Современная система образования. 49 страница



546

компроса, организовал (1923) дет. журн. «Воробей» (в 1924—25 — «Новый Робинзон»), ставший своеобразной лабораторией дет. лит-ры, изучения творческих способностей читателя. Был одним из руководителей первого крупного специа-лизиров. изд-ва дет. лит-ры — Детгиза, к-рое привлекало к созданию произведений для детей М. Пришвина, М. Зощенко, В. Бианки, Е. Шварца и мн. др. писателей, художников-иллюстраторов, специалистов театра.

С именем М. связан расцвет дет. лит-ры в 20—30-х гг. В разл. пед. экспериментах и в непосредств. общении с детьми развивался специфич. талант М. — дет. поэта, драматурга, исследователя худож. произведений для юного читателя, зрителя, слушателя. Лит.-пед. деятельность М. получила теоретич. осмысление в его докладе «О большой литературе для маленьких» на 1-м Всес. съезде сов. писателей (1934), в многочисл. выступлениях, статьях, заметках («Воспитание словом», 1961). В 1923 вышли первые стихотворные книжки для самых маленьких: «Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке» и др. Его дет. сказки богаты филос. мудростью, согреты чувством любви к ребёнку, обращены к основам нравственности, духовного равновесия человека. М. обращался и к малым формам фольклора (частушки, пословицы, поговорки), писал рассказы и повести в стихах, поэмы и баллады. В 30-х гг. создал сатирич. памфлет «Мистер Твистер», стихотворный фельетон «Акула, гиена и волк», пьесы для дет. театров («Двенадцать месяцев», «Горя бояться — счастья не видать», «Умные вещи»).

М. сумел в своих произведениях заговорить с юным читателем о самых сложных социальных понятиях без нравоучений, увлекательно и понятно. Воспи-тат. эффект его произведений, адресованных детям, составляет триединство осн. факторов иск-ва — мысли, чувства, воли. Нравств. принцип в них стал эсте-тич. принципом. Произведения М. для детей воспевают добро, человечность, созидательный труд, готовность соучастия, сыновнюю признательность к матери-природе. Иск-во дет. поэзии М. рассматривал не как прикладную отрасль «большой» лит-ры, а в одном ряду с ней. М. учитывал в своём творчестве, что читатель дет. книги умеет ценить истинность прекрасного, чуток к малейшей фальши. По М., дет. поэзия — «взыскательнейший экзамен для поэзии вообще». Она обладает своими изначальными достоинствами ясности, занимательности содержания и непринуждённой энергии, «естественной как дыхание» мерности и «незаметности» формы (А. Твардовский). Произведения М. для детей были отмечены Гос. пр. СССР (1946, 1951); Лен. пр. (1963) удостоены сб. «Избранная лирика» и книги для детей.

Голос М.-сатирика звучал в годы Вел. Отеч. войны в выступлениях на страницах газет, в антифаш. плакатах (в содружестве с Кукрыниксами; Гос. пр. СССР, 1942), листовках.

М. — переводчик обогатил рус. поэзию классич. переводами сонетов У. Шекспира (Гос. пр. СССР, 1949), песен и баллад Р. Бёрнса, У. Блейка, У. Вордсворта, Дж. Китса и др.; произведений Леси Украинки, Джамбула, Мусы Джалиля, На-зыма Хикмета, П. Тычины, Л. Квитко и др. поэтов. Творчество М. истинно

интернационально, гуманистично. Автор автобиографии, повести «В начале жизни» (1961), статей и заметок о поэтич. мастерстве.

Соч.: Собр. соч., т. 1—4, М., 1957—60. Литемирнова В., Мастер дет. книги, в кн.: О лит-ре и театре, М., 1956; её же, Учитель, друг, мастер, в кн.: О детях и для детей, M., 19672; Г а л а и о в Б., С. Я. Маршак. Очерк жизни и творчества, M., 19572; Зинченко Г., Читая Маршака..., в кн.: Дет. лит-ра, М. — Л., 1963; Рассадин Ст., Обыкновенное чудо. Книга о сказках для театра, М., 1964; Чуковский К., Высокое искусство. О принципах худож. перевода, М., 1964; Венгров Н., С. Я. Маршак, в кн.: История рус. сов. лит-ры, т. 3, M., 19682; С ар нов Б. М., Самуил Маршак. Очерк поэзии, М., 1968; Лупанова И., Полвека. Сов. дет. лит-ра, 1917 — 1967, М., 1969; Жизнь и творчество С. Я. Маршака. Маршак и дет. лит-ра, сост. Б. Галанов, И. Маршак, М. Петровский, М., 1975; Твардовский А., О поэзии Маршака, в кн.: Я думал, чувствовал, я жил. Воспоминания о Маршаке, М., 1988; С и — воконь СИ словом, и делом (С. Маршак), в кн.: Уроки дет. классиков, М., 1990. Т. Д. Полозова.

МАСЛОВ Михаил Степанович [19(31).5. 1885, Нарва, — 3.6.1961, Ленинград], педиатр, акад. АМН СССР (1944), дер наук (1913), засл. деятель науки РСФСР (1935), ген.-майор мед. службы. По окончании Воен.-мед. академии (1910) оставлен на кафедре дет. болезней (с 1921 нач. кафедры). Одновременно (с 1925) руководитель физиол. отделения, а затем клиник Ленингр. ин-та охраны материнства и детства (с 1935 Ленингр. педиатрич. ин-т, где М. в течение 26 лет возглавлял кафедру факультетской педиатрии).

Труды по клинике и лечению пневмоний, токсич. и септич. состояний, болезней печени, почек, эндокринной и вегетативной нервной систем у детей. Изучал анатомо-физиол. особенности, возрастную и индивидуальную реактивность дет. организма. Автор ряда учебников по педиатрии. За «Лекции по факультетской педиатрии» (ч. 1—2, Л., 1957—60) удостоен премии им. Н. Ф. Филатова. Создал науч. школу.

Соч.: Учение о конституциях и аномалиях конституции в дет. возрасте, Л., 1924, 1926; Основы учения о ребенке и особенностях его заболеваний, т. 1—2. Л., 1926 — 27, М.-Л., 1930—323; Диагноз и прогноз дет. заболеваний, [Л.], 1948; Болезни печени и желчных путей у детей, [Л.], 1951.

Лит.: Тур А. Ф., М. С. Маслов, М., 1969.

МАСЛОУ (Maslow) Абрахам Гарольд (1.4.1908, Нью-Йорк, — 8.6.1970, Менло-Парк, шт. Калифорния), амер. психолог, ведущий представитель гуманистической психологии. В 1951—69 проф. ун-та Брандайс (шт. Массачусетс), през. Амер. психол. ассоциации (1967).

В противовес распространённым до 60-х гг. в амер. психологии личности биол. редукционизму (см. Психоанализ) и механицизму (см. Бихевиоризм) М. разработал стратегию целостного анализа высш. сущностных проявлений человека — любви, творчества, «высш. ценностей» и т. п. Мотивац. сферу личности, по М., образует ряд иерархически соподчинённых групп потребностей: физиол. потребности, потребность в безопасности, любви, уважении. Высш. место в иерархии занимает потребность в самоактуализации: человек стремится максимально реализовать весь своя потенциал способностей, чтобы «быть тем, кем он может стать». Введение понятия самоактуализации призвано перенести центр анализа в психологии личности на рассмотрение психически здоровой и полноценно себя реализующей творческой личности, подчеркнуть активный и продуктивный характер её развития. Самоактуализация понимается М. гл. обр. как «рост изнутри».

Теория личности М. послужила одним из источников гуманистич. воспитания. Гл. задача педагогики, по М., «помочь человеку обнаружить в себе то, что в нём уже заложено» — представление, развиваемое совр. педоцентризмом. В русле идей М. в зап. педагогике решаются практич. вопросы воспитания одарённых детей.

Соч.: Motivation and Personality, N. Y., 19702; Toward a psychology of being, Prince-ton, [1962]; Some educational implications of the humanistic psychologies, «Harvard Educational Review», 1968, v. 38, № 4; The further reaches of human nature, Harmondsworth, 1976; в рус. пер. — Самоактуализация, в кн.: Психология личности. Тексты, М., 1982.

Лит.: Анцыферова Л. И., Психология самоактуализирующейся личности в работах А. Маслоу, ВП, 1973, № 4; 3 с й-гарник Б. В., Теории личности в заруб, психологии, М., 1982; Леонтьев Д. А., Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу, ВП, 1987, № 3; G ob l e F.. The third force, N. Y., 1976. В. Я. Пилиповский.

МАССАЛИТИНОВА, Масалити-н о в а, Надежда Осиповна [26.8(7.9). 1876, Елец, — 18.4.1921, д. Морозове, ныне в Калужской обл.], педагог, деятель в области дошкольного воспитания, последователь П. Ф. Лесгафта. Училась на физ.-мат. ф-те Бестужевских курсов (1897—99), окончила курсы П. Ф. Лесгафта (1904) в Петербурге и Моск. высш. жен. пед. курсы (1911). В 1900—03 работала на дет. летней площадке Томского об-ва содействия физич. развитию, созданного В. С. Пирусским. С 1905 в Москве, преподаватель математики и естествознания в мл. классах частной жен. гимназии (до 1917). С 1912 организовывала дет. площадки в разл. р-нах Москвы, с 1913 участвовала в работе об-ва Детский труд и отдых, вела курсы лекций по игре на пед. и дошк. курсах при университете им. А. Л. Шанявского. После 1917 преподавала на пед. курсах. С 1919 сотрудник Первой опытной станции по нар. образованию, чл. Организац. к-та станции, руководитель опытных кадров. М. изучала проблемы игры в жизни детей.

Соч.: Краткий сборник подвижных дет. игр, проведенных в 1913/14 на пед. курсах в Гор. ун-те им. А. Л. Шанявского, М., 1915 (сост. совм. с А. У. Зеленко); Вводно-пед. курсы. Общий очерк работы курсов, «Бюллетени отдела Дошк. воспитания Наркомпро-са», 1921, № 5—6, с. 7—11, № 7—8, с. 5—14.

Лит.: Шацкий С., Н. О. Масалитино-ва. (Некролог), «Бюллетени отдела Дошк. воспитания Наркомпроса», 1921, № 7 — 8, с. 1 — 5. С. Г. Степанов.

 

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (англ, mass communication — массовое общение), систематич. распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Возникновение М. к. связано с изобретением печатного станка (И. Гутенберг) и появлением многотиражной книги (15 в.), периодич. печати в Зап. Европе (16—17 вв.). Распространение кинематографа в кон. 19 — нач. 20 вв. позволило вовлечь в процесс М. к. малограмотных и даже неграмотных людей. Качеств, скачок в М. к. произошёл с распространением радио — и телевещания, охвативших в 20 в. практически всё население в промыщленно развитых странах. Рождение каждого нового средства М. к. не уничтожало ранее изобретённые, но изменяло их место и функции в общей системе.

Теоретич. осмысление процессов М. к. началось в 19 в. в русле политологии и общей социологии, уделялось внимание прежде всего проблемам формирования и выражения обществ, мнения через периодич. печать (А. Токвиль, А. Шеффле и др.). Со 2-й пол. 19 в. появились исследования нац. периодич. печати (Франция, Германия и др.), к-рые носили в основном ист. или экон.-статистич. характер. В кон. 19 в. сложились разл. точки зрения на понимание М. к.: периодич. печать как капиталистич. предприятие (М. Вебер), М. к. как массовое общение членов общества (Ч. Кули, У. Липман, Р. Парк) и др. Усилился интерес исследователей к содержанию материалов прессы. Опубликованы первые статистич. данные о тематике и формах подачи газетных материалов (Д. Уилкокс, А. Нус-санс, П. Стоклосса и др.). Прикладные социологич. исследования 20—40-х гг. привели к появлению обобщённых моделей массово-коммуникац. процессов. Первая схема такого рода X. Лассуэлла (кон. 40-х гг.) в упрощённом виде сводилась к 5 вопросам: кто сообщает?, что сообщается?, кому?, по какому каналу?, с каким эффектом? В результате сформировались осн. понятия теории М. к.: коммуникатор (кто), сообщение (что), адрес или аудитория (кому), средство коммуникации (канал), эффект (ожидаемое воздействие, функция). Следующим этапом развития концепции М. к. стало утверждение, что М. к. носит характер двухступенчатого потока, т.е. информация распространяется от средств М. к. к «лидерам мнения», а затем начинает циркулировать на уровне межличностного общения (П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и др.). Это положение базировалось на идее однонаправленного воздействия коммуникатора на аудиторию и послужило основой для разработки теории массовой полит, пропаганды через каналы средств М. к. Осознание важности более широкого социального взаимодействия привело к дополнению схемы Лассуэлла понятием обратной связи (Г. Райл, Ф. Балль и др.). Др. направлением было исследование М. к. в тесной связи с культурой (Т. Адорно, Р. Барт, X. М. Мак-Люэн, А. Моль, X. Ортега-и-Гассет, Ю. Хабермас, У. Шрамм и др.). В 70—80-е гг. большое внимание уделялось изучению закономерностей функционирования и эволюции М. к. Проводились эмпирич. исследования межнац. массово-коммуникац. процессов. Результатом наиболее значит, работы в этой области (проведённой по инициативе ЮНЕСКО в 70-е гг. под руководством Ш. Макбрайда) явился вывод об однонаправленном потоке социальной информации, идущем от более про-мышленно развитых стран к развивающимся и порождающем явление «инфор-мац. империализма». На этой основе в нач. 80-х гг. выдвинулась концепция «нового информац. порядка», к-рый бы помог устранить информац. неравенство между богатыми и бедными странами.

Россия была одним из центров развития средств М. к. Сов. власть придавала исключительно важное значение развитию средств М. к., преследуя прежде всего пропагандистские цели. С кон. 20-х гг. возросли тиражи периодич. изданий, осуществлялась широкая радиофикация. В 50—60-е гг. распространилось телевидение, охватив к 90-м гг. практически большинство населения страны.

Систематич. изучение рос. периодич. печати началось на рубеже 19 и 20 вв. (И. И. Иванов, М. К. Лемке, А. М. Скабичевский и др.). В нач. 20 в. стали рассматриваться проблемы социологии кино {В. Виторг, В. Готвальд, Г. Циперович и др.), в 20-е гг. исследовалась киноаудитория (Н. А. Лебедев, А. Трояновский и др.). В 40—60-е гг. науч. данные по М. к. использовались в основном в интересах полит, пропаганды. С кон. 60-х гг. политико-пропагандистская ориентация анализа М. к. постепенно преодолевалась. Велись разработки методологических (В. Г. Афанасьев, Ю. П. Буданцев, А. К. Уледов и др.), социологических (Б. А. Грушин, В. С. Коробейников, Б. М. Фирсов, В. А. Ядов и др.), психологических (А. А. Леонтьев, Ш. А. На-дирашвили, Ю. А. Шерковин и др.), эстетических и культурологических (А. С. Вартанов, В. П. Дёмин, В. И. Михалкович, Н. А. Хренов и др.) аспектов М. к.

Одним из важных результатов этого процесса стало осознание двойственности природы средств М. к., к-рые, с одной стороны, ориентированы на передачу реальных фактов, с другой — содержат элементы определённой их трактовки; при этом выдумка, фантазия усиливают худож. начало во всех без исключения сообщениях. Каждое средство М. к. в процессе эволюции проходит стадию «информатора», т.е. прямого отражения реальности, затем — с развитием специ-фич. «языка сообщений» — этап ассоциативного, «метафизического», а следовательно, художественного повествования (В. Ю. Борев, А. В. Коваленко). Известны разл. точки зрения на роль и место М. к. в социальном организме: выражение концентрации полит. власти (Ч. Миллс), обеспечение духовного контроля (Лазарсфельд, Р. Мертон), порождение новой культуры (Мак-Люэн, Моль) и др. Наиб, распространённая в зап. социологии система функций М. к. X. Лассуэлла включает: убеждение (позволяет манипулировать обществ, сознанием), социализацию (усвоение норм и ценностей данного общества), развлечение (рекреативная, реабилитац. функция). В работах отеч. теоретиков наряду с пропагандистским подходом к М. к. присутствовала и др. точка зрения, высоко оценивавшая роль М. к. в распространении культуры, просвещении, воспитании.

В 80-е гг. система функций рассматривалась на 2 уровнях — социальном и личностном. К социальным функциям

относились: интегративная (формирование и поддержание социальной общности), пропагандистская и функция пространственно-временной трансляции культуры (синхронная и диахронная коммуникация, обеспечивающая сохранение и развитие культуры). Личностные функции подразделялись на 2 группы. Первая отражала процесс социализации, приобщения человека к знаниям, нормам и ценностям общества (просветительская, нормативная, а также аксиологическая, т.е. формирующая в человеке ценностные ориентации, информационная функции); вторая — процесс самореализации человека (развлекат., досуговая, реабилитационная, творческая, т.е. обеспечивающая полноценное участие человека в процессе М. к. и право на самовыражение через каналы М. к., и мотивац. функции).

Проблемами М. к. занимаются между-нар. и нац. орг-ции, в т. ч. секция свободного потока информации и исследований М. к. ЮНЕСКО, Межправительств, совет междунар. программы развития коммуникаций.

Выходят периодич. издания: «Communications» (Денвер), «Journal of commu-nication» (Филадельфия), «Media cul-ture and society» (Лондон), «Reports and papers on mass communication» (ЮНЕСКО) и др.

Педагогические аспекты М. к. В отеч. педагогике сложились 2 осн. направления рассмотрения проблем М. к.: образовательное, связанное с просветительской функцией М. к., и воспитательное, в большей степени соотносящееся с нормативной и аксиологич. функциями.

Образовательное направление. Можно выделить 2 тесно связанных между собой аспекта: просвещение широких слоев населения и использование средств М. к. в структуре систем обучения. Просветительский аспект обусловил возникновение науч.-популярных форм массово-коммуникац. сообщений. Применение М. к. в обучении привело к созданию 2 классов уч. пособий; уч. книг и экранно-звуковых пособий (уч. фильмы, диафильмы, диапозитивы, радио, телевидение, звуко- и видеозапись и др.; см. также Технические средства обучения).

Возможности М. к. оказали большое влияние на развитие образования. Так, в числе первых печатных книг были азбуки и буквари. Первый рус. журн. «Примечания к "Санкт-Петербургским ведомостям"» (1728—42) носил просветительский характер. Первый науч.-популярный кинофильм был создан во Франции в 1897, через 2 года после изобретения кинематографа, первые образоват. программы по радиовещанию начали транслироваться в 20-х гг. в странах Сев. Америки, образоват. телепрограммы — в 50-х гг. в США и Зап. Европе, т.е. практически одновременно с массовым распространением этих средств М. к.

Развитие образоват. направлений происходило, с одной стороны, по пути расширения содержания сообщений, а с другой — по пути дифференциации форм информации. Эволюция просветительского направления была связана с расширением тематики транслируемого материала, а также с жанровой дифференциацией (науч.-популярные, науч.-публицистические, науч.-художественные — лит-ра, кино, радио, телевидение и т. д.). Уч. направление шло по пути предметно-тематич. и адресной диффе-

548

ренциации от появления первого (единственного) учебника по данному предмету до создания групп, «плеяд» учебников одной тематики, имеющих разл. адрес. Появились взаимодополняющие формы — комплекты уч. пособий (уч. книга, набор диапозитивов, звукозаписей и т. д.).

Воспитательное направление. Чаще всего воспитательное воздействие сообщения на реципиента реализуется через организацию спец. информац. потоков, адресованных дет. и молодёжной аудитории. Существует точка зрения, согласно к-рой воспитат. влияние не связывается с определёнными возрастными границами аудитории и носит идеологич. характер воспитания народа.

Буквари и нравоучит. книги, появившиеся в 16 в. в Европе, породили традицию, ставшую одной из характерных особенностей воспитат. направления в М. к. для детей: трансляцию норм поведения и ценностных ориентации, осуществляемую преим. в образной худож. форме. Ребёнок через аллегорию, сказочную или фантастич. ситуацию усваивает нравств. ценности общества на основе погружения в мир худож. произведения, сопереживания героям.

Назидат. дет. периодика появилась во 2-й пол. 18 в.; первые худож. дет. кинофильмы — в 1918—19, радиопередачи для детей — в нач. 20-х гг., телепередачи — в кон. 40-х гг.

Воспитат. аспектам также свойственны процессы расширения содержания и жанровой дифференциации. Происходит своего рода «ассимиляция» в дет. аудитории худож. информации, первоначально адресованной взрослым. Мн. «взрослые» произведения становятся популярными у детей и подростков. Широко известно утверждение социологов, что «дет. телевидения не существует», т. к. дети смотрят всё подряд.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!