Оптина пустынь и ее место в духовной жизни России.



Оптина являлась символом возрождения духовности России.

Старец иросхимонах Леонид, в схиме Лев, пришел в Оптину в 1829 г. До Оптины подвизался во многих монастырях и имел общение с многими подвижниками.

Он явл. основателем. оптинского старчества при деятельной поддержки братьев Путиловых.

Старчество – окормление монахов и мирян опытным духовником, из старшей братии. При условии искреннего духовного отношения и полного послушания духовных детей своему духовнику.

Старец Лев с 6 своими учениками поселился возле скита,. вскоре ему было поручено духовное рук-во всей оптинской братии. В 1836 он был оклеветан и ему запрет. принимать и переселили снач. в скит, а потом в монастырь.

По его преставлению старческое служение принял на себя старец Макарий, который поселился в Оптине в 1834 г. В 1836 – был назначен духовником обители, а 1839 – скитоначальником. При нем к Оптине пробуждается интерес русской интелегенции. У него неск. раз бывал Н.В.Гоголь, духовно окормлялись И.В.Кириевскийи его жена. При ближайшем содействии Кириевских старец положил начало книгоиздательской деятельности монастыря. При нем были изданы 16 книг трудов прп. Паисия Величковского.

С 1853 г. Он уже никого не исповедует, а только принимает и ведет дух. переписку. После его смерти его духовные дети перешли часть к старцу Иллариону, а часть тогда еще к иером. Амвросию.

Старец Амвросий Оптинский (см. 50)

После смерти прп. Амвросия в обители старчествовали иером. Анатолий (Зайцев) и Иосиф (Литовкин).

Прп. Нектарий. Пришёл в Оптину в 1873 г. Принял его прп. Амвросий. Послушался пономарём. В 1912 его избирают в старцы. Хотя он нигде учился, собеседников удивлял своими познаниями. В 23 г. – арестован. Выйдя из тюрьмы, жил у крестьянина. Скончался в 1928 г.

 

Типология кающихся.

1. Простец: самый лёгкий тип; есть осознание греха и желание; они самые смиренные. 2. Интеллигент: излишнее умствование; оппозиция церковной иерархии; отсутствие церковного быта и склонность к нигилизму. 3. Самодовольный тип: перечисляют свои «заслуги»; легко каются в грехах своих близких; «ничем крупным не грешил». 4. Мнительная совесть: подавленность своим грехом; это форма духовной болезни; мелочная боязнь. 5. Дети: особенность их психологии; особое внимание на ложь, унижение слабых, мучения животных. 6. Молодёжь: «пора надежд и грусти нежной»; период духовного кризиса (вера, из веры родителей, перерастает в веру личную). 7. Больные и умирающие: понимающие и непонимающие (дать надежду на милость Божью, привести пример страдающего Христа).

 

Старчество и духовничество (см. 39).

 

Исповедь публичная, общая, частная (см.39)

Публичная исповедь была в древности, сейчас ее можно наблюдать при вступлении в Ц. каких нибудь сектантов.

Общая исповедь нач. с о. Иоанна Кронштадского. Сейчас она практикуется, но считается не правильной, т.к. пастырь не может подобно о. Ин. Видеть внутреннее состояние людей.

Частная исповедь, общепринятая,  сейчас привязана к причастию. Христианин должен приступать к ней не реже 1 раза в месяц и не чаще 1 раза в неделю.

 

Церковные епитимийные уставы и соврем. духовнич. практика.

Духовническая практика: 1. Отсутствие осознания грехов; 2. «Поновления» - списки грехов без разделения на тяжесть, на духовный уровень кающегося; 3. Нужна подготовка к исповеди, искреннее покаяние; 4. Группы: дети, старики (в том числе «советского» типа), тяжелобольные, душевно и духовнобольные, умирающие; 5. Задачи на исповеди: помочь покаянию совершиться; 6. Уровень глубины исповеди индивидуально, блудные грехи неподробно, быстрее забывать; тайна исповеди; 7. Духовник – если есть регулярная исповедь; 8. Частота для мирянина – не реже 1 мес.; 9. Епитимьи – чем церковней человек, тем строже, обязательно назначать срок, для смертных – прекращение. Цель: принести пользу.

Епитимья – врачество. Индивидуально, можно сокращать, добровольное покаяние – облегчает, за одно преступление нельзя два раза наказывать. Содействующий греху без покаяния – такую же епитимью, что и согрешившему. Кающегося разрешает епископ или пресвитер, отлученный от причастия, но причащ. под страхом смерти, потом продолж. исполнять епитимью.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!