. в значит, мере предвосхитил тот «новый курс», к-рый стал осуществляться Ватиканом с сер. 50-х гг. 20 в.

Наряду с разработкой филос. и социология, проблем изложил и обосновал пед. концепцию неотомизма. Согласно М., идейной основой педагогики должен стать «интегральный» гуманизм, к-рый, в отличие от «антропоцентрического», распространяющего иллюзию о всемогуществе человеческого разума, рассматривает человека как несовершенное существо, нуждающееся в постоянном руководстве со стороны «божественного провидения». Осуждая тоталитаризм и расизм, выражая тревогу в связи с ростом юношеской преступности, девальвацией духовных ценностей и моральной деградацией части молодёжи, М. связывал эти явления непосредственно с упадком религ. влияния. Из этого следовало, что необходимо систематически приобщать детей к религии, сделать глубокую веру в бога их органич. внутр. потребностью, ибо только на такой основе возможно подлинно нравств. воспитание. По утверждению М. принцип строгого разграничения и одновременно органич. сочетания «истин разума» и «истин веры» должен быть «начертан над входом в любое учебное заведение».

В разработанной им модели уч. плана ср. школы предусматривался, наряду с основами совр. наук, обязательный и обширный курс теологии. Без этого, по мнению М., нельзя глубоко уяснить закономерности обществ, развития, поскольку многие совр. полит, и идеологич. конфликты уходят своими корнями в религ. борьбу и теологич. дискуссии.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!