Самопомощь творческим коллекционированием



Творческое коллекционирование — это значит собирать только созвучное душе коллекционера. Такое собрание каких-либо предметов составляет портрет собирателя.

Случается, прошу пациента даже в тяжелых патологических случаях принести на лечебное занятие хотя бы три-четыре марки или открытки (пусть самые разные по содержанию, но непременно созвучные ему), дабы показать, уяснить через эти марки (открытки) товарищам в группе, мне и себе самому особенность своего душевного состояния.

С, 46 лет, с тяжким депрессивным чувством ускользания своей индивидуальности, ощущением «роботности» (как будто бы он — не он), в процессе лечения пришел к тому, что приобретает созвучные ему марки, подчеркивающие его индивидуальность. В его альбоме перемешаны на одной странице самые разные по содержанию марки из разных стран. Как будто бы нет никакой системы. Но это не так. Система такой, целебно-творческой, коллекции — в созвучии марки душевным особенностям коллекционера. Это созвучие для него настолько важно, что он часто жалеет у киоска, что нельзя купить лишь одну марку из всего набора. И вот, при усилении тяжкого ощущения «роботности», смотрит альбом, — и всегда на какой-то странице какая-то марка «зацепит» своим особым (даже в этом тягостном состоянии) созвучием с ней, целебно подчеркнет душевную особенность, и наступает возвращение к себе самому, душевное смягчение в этом возвращении.

Конечно, отнюдь не все коллекционеры (даже из страдающих расстройствами настроения) проникнуты подобным собирательством.

Иного охватывает, например, также целебное таинственное чувство, что ведь эта монета — действительная, настоящая монета, ходившая по базарам и лавкам двести лет назад в такой-то стране. Или гордость берет за то, что эта марка есть лишь у немногих, у нескольких человек в стране или в мире, — и в том числе у меня.

Бывает, человек собирает в альбом марки только от тех писем, которые ему писали. Открывая такой альбом, вспоминает, кто наклеил на свой почтовый конверт к нему какую марку. Марки эти напоминают общение с близкими и знакомыми людьми иногда в течение многих лет.

Так же как значки городов напоминают, в каких городах когда был. Это способствует целебному вдохновенно-стройному ощущению прожитых лет, пережитого в эти годы.

Самопомощь проникновенно-творческим погружением в прошлое

Творчески погружаться в прошлое — это значит глубже, яснее видеть себя теперешнего в своих детских переживаниях, в фотографиях, письмах дедов и прадедов, в прошлом своей деревни, своего родного города, страны, человечества, в народных сказках своей родины и т. п., — оживляясь всем этим.

Уточняя, благодаря такому погружению в прошлое, свою духовную индивидуальность (например, созвучие с прадедом, выясненное в чтении его писем; и мои глаза, взор так похожи на дедовские на фотографии), человек в то же время осознает-ощущает и свою «неслучайность», глубинные связи с ушедшими близкими, историей своей страны (например, военными событиями в своем городе) и Человечества, Вселенной. То есть речь идет о вдохновенно-осознанном личностном общении с предметами прошлого (например, памятниками старины), о приготовлении старинных кушаний, об этнографических занятиях, о проникновенно-философическом отношении в этом духе даже к таракану, который, как оказывается, жил во времена динозавров (вместе со сверчками и кузнечиками), дабы зримо ощутить через этого таракана свою связь с прошлым Земли.

Когда размышляешь об этом в записной книжке или пишешь рассказ, целебное действие творческого погружения в прошлое усиливается. Чтение таких произведений, как «Семейная хроника» С.Т. Аксакова, «Кладбище в Скулянах» В.П. Катаева, побуждает к составлению родословных, к путешествиям к могилам своих предков и т. д. Духовно бесценны для этих занятий «Заметки о русском» (М., 1984) Д.С.Лихачева.

Из рассказа Ф., 40 лет:

«Вспоминается вечер под Новый год. Мне было тогда лет пять. Я смотрю на огромную темно-зеленую елку; она стоит на полу, и крестовина прибита прямо к полу большими гвоздями. Чтобы увидеть тонкую верхушку, упирающуюся в потолок, мне надо запрокидывать голову. Светятся цветы и бабочки, нарисованные тонкими фосфорными линиями на стеклянных шарах, а внизу мандарины на ниточках, и если снять корку, ее острый запах смешивается с ароматом хвои и есть мандарин еще вкуснее».

Январь 1984.

Из «наброска» С., 46 лет («Из детства. Эвакуация»):

«В Кемерово помню булыжную мостовую, каменные перила нашего балкона, Томь, которая казалась мне очень широкой, тайгу вдали на другом берегу, голубой пароходик с волшебным названием «Химия», очень толстый лед в проруби зимой, мороженое молоко на рынке (я теперь храню пакеты молока в морозильнике), речку Искитимку, множество окровавленных бинтов на откосе возле госпиталя».

Январь 1984.

Я читал этот «набросок» в группе пациентов в отсутствие автора (простуженный, он был дома) и потом написал С. в письме (4 февраля 1984 года): «Набросок» так всех пронял своей правдивостью, тонкой простотой, что был целый шум <...>. Это всколыхнуло во всех нас детские слои души, и наступило целебное оживление, каждому из нас послышались запахи и краски своего детства».

Весьма помогает многим душевно напряженным людям — время от времени видеть и трогать вещи своего детства (игрушки, книги детства, заржавленное перышко, которым писал в первом классе, и т. д.) и вещи, связывающие с умершими родными.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!